Определение конфликта

Определение конфликта

Определение конфликта. Классификация видов конфликтных явлений

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение.

Значение: 1) затяжная борьба, сражение/война;

2) состояние дисгармонии между людьми, идеями, интересами; столкновение противоположности;

3) состояние одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний, тенденций;

4) противостояние характеров, сил в литературном, сценическом произведении. Главная оппозиция, на которой строится сюжет;

5) эмоциональное напряжение, волнение, беспокойство, возникающие в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью/моральными ограничениями.

По Анцупову А.Я, Шипилову А.И. конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Классификация видов конфликтных явлений

Возможно, некоторую ясность внесет знакомство с используемыми в науке классификациями конфликтов, что может помочь при определении проблемного поля конфликтных явлений.

Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

– межгрупповые (группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединённые общностью положения);

– между ассоциациями (партиями);

– внутри- и межинституциональные;

– между секторами общественного разделения труда;

– между государственными образованиями;

– между культурами и типами культур.

Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности, оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.

Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.

Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам. Пять ступеней сущности предмета. Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.

Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам

Универсальная схема научного исследования, о которой идет речь, имеет своим автором ныне живущего современного российского философа А.А.Гагаева. Предложенный А.А.Гагаевым вариант общей теории систем выступает в виде очень строгой методологии с жёсткой последовательностью конкретных шагов исследователя.

Значение универсальной схемы научного исследования заключается в том, что её использование позволяет выработать целостно-системное отношение к такому сложному явлению, как конфликт вообще и конкретный конфликт в частности.

Пять ступеней сущности предмета

Данная схема – обладая универсальностью применения – изначально обладает высокой абстрактностью. Пользуясь ею, исследователь обязуется выделять в собственном предмете пять одновременно сосуществующих предмета (исходный предмет; развитой предмет в собственном смысле слова; необходимость предмета; то, во что он превращается; будущий предмет).

В терминах логики это выглядит как разграничение пяти степеней отвлечённости-конкретности (всеобщее, общее, конкретно-абстрактное, особенное, единичное).

В понятиях онтологии такое разграничение выступает как различение пяти ступеней сущности предмета – его бытия, сущности, необходимости, явления и действительности.

Все указанные пять граней выглядят как разграничение 5-ти моментов: 1) исходных причин и условий какого-либо явления; 2) внутреннего закона развития данного явления; 3) необходимости материализации данного явления; 4) материального факта как проявления указанного закона; 5) интерпретации, восприятия данного материального факта.

Каждый из указанных пяти предметов, каждая из пяти граней выбранного предмета рассматривается не менее чем в пяти целевых подсистемах, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»):

всеобщее (где решаются вопросы генезиса, происхождения – вопросы «Почему? Откуда? По какой причине?»);

общее (где решаются вопросы логики построения – вопросы «Какова модель? Каковы исходные понятия?»);

конкретно-абстрактное (где рассматриваются динамические, процессуальные, деятельностные аспекты проблемы – вопросы «Как? Каким образом?»);

особенное (где рассматриваются функциональные, целевые аспекты проблемы – вопросы «Зачем? С какой целью?»);

единичное (где рассматриваются уникально-неповторимые аспекты проблемы – вопросы «Кто является исполнителем? Кто носитель?»).

В итоге данная методология предусматривает жёсткую последовательность исследовательских шагов. В результате вырисовывается изящная 25-клеточная схема:

Следует оговориться, что использованию обсуждаемой здесь универсальной схемы исследования должно предшествовать соблюдение ряда условий.

Во-первых, такое исследование возможно лишь в условиях, когда уже сформирован концептуальный аппарат науки и создан исходный каркас понятий.

Во-вторых, реальная конкретность должна «. постоянно витать в нашем представлении. » (К.Маркс 1958: 728).

Наконец, в-третьих, необходимо построение исходной «первоклеточки», в которой бы содержался некий синтез отправных абстракций (предположений).

Достоинства универсальной схемы научного исследования:

1) Этот метод даёт возможность учёному увязать в одну логическую цепь вроде бы разнородные накопленные факты, наблюдения и полученные результаты.

2) Овладев методологией, учёный приобретает способность ориентироваться в безбрежном океане фактов и мнений, получает возможность критически и, следовательно, более объективно оценивать результаты коллег, а также свои собственные.

3) Данный метод позволяет сосредотачиваться не на извечной проблеме "Кто виноват?", а на более важной – "Что делать?" Позитивный характер данного метода составляет одну из самых сильных его сторон.

4) В данной схеме исследования заключаются свойства как "мужского", так и "женского" типов мышления.

Мужской тип мышления, напомним, дедуктивен и строится как путь от общего к частному. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением слева направо, ср. последовательность шагов рефлексии: 1-2, 6-7-8-9-10, 16-17-18, 19-20, 21-22, 24-25.

Женский тип мышления, как правило, индуктивен и строится как путь от частного к общему. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением справа налево, ср. последовательность шагов: 2-3-4-5, 11-12-13-14-15, 18-19, 23-24.

5) Появляется возможность сблизить научный и художественный способы постижения истины. При использовании этого универсального метода исследование начинает саморазвиваться как нечто независимое от воли автора, начинает как бы самонадиктовываться.

6) Человек получает возможность видеть мир таким, каким он является на самом деле. Объективность мировоззрения позволяет человеку целенаправленно и осознанно улучшать своё здоровье, финансовое благополучие, творчески решать проблемы личностного саморазвития, улучшать свои межличностные взаимоотношения, повышать свой социальный статус, чувствовать себя благополучным человеком.

Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования

Во-первых, универсальная схема делает очевидными некоторые общие места. Очевидной становится связь любого закона и его носителя (2-ая и 5-ая целевые подсистемы): никакой закон Вселенной не имеет силы, пока не находит своего носителя. В этом смысле мир начнёт улучшаться только тогда, когда улучшаться начнем мы сами. Мысль сама по себе не новая, но здесь она выступает со всей очевидностью.

Во-вторых, в мире вообще и в языке в частности следует различать действие всего лишь двух кардинальных законов развития: закон саморазвития и самоорганизации, с одной стороны, а с другой стороны – закон стагнации и саморазрушения. Закон саморазвития и самоорганизации системы проявляется в её усложнении, в усложнении её внутренних и внешних связей, в то время как при действии закона стагнации и саморазрушения связи внутри и вне системы становятся проще.

Указанным законам изменения систем (законам самоорганизации и разрушения) соответствуют, например, законы физики. В физике существует понятие энтропии. По мнению известного австрийского физика Л.Больцмана, энтропия – мера беспорядка в системе: минимум энтропии наблюдается в совершенным образом организованных системах, а максимальная энтропия соответствует полному хаосу. Всякая система, состоящая из очень большого числа частиц, будет переходить от состояний менее вероятных к состояниям более вероятным, осуществляющимся большим числом способов. Все виды энергии стремятся к превращению в тепловую, а она равномерно распределяется по пространству (состояние максимума энтропии). Согласно второму закону термодинамики, «при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает» (нем.физик Р.Клаузис).

По отношению к проблемам психологии жизни, например, максимум энтропии выглядит как полное отсутствие осознавания собственной жизни и подчинение, согласно позднему Фрейду, силе Танатоса (неосознаваемому стремлению к смерти), тогда как минимум энтропии наблюдается в случаях повышенного внимания человека к психологическим законам своей жизни и в случаях повышения уровня собственной психологической организации.

Один и тот же придорожный камень на уровне единичного может предстать скалой, которая вот-вот раздавит тебя (в восприятии муравья), или мелким камушком, не стоящим внимания (в восприятии человека), или даже пылью (в восприятии великана). И если отрастить себе сознание великана – это не устранит камней на дороге, это не избавит от житейских трудностей, но позволит воспринимать эти камни, эти трудности как указатели к лучшей жизни. Правда, здесь нужна смелость взглянуть на события с не совсем привычной точки зрения.

В-четвёртых, не менее очевидным становится вывод о том, что если явление (материальное тело) уничтожимо, то сущность (внутренний закон развития данного явления) неуничтожима в принципе. С одной стороны, одна и та же сущность может воплощаться в разных телах, с другой – одно и то же тело может воплощать различные (подчас противоположные) законы развития. При целенаправленных размышлениях над выводами, вытекающими из обсуждаемой универсальной схемы, вполне реальной становится возможность видеть сущность человека, происходящих с ним событий без владения какими-либо экстрасенсорными способностями.

В-пятых, ясным и понятным становится то обстоятельство, что у каждого события есть свой смысл (4-я целевая подсистема), и когда этот смысл становится понятным, неприятное событие, если оно имело место, теряет свои негативные для данного человека последствия. В этом плане, если человек понимает глубинный смысл своего, например, заболевания, данное заболевание в нём теряет свои движущие силы. Если мы поймём истинный смысл того или иного конфликта, то его разрушительное влияние нас коснуться не сможет.

Источник:
Определение конфликта
Определение конфликта. Классификация видов конфликтных явлений Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение. Значение: 1) затяжная борьба, сражение/война;
https://studopedia.ru/10_260984_opredelenie-konflikta-klassifikatsiya-vidov-konfliktnih-yavleniy.html

Определение конфликта

1.1. Определение понятия «конфликт»

Изучение любого понятия, явления естественно начинается с попытки дать ему определение. Во-первых, для того чтобы получить представление, о чем пойдет речь. Во-вторых, чтобы очертить круг сопутствующих этому явлений. И в-третьих, чтобы использовать это определение в практической деятельности. Последнее обстоятельство имеет для автора большое значение, поскольку поставлена цель написать не сугубо теоретическую работу, а то, что поможет каждому читателю (и в частности, конфликтологу) разрешать реальные конфликты.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.).

Задача дать содержательное определение понятию «конфликт» оказалась совсем непростой. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своем обзоре [16] работ по проблематике конфликтов сопоставили различные определения конфликта, предложенные отечественными психологами, и пришли к выводу об отсутствии сложившегося общепризнанного понимания конфликта.

Указанные авторы проанализировали 52 определения конфликтов. Оказалось, что все определения внутриличностного конфликта опираются на два ключевых понятия: в одних определениях конфликт трактуется как противоречие между различными сторонами личности, в других – как столкновение, борьба личностных тенденций. Анализ определений межличностного конфликта позволил этим авторам выделить следующие его основные свойства:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами сторон как основа конфликта;

2) противодействие субъектов конфликта;

3) стремление любыми способами нанести максимальный ущерб оппоненту, его интересам;

4) негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу [16].

Однако, следуя желанию охватить в одном определении все 52 мнения авторов, можно привнести в него факторы, являющиеся не основными, а производными от других, первопричинных. Так, стремление нанести ущерб оппоненту не является присущим любому конфликту – во многих из них оппоненты лишь стремятся к собственной выгоде (например, в борьбе за то, чтобы занять вакантную должность); при этом нанесение ущерба вовсе не является целью, это – возможное следствие: если что-то получил я, следовательно, что-то не досталось другому, – и в этом его ущерб. Негативные эмоции также не всегда сопровождают конфликт: например, стороны, чувствующие свое превосходство, имеющие более сильные позиции, испытывают скорее удовлетворение, нежели отрицательные эмоции. Возникают отрицательные эмоции вследствие поражений на пути к намеченной цели или как результат агрессивных действий другой стороны.

В случае «усреднения» взглядов исследований при столь большом числе мнений (52) не исключена вероятность ошибочных. Все эти рассуждения, надеюсь, обосновывают предложение рассматривать в определении конфликта лишь первое и второе свойства.

Возможно, исходя из этого А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предложили следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [18, 8].

О негативных эмоциях речь уже шла. Но вызывает сомнения и трактовка конфликта как способа разрешения противоречий. Я согласен в этом с Н. В. Гришиной, которая пишет: «Неясно также, следует ли считать, что конфликт как способ разрешения противоречий обязательно предполагает их разрешение или, по крайней мере, направленность на разрешение» [72, 15].

Действительно, каждая из сторон конфликта озабочена лишь достижением собственной цели – захватить объект, на который претендует и другая сторона. Достижение этой цели одной стороной может лишь усилить конфликт, поскольку другая сторона будет стремиться взять реванш, а это возможно лишь посредством расширения и углубления конфликта.

Однако оказывается, что для возникновения конфликта вовсе не обязательно (это будет показано в разделе 2.2) наличие значимых противоречий! Поэтому говорить о них в определении – значит упустить из виду большой класс реальных («случайных») конфликтов (о них речь в разделе 3.2).

Как я уже говорил, моя цель – помочь читателю в разрешении конфликтов. Отсюда задача – дать такое определение конфликта, которое позволит установить, является его конкретная ситуация конфликтом или нет.

Столкновение – conflictus – предполагает открытый характер действий сторон.

Это обстоятельство также отмечает Б. И. Хасан: «Любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий противоречие, буквальное или мыслимое, себя и выявляет» [276, 33].

При этом ценности, мотивы, интересы и истинные цели одной стороны конфликта могут быть не известны другой стороне. Известны лишь действия сторон, которые воспринимаются как угроза. Именно воспринимаются, поскольку, во-первых, мы оцениваем события через собственное восприятие. И во-вторых, нам недоступен внутренний мир другого человека.

Это обстоятельство нашло отражение в определении, которое дал Д. Майерс: «Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий или целей» [160, 287].

Суммируя предыдущие рассуждения, можно предложить такое определение:

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам

Важно отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. В последнем случае сторонами конфликта являются группы, в межличностном конфликте его стороны – это личности, а во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования, структуры, тенденции личности. То есть имеет место полный охват свойств конфликта, представленных в процитированном выше анализе 52 определений конфликта, проведенном А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. То, что в одном определении удалось охватить все разновидности конфликтов, представляется чрезвычайно важным, поскольку различные виды конфликтов не изолированы друг от друга, между ними существуют связи, в том числе и посредством перехода из одного вида конфликта в другой.

Источник:
Определение конфликта
1.1. Определение понятия «конфликт» Изучение любого понятия, явления естественно начинается с попытки дать ему определение. Во-первых, для того чтобы получить представление, о чем пойдет речь.
https://psy.wikireading.ru/59750

Определение конфликта

Конфликт – столкновение сторон для достижения прямо противоположных целей.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Первая формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, со-держащие истинную причину конфликта.

Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие вза-имоисключающих интересов и позиций.

Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт — значит:

1. Устранить конфликтную ситуацию.

2. Исчерпать инцидент.

Вторая формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + . = Конфликт.

Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой

Данная формула дополняет первую (здесь каждая из конфлик-тных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для дру-гой. Разрешить конфликт по этой формуле — значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

1. Конфликтная ситуация. Только появившиеся противоречия во взаимоотношениях двух сторон.

2. Инцидент. Повод для перехода к конфликтным действиям.

Конфликт=Конфликтная ситуация + Инцидент.

3. Участники конфликта: оппоненты, подстрекатели, организаторы, группа поддержки.

Ранг оппонента – то чем обладает оппонент (материальные вещи).

4. Предмет и объект конфликта.

Из-за чего возник конфликт.

Предмет – существующая проблема.

Объект – причина из-за которой возник конфликт.

— духовный (взгляды, убеждения)

— можно использовать совместно

6. Определение конфликтной ситуации. Привести примеры.

Конфликтная ситуация — ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.

Основные виды конфликтных ситуаций:

1. Конфликт интересов.

Ситуация, где на один интересный предмет претендуют две (или более стороны).

2. Конфликт разногласия.

Он хочет на Белое море, она — на Черное. Он хочет на футбол, она тянет его на дачу.

3. Конфликт невыполнение обещаний, договоренностей или обязанностей

Продавец, вместо того чтобы обслуживать вас, треплется с другим продавцом.

4. Конфликт столкновения позиций, жизненных или внутриличностных.

Столкновение внутриличностных позиций. Если в общении один из партнеров говорит из позиции

Взрослый-Взрослый, а другой как Родитель, обращаясь к ребенку, то такая несогласованность позиций порождает конфликтную ситуацию.

Столкновение жизненных позиций. Ответственным людям трудно работать рядом с безответственными. Романтики часто сердятся на прагматизм Потребителей и Творцов, Паразиты — обижаются на всех, кто их не обслуживает.

5. Неопределенность и неясность в обязанностях и ответственности.

Договоренности отсутствуют либо путаны и неясны. Кто что должен делать — толком не ясно. Кто за что отвечает — непонятно.

Источник:
Определение конфликта
Конфликт – столкновение сторон для достижения прямо противоположных целей. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к
https://studfiles.net/preview/2868285/page:2/

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES