Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (31)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (14)Прошло 2 месяца после расставания Вы пробовали вернуть парня после расставания?Поделитесь пожалуйста опытом. Или может он сам возвращался? И по… (5)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (4)Медитация на позитивное мышление Медитация на позитивное мышление * прочитать, запомнить основные ключевые моменты и визуализировать их под приятную… (3)

Обухова детская психология

Обухова детская психология

Обухова Людмила Филипповна (1938-2016) — доцент (1974—1996), затем профессор (1997—1999) кафедры возрастной психологии. С 1999 г. — зав. кафедрой возрастной психологии ф-та психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Действительный член Российской академии естественных наук (1996). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1998). Член Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», медалью им. К.Д. Ушинского, орденом им. М.В. Ломоносова, Почетным знаком «Золотое пси».

Окончила отделение психологии философского ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова (1960). Канд. психол. наук (1972). Тема канд. диссертации: «Формирование элементов научного мышления у ребенка» (науч. рук. — проф. П.Я. Гальперин). Докт. психол. наук (1996). Тема докт. диссертации: «Пути научного изучения психики ребенка в XX веке».

Область научных интересов: возрастная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов, умственное развитие детей, проблема обучения и развития в детском возрасте.

Читала на факультете психологии общий курс «Возрастная психология», спецкурсы «Возникновение и развитие психики в условиях глубоких сенсорных нарушений», «Теория Ж. Пиаже», «Актуальные проблемы современной психологии развития», «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина».

Основные труды:

  • Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во МГУ, 1972;
  • Концепция Ж. Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ, 1981;
  • Детская психология: теория, факты, проблемы. 3-е изд., стер. М.: Тривола, 1998;
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001 (сост. и ред. совм. с Г.В. Бурменской);
  • Возрастная психология: Учебник. М.: Юрайт; МГППУ, 2011.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Обухова детская психология
Обухова Людмила Филипповна (1938-2016) — доцент (1974—1996), затем профессор (1997—1999) кафедры возрастной психологии. С 1999 г. — зав. кафедрой возрастной психологии ф-та психологии образования
http://www.psy.msu.ru/people/obuhova.html

Обухова детская психология

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Вечная признательность Учителям

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный западный университет имеет свой оригинальный вариант. Как правило, это объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобщающие огромное количество научных исследований. Некоторые из них переведены на русский язык. Однако ни в одной из этих по-настоящему интересных книг мы не встретили анализа целостной концепции детского развития, разработанной Л.С.Выготским и его последователями, которая является истинной гордостью и подлинным достижением отечественной психологии. Отсутствие знаний о столь существенной концепции заставляет нас считать, что любой зарубежный учебник не отражает современный уровень психологических знаний о развитии ребенка в полной мере.

Отечественные учебники по детской психологии невелики по объему и бедны иллюстративным материалом. К тому же, им тоже присущ содержательный недостаток: обобщая опыт, накопленный в нашей науке, они дают весьма слабое представление о достижениях современной зарубежной психологии.

Предлагаемая вниманию читателя книга создавалась в основном для того, чтобы восполнить эти пробелы и представить в уравновешенном и полном виде многообразные подходы к пониманию психического развития ребенка, которые были разработаны в XX веке, то есть за весь период существования детской психологии как отдельной научной дисциплины.

Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет как бы нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени. В книге анализируется происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки.

Второй принцип, положенный в основу выбора анализируемых концепций детского развития, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития. Изменения в представлениях о психическом развитии всегда связаны с появлением новых методов исследования. «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка, &#8211; писал Л.С.Выготский. &#8211; . Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение &#8211; значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития» [35, с. 42].

Именно этот принцип, эта установка Л.С.Выготского позволила проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о периоде детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влиянием факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития &#8211; все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психического развития и методов его исследования.

Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни &#8211; эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З.Фрейда развивается в работах М.Клейн и А.Фрейд, а затем переходит в концепцию психосоциального развития жизненного пути личности Э.Эриксона. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения &#8211; самом мощном направлении современной американской психологии развития. Исследования познавательного развития также претерпевают изменения &#8211; наблюдается переход от изучения эпистемического субъекта к изучению конкретного ребенка в реальных условиях его жизни.

Анализ концепции Л.С.Выготского составляет смысловое ядро данной работы. Однако было бы ошибкой считать, что идеи Л.С.Выготского застыли, превратились в догму, не получили закономерного развития и логического продолжения. Отметим, что не только достоинства, но даже и некоторая ограниченность идей Л.С.Выготского стимулировали развитие отечественной детской психологии. Теоретический анализ идей Л.С.Выготского и его последователей показывает, что существует совсем иная детская психология, до сих пор мало известная большинству психологов.

В заключительном разделе книги рассматриваются некоторые дискуссионные проблемы детской психологии &#8211; о причинах многоликости подражания в детстве, о закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка, о механизмах формирования психических процессов, об общем и специфическом в развитии нормального и аномального ребенка.

На наш взгляд, такое построение учебника будет способствовать не только усвоению теории, фактов, проблем и методов их изучения, но и развитию научного мышления в области детской психологии. Пользуюсь случаем выразить глубокую признательность за помощь студентам и аспирантам факультета психологии МГУ, с которыми мне выпало удовольствие работать.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Источник:
Обухова детская психология
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Вечная признательность Учителям В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный западный
http://psylib.org.ua/books/obuhl01/txt00.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS