Назовите элементы здорового образа жизни

Элементами зож являются

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

* эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
* интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
* духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Некоторые исследователи] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование ЗОЖ

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

* социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
* инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств) , профилактические учреждения, экологический контроль;
* личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Источник:
Элементами зож являются
Пользователь Вася Ромашин задал вопрос в категории Здоровый образ жизни и получил на него 2 ответа
http://otvet.mail.ru/question/40523369

Элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

b. Основы здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни должны закладываться с малых лет. Главные составляющие здорового образа жизни – это отказ от вредных привычек, здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая деятельность.

Пропаганда здорового образа жизни – комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на развитие и укрепление здоровья человека – сделала из него модное увлечение для политиков и звезд. А между тем основы здорового образа жизни необходимо знать каждому, кто хочет поменьше тратить времени и денег на лечение всевозможных болезней.

Давно установлено, что многих неприятностей со здоровьем можно было бы избежать, если бы в современном обществе существовала культура здорового образа жизни.

Сейчас курить табак, а иногда и что «поинтереснее», употреблять алкоголь могут даже школьники, не говоря уже о старших подростках. И день ото дня растет страшная статистика детских заболеваний, детской смертности.

Давайте же рассмотрим поближе основы здорового образа жизни, быть может Вам окажутся полезны некоторые советы.

Основы здорового образа начинаются с личной гигиены.Личная гигиена включает уход за собственным телом, гигиену одежды и обуви. Гигиене тела взрослые, понятное дело, уделяют должное внимание, но вот маленьким детям водные процедуры в ванной не всегда по душе.

Гигиена одежды и обуви включает в себя обязательный уход за предметами своего гардероба, своевременную стирку и чистку одежды. Наиболее гигиенична одежда и обувь из натуральных материалов: лен, хлопок, шерсть, кожа. Такие материалы дышат, хорошо впитывают влагу.

Режим дня с точки зрения здорового образа жизни – также одна из главнейших его составляющих.Очень важно соблюдать режим сна, режим питания, режим трудовой деятельности. При нарушениях режима возникает усталость, сонливость, раздражение.

Так, здоровый образ жизни предписывает взрослому человеку спать по 6-8 часов в сутки. Не стоит значительно изменять эту цифру в ту или иную сторону. При недосыпании организм не успевает восстановить силы, а избыток сна делает человека вялым, разбитым.

Несоблюдение режима питания ведет зачастую к проблемам с пищеварительным трактом.Для хорошей работы ЖКТ пища должна поступать в организм регулярно, небольшими порциями. Если желудок работает «вхолостую», то это крайне негативно сказывается на его слизистой, а если же он, наоборот, «набит доверху» — это усиливает нагрузку на поджелудочную железу и желчный пузырь.

Сбалансированные физические нагрузки – еще одна важная составляющая культуры здорового образа жизни.Совсем без физических нагрузок организм «расслабляется», мышцы атрофируются и человек со временем становится все более слабым, не может «осилить» нагрузку.

Поэтому крайне важно регулярно давать своему организму посильную нагрузку. Хорошо помогают в этом физические упражнения, занятия спортом, утренняя зарядка. Человек, мышцы которого находятся в тонусе, и чувствует себя лучше, и выглядит бодрым, свежим, подтянутым.

В основы здорового образа жизни следует включить не только физические, но и умственные нагрузки. Крепкий ум позволяет человеку оставаться активным до самой старости.

Здоровое рациональное питание –это, конечно же, одна из самых известных составляющих здорового образа жизни. Гигиена питания предписывает соблюдать умеренность в порциях пищи, не увеличивать и не понижать без потребности калорийность питания.

Так, обычному здоровому взрослому человеку требуется в день около 2-2,5 тыс. килокалорий. Получать эти калории лучше всего из продуктов, в которых содержание белков, жиров и углеводов сбалансировано.

При этом следует помнить, что здоровый образ жизни и здоровое питание не предусматривает полного отказа от употребления жиров, углеводов. Наоборот, жиры и углеводы употреблять нужно, ведь они крайне важны для организма. Другое дело, как именно их употреблять.

В жареных продуктах, продуктах, приготовленных в большом количестве жира, в кондитерских изделиях, белом хлебе, макаронах из «мягкой» пшеницы полезных жиров и углеводов совсем мало. Зато много транснасыщенных липидов и простых углеводов, которые ведут к отложению излишков жира в подкожной жировой ткани, на стенках сосудов и органов.

Основы здорового образа жизни важно не только знать – важно еще и применять все эти давно известные правила на практике. Страна советов желает здоровья Вам и Вашей семье!

c. Организм как единая саморазвивающаяся саморегулирующаяся биологическая система.

Человеческий организм — сложная биологическая система, в которой все клетки, ткани, органы и системы тесно взаимосвязаны. В сово­купности они являются единой саморазвивающейся и саморегулиру­ющейся системой.

Естественное развитие и старение организма человека на протяже­нии всей его жизни, с момента зачатия и до ухода из жизни (онтоге­нез), во многом наследуются от родителей. Генетически обусловлен­ные черты и особенности этого биологического процесса заложены в индивидуальном генетическом коде на уровне клетки.

В основе жизнедеятельности живого организма лежит автоматиче­ское саморегулируемое поддержание жизненно важных внутренних факторов на необходимом постоянном уровне. Поддержание посто­янства во внутренней среде — фундаментальный биологический за­кон. Всякое отклонение ведет к немедленной мобилизации внутрен­них регуляторных механизмов, восстанавливающих этот постоянный уровень. Регулируемое необходимое постоянство внутренней среды было названо гомеостазом.

Гомеостаз сохраняет постоянство состава физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешней среде и физические сдвиги, возникающие в процессе жизне­деятельности организма. Все это позволяет клеткам организма суще­ствовать и функционировать в гомеостатически узких физиологичес­ких и биологических границах относительно постоянной среды.

Это постоянство физико-химических параметров поддерживается саморегуляцией обмена веществ, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и других физических процессов. Например, из­вестно, что частота сокращений сердца зависит от содержания в крови кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Боль­ше всего нуждаются в кислороде клетки головного мозга и клетки сер­дечной мышцы. Как только концентрация кислорода в крови снижает­ся (например, в душном помещении), специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов посылают в мозг сигналы. По нервам, идущим от мозга к сердцу, направляется команда. В результате этого сердце начинает учащенно биться и быстрее проталкивает кровь по сосудам. Значит, к клеткам и тканям организма поступит больше крови, и они получат необходимое для работы количество кислорода.

Система саморегуляции работы организма осуществляется двумя механизмами — гуморальным и нервным. Гуморальный (лат. humor — жидкость) механизм эволюционно более древний, он наблюдается да­же у представителей растительного мира. С помощью этого механизма биологически активные химические вещества через жидкие среды ор­ганизма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость) поступают во все клетки и органы.

Биологически активные вещества вырабатываются двумя типами желез:

• железы внешней секреции (слезные, потовые, слюнные и др.);

• железы внутренней секреции — гормоны (гипофиз, вилочковая железа, надпочечники др.).

Гормоны разносятся кровью (максимальная скорость кровотока около 0,5 м/с) по всему организму и регулируют процессы обмена ве­ществ, роста, развития и др., так как даже в небольших концентраци­ях гормоны могут обладать огромной биологической активностью.

В процессе эволюции животного мира наряду с гуморальным регуляторным механизмом возник более совершенный — нервный ме­ханизм регуляции. Первое его преимущество — адресность, т.е. им­пульс нервной регуляторной связи, направлен к строго определенным клеткам; второе — взаимодействие клеток через нервную систему осу­ществляется быстрее (до 120 м/с); третье — этот механизм быстро «включается» и моментально «выключается».

Посредством периферической нервной системы (как соматичес­кой, так и вегетативной) рефлекторным путем осуществляется связь головного и спинного мозга со всеми клетками, тканями и органами. Известно, что рефлекс — это ответная реакция организма на то или иное раздражение, реализуемая через действие нервных импульсов.

Под влиянием рефлексов в ЦНС возникают процессы возбужде­ния и торможения. Они являются двумя противоположными регуляторными сторонами единого процесса уравновешивания взаимодей­ствия организма с внешней средой.

Возбуждение — деятельное состояние нервных клеток, имеющее определенные временные и функциональные пределы.

Торможение — состояние нервных клеток, направленное на их ох­ранение от возбуждения, на восстановление их активности.

Саморегуляция всех сложнейших физиологических функций в ор­ганизме не может осуществляться ни чисто гуморальным путем, ни только нервной системой. Однако следует отметить некоторый прио­ритет нервной системы над гуморальной при обеспечении важнейше­го свойства организма — саморегуляции.

Таковы в самых общих чертах саморазвивающие и саморегулирующие биологические механизмы человеческого организма, позволяющие сохранять постоянство внутренней среды, т.е. Жизнь.

d. Внешняя среда и ее воздействия на организм и жизнедеятельность человека.

Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие, например, рН крови 7,36–7,40, температура тела – в пределах 35– 36°С), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемой за одно сокращение – 50–200 см3).

Природные социально-экономические факторы. Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

e. Функциональная активность человека и взаимосвязь физкультуры и умственной деятельности

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.

На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит.

Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие «труд» включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека — физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

Физический труд — это «вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов» 1 . Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

Умственный труд — это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории» 1 . Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).

К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.

Одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

Учебный день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки — все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде — активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию — одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше — тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются 1 .

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

f. Здоровье человека, показатели индивидуального здоровья

Источник:
Элементы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и
http://studopedia.info/2-105036.html

Элементы здорового образа жизни

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ

Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Утверждена на заседании кафедры

протокол № ___ от «__»____2014 г.

Зав. кафедрой ____ доцент Чуйко Ю.И.

ЛЕКЦИЯ

для студентов КГУКИ на тему:

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ»

доцент Чуйко Ю.И.

Краснодар – 2014

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

1. Основные понятия

2. Вредные привычки

3. Закаливание и двигательный режим

4. Гигиенические факторы и окружающая среда

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дедловская В.И. Алкоголь – беспощадный враг. — Физическая культура в школе, — №6. – 2003. – С.76-78

2. Дедловская В.И. Табак как прихоть и несчастье человека. – Физическая культура в школе, — №1. – 2004. – С.78-80

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 384с.

4. Лукьяненко В.П. Вредные привычки и борьба с ними. — Физическая культура в школе, — №3. – 2003. – С.77-79

5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с.

6. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. – М.: Высшая школа, 1983. – 391с.

1. Основные понятия в ФК

Физическая культура – вид соц. деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на:

— морфологическое и функциональное совершенствование организма;

— повышение уровня физических качеств;

— формирование и развитие двигательных навыков;

— улучшение форм тела (осанки, мышц и др.).

Спорт — вид соц. деятельности, направленной на психофизическое и функциональное совершенствование человека с целью достижения максимального спортивного результата.

Первоначальное толкование этого термина в энциклопедическом словаре: “ Спорт – это всякое занятие, имеющее целью увеселение без выгоды”. При этом выделялись два вида таких занятий: подвижные – разные телесные занятия, и неподвижные – разведение животных, садоводство, коллекционирование и т.п.

Физкультурник – человек, систематически занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и достижения физического совершенства.

Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимальных результатов.

Физическая подготовка – процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к определенному виду двигательной деятельности.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки.

Физическое упражнение – двигательное действие, используемое для решения задач физического воспитания.

В отличие от трудовых действий, оказывающих развивающее действие на организм человека, физические упражнения применяются для этой цели специально.

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств организма, изменяющихся в течение его жизни.

Гипокинезия — вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека.

Гиподинамия — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Понятие о здоровье и ЗОЖ

Общепринято понимать «здоровье» как отсут­ствие болезни. Чаще всего в повседневном обиходе под нездоровьем понимают физический недуг организма, а психофункциональные рас­стройства (чувства тревоги, общей подавленности, угнетенности, состояния неудовлетворенности, повышенной раздражитель­ности) за нездоровье считать не принято.

Однако по определению ВОЗ (1940) «здоровье — это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов».

Принято говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальное):

Физическое здоровье — это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье — состояние головного мозга, которое характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье — моральные принципы, которые являются основой социальной жизни чело­века.

Отличи­тельными признаками нравственного здоровья студента являются сознательное отношение к учебе, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих здоровому образу жизни.

Физически и психиче­ски здоровый человек может быть нравственным калекой, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья.

Установлено, что важнейшими факторами, которыми обеспечивается здоровье, являются:

— условия и образ жизни людей – 50-55%;

— состояние окружающей среды – 20-25%;

— генетические факторы –15-20%;

— деятельность учреждений здравоохранения – 10-15%.

По данным экспертов ВОЗ (данные 2011г.) средняя продолжительность жизни по странам такова:

1. Япония – 83 года.

2. Швейцария, Израиль – 82 года.

3. Канада, Швеция – 81 год.

4. Великобритания – 80 лет.

6. Эстония – 75 лет.

7. Литва, Бразилия – 73 года.

8. Латвия – 72 года.

9. Грузия – 71 год.

10. Армения, Белоруссия – 70 лет.

11. Россия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Индонезия – 69 лет.

ЦСУ: средняя продолжительность жизни в 2014 году составила 71,6 года. Женщин – 76,5 года. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2014 года составила 146,1 млн человек.

Доклад ВОЗ на 2012 год (не учитываются данные за 2013-2014 год.):

Средняя продолжительность жизни увеличилась с 1990 по 2012 год всего на 2,5 месяца. Такие данные приводит ВОЗ. Продолжительность жизни в 2012 составляет в среднем 69 лет — как и 24 года назад. При этом российские мужчины живут приблизительно 63 года. У женщин наблюдаются улучшения: их общий показатель увеличился на год и составил 75 лет. В России самые низкие темпы роста продолжительности жизни среди стран с высокими доходами. Главные причины смертности в России — это неинфекционные заболевания, от которых умирает 790 человек на 100 тысяч населения. В других странах это также наиболее распространенный фактор, однако, среди государств с высоким доходом этот показатель в среднем составляет 397 смертей на 100 тысяч человек.

Мужчины дольше всех живут в Исландии (81,2 года), Швейцарии — (80,7 года), Австралии (80,5 года) и Израиле (80,2 года).

У женщины самые высокие показатели в Японии (87 лет), Испании (85,1 года), Швейцарии (85,1 года) и Сингапуре (85,1 года).

Меньше всего живут в Малави – 47 лет (мужчины – 44 года), Афганистане – 49 лет, Камеруне – 51 год. В Анголе, Конго, Мозамбике, Нигерии средняя продолжительность жизни до сих пор не превышает 55 лет.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это такой образ жизни, который рационально организован, активен, содержит элементы закаливания, основан­ на принципах нравственности, защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляет сохранять физическое, психиче­ское и социальное здоровье.

Здоровый образ жизни — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Элементы здорового образа жизни.

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

— воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

— окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

— отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

— здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

— движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

— личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

социальном: пропаганда (ряд мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖ, реклама в СМИ), информационно-просветительская работа;

инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Для обозначения меры резер­вов организма академик Н.М.Амосов ввел новый медицинский термин «количество здоровья«.

Например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. При интенсивной работе тренированные люди могут ежеминутно пропускать через свои легкие до 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз, нетренированные – до 100 литров, т.е. в 20 раз. Это и есть резерв организма, у тренированных он существенно выше.

По Амосову — здоровье — это количество резервов в организме, максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Вредные привычки

Важным показателем здорового образа жизни является отсутствие вредных привычек (курение, алкоголь, переедание, наркотики).

Табакокурение (Приложение 1). Семена табачного растения впервые в Европу с Багамских островов привез Х.Колумб, а в середине XVI века португальский посол во Франции Ж.Нико подарил табак французской королеве как средство от головной боли. По имени этого посла и назвали основное действующее вещество табака НИКОтином. Первое время табак использовали как лекарство, его жевали и нюхали, затем начали курить.

Распространение табакокурения встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан отлучал от церкви тех, кто курил и нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. В Китае – сажали в камеру и не давали спать.

В Россию табак, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание — от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

Медики утверждают, что с курением непосредственно связаны многие болезни сердца, сосу­дов, легких. При курении мозг страдает от недостатка кислорода, притупляется умственная деятельность, слабеет память.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, часть достается тем, кто находится рядом с ними. В семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в тех, где никто не курит. Отмечены даже случаи рака легких у собак, хозяева которых много курили. Курение является частой причиной возникновения онкологических заболеваний полости рта, гортани, бронхов и легких.

Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кисло­родом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность ку­рильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи), изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость), зубы приобретают желтый цвет.

Выделяют пять типов привязанности к курению:

— вера в тонизирующий эффект;

— курение по привычке;

— курение для снятия напряжения.

(Известен случай, когда во Франции двое юношей на спор выкурили по 60 сигарет и оба умерли. Рак легких в 5 раз чаще. Курение сокращает жизнь на 5 лет. Курящие 40-49-летние умирают в 3 раза чаще, 60-64-летние в 19 раз. А.П.Чехов писал, что после того, как он бросил курить, у него исчезло мрачное и тревожное настроение.)

ВОЗ заявила: «Курение или здоровье – выбирайте сами!»

В настоящее время во всех цивилизованных странах ведется борьба с курением. Когда на автомобильных заводах Форда в Детройте запретили курить, и уволили 600 человек, не пожелавших отказаться от этой привычки, производительность труда увеличилась на 8%.

В 1998 году королева Великобритании Елизавета вторая издала указ, запрещающий курение в королевском дворце. (Два предыдущих монарха умерли от болезней, вызванных курением).

Алкоголизм (Приложение 2). Термин «алкоголь» ввел в середине XIX века шведский врач Гусс. Под алкоголизмом понимается совокупность болезненных изменений в организме, появляющихся в результате систематического употребления спиртного.

Алкоголизм начинается с того момента, когда человек перестаёт управлять своим желанием вновь выпить.

Люди давно ведут борьбу с алкоголизмом. В древней Спарте у юношей с детства воспитывали отвращение к вину, специально спаивая до скотского состояния рабов и демонстрируя их поведение. В Афинах еще Платон добился принятия закона, запрещающего пить всем без исключения людям до 18-летнего возраста. В древнем Риме запрещалось пить вино мужчинам до 30 лет и всем женщинам.

В Россию крепкие спиртные напитки завезли иноземные купцы в XVI веке. Почти сразу же были введены ограничения на их продажу. По царскому указу разрешалось продавать не более чарки водки одному человеку, а по средам, пятницам и воскресеньям алкоголем торговать запрещалось.

Употребление алкоголя несовместимо с занятиями физкультурой и спортом. В эксперименте на добровольцах через 30 минут после приема 75 граммов водки у них снизилась мышечная сила на 20-40%, скорость реакции на 25%, работоспособность на 16-17%, ухудшились быстрота, выносливость и особенно точность движений (у стрелков точность снизилась с 96% до 26%).

Нет органа или системы организма, на которые не оказывал бы отрицательное влияние алкоголь. Особенно страдает от него нервная система. Изменение психики, возникающее даже при эпизоди­ческом приеме алкоголя (возбуждение, утрата самоконтроля, подавленность и т.п.), обуславливает частоту само­убийств и преступлений, совершаемых в состоянии опьянения.

Очень вредное влияние алкоголизм оказывает на пе­чень: при длительном систематическом злоупотреблении алкого­лем происходит развитие алкогольного цирроза печени (отмирание клеток, их распад). Алкого­лизм — одна из причин заболевания поджелудочной же­лезы (панкреатита, сахарного диабета). Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболе­ваниям.

Доза 7-8 г. чистого алкоголя на 1 кг веса смертельна для человека (при весе 64 кг – эта доза равна 1,25 л водки).

В формировании привычки к спиртному основную роль играет алкогольная эйфория – приподнятое, беззаботное, радостное настроение. В результате систематического потребления алкоголя развивается болезненное пристрастия к нему, нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы, функций внутренних органов.

Наркотики (Приложение 3). Точный период начала употребления человеком одурманивающих средств, неизвестен, но известно, что на всех материках имело место их употребление в виде жидкостей, порошков, дыма и мазей. Жрецы и шаманы принимали эти средства для введения себя в транс, а затем к этому постепенно приобщились другие люди. Отличие только в том, что первые могли управлять своим состоянием, а вторые становились жертвами.

Наркомания (от греч — «опьянение», «помешательство») — болезненное влечение к веществам, вызывающим наркотическое опьянение.

Прием наркотиков в малых дозах вызывает эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную лёгкость, в больших – погружают в глубокий, бесчувственный сон.

Социальные причины употребления наркотиков:

Социальная согласованность. Если использование наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит, он чувствует необходимость также применять этот наркотик, чтобы показать свою приверженность группе.

Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, — это приятные ощущения: от хорошего самочувствия и релаксации до эйфории.

Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легко доступны (Афган).

Любопытство в отношении наркотиков побуждает некоторых людей самим принимать их.

Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества.

Достаток и неправильно организованный досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом в этом случае могут оказаться наркотики.

Уход от физического стресса.

К наркотическим веществам относят: кокаин, опиум и его производные (морфин, героин, кодеин, метадон, деонин и др.), препараты из индийской конопли (гашиш, анаша, марихуана), грибы-галлюциногены; седативно-снотворные средства, анаболические стероиды, стимулирующие средства.

По подсчетам социологов, в России около 6 млн. человек являются потребителями наркотиков.

Среди молодежи в возрасте от 15 до 34 лет (по данным ФСКН), из-за употребления наркотиков, каждый год уходят из жизни более 100 тыс. молодых людей, это в 5-7 раз больше, чем в Европе.

Токсикомания.Токсикомания (от греч — «яд») — болезненное влечение к ядовитым и лекарственным веществам, вызывающим токсическое опьянение.

Вдыхая ароматические углеводороды, люди погружаются в мир видений.

Наркотики запрещены законом, а токсикоманические вещества доступны каждому.

Токсикоманы пользуются веществами, которые по своей природе не являются наркотическими. Но и к ним возникает привыкание с развитием психической и физической зависимости.

Токсикомании чаще встречаются среди подростков и юношей. Они используют бензин, ацетон, бензол, толуол, эфир, хлороформ, растворители красок и эмалей, клей, тормозную жидкость и т. п. Эти вещества наливают в целлофановые пакеты и дышат их парами. Вначале сеансы вдыхания бывают эпизодическими, а потом становятся ежедневными, до 4-6 раз в день. При этом растет устойчивость к дурманящему веществу.

Препараты бытовой химии «оглушают» по принципу токсического эффекта с красочными галлюцинациями. Токсикоманическое опьянение сопровождается чувством успокоения, радости, веселья. Зрительные галлюцинации носят характер ярких картинок, поэтому токсикоманы называют это «смотреть мультики».

В период спутанности сознания человек может совершать необдуманные поступки и преступления. Одурманивающий эффект длится до получаса. Токсикоманы днем подолгу спят. Они становятся бледными, вялыми, безынициативными.

Регулярное вдыхание токсинов вызывает необратимые процессы в печени и почках, ухудшается зрение и слух, снижается интеллект.

Переедание. Важной составляющей здорового образа жизни яв­ляется рациональное питание. Здесь существует два основных закона, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует он полнеет. Более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. Причина — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и др.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Любое отклонение от названных законов рационального питания приводит к нарушению здоровья.

Правилами в любой системе питания должно быть:

1. Прием пищи только при ощущениях голода.

2. Отказ от приема пищи при болях, умственном и физи­ческом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

3. Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после интенсивной физической или умствен­ной работы.

Источник:
Элементы здорового образа жизни
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности Утверждена на заседании кафедры протокол № ___ от
http://megapredmet.ru/1-51873.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES