Образ жизни различных социальных групп

Образ жизни различных социальных групп

Основными источниками дохода, обеспечивающими соответствующий уровень жизни населения страны в начале XX в. были личный труд, затем торгово-промышленные предприятия, земля с хозяйством, базирующимся на ней, жилищная недвижимость и денежные капиталы. В зависимости от величины перечисленных источников дохода и эффективности их функционирования жизненный уровень различных социальных страт российского общества существенно разнился.

У рабочих главным источником дохода служила заработная плата. По сведениям фабрично-заводской инспекции средняя по России зарплата в месяц составляла: в 1900 г. — 16 руб. 17 коп., а в 1913 г. – почти 22 руб. При этом в разных отраслях промышленности она колебалась в 1913 г. от 18 (у текстильщиков) до 50 руб. (у металлистов). У рабочих мелкой промышленности, на которую действие фабрично-заводской инспекции не распространялось, уровень зарплаты был несколько ниже. Доплаты к зарплате увеличивали ее от 10 до 60% . Штрафы размером в среднем 1 руб. взимались тоже в среднем 2 раза в год на одного рабочего. Согласно закону деньги от них шли на нужды самих рабочих.

Рабочий день на предприятиях, подчиненных фабрично-заводской инспекции, длился в среднем в 1905 г. – 10,2 часа, а в 1913 г. – 9,9 часа. В мелкой промышленности он равнялся 11—12 часам и более. По закону, помимо воскресений, устанавливалось 17 обязательных праздничных дней. Рабочий год, таким образом, должен был составлять 296 дней, фактически же он равнялся на фабриках и заводах 275 дням (в США тогда же – 305 дням).

Представление об уровне жизни как рабочих, так и других социальных групп населения нельзя составить без учета цен на продовольствие, предметы ширпотреба и услуги. Среднегодовые цены в Москве, по данным статистики 1913 г., приведены в табл. 2:

По материалам бюджетных обследований низкооплачиваемые одинокие рабочие-мужчины на питание тратили 46% заработка, среднеоплачиваемые – 33, а семейные – соответственно 57 и 45%. Преобладающей пищей была хлебно-овощная – щи, каша, хлеб, картошка, капуста. В меньшей степени в рацион входили – мясо, рыба, жиры, сахар, молоко.

Следом за питанием шли расходы на жилище. В Москве в 1913 г. можно было снять: «угол» за 1 руб. в месяц, комнату – от 3 руб. и выше, снять (с платой в среднем 20 коп. за 1 м2) или купить квартиру, а также дом.

Соотношение цен и заработков показывает, что среднеоплачиваемые рабочие могли сносно питаться и найти жилье, хотя низкооплачиваемые вынуждены были жить в казармах и потреблять, по отзывам санитарных врачей, низкокалорийную пищу.

Источник:
Образ жизни различных социальных групп
Основными источниками дохода, обеспечивающими соответствующий уровень жизни населения страны в начале XX в. были личный труд, затем торгово-промышленные предприятия, земля с хозяйством, базирующимся
http://portal.eurasialand.ru/read/landrus1/12.html

Психология больших социальных групп

Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах.

При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классификации Г. Г. Дилигенского, таких уровней три.

Первый (самый низкий) уровень – типологический. Он характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.

Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.

Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. По Дилигенскому, это уровень солидарности. Данный уровень также можно назвать уровнем интегрированности. Предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики – когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческом процессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером является современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами.

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:

1)потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

2)потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

В сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В., 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развития России.

В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности на удовлетворение потребностей. В общественных интересах отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп. В процессе общественного развития интересы претерпевают изменения. Например, интерес к предпринимательству в России возник в ходе социально-экономических преобразований.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане – это образное отражение какого-нибудь реального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общественных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом – упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Вес рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исторических условиях проявляется двояким образом:

1)как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

2)как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

Психический склад – это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой злаков, символов, привычек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социа-

лизации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступки и исключает другие. Традициями называются исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи – это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты трудовой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определенный опыт, является символом определенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, личности (например, отношение к старшим).

Психология толпы

Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа). К ним относятся следующие:

—стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);

—общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);

—массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.);

—политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

—места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

—многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

—высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства;

—эмоциональная возбужденность (типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.):

—неорганизованность, или стихийность, (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

—отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Видытолп. Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются.

По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, люди, рассматривающие на площади исторические и культурные памятники, или так называемые транспортные толпы, образующиеся в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. И все же главная особенность агрессивной толпы – это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах, дворцах спорта, улицах.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.

У них много общих характеристик:

— сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

— низкий уровень осознания своих действий;

— некритичное отношение к обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно. Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий – землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенных катастроф и т. п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы. Жизненная практика показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой – могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Структура толпы. В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр, или ядро, и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает форму этих пространств, например большие скопления людей на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относятся к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотосъемки или специальными приборами.

Всякая толпа, как уже говорилось, имеет определенный уровень активности, который оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав). Несколько проще выявляется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее – по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий (если нет непосредственно указывающих на это признаков). Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики – разведения антагонистически настроенных частей толпы.

Психологические особенности поведения человека в толпе. С давних времен известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:

1.Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.

2.Деиндивидуализация поведения людей в толпе – они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.

3.Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичностъ мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.

4.Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.

5.Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать и т. п.

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Потому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1258 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Психология больших социальных групп
Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам. По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа)
http://helpiks.org/8-67531.html

Социальная группа

Социа?льная гру?ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Слово «группа» попало в русский язык в начале XIX в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию [3] . Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала XIX в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает» [4] .

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия «социальная группа» включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, «групп на бумаге» и групп вообще. Такими свойствами являются:

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

  • коллективная субъектность — социальная группа выступает как коллективный субъект социального действия (социальной активности), результатом которого являются социальные изменения и построение системы многоуровневых социальных связей и отношений с другими субъектами (социальными группами, организациями, общностями, институтами).

Коллективный субъект, согласно концепции, предложенной А. В. Петровским [5] , сам выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, или социальная позиция, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов (позиций). В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность [6] .

По величине группы и способу взаимодействия её членов выделяются большие и малые группы, а также контактные (первичные)и дистанционные (вторичные).

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно её интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К многообразным малым группам относятся такие группы как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Конкретного количества членов нет — основным критерием является наличие реальных контактов и эмоциональных связей между членами группы.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч. Х. Кули, где он проводил различие между ними. «Первичная (базовая) группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. «Вторичные группы» (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которые появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениям, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения [7] . Общественные группы — это дружеские общения. Групп, объединяющих людей, множество, у каждой есть общее дело и общая цель.

Малые группы классифицируют по следующим критериям. По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные. По характеру совместной деятельности бывают практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы. По критерию личностной значимости выделяют референтные и элитарные группы. По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы [8] .

Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: «ядро» (а в некоторых случаях — ядра) и «периферию» с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить своё выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Источник:
Социальная группа
Социа?льная гру?ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0

Социальные группы, их роль в жизни общества

Понятие «социальная группа» — одно из наиболее важных для социологии, и, с этой точки зрения, его можно сопоставить с такими социологическим понятиями, как социальная структура и социальный институт. В то же время широкое распространение, которое получило это понятие, делает его весьма размытым. Оно используется в различных смыслах, которые далеко не всегда могут быть сведены к общему знаменателю. Тем не менее, можно попытаться дать следующее определение: социальная группа — объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку.

Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

· в социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;

· социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;

· социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции:

1) они участвуют в социализации, т. е. способствуют тому, что человек усваивает навыки, необходимые для социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;

2) они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;

3) они также могут выполнять поддерживающую функцию в случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для решения проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;

4) группы выполняют эмоциональную функцию, дают своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности (потребности в тепле, уважении, понимании, доверии, общении и т. д.).

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и др. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, общность групповых ценностей норм и образцов поведения, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т. д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Максимальная численность малой группы может доходить до 2–4 десятков человек.

Малые группы, чаще всего, — это те же первичные группы: семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т. д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов.

В зависимости от наличия или отсутствия официально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. В формальной группе положение и поведение отдельных членов регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т. д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так, школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т. д. Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников.

Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп, они возникают чаще всего стихийно. Для них характерны дружеские доверительные отношения между их членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиций, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Иначе эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителей. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для групп признаки и способы действия еще до того, как он вступил во взаимодействие с ее членами.

Объективные и субъективные социальные группывыделяются по заданности положения: объективные группы — это группы, объединяющие людей независимо от их желания и воли, например, социально-демографическое общности: дети, женщины и т. д. Субъективные группы — это группы людей, которые возникают на основе их сознательного выбора. Если человек решает пойти учится в институт, то естественно он добровольно и сознательно вступает в студенческую группу.

Долговечныеискоротечные социальные группы. По времени существования социальные группы делятся на долговечные группы — группы, существующие долгое время, и скоротечные — группы, которые существуют короткий срок времени.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать на следующие типы:

· по типу основной деятельности и основной функции— производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые;

· по социальной направленности — социально-полезные, социально-небезопасные;

· по мере организации — неорганизованные, случайные группы, целевые, внешне организованные, внутренне организованные;

· по типу степени упорядоченности и нормирования отношений — формальные, неформальные;

· по уровню непосредственного воздействия на личность — первичные–вторичные, основные–неосновные, референтные;

· по мере открытости, связи с другими группами — открытые, закрытые;

· по уровню силы и стойкости внутренних связей — объединенные, малообъединенные, разъединенные;

· по продолжительности существования — кратковременные, долговременные.

Таким образом, общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.

Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.

Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.

В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем, распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. «Ядро» группы формируют те члены, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д.

Социальные группы — своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент.

От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.

Источник:
Социальные группы, их роль в жизни общества
Понятие «социальная группа» — одно из наиболее важных для социологии, и, с этой точки зрения, его можно сопоставить с такими социологическим понятиями, как социальная структура и социальный
http://studopedia.su/6_56229_sotsialnie-gruppi-ih-rol-v-zhizni-obshchestva.html

Характеристики больших социальных групп

Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспек­ты: а) политический; б) экономический; в) социологический; г) со­циально-психологический. В рамках социально-психологического подхода большие соци­альные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функ­ций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни, культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяй­ства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.

Социально-психологические признаки классов следующие:

· социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

· определенный образ, качество и стиль жизни;

· шкала ценностей, система потребностей и интересов; традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки,

· социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества — явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно подпартией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения — человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологиче­скими признаками: а) отсутствием организованности; б) слабым взаимодействием между членами; в) анонимностью.

По существу, массовые движения — это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными». Среди них различаются:

1) национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;

2) профессиональные общества, создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;

3) культурно-воспитательные общности;

4) различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной органи­зации.

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирую­щих функционирование официальных организаций и социальных групп и образующих социальную систему.

По форме социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных условиях. Данные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для какой-либо социальной системы. Иначе говоря, это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво­рения социальных потребностей.

Социальные институты осуществляют следующие функции: воспроизводство членов общества; социализацию; производство и распределение; соблюдение порядка, поддержание стабильности, согласия. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения от требований этих стандартов, т. е. осуществляют социальный контроль.

Классификация социальных институтов выглядит таким образом:

· политические, обеспечивающие установление и поддерживание политической власти;

· экономические, содействующие развитию производства;

· институты науки и др.

Как социальный институт рассматривается культура. В широком смысле под культурой обычно понимается все то, что относится к специфике бытия человека как сознательного существа — результаты его материальной и духовной деятельности (культура труда, быта, досуга, общения, производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая, психологическая и т.д.). В более узком смысле термином «культура» определяется сфера духовной жизни людей.

С социально-психологической точки зрения основными элементами духовной культуры выступают верования, убеждения, идеалы, ценности, а также соответствующие им обычаи, нормы общения, деятельности, поведения людей, которые выражаются и закрепляются в знаках, символах, образах и прежде всего в языке. В рамках культуры того или иного общества формируются разнообразные частные, групповые субкультуры (например, молодежная, национальных меньшинств, региональная и т.п.). Особое значение в социально-психологическом плане имеет процесс социализации, посредством которого новые поколения приобщаются к культуре своего общества, народа, своей группы.

Общности и социальные институты нельзя рассматривать только в статике, поскольку типичным их признаком является мобильность. Трансформация общностей происходит по всем направле­ниям: в определенных ситуациях меняются количественный состав групп, структура, цели, психологические состояния, статус, характер деятельности. Выделяются следующие виды социальной мобильности:

· вертикальная изменение социального положения индивида, сопровождающееся повышением или понижением его статуса;

· горизонтальная изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса;

· реорганизация социальной структуры;

· новая система стратификации.

Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

· качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

· исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

· обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Социальная мобильность и социальная стратификация две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: наличия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

Каждый страт характеризуется определенным образом жизни — устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереоти­пами поведения. В основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др.

Стиль жизни не менее существенная социально-психологиче­ская характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемого личностью в той или иной стратификационной структуре. В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стерео­типами, индивидуальными различиями.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 285 . Нарушение авторских прав

Источник:
Характеристики больших социальных групп
Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспек­ты: а) политический; б) экономический; в) социологический; г) со­циально-психологический. В рамках социально-психологического подхода
http://studopedia.info/8-53096.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

CATEGORIES