Образ жизни будущее

Здоровый образ жизни — залог счастливого будущего

Наш мир стремительно совершенствуется, качество жизни улучшается, и люди могут позволить себе гораздо больше, чем раньше. Еще 20 лет назад сотовый телефон был в России предметом роскоши, ну а сейчас каждый продвинутый школьник имеет свой мобильник. Производители завалили нас товарами, которые раньше были дефицитны, полки магазинов ломятся от обилия импортной и отечественной продукции, огромная часть населения пересела на дорогие импортные автомобили.

И улучшения наблюдаются не только в сфере производства. Российское общество стало более спокойным. Никто уже не пытается декларировать мифическую свободу, эффектно стоя на танке перед главным административным зданием страны. Политические клоуны конечно остались, но россияне стали более равнодушны к их заявлениям и революции определенно не намечается. У многих россиян появилась возможность заняться своим бизнесом, статистика всеобщего пьянства падает.

Но не все так прекрасно и замечательно, как может показаться с первого взгляда. Дело в том, что здоровье россиян ухудшается и это факт. Увеличивается количество смертей от заболеваний различной этиологии, увеличивается количество хронически больных людей, и радует это лишь владельцев частных больниц, количество которых увеличилось по сравнению с 2000 годом более, чем в 3 раза.

Почему люди болеют?

Расширение производства в большинстве случаев приводит к ухудшению экологии в том регионе, где сконцентрированы производственные мощности. Увеличение автотранспорта, особенно заметное в крупных городах, также способствует экологическому краху в отдельных кварталах, районах или во всем городе.

Хронические заболевания могут быть вызваны нерациональным питанием. Выбор продуктов питания увеличился, но далеко не вся продукция обладает полезными свойствами. В этой связи можно констатировать, что рестораны быстрого питания процветают за счет нашего с вами здоровья.

Стресс также может стать причиной различных заболеваний. но есть и хорошие новости. Для того, чтобы пользоваться всеми благами современной цивилизации и жить счастливо, достаточно всего-навсего вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни предполагает комплекс конкретных действий, направленных на сохранение и улучшение самого дорогого, что у вас есть — вашего здоровья.

Три золотых правила здорового образа жизни:

1. Обратите внимание на ваше питание, это важнее, чем может показаться. Сразу после того, как вы начнете питаться рационально, вы почувствуете значительные улучшения. Человек так устроен, что может питаться самыми разнообразными продуктами, получать калории и жить активной жизнью. Однако, существуют продукты, которые помимо полезных питательных компонентов имеют нежелательные составляющие. Ярким примером таких товаров является продукция фаст-фуда — гамбургеры, сэндвичи и чипсы. Нет ничего страшного в том, чтобы съесть один гамбургер, но ежедневное потребление гамбургеров обязательно приведет к ожирению, изменению состава крови и снижению общей активности. Если вам по роду своей деятельности приходится покупать обед в ресторанах быстрого питания, то попытайтесь минимизировать потребление гамбургеров, сэндвичей и чипсов.

2. Здоровый сон. В связи с большой важностью этого момента, здоровый сон выделен отдельным пунктом. Хорошее состояние тела и разума возможно лишь при условии регулярного отдыха. Восьмичасовой сон жизненно необходим любому человеку, и если в вашей жизни слишком мало или слишком много часов уходит на отдых, значит ваша жизнь не оптимальна. Измените распорядок дня таким образом, чтобы сну уделялось ровно 8 часов ежедневно.

3. Занимайтесь спортом. Без занятий спортом вы сможете сохранить свое здоровье на каком-то уровне, но не улучшите его. Люди, занимающиеся спортом наименее подвержены заболеваниям и стрессам. Если вы живете в городе, посещайте фитнес-центр, так как данное заведение позволит вам быстрее всего прийти в прекрасную форму. Фитнес-центр — это именно то место, где занятия спортом организованы самым удобным образом. В фитнес-центре вы сможете выбрать такой комплекс упражнений, какой будет оптимальным именно для вас, и для этого уже созданы все условия.

Соблюдая три золотых правила здорового образа жизни, вы обеспечите себе успешное будущее, будете в отличной форме и в хорошем настроении. Долгая и здоровая жизнь стоит того, чтобы пренебречь вредными привычками и внести корректировки в соответствии с приведенными выше правилами здорового образа жизни.

Источник:
Здоровый образ жизни — залог счастливого будущего
Наш мир стремительно совершенствуется, качество жизни улучшается, и люди могут позволить себе гораздо больше, чем раньше. Еще 20 лет назад сотовый телефон был в России предметом роскоши, ну а сейчас
http://cyberpedia.su/4x5ea9.html

Здоровый образ жизни — наше будущее

Что такое здоровье и здоровый образ жизни?

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

В связи со снижением показателей состояния здоровья современному человеку необходимо ведение здорового образа жизни, осознание личной активности в повышении уровня здоровья.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Критерии здорового образа жизни школьника

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

  1. Возрастающая учебная нагрузка в школе.
  2. Занятия в учреждениях дополнительного образования.
  3. Уменьшение контроля со стороны родителей.
  4. Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
  5. Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
  6. Половое созревание и связанное с ним поведение.
  7. Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Воплощением здоровья всегда считалась молодежь. Она обычно полна жизненной энергии, бодрости, способна быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростково-юношеский возраст – действительно время больших возможностей для формирования здорового образа жизни. Но это и время большого риска для здоровья.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям Учитывайте возраст ребенка

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны

Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Источник:
Здоровый образ жизни — наше будущее
4-я городская детская клиническая поликлиника
http://4gdkp.by/stati/282-zdorovyj-obraz-zhizni-nashe-budushchee

Каким будет человек будущего?

Невозможно отрицать роль эволюции и явный прогресс человечества. И это касается не только достижений науки, техники и цивилизации в целом, а и физического состояния homo sapiens. Вся история человечества насчитывает меньше, чем многие другие виды, и достижение таких высот позволяет предположить, что люди будущих поколений смогут еще больше превзойти своих предков. И это не только предположения фантастов, а вполне обоснованные научные разработки и исследования. Рассмотрим в нашей статье таковые предположения и прогнозы.

Наши современники, да и все мы, являемся уже людьми будущего для предыдущих поколений. И будущее природы человека зависит не только от среды обитания, но и от естественных изменений в генах и мутаций на клеточном уровне.

Так, сравнение физиологии средневековых людей и людей современных показали, что рыцари – наиболее рослые и крепкие представители вида, имели рост и объем тела куда меньший, чем у современных спортсменов. Это можно судить по габаритам рыцарских доспехов, хранящихся в любом музее о средневековой эпохе. Еще более древние, античные источники описывают одних из наиболее рослых людей того времени, фракийцев. Их нация своим ростом и силой во много раз превосходила римлян. Из данных антропологов, средний рост фракийца составлял 165 см. Это средний рост даже для современных женщин, не то, что для мужчин.

Явление акселерации наблюдается и у развитых и у развивающихся стран. В среднем, молодые люди выше ростом на 5 – 10 см, чем люди предыдущих нескольких поколений. Поэтому во многом то, каким будет человек будущего, определяется скоростью изменений в настоящем. Не только физиологически люди становятся более выносливыми, сильными и здоровыми. Это, во многом, заслуги современной медицины и более размеренного образа жизни. В психологическом плане, люди также отличаются сейчас от своих предшественников. Это связано также со средой обитания, в основном, из-за разросшегося информационного пространства и потребности более быстро обрабатывать новые данные.

Это, в некой степени, схоже с процессом обучения первобытных людей – формирование новых навыков, вследствие получения большого объема новой информации. Но, в отличие от первобытных людей, у людей современных объемы информации существенно больше, и они склонны лишь увеличиваться. Поэтому жизнь людей в будущем будет циркулировать в еще более насыщенном информацией пространстве.

Есть ряд гипотез, исходя из которых, неясно, изменится ли человечество кардинально. И, если изменится, то как? Генетический анализ звеньев ДНК и его составляющих, аминокислот, показал, что за прошедшие 100 лет, точечные мутации привели к очень незначительным изменениям. Гормоны и аминокислоты на молекулярном уровне практически не изменились, в частности гормон роста и иммуноглобулин. По другим гипотезам, именно из-за изменившейся среды и образа жизни, человек будущего будет отличаться от человека современного.

Так, ряд специалистов склонны полагать, что из-за малоподвижного и комфортного образа жизни, мышечная масса уменьшится за ненадобностью, как и размер челюсти. А объем головного мозга и черепа, соответственно, увеличится. Таким образом, отвечая на вопрос, какие люди будут в будущем, рисуют образ большеголового полу-гуманоида со слабым телом и невероятно развитым интеллектом.

Известный палеонтолог, доктор Диксон, предположил, что «век» человечества – это 6 млн. лет. И по достижении этого рубежа, люди вымрут как вид. Ученый связывает этот процесс с тем, что наука вмешивается в естественные процессы, и излишне безопасная среда обитания способствует закреплению слабых и неприспособленных генов. Генетические отклонения и врожденные дефекты наследуются у тех особей, которые в былые времена не смогли бы выжить. Таким образом, человек превратится в неспособного к самостоятельному существованию, и благодаря развитому интеллекту, будет жить при помощи искусственных органов и механизмов.

Многие ученые предполагают появление т.н. оптимального человека, улучшенного с помощью генной инженерии. Будет возможна корректировка не только строения тела и улучшенная функциональность внутренних органов, но и интеллект. С помощью науки будет возможна полная ликвидация слабых генов и врожденных пороков. Из-за улучшенного строения тела, рост будет составлять 2 метра, а продолжительность жизни сможет быть увеличена до двухсот лет. Из-за улучшения интеллектуальных способностей, появится возможность пользоваться телепатической связью и другими скрытыми умениями.

Следующей гипотезой считается симбиоз человека и механизма, т.н. киборги. Человеческий мозг в теории может быть помещен в механическое устройство, по своим характеристикам превосходящее в силе и выносливости любой живой организм. Таким образом, сознание сможет существовать в практически неизнашиваемом корпусе. Такой корпус сможет существовать в условиях, неприспособленных для жизни любых живых организмов. А неисправные части можно с легкостью будет заменить.

Ряд ученых предполагает, что при помощи генных разработок можно расширить возможности человеческого организма. Совместив особенности других живых организмов с человеческим, можно получить невероятный симбиоз. Так, можно создать возможность изменить структуру глаза на фасеточную, аналогичную органам зрения насекомых, или добавить хемо- и терморецепторы. Возможности генной инженерии, по мнению специалистов, воистину теперь безграничны.

Источник:
Каким будет человек будущего?
Хотите поразмышлять на обширную тему о том, каким будет человек будущего? Тогда предлагаемая вашему вниманию статья поможет вам в этом. Она приводит описание эволюции человечества и далекие прогнозы ученных.
http://elhow.ru/ucheba/biologija/kakim-budet-chelovek-buduschego

Образ будущего

Шел 20. год. Казахстан завершил 10-летнюю программу по строительству сети высокоскоростных магистральных железных дорог, которые не только заменили старые маршруты, но и проложили путь к новым городам — теперь добраться из Атырау до Усть-Каменогорска можно за семь часов, а поездка между Астаной и Алматы сократилась до двух часов.

Число городов уже превышало 120, в том числе 18 «миллионников», а численность всего населения достигла 44 миллионов. По уровню всеобщей грамотности страна сохраняла лидерские позиции еще и за счет того, что среди школьников процент владеющих тремя языками достиг 99 процентов, а среди взрослого населения — уже 80 процентов. Это облегчало жизнь туристам из всех стран, поток которых в прошлом году превысил 50 миллионов. Сами казахстанцы стремились побывать на всех курортах страны — бальнеологических здравницах на юге, морских турцентрах в Каспийском море, зимних курортах на севере и востоке, и конечно, горнолыжном курорте в Алматы.

Масштабная программа возрождения лесных массивов изменила географический облик — космические съемки показали, что 61 процент территории страны был покрыт лесом, из-за чего страну в мировых СМИ прозвали азиатской Амазонией.

Неожиданно проявился и другой эффект — климат стал намного мягче, сократив колебания температуры зимой с минус 40 до минус 25, а летом с плюс 45 до плюс 30-35. Увеличилось количество осадков, отчего реки стали более полноводными, а площадь Балхаша и Аральского моря увеличилась в 2,5 раза по сравнению с минимальными значениями 20-летней давности.

Объем сельскохозяйственных угодий не изменился с начала века, но урожайность культур повысилась в пять раз. Усилия потребовались небольшие — были внедрены разработки отечественных сортов, причем каждой культуре подобрали почвы с должными характеристиками. Одновременно шла работа по борьбе с сорняками и паразитами без применения химических препаратов. Казахстан потреблял 30 процентов урожая, а остальное отправлял на экспорт.

Экспорт страны был разнообразен. Доля минерального сырья не превышала 20 процентов, а экспорт готовой продукции вырос до 55 процентов — Казахстан закрывал потребность в ГСМ, продовольствии, мебели, одежде по всей Центральной Азии, а также стал основным поставщиком потребительских товаров для России. Связи внутри ЕАЭС крепли благодаря также финансовому центру в Алматы — объем средств под управлением превысил 2,4 триллиона долларов в прошлом году. Фактически отдельная административно-территориальная единица с населением в 4 тысячи человек давала такой же вклад в ВВП, как и нефтяная отрасль страны.

Стране удалось уменьшить себестоимость добычи нефти до 12-15 долларов за баррель. Это получилось благодаря изменению модели нефтяных контрактов — теперь государство не продавало месторождения, а платило компаниям за добычу, транспортировку и переработку нефти. Фактически уровень рентабельности определялся возможностью компании снизить расходы. Также с сектора, как и со всего частного бизнеса, была полностью снята социальная нагрузка — благотворительность была лишь добровольным решением собственников.

Социальные программы стали реализовываться на другой основе — государство отказалось от налогообложения доходов населения и сконцентрировалось на социальной поддержке тех, кто не мог помочь себе сам, — это пенсионеры, беременные, безработные.

В итоге все зарплаты вышли из тени, а долю зарплаты человек обязан был направить не только на пенсию, но и на свое здоровье. Государство внедрило жилищную программу, благодаря которой обеспеченность жильем достигла 30 квадратных метров на душу населения, а доля домохозяйств, живущих в собственном жилье, достигла 87 процентов.

Оборона страны уже как 20 лет перешла на «швейцарскую» модель, где каждый должен был раз в году пройти двухнедельные сборы. Возможность в течение нескольких лет побывать в разных регионах страны, в разных климатических условиях давала каждому ощущение масштаба страны и условия каждый год обретать новых друзей, с которыми в течение двух недель стоял плечом к плечу во время интенсивных тренировок.

Страна испытывала хронический дефицит кадров, из-за чего миграционная политика была облегчена — теперь для того, чтобы въехать, достаточно было, чтобы один член семьи знал все три языка, а остальные хотя бы один язык. Но наличие требуемой специальности было обязательно.

Безработица была около нуля, а преступность сократилась до эпизодических проявлений человеческих эмоций. Гражданское общество достигло уровня, когда количество функций органов местного самоуправления превысило число функций, реализуемых центральными исполнительными органами.

Страна прошла период бурного роста, и дальнейшие темпы прогнозировали стабилизацию. Страна стояла перед новыми задачами — постепенно увеличивалась доля наукоемкого экспорта, что встречало жесткое конкурентное сопротивление со стороны существующих лидеров, особенно в авиапромышленности; энергообеспечение страны все больше зависело от возможности строительства собственных орбитальных электростанций, которые могут передавать солнечную энергию на земные накопители; уровень благосостояния и численность сельского населения приближались к «городским» показателям, из-за чего наметилась тенденция превращения поселков в города; поток мигрантов из соседних стран, подавших заявки на гражданство, увеличился в 10 раз, что означало не только начало массового перетока населения, но и фактически переход к новой модели государственного управления…

Источник:
Образ будущего
Образ будущего, Будущее Казахстана, общество, жизнь
http://zebra.today/i277

Образ жизни будущее

Образ жизни отца до рождения ребенка может влиять на будущее его потомства

По всей вероятности, не только будущим мамам следует внимательно относиться к своему образу жизни. Новое исследование, опубликованное в Science, может оказаться значимым для растущего числа научных изысканий, пытающихся определить, какое влияние на жизнь детей и внуков оказывают образ жизни мужчин и окружающая их среда, прежде чем они становятся отцами.

Так, мы знаем, что многие человеческие черты: вес, рост, восприимчивость к болезням, долголетие или интеллект — могут частично наследоваться, но исследователи до сих пор бьются над определением точной генетической основы для этих процессов. Отчасти это может быть связано с ограничениями в нашем понимании того, как работает генетика, но сегодня наблюдается повышенный интерес к потенциалу так называемой «эпигенетики» в объяснении этой наследственности.

Эпигенетика имеет дело с информацией в геноме, в дополнение или сверх той, что содержится в последовательности ДНК. Эта информация выражается в различных формах, но среди исследователей наиболее популярными являются химическая модификация ДНК (известная как метилирование и ацетилирование) и белки, называемые гистонами, которые вместе составляют геном человека.

Эта эпигенетическая информация — отвечающая за то, копии каких генов в нашем ДНК окажутся «выраженными», или использованными — может передаваться из поколения в поколение во время воспроизводства. Она даже может сохраняться в течение всей жизни в тканях и органах человека, даже в процессе регенерации клеток.

В последние годы большой интерес у исследователей вызывает способность факторов среды человека, например, питания, во время воспроизводства влиять на «эпигенетические характеристики» детей — потенциально, с последствиями для здоровья в последующей жизни.

Большинство научных трудов сосредоточены на эпигенетических подписях, передающихся по материнской линии. Однако генетический материал матери отвечает лишь за половину генома ребенка, и потому исследователи все чаще обращаются к роли отца в процессе эпигенетической наследственности. Авторы нового исследования, вышедшего в Science, утверждают, что им удалось доказать, что манипуляция эпигенетического процесса во время производства спермы у мышей влияет на развитие их потомства на несколько поколений вперед.

Что передается от отцов

Известно, что конкретные эпигенетические подписи в сперме отца связаны с риском развития аутизма у детей. Возраст отца во время зачатия ребенка также обуславливает эпигенетические изменения в сперме и восприимчивость потомства к определенным заболеваниям.

Эпигенетические изменения наблюдались также у детей, рожденных после ЭКО, где сперма отца могла быть неполноценной. Исследования на мышах показали, что введение этанола мужским особям изменяет эпигенетические подписи в мозгу их детенышей. Эти и другие исследования указывают на потенциальное влияние образа жизни отца на здоровье его детей, а исследование, опубликованное в Science, дает новое понимание того, как это может происходить.

В своем новом исследовании ученые Университета Макгилла в Канаде прибегали к методам генной инженерии, чтобы изменить активность одного из гистоновых белков, контролирующего эпигенетические процессы — KDM1A — в процессе производства спермы у мышей. Они показали, что это изменение повлияло на здоровье и развитие потомства и что эффект сохранялся в течение ряда поколений.

Эпигенетические подписи отца

Исследование не содержит доказательств того, что какие-либо известные нам генетические заболевания человека или конкретные условия окружающей среды на самом деле способны воспроизвести этот искусственно созданный эффект. Но ученые предполагают, что генетические вариации, возникающие у определенных эпигенетических контроллеров (гистонов), которые они изучали, могут производить аналогичные эффекты у человека.

Они также считают, что, если определенные факторы в среде человека нарушат упомянутый эпигенетический процесс при производстве спермы, это также может быть основной причиной врожденных дефектов и заболеваний, восходящих к отцу. Это серьезные медицинские нарушения, но многие исследователи проявляют интерес к более слабовыраженным эффектам, сказывающимся на общей популяции.

Ученые выдвинули гипотезу, что «эволюционная целесообразность» этих более мягких эффектов заключается в том, что они позволяют потомству в каком-то смысле чувствовать «метаболическую среду» (например, голод или изобилие), в которой ему предстоит родиться, и программировать свой собственный метаболизм, чтобы адекватно отреагировать на эти условия. Чтобы это сработало, «эпигенетическая программа» должна запускаться с каждым новым поколением, но данное исследование подтверждает стабильные эпигенетические изменения, которые наследуются на протяжении нескольких поколений.

Требуется проделать еще много работы, чтобы понять, как эта новая находка связана с эпигенетической наследственностью человека, однако она расширяет наши знания о том, как этот процесс может протекать. Это еще очень молодая область исследований, но если окажется, что описанные процессы действительно актуальны для людей, последствия могут быть значительными. Черты, которые мы когда-то считали неизбежными, смогут подвергаться модификации, а наш образ жизни будет иметь последствия не только для нашего собственного здоровья, но и для потенциального здоровья наших детей и даже внуков.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник:
Образ жизни будущее
По всей вероятности, не только будущим мамам следует внимательно относиться к своему образу жизни. Новое исследование, опубликованное в Science, может оказаться значимым для растущего числа научных изысканий, пытающихся определить, какое влияние на жизнь детей и внуков оказывают образ жизни мужчин и окружающая их среда, прежде чем они становятся отцами.
http://inosmi.ru/world/20151016/230826994.html

Образ человека будущего и пути его реализации в современной жизни Текст научной статьи по специальности — Психология

Образ человека будущего и пути его реализации в современной жизни Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — С.М. Пеунова

С точки зрения новой науки психологии здоровья и некоторых современных психологических теорий, человек будущего предстает, прежде всего, здоровым человеком с весьма приличным качеством жизни, обладающим эмоциональным самоконтролем, умением позитивно мыслить, свободной творческой энергией, умением адаптироваться к постоянно меняющимся условиям без ущерба для своей личности и своего психологического и психического здоровья. В настоящем докладе предлагается к рассмотрению характеристика этого образа человека будущих поколений и пути его воплощения в повседневную действительность.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — С.М. Пеунова,

Текст научной работы на тему «Образ человека будущего и пути его реализации в современной жизни»

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

С.М. Пеунова Академия развития Светланы Пеуновой а г. Самара, Россия

¦ С точки зрения новой науки — психологии здоровья и неко-

торых современных психологических теорий, человек будущего предстает, прежде всего, здоровым человеком с весьма приличным качеством жизни, обладающим эмоциональным самоконтролем, умением позитивно мыслить, свободной творческой энергией, умением адаптироваться к постоянно меняющимся условиям без ущерба для своей личности и своего психологического и психического здоровья.

В настоящем докладе предлагается к рассмотрению характеристика этого образа человека будущих поколений и пути его воплощения в повседневную действительность.

Так, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физического недостатка».

Качество психического здоровья определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся в результате взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, возраст, условия воспитания, качество подготовки, сформировавшийся тип характера и приспособительного поведения, приобретенные навыки в преодолении стрессовых ситуаций, перенесенные болезни, травмы, ранения, интоксикации, психическая трав-матизация и т.д.).

Психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в

структуре личности [1]. Его обычно описывают в терминах гармоничности, целостности, зрелости личности, оптимума развития и функционирования, способности реализовать естественный потенциал человеческого призвания. По К. Ясперсу [2] психическая деятельность остается в диапазоне здоровья, если: а) человеку удается контролировать свои переживания; б) эти переживания не приводят к последствиям, расстраивающим весь ход психической жизни; в) они представляются более или менее возможными в жизни любого человека [3].

Итак, новые «позитивные» концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации, са-моосуществлению человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих. «Самостояние человека — залог величия его»

(А.С. Пушкин). А это и есть личностная зрелость, которую и хочется поставить во главу образа человека будущего.

Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Основой же адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами Я -Я желающим и Я долженствующим, т.е. стремиться к совпадению позыва «я хочу» с призывом «я должен».

По замечанию А.Ф. Лазурского [4], один из признаков здоровой личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм.

Как известно, в жизни человеку приходится искать равновесие между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих потенциальных творческих возможностей, утверждающих индивидуальность, с другой. Вот главные особенности «уравновешенного человека”, как их представляют себе разные авторы [5].

1. В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем. Психическое равновесие по существу немыслимо без серьезного внимания к своему телу. Так, мы снова вспоминаем высказывание древнеримского ученого Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух». Впрочем, как и наоборот: Вывод

прост: физическое и психическое здоровье неразделимы и взаимозависимы.

2. В сексуальном и аффективном плане уравновешенный индивидуум способен устанавливать гармоничные интимные отношения с другими людьми, заботясь о себе, не забывает проявлять заботу о других.

3. В интеллектуальном плане уравновешенным может считаться тот, кто обладает хорошими умственными способностями, позволяющими ему мыслить и действовать продуктивно; кто всегда ищет и находит выход из трудных ситуаций; быстро переходит от мыслей и слов к делу; осознает свои способности и умеет ими пользоваться; постоянно совершенствует свои навыки, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки; кто не лишен воображения и любит искать нетрадиционные решения проблем.

4. В нравственном плане уравновешенный человек обладает чувством справедливости; склонен больше полагаться на свои суждения, чем на авторитеты; всегда готов признать свои ошибки, не выставляя их, однако, на показ.

5. В социальном плане уравновешенный человек, как правило, способен устанавливать непринужденные отношения с другими. Он редко рассчитывает свои реакции заранее, и эта непосредственность позволяет ему легко общаться как с теми, кто стоит выше него на социальной лестнице, так и со стоящими ниже.

6. Наконец, в личностном плане уравновешенный человек — это оптимист, добродушный и жизнерадостный, любящий жизнь и отвечающий на ее требования, не испытывая при этом чувства принужденности; способный брать на себя ответственность, зрелый, трезвомыслящий; достаточно устойчивый в эмоциональном плане; предпочитающий достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями. Он с достаточным уважением относится к самому себе, но сохраняет при этом чувство юмора, которое мешает ему воспринимать собственную персону слишком серьезно.

Попытку описать интегрированную, здоровую личность предпринимал и К. Роджерс, выделивший следующие черты «нового человека»:

• эти люди открыты для внутреннего и внешнего мира;

• ценят общение как средство представлять вещи такими, какие они есть, отвергают лицемерие, обман, двуличие;

• испытывают определенное недоверие к современной науке и технологиям;

• в большей степени стремятся к целостной жизни;

• постоянно находятся в процессе самосовершенствования;

• принимают участие в других и всегда готовы помочь тем, кто нуждается в их помощи;

• ощущают непосредственное единение с природой и готовы защищать ее;

• испытывают антипатию к раздутым, косным, бюрократическим институтам;

• доверяют своему опыту и испытывают недоверие к внешним авторитетам;

• чаще всего равнодушны к материальным стимулам и награждениям, могут жить в достатке, но не испытывают сильной нужды в этом;

• это люди духовно ищущие, они хотели бы найти смысл и цель жизни [6].

В.А. Ананьев считал, что «зрелая личность» обладает следующими психологическими характеристиками:

-поступает так, чтобы «заслужить любовь ближнего своего»;

— делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;

— автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что она может содержать предложения для самосовершенствования;

— не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;

— несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;

— проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;

-адекватно воспринимает и относится к реальности, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;

-способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);

-не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;

-обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;

-независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;

-не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности;

-не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;

-постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;

-способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;

-обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;

— живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;

— имеет опыт переживания высших состояний;

-сфокусирована на проблемах вне себя;

— терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;

— обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;

— обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи, ее оценка отличается свежестью;

-демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему; -обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит недостатки его;

-креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;

-черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;

-составляет разумный план и старается по порядку его реализовать.

Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств способствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека [1], что в результате формирует личностную зрелость — тот

образ человека будущего, который хотелось бы достичь и нам в нашей действительности.

Растущий интерес специалистов (и неспециалистов) к проблеме зрелой личности получил развитие в виде интенсивно разрабатываемой в последние годы концепции качества жизни. По определению ВОЗ, качество жизни — это способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, индивидуальное благополучие в окружающей среде, включая удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения.

С представленной моделью хорошо согласуется понятие «компетентность», принятое в зарубежных профилактических программах.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала конкретное описание компетенции жизни, которая предоставляет базу для здорового развития человека. Компетенции жизни ведут к реалистичному и ценящему отношению к собственной личности и к собственным способностям. При описании жизненной компетенции ВОЗ, ссылаясь на многие исследования, выделяет её основные характеристики, такие как:

1. Самовосприятие, эмпатия;

2. Общение, самоутверждение;

3. Обхождение со стрессом и негативными эмоциями;

4. Решение проблем, творческое и критическое мышление

И методики по воспитанию человека, помогающие достигать высокого качества жизни, формирующие его высокую жизненную компетенцию в настоящее время весьма актуальны. Далее будет кратко изложена методика, которая представляет собой авторскую модификацию рационально-эмоционального подхода в психотерапии пограничных психических расстройств и, как показала экспериментальная апробация, является действенным инструментом психологической помощи практически здоровым людям в направлении формирования их личностной зрелости.

Личность в жизни, и в частности, в процессе психологической помощи выступает сложной, самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, социум вмешивается в ее суть, с целью перестроить, изменить ее содержание, а она сопротивляется вторжению, либо принимает его и изменяется, перестраивает свои компоненты в соответствии с требованиями окружающей среды и людей. Интере-210

сен момент устойчивости и изменчивости личности. Личность не может меняться полностью, иначе она исчезнет без следа. Личность с помощью психотерапии, образовательных подходов в психологии можно либо построить, либо разрушить окончательно, «сломать» человека.

Но процессом переживания можно управлять: стимулировать его, организовывать, направлять, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности [8].По большому счету, можно сказать, что в психологической помощи человек проживает собственный травматический опыт, делясь им с окружающими, и избавляется, “утилизирует” его.

Оптимальное соотношение, баланс когнитивного и эмоционального компонентов отношения к себе, основанный на эмоциональном принятии себя и адекватном знании себя, приводит к тому, что отношения к себе выполняют не только самозащитную функцию, но и функцию [7].

Исходя из представлений о структуре личности и задачах психологической науки о формировании зрелой личности, особенно ценными представляются теории и реализующие их техники, направленные на коррекцию психологических отношений личности с миром (рациональная психотерапия, позитивная психотерапия, психообразовательные подходы), с собой и с другими людьми (психодинамическая терапия, гуманистическая, гештальт-терапия), а также техники самостоятельной модификации поведения и саморегуляции (бихевиоризм, когнитивно-поведенческое направление в психотерапии, методы аутогенной тренировки, гипноза и самовнушения). Эффективность всех этих направлений доказана практикой. Они участвуют в жизнедеятельности нашего общества, пополняя его все более гармоничными людьми.

Однако еще большую ценность сегодня представляют концепции, реализующие целостный подход к личностным изменениям, и, что также немаловажно, пригодные для использования в массовых психопрофилактических мероприятиях. Такой подход, как нам представляется из анализа теории, должен быть многоаспектным и задействовать механизмы разных уровней организации переживаний: когнитивном, эмоциональном, поведенческом. Один из таких современных подходов — авторская программа профилактики социальнострессовых расстройств С. М. Пеуновой, на базе которого работает Академии развития.

Методика по форме представляет собой вариант психообразовательного подхода в практической психологии и предполагает обучение практически здоровых людей навыкам рефлексии собственного поведения на разных уровнях его организации (социальном, когнитивном, эмоциональном) и способам саморегуляции психического состояния.

Назначение методики — актуализация потенциалов личности в направлении формирования зрелого отношения к собственному здоровью и различным аспектам социального функционирования. В отличие от известных подходов в психотерапии методика реализует целостный подход в решении задачи коррекции психологического опыта личности. Это достигается путём активного формирования «внутренней картины» здоровья, обучения сознательному контролю собственных мыслей и переживаний, формирования личностной активности в отношении мыслей и чувств, переживаемых в стресси-212

рующих ситуациях и обретения навыка саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

Основными задачами актуализации потенциалов личности, реализуемыми методикой являются:

1. Реконструкция «объективной картины мира», в направлении сближения её с общечеловеческими ценностями, зафиксированными в основных духовных и религиозных учениях, известных в истории человечества. Это образовательный компонент программы.

2. Рефлексивный самоанализ адекватности личностных установок человека «объективной картине мира». Такой процесс основан на самонаблюдении и самоконтроле, облегчаемых с помощью практики изменённых состояний сознания, достигаемых путём медитативного погружения, аналогичного техникам аутогенной тренировки.

3. Реконструкция мировоззрения в направлении сближения его в основных ценностных смыслах с реконструируемой «объективной картиной мира».

4. Обучение навыкам самооценки эмоциональных реакций и формированию копингов — совладания с неблагоприятными эмоциональными состояниями через самостоятельную коррекцию когнитивной оценки переживаемых ситуаций.

Эти задачи решаются в процессе поэтапной обучающей программы, которая реализуется в тренинговой непродолжительной форме и в процессе продолжительного обучения на протяжении 2-6 месяцев в Академии развития, г. Самара.

Исследования обучающихся подтвердили эффективность представленной программы. Так, в процессе обучения происходит коррекция разрушительных, отрицательных акцентуаций характера, снижение уровня тревожности и депрессии, и формирование зрелой личности, обладающей осмысленностью жизни, достаточно высоким уровнем эмоционального и поведенческого самоконтроля, что препятствует в дальнейшем формированию продолжительных стрессов и гарантирует позитивный выход из жизненных кризисов. Кроме того, значительно повышается уровень общительности, дружелюбия, открытости, доверия и оптимизма, что позволяет реализовывать человеку основную потребность и свойство личности — в социальном общении и самоактуализации. У слушателей в процессе обучения

формируется адекватная система ценностей и улучшается набор необходимых качеств характера. У многих открываются способности к творчеству. Наряду с повышением общительности, у слушателей повышается интерес и доверие к собственному внутреннему миру. Т ак, в процессе обучения, самосовершенствования образ человека будущего переходит в нашу повседневную действительность, в настоящее.

1. Ананьев В.А Введение в психологию здоровья. // СПб., 1998.-БПА. -148С.

2. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т.1. М.: Академия; Спб.: «Белый Кролик», 1996.

3. Снедков Е. В., Нечипоренко В. В. Динамический диагноз —

адекватный подход к диагностике транзиторных личностных расстройств: Тезисы докладов Всеармейской научно-

практической конференции. — М., 1992. — С. 351-353.

4. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная, 3 изд., Л., 1925.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992. — 365 с.

6. К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

7. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. / Групповая психотерапия. — М., 1990

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984

Источник:
Образ человека будущего и пути его реализации в современной жизни Текст научной статьи по специальности — Психология
С точки зрения новой науки психологии здоровья и некоторых современных психологических теорий, человек будущего предстает, прежде всего, здоровым человеком с весьма приличным качеством жизни, обладающим эмоциональным самоконтролем, умением позитивно мыслить, свободной творческой энергией, умением адаптироваться к постоянно меняющимся условиям без ущерба для своей личности и своего психологического и психического здоровья. В настоящем докладе предлагается к рассмотрению характеристика этого образа человека будущих поколений и пути его воплощения в повседневную действительность.
http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-cheloveka-buduschego-i-puti-ego-realizatsii-v-sovremennoy-zhizni

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES