Оперантное научение

Оперантное научение

Некоторые ученые в самостоятельную форму ассоциативного обучения объединяют условные рефлексы, которые строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного. Последовательность событий в данном случае зависит не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животного.

Оперантное научение(от лат. operatio – действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения

Крыса в процессе ориентировочно-исследовательского поискового поведения в экспериментальной камере случайно нажимает лапой на педаль, за что вознаграждается пищей. По мере таких совпадений вырабатывается прочная связь: нажатие на педаль – пища. Затем экспериментатор перед очередным «произвольным» нажатием на педаль включает какой-либо посторонний раздражитель. После нескольких сочетаний всей этой цепи раздражений устанавливается связь: сигнал – нажатие на педаль – пища. Активное взаимодействие животного со средой достигается благодаря включению в эту цепь среднего звена – нажатия животным на педаль, т.к. от своевременности и качества выполнения данной реакции зависит успешность поведенческого акта в форме достижения пищевого подкрепления.

В отличие от классических условных рефлексов сам по себе двигательный акт (нажатие на педаль) не имеет генетической связи с получением пищи. Эта связь формируется в процессе предварительной тренировки.

Впервые подобные инструментальные условные рефлексы стали изучаться в павловской лаборатории Ю. М. Конорским и Я. Миллером (1936), которые первоначально дали им название – условные рефлексы второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлексами или оперантным поведением. Этот вид обучения можно назвать обучением методом помощью проб и ошибок.Сущность оперантного научения заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятельность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность). Одним из наиболее распространенных примеров такого обучения является выработка у животных навыков ориентации в лабиринте.

Животное помещается в лабиринт, в котором находится пищевая приманка. После неоднократного прохождения лабиринта путем его тщательного исследования животное обучается кратчайшим путем достигать местоположения приманки. Кривая обучения обычно строится на основе скорости достижения приманки и/или количества допущенных ошибок. Лабиринтные навыки довольно быстро становятся автоматизированными и стереотипными. Было отмечено, если крысу держать в лабиринте еще до обучения, но без всякого подкрепления, то в дальнейшем она обучается быстрее и точнее. Считается, что при обследовании лабиринта животное уже приобретает определенный опыт (перцептивное латентное обучение), который используется для целей нахождения кратчайшего пути в лабиринте.

Другим, примером является оперантное обучение в «проблемном ящике» Торндайка[3]. При таком обучении животные начинают использовать разнообразные реакции, имеющиеся в их природном репертуаре, а не навязанные экспериментатором.

Кошка, помещенная в закрытую камеру, пытается убежать, безостановочно двигается по камере и путем перебора поисковых реакций случайно поворачивает щеколду и получает доступ к пище.

В ряде случаев оперантное научение разделяют на инструментальный условный рефлекс и научение методом проб и ошибок. Научение с помощью инструментального условного рефлекса происходит по сигналу, а научение методом проб и ошибок – без сигнала.

Источник:
Оперантное научение
Некоторые ученые в самостоятельную форму ассоциативного обучения объединяют условные рефлексы, которые строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного. Последовательность событий
http://helpiks.org/7-49070.html

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание — форма научения, сама по себе имеющая разные формы. В оперантном обусловливании подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.

Автор понятия и основной разработчик темы — Беррес Фредерик Скиннер.

Обусловливать (в соответствии с нормами русского языка допускаются обе формы — и обуслОвливать, и обуслАвливать) — подкреплять поведение теми или иными УСЛОВИЯМИ окружения.

Типа «это не я тебя награждаю или наказываю, а жизнь такая».

«Оперантное» — от слова «операция» (имеющее последствие воздействие на среду). В этом методе подкрепляют не реакции, а акции, свободные и спонтанные действия, где есть авторство.

В инструментальном научении подкрепляется просто случайное поведение, нужное нам или находящееся на пути к нужному нам. Подкрепление производится в простейшей форме, методом наград и наказаний (вариант — методом элементарного положительного и отрицательного подкрепления), и научение происходит за счет примитивных форм нервной деятельности, без включения разума. См.>

В творческом научении подкрепляется в первую очередь включение разума, поисковой творческой активности в нужном направлении, для чего используются сложные и творческие методы подкрепления, существенно отличающиеся от простого метода наград и наказаний. См.>

Оперантное обусловливание — основа приучения, которое происходит через повторение с позитивным подкреплением. Чтобы приучать к чему-либо более эффективно, полезно знать следующие правила: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность^.

Источник:
Оперантное обусловливание
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/operantnoe-obuslovlivanie

Оперантное поведение

Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко .

Смотреть что такое «Оперантное поведение» в других словарях:

Оперантное поведение — (Operant behavior). Реакции, свободно изъявляемые организмом, на частоту которых сильно влияет применение различных режимов подкрепления … Теории личности: глоссарий

Оперантное поведение (operant behavior) — Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, напр., чтобы они вели себя по другому. При оперантном обусловливании на поведение тж влияют его последствия, но этот процесс не является научением по… … Психологическая энциклопедия

Оперантное обусловливание (operant conditioning) — Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле… … Психологическая энциклопедия

оперантное обусловливание — термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное… … Большая психологическая энциклопедия

Оперантное Обусловливание — форма научения . Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним инструментальное научение, operant conditioning … Психологический словарь

Поведение — Поведение  способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S >R), они разработали принцип О. о. (R >S), согласно которому поведение… … Психотерапевтическая энциклопедия

Оперантное обусловливание — (operant conditioning) процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено … Общая психология: глоссарий

БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… … Энциклопедия культурологии

Прикладной анализ поведения — Эта статья содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Прикладной анализ поведения (англ.  … Википедия

Источник:
Оперантное поведение
Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко . Смотреть что такое «Оперантное поведение» в других словарях: Оперантное поведение — (Operant behavior). Реакции, свободно изъявляемые организмом,
https://dressirovka.academic.ru/1574/%d0%9e%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b5_%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5

Теория оперантного научения (Б

Б.Ф. Скиннер. Предмет и задачи — разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Результаты — законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. При этом он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают. К таким фикциям Скиннер относит многие понятия психологии личности, например самость, автономию, свободу, творчество. С его точки зрения, нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. В книге «Поведение организма» (1938) он доказывал, что невозможность выявить причинные связи между психическими феноменами и воздействием среды диктует необходимость не объяснять, но, скорее, описывать систему организм-окружающая среда.

Скиннер стремился понять причины поведения и научиться им управлять. В этом плане он полностью разделял разработанные Уотсоном и Торндайком взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами. Однако от констатации Скиннер перешел к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением, а потому в психологии он остался в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения. Его методы изложены в работах «Наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения» (1968).

Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также что и в каком порядке с ними делать. Иными словами, детям даются схема ориентировки и схема действия, причем учитель имеет возможность наблюдать процесс усвоения этих схем.

Оперантным научением в своей книге «Вербальное поведение» (1957) объяснял Скиннер и развитие речи. Он доказывал, что человеческая речь является особой — вербальной формой поведения и, следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы. Иными словами, произносимые нами звуки представляют собой разновидность реакции говорящего, которая подкрепляется ответами или мимикой слушающего. При этом собеседник может направлять речевые реакции говорящего, изменяя подкрепление. Таким образом, улыбка или одобрение может закрепить употребление данного слова, а несогласие или наказание — замедлить или заставить заменить одно слово другим. Так реакции родителей помогают развитию речи детей, определенным формам обращения и т. д.

Против теории вербального поведения выступил известный американский лингвист Н. Хомски. Отрицая отождествление языка с поведением, он выдвинул свою теорию, ключевым понятием которой стало представление о порождающей грамматике.Изучая, каким образом человек способен производить и понимать уникальные грамматические конструкции, Хомски пришел к выводу о том, что человек обладает неким доопытным механизмом усвоения языка, который детерминирует процесс формирования речи. Этим и объясняется тот факт, что дети во всем мире усваивают язык с одинаковой скоростью, проходя при этом сходные последовательности этапов.

Продуктивная, с точки зрения лингвистики, концепция Хомски обладала существенным недостатком, который роднил ее с позицией Скиннера, — игнорированием культурной детерминанты, ведущей при развитии языка. Хотя теория Скиннера и не получила широкого научного признания, она была частично использована при обучении языку, особенно в школах для умственно отсталых детей.

В последующие годы Скиннер обратился к проблеме социализации человека, изучал возможность обучения «нормативному поведению». Разработанный им метод бихевиоральной терапии также основан на научении методом проб и ошибок. Однако при этом Скиннер основывался не только на идеях оперантного подхода, но и на взглядах Фрейда. Он был убежден в том, что главным открытием Фрейда являлись не комплексы вины, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве.

Однако, несмотря на эти недостатки, подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм поведения. Он оказал огромное влияние на психологию, и в современной американской психологии Скиннер является одним из наиболее авторитетных ученых, по количеству цитирования и сторонников он превзошел даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, позволив пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы и новые программы обучения.

Источник:
Теория оперантного научения (Б
Б.Ф. Скиннер. Предмет и задачи — разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Результаты — законы оперантного обучения,
https://studopedia.ru/10_75293_teoriya-operantnogo-naucheniya-bf-skinner.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES