Навыки общения психология

Программа «Психология общения» для учащихся

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Программа «Психология общения» ориентирована на учащихся 4 классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше завися от оценок учителя и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Научить ребенка общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга.

Цель программы: познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.

— развивать навыки общения;

— развивать навыки сотрудничества;

— развивать способность осознавать и выражать свои чувства;

— повышать уровень самооценки учащихся;

— повышать положительный эмоциональный уровень класса;

— развивать способность к самоанализу и рефлексии;

— развивать творческую активность учащихся.

— овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия;

— улучшение социально-психологического климата класса;

— повышение социального статуса отдельных учащихся.

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 20 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:

1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).

2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).

3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);

4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).

Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.

Источник:
Программа «Психология общения» для учащихся
Тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят этого возраста на первый план
http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-psikhologiya-obshcheniya.php

Психология успеха, эффективное общение, вербальная коммуникация

Психология успеха, эффективное общение, вербальная коммуникация

Технология общения (М. Гофман)

Европейцы видят в разговоре игру, игру интеллектуальную и игру самолюбий. Американцы видят в разговоре обмен информацией. Во европейском общении многое построено на намеках, нюансах и оттенках. »»»

Шесть признаков для симпатии (Г. Фельсер)

Быть привлекательным и симпатичным для других — одно из главных желаний у многих людей. »»»

Полюса темперамента. Экстраверт и интроверт (С. Кейн)

Как интроверту использовать особенности своего характера. »»»

Что он «несет», или Как понять человека с первых слов? (И. Кобевко)

Умеем ли мы понять человека и его эмоции не видя лица и не смотря в глаза? »»»

Не могу и не хочу это слушать! Почему? (И. Кобевко)

Еще с детства всем известная ситуация, когда ребенок закрыл уши и отказывается воспринимать что-либо. Почему люди отказываются слушать информацию? »»»

Почему вы не можете убеждать? (С. Неллин)

Умение убедить собеседника в правоте своих слов, а особенно быстро — задача не из легких. »»»

Методы быстрого убеждения (И. Герасимов)

Есть масса способов переубеждения, изменения позиции партнера по общению. Переубеждать можно долго и упорно, а можно быстро и эффективно. »»»

Психология убеждения: ложные доводы (Д. Халперн)

Во время делового и межличностного общения, а также в рекламе возможно использование ложных доводов — заведомо неубедительных рассуждений с целью убедить кого-либо . »»»

Почему объяснения могут оказаться неудачными (Д. Халперн)

Мы всегда стараемся найти лучший способ объяснить свои мысли, но иногда случаются неудачи. Проблему можно решить, но прежде надо понять ее причины. »»»

Как войти в доверие (Е. Ильин)

Как во время общения расположить человека к себе, склонить на свою сторону… »»»

Эффективное поведение в ситуации межличностного взаимодействия (И. Герасимов)

Каждая ситуация общения как игра в шахматы: делаешь правильные ходы — выигрываешь, делаешь не правильные — проигрываешь… »»»

Любимые родительские воздействия (И. Млодик)

Мы можем многое изменить, если для начала осознаем, что именно мы делаем, воспитывая наших детей… »»»

Осторожно — подросток. Как общаться с подростком (Е. Наркевич)

Подростковая пора — сложная и короткая. Чтобы пройти ее «без жертв и разрушений», нужно знать ее особенности… »»»

Воспитание любой ценой. Или зачем человеку любовь (Е. Наркевич)

Воспитание ребенка — главная задача взрослого. Она трудная, но легкости никто не обещал. »»»

Лучшее из систем воспитания разных стран (О. Маховская)

Американцы считают одиночество большой проблемой, а умение завязывать контакты, поддерживать их и сообща решать проблемы — важными социальными навыками. »»»

Эффективное общение: Как правильно слушать

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания, — утверждает психолог Иствуд Атватер. »»»

Эффективные коммуникации (Н. Фьоре)

Эффективная коммуникация, несомненно, необходима для успешной реализации любых целей. »»»

Семь партизанских тактик общения для интровертов (М. Лэйни)

Что делать, если вы по своему темпераменту замкнутый, стеснительный и ранимый человек и испытываете трудности в общении? »»»

Гений общения: как им стать? (С. Накамото)

Навыки эффективного общения отличают человека успешного. Не умеющий общаться обречен на отсутствие друзей, клиентов и подчиненных. »»»

Как стать приятным собеседником: практические приемы (В. Шейнов)

Самые эффективные средства коммуникации, чтобы понравиться людям и быть интересным собеседником. »»»

Как преодолеть страх общения? (Ю. Гридасова)

Страх общения, который психологи называют социальной тревогой, может буквально парализовать человека, когда он находится среди незнакомых людей. »»»

Управление эмоциями (Е. Головаха, Н. Панина)

Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать правила эффективного общения. »»»

Поведение под влиянием эмоций (П. Экман)

Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать правила эффективного общения. »»»

Затворничество или наедине со всеми (Е. Сологубова)

Одиночество сознательный выбор или следствие неблагоприятного стечения обстоятельств? Пресловутый страх сцены или форма проявления социофобии? »»»

Социофобия. Что это? Преодоление социофобии (Н. Батурин)

Человек работает в офисе и чувствует себя скованно при разговоре с коллегами. Молодой человек боится подойти познакомиться к девушке. Эти два случая объединяет один и тот же страх — социофобия. »»»

Общительность и проблема одиночества (Е. Головаха, Н. Панина)

Общительность прежде всего — это способность к самовыражению. »»»

Психологические правила общения (Е. Головаха, Н. Панина)

Есть правила эффективного общения, нарушая которые мы рискуем создать препятствие на пути к пониманию. »»»

Психология спора. Виды и принципы полемического взаимодействия (А. Стешов)

Изложенное относится и к полемике, дискуссии, диспуту, прениям. Речь пойдет о психологии взаимодействия собеседников при разрешении противоречий. »»»

Правила спора. Позиции и поведение в споре (А. Стешов)

Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь. »»»

Как избежать конфронтации и не ввязаться в спор? (И. Марецкая)

Техника прекрасно подходит для всех ситуаций несогласия по тому или иному вопросу. »»»

Как критиковать эффективно. Правила конструктивной критики (С. Мамонтов)

Для успеха общения очень важно научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. »»»

Тренинг поведения и психодрама (Е. Головаха, Н. Панина)

Созданы и успешно действуют тренинговые группы, в которых люди осваивают различные формы эффективного общения. »»»

Как управлять конфликтом (Н. Обозов)

Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими можно управлять. Но какие же правила необходимо соблюдать? »»»

Конфликт — это нормально! (А. Минделл)

Можно ли достичь такого уровня саморазвития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного общения и разрешения конфликтов? »»»

Разрешение конфликтных ситуаций (А. Сухова)

Прежде чем говорить о разрешении конфликтной ситуации, важно понимать, что такое конфликт. »»»

Межличностный конфликт. Поведение в конфликте (Т. Васильева)

Межличностный конфликт — самая распространенная проблема взаимоотношений между партнерами по общению. Как же избежать или не спровоцировать конфликт? »»»

Разрешение конфликтов умом и сердцем (Е. Марчевская)

Конфликт всегда начинается с такой коммуникации, когда обе стороны конфликта выражают противоположные взгляды на реальность. »»»

Что такое эмпатия и как ее развивать (Р. Мендиус)

Эмпатия — это основа любых серьезных отношений. Часто другим людям ничего, кроме эмпатии, от вас и не нужно. »»»

Источник:
Психология успеха, эффективное общение, вербальная коммуникация
Статьи по психологии эффективного общения. Решение конфликтов. Публичные выступления. Преодоление комплексов и повышение уверенности. Вербальная коммуникация
http://psyfactor.org/lybr2-3.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES