Основы общения

Основы общения

Человеку присуща потребность в общении — взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, человек проявляет и реализует свои человеческие возможности. По мнению психолога В.Н.Мясищева, потребность в деятельном общении, или общении в деятельности, представляет характерную специфически человеческую потребность. У детей она выражается как в реакциях, так и в словах (плач при уходе матери, радость при ее возвращении, специфические формы поведения в период ее длительного отсутствия подтверждают, что потребность общения с матерью является движущей силой поведения ребенка).

1 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. — М. 1994.-С.36.

Естественно, в каждом отдельном случае общение имеет индивидуально-личностную окраску: индивидуально отношение и общение матери с ребенком, индивидуально общение между сверстниками, между влюбленными, между соседями и т.д. Как мотивы, так и способы обращения друг к другу несут на себе отпечатки индивидуальностей общающихся: и в самых мрачных социальных условиях были примеры высокогуманных отношений, общения на основе нежности, заботы, участия и сотрудничества.

В практическом отношении представляет интерес технология общения. Общение — это деятельность, один из ее видов. В простейшем случае это обмен информацией, в котором участвуют:

— коммуникатор (субъект, передающий информацию);

— коммуникант (реципиент — субъект, принимающий информацию);

— собственно информация, состоящая из трех частей: когнитивной — сведений об обсуждаемом объекте, индексальной — сведений о коммуникаторе, регулятивной — сведений о ходе общения, о его начале и конце;

1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.—С. 166-167. 2 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — М., 1992. — С. 126-127.

— средства или каналы коммуникации’.

С этой точки зрения объяснимы примеры общения такого типа, как вопрос и ответ скучающих, никуда не спешащих собеседников: «Который час?» — «Без четверти двенадцать», или обмен другой нейтральной, малозначащей информацией. Однако сущность общения двух участников, обменявшихся теми же фразами:

«Который час?» и «Без четверти двенадцать», один из которых (спросивший) понял, что опоздал на важную встречу, невозможно объяснить только обменом информацией. Необъяснимы с этой точки зрения и примеры непринятия в одних случаях правильной информации и, наоборот, полного принятия информации ложной, примеры социальной ориентации участников общения, оказания воспитательного влияния одними на других. Учитывая это, развивается другая теория, согласно которой общение — это взаимодействие людей в ходе совместной деятельности. В структуре взаимодействия рассматривают его участников, их ценности и мотивы, ситуации взаимодействия.

Однако и в этом случае духовно-личностная сторона отношений, характерная особенно для педагогического общения, фактически не учитывается. Для преодоления этого недостатка Б.Ф.Ломов предложил рассматривать общение в качестве самостоятельной категории, в которую включаются «. не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.п.»2.

Возможно, если принять тезис о наличии кроме предметной и интеллектуальной еще и душевной деятельности — деятельности, когда человек не совершает ни физических, ни умственных действий, но все же трудится, совершает иногда и напряженную работу души, то затруднения в определении сути понятия общения уменьшатся. В этом случае педагогическое общение с полным основанием можно рассматривать как один из видов деятельности, для которого характерно своеобразное соотношение обмена между субъектами информацией, действиями, эмоциональными влияниями и установления на этой основе взаимопонимания (как понимание друг друга). В соответствии с этим в общении рассматривают три стороны: ком-

1 См.: Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1985. -С. 89.

2 Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии.-1979.-№ 8.

Таким образом, общение, с одной стороны, — обмен информацией между его участниками, с другой — их взаимодействие в ходе совместной деятельности и, с третьей стороны, восприятие людьми друг друга.

Исходя из такого понимания сущности общения, нетрудно объяснить и сложные примеры взаимоотношений участников педагогического процесса, в том числе и отношений, устанавливаемых на сугубо духовно-эмоциональной, а не только на информационно-деятельностной основе. В таких отношениях общение «. из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию значимую, лежащую в природе профессии . выступает как средство решения учебных задач, как система социально-педагогического обеспечения воспитательного процесса»2.

Источник:
Основы общения
1. Социальная основа общения
http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov43.html

Основы общения

В результате исследований Бураковой М.В. определены портреты субъектов с различной гендерной идентичностью. Характерными особенностями субъекта с маскулинной гендерной идентичностью являются: направленность на достижение социального успеха, на решение задачи, на удовлетворение собственных потребностей и игнорирование потребностей партнера; низкая эмпатичность, низкая эмоциональность в отношениях с партнером; стратегии взаимодействия независимого, доминантного и компетентного типов. Невербальное общение отличается высокой экспансивностью, низкой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов, низкой выразительностью, а также низкой способностью к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Характерными особенностями субъекта с фемининной гендерной идентичностью являются: направленность на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими и поддержания равновесия в общении; стратегии взаимодействия зависимого подчиненного, некомпетентного типов; высокий уровень развития эмпатии и высокая эмоциональность в отношениях с партнером. Стратегия невербального общения субъекта с фемининной гендерной идентичностью характеризуется низкой экспансивностью, высокой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов невербального поведения, высокой выразительностью, а также высокой способностью к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Характерными особенностями субъекта с андрогинной гендерной идентичностью являются: направленность на установление баланса между сферой межличностных отношений и сферой достижений; сочетание направленности на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими и психологического комфорта с направленностью на достижение социального успеха, на решение задач; стратегии взаимодействия компетентного и дружелюбного типов; высокая эмпатичность и высокая эмоциональность. Стратегия невербального общения субъекта с андрогинной гендерной идентичностью характеризуется средней экспансивностью, высокой интенсивностью использования кинесических и такесических элементов невербального поведения, высокой выразительностью, а также высокими способностями к кодированию информации посредством динамического невербального поведения.

Источник:
Основы общения
В результате исследований Бураковой М.В. определены портреты субъектов с различной гендерной идентичностью. Характерными особенностями субъекта с маскулинной гендерной идентичностью являются:
http://www.mindpsyhology.ru/mindps-1372-1.html

Психологические основы общения

В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей.

Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

  1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
  2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.
  3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
  4. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает, насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных составляющих общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная составляющая общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.

Интерактивная составляющая общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия.

Заказать маркетинговое исследование для дипломной работы или иной другой работе в страховом брокере Абсида по телефону +7(926)777-76-80

Маркетинговое исследование рынка страхования в Москве 2016

Вид деятельности : страховой брокер (КАСКО, ОСАГО)

Год основания : 2007

Доля на рынке страхования (удаленные продажи) в Москве: 17,1% в 2016 году.

Источник:
Психологические основы общения
В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по
http://www.addere.ru/re8.htm

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES