Научная психология

Научная психология

Интуиция о реальности. Возможности и опасности (Д. Майерс)

Психологические исследования интуитивного мышления »»»

Распознавание мимики детьми (П. Экман)

Способности ребенка распознавать эмоции в научной литературе уделяется больше внимания, чем тому, как он их выражает. »»»

Интуиция и творчество: новые психологические подходы (Р. Гарифуллин)

В курсе психологии творчества необходимо рассмотреть феномен интуиции через различные подходы и психологические исследования. »»»

Интуиция и феномен антиципации (Э. Карепова)

Все это в житейской психологии называется интуицией, а в научном мире — антиципацией. »»»

Эффект якоря: неизвестное (А. Володина)

Несмотря на влияние эффекта якоря в различных сферах, лишь недавно начали проводиться исследования. »»»

Интеллект и интеллектуалы или кто есть что? (М.Г. Пестряков, Н.М. Пестрякова)

Областью данного исследования является применение интеллекта в сфере технического прогресса. »»»

Социальный фрактал как фактор минимизации уровня неопределенности в социуме (В. Скопцов)

Социум спонтанно порождает социальные фракталы, позволяющие выжить социуму в целом. »»»

К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах (С. Урынбаев)

С позиций механики, человек при движении представляет сложную колебательную систему. Надо ставить в соответствие систему движений наблюдаемого человека и его ценностные ориентиры. »»»

К возможности оптимизации ценностных ориентиров (С. Урынбаев)

При поисках соответствий психических явлений системам движений человека нас удивляет однозначное соответствие деревьев эмоциональных состояний человека и мышечного управления . »»»

Работа мозга в общем виде, возможное ожидаемое. (С. Урынбаев)

Схема позволяет рационализировать представления о психических и социальных процессах в научной психологии, причём систему «человек — общество» становится удобнее рассматривать как систему «общество — человек» »»»

Об осанке, о курении и прочем. (С. Урынбаев)

Комментарий к статье «К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах». Какой должна быть правильная осанка? Есть старая (старинная?) и, судя по всему, наиболее верная рекомендация. »»»

Ослабление нервной системы: скрытые причины (А. Торнов)

Попытки изменить направление мыслей при помощи «психологических» методов довольно часто не приводят к желаемому результату. »»»

Современные взгляды на мышление (Н. Овчинников)

Без психологических теорий, на основе эмпирического опыта практиков решения проблем, возникли специальные методы. »»»

Проблема психологической природы воображения (Л. Шрагина)

В европейской культуре способности к творческой деятельности неизменно связывались с такой психической функцией, как воображение. »»»

Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления (Л. Шрагина)

Понятие «системное мышление» широко применяется в практической деятельности человека с середины прошлого столетия. »»»

Методы и приемы управления творческим воображением (Л. Шрагина)

Психологические исследования выявили типичные способы и приемы, которые используются для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в новые и фантастические. »»»

Метафора как феномен воображения (Л. Шрагина)

Интерес различных наук к метафоре обострился в конце ХХ столетия, когда пришло осознание, что метафора не только фиксирует сходство, но и создает его. »»»

Проблема психологии воображения в работе В. Вундта «Фантазия как основа искусства» (Л. Шрагина)

Посвящая свою работу фантазии как основе искусства и рассматривая при этом фактически проблемы психологии воображения, В. Вундт не может разрешить противоречие. »»»

Проблема психологии творческого воображения в работе в работе Т. Рибо «Творческое воображение» (Л. Шрагина)

Механизм функционирования творческого воображения Т.Рибо видит как субъективный синтез единства трех компонентов. »»»

Активизация познавательно-творческой деятельности студентов (Л. Шрагина)

Важным фактором успешности обучения и повышения профессионального самоопределения выступает степень активности учащихся в процессе усвоения знаний. »»»

Ролевая игра в контексте психосексуального развития дошкольника (Л. Шрагина)

Возникает вопрос: какие конкретно механизмы обеспечивают процесс половой самоидентификации и нормальное психосоциальное развитие? »»»

Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека (Л. Шрагина)

Нормативные возрастные факторы — психологические (возрастные кризисы) и социальные изменения обычно происходят в предсказуемом возрасте. »»»

Психологические особенности жизнепонимания личности (В. Луцкович)

Проблема жизнепонимания, как изначально важная для человека, может быть тем недостающим звеном в единой цепи психологического познания. »»»

Психологические особенности жизнепонимания личности в зрелом возрасте (В. Луцкович)

В качестве исходной задачи проведенного эмпирического исследования выступала необходимость рассмотреть особенности жизнепонимания в среднем и старшем зрелом возрасте. »»»

Проблема смысла жизненной направленности личности как одна из актуальных проблем современной психологической науки (В. Луцкович)

Интерес к проблеме смысла вызван тем, что это понятие может претендовать на роль центрального понятия в новой постмодернистской психологиии. »»»

Теоретико-методологическая концепция «дело жизни» (А. Ткаченко)

Предложено «расширенное» видение современной психологической науки и практики с позиций категории «дело жизни» и соответствующей теоретико-методологической концепции. »»»

Взаимодействие психолога и священника в формате теоретико-практического подхода «дело жизни» (А. Ткаченко)

Основная проблема современной психологии заключается в неспособности одновременного восприятия материального и духовного. »»»

Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения (А. Ткаченко)

В монографии представлены результаты двадцатилетних авторских эмпирико-практических и теоретических исследований, посвященных самоопределению личности в критических жизненных ситуациях »»»

«Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности (А. Ткаченко)

Все пути поиска первопричины жизни личности приводят к феномену души, который для научного понимания пока остается недосягаемым. »»»

«Деложизненная» вертикаль в развитии личности (А. Ткаченко)

Деложизненная вертикаль — это субстанционально-процессуальное образование, выполняющее роль медиатора, связывающего реальное лицо с его идеалом. »»»

Сверхценные идеи: реальность, которая превращается в мифы и мифы, которые становятся реальностью. (Э. Карепова)

Большинство сверхценных идей — это защита от проблемы выбора, потребности в самостоятельности, боязнь быть не таким как все. »»»

Психология эгалитаризма (С. Воронков)

Принципы эгалитаристического начала в человеческом поведении не являются открытием. »»»

Пустота — онтологическое, гносеологическое и психологическое значение (А. Тузиков)

Исследование категории пустоты в психологической, культурной и философской традициях. »»»

Рационально-психологические идеи в книгах Карлоса Кастанеды (А. Тузиков)

Смысл можно лучше понять, сопоставив его с идеями психологов Джулиана Роттера, Виктора Франкла и Абрахама Маслоу. »»»

Социокультурное значение и смысл гендера (Н. Серов)

Социокультурное представление гендера на уровне компонентов интеллекта. »»»

Психология семейных изменений (Н. Серов)

Почему современная психология практически элиминирует острейшие проблемы сторонних влияний на семью? »»»

Эмоциональное сгорание учителя (И. Млодик)

Это явление, которое характерно для тех профессиональных ниш, где присутствует постоянный эмоциональный человеческий контакт. Учителя подвержены этому феномену в полной мере »»»

Психологическая коррекция конфликтного общения (Д. Егидес)

Методические приемы психологической коррекции конфликтного общения. »»»

Влияние на манипулирование массовым сознанием опыта тюремных заключений — как фактора филогенетической (архетипической) составляющей бессознательного. (С. Зелинский)

Исследование психологии заключенных (зк) в контексте формирования бессознательного. »»»

«Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного (И. Шабельников)

Наличие функционально генетической связи между такими понятиями как «слово», «мистическое действо» и «подсознание». »»»

Научно-психологическое исследование так называемого «третьего глаза» или видений (Р. Гарифуллин)

Психологические исследования биоэнергетики и экстрасенсорики. »»»

Трансформация смысловых структур наркозависимой личности (Р. Гарифуллин)

Исследования особенностей наркотической психической реальности и трансформаций наркозависимой личности. »»»

Наркомания: синергетический подход как одно из направлений постмодернисткого подхода (Р. Гарифуллин)

Психология и профилактика наркомании на основе синергетического подхода. »»»

Структура переживаний и ее место в мышлении человека (И. Дрозд, Л. Цыбульский)

Понимание структуры в переживании и их места в мыслительных процессах позволяет кардинально переосмыслить возможности мотивации личности. »»»

Звуко-фонетическая оценка интрапсихического субъектного состояния. (И. Шабельников)

Субъектное состояние человека, проявляемое в проективной серии последовательностей фонем, является характеристикой его социально-деятельностных потенций. »»»

Структура индивидуального пространства смыслов: man-многообразия и точки напряжения (П. Горбань)

Проведена серия экспериментов, заключающихся в исследовании индивидуальных смысловых пространств. »»»

Социально-психологические особенности представлений об отце у молодых людей (С. Смородин)

В психологических исследованиях проблема социальных представлений об отце является слабо разработанной. »»»

Подпороговое восприятие мгновенных образов (С. Поляков)

Якобы существует неосознаваемое, или «подпороговое», восприятие, а то, что в нашем сознании существуют мгновенные образы восприятия и их последовательности. »»»

Источник:
Научная психология
Статьи по научной психологии
https://psyfactor.org/lybr102.htm

Научная психология

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.

Научно-психологические факты характеризуются объективностью, то есть независимы от субъективного мнения или позиции ученого. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов.

Научные психологические знания рациональны и осознанны.

Все это содействует надежности, проверяемости выводов, уменьшает их пристрастность и субъективность. Использование эмпирического и логического доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям.

В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Получение в экспериментах и тестах количественных данных о психических явлениях стало важнейшим методологическим принципом научно-психологического исследования.

В научной психологии широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.

Для научной психологии характерна систематичность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними.

Система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания в науке, именуется методом.

Методы психологических исследований – это те приемы и средства, которые используются для получения достоверных сведений о психических явлениях.

Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. Кроме указанных в научной психологии также широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.

Источник:
Научная психология
В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине
https://studopedia.ru/14_88162_nauchnaya-psihologiya.html

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса (лекций, семинаров, практических занятий), чтобы обеспечивать научную доказательность излагаемому материалу. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положениями, идеями. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что ученый опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать отчет себе и другим людям в способах получения новых знаний, логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам.

Использование эмпирического и логического доказательства придает надежность и доказательность научно-психологическим знаниям.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии, или отдельных типов людей.

Для научной психологии характерна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности, или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний, она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития.

Вывод: особенности знаний научной психологии

Источник:
Научная психология
Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые
https://studfiles.net/preview/1729392/page:3/

Научная психология в XX веке

Б. Ф. Скиннер и Герберт Саймон — два самых значительных психолога-теоретика после Второй мировой войны. Б. Ф. Скиннер был последним из великих теоретиков-бихевиористов, и его можно назвать психологом, наиболее известным публике, после 3. Фрейда. Отвергая существование разума, радикальный бихевиоризм в лице Б. Ф. Скиннера отрекся от всех предыдущих психологических теорий и бросил им вызов. Его призывы к научному контролю над обществом вдохновляли одних людей, но ужасали других. Хотя Герберт Саймон менее известен, его отношение к разуму как к компьютерной программе создало области искусственного интеллекта и когнитивистики, доминирующие в современной психологии.

В начале XX в. разгорелись дискуссии о предмете психологии. Дж. Р. Энджел первым отметил, что предмет изучения психологии изменился, но не был уверен, хорошо ли это. Однако у него был студент, который принял новое направление всем сердцем. Джон Бродес Уотсон в 1913 г. провозгласил манифест бихевиоризма, и хотя психологи спорили по поводу того, что же такое бихевиоризм, они соглашались, что научная психология должна быть объективной, а не субъективной и исследовать поведение, а не сознание.

В главе 8 прослеживается история бихевиоризма от манифеста Уотсона примерно до 1950 г. Глава 9 охватывает период после Второй мировой войны и вплоть до 1950-х гг. На протяжении 1950-х г. бихевиористские теории стали объектом жесткой критики и возникли новые формы бихевиоризма — радикальный бихевио-

260 Часть IV, Научная психология в XX веке

ризм Б. Ф. Скиннера и неохаллианский опосредованный бихевиоризм. В конце десятилетия бихевиористская теория языка Скиннера попала под огонь критики со стороны молодого лингвиста, Ноама Хомски, логический позитивизм зачах, а эмпирические открытия в психологии животных и человека бросили вызов старым бихевиористским предположениям. В то же время зарождалась новая форма бихевиоризма, когнитивная психология, утверждавшая себя в борьбе с традиционным методологическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом Скиннера. В главе 10 описаны подъем и триумф когнитивной психологии, сформулировавшей свой собственный подход к разуму и поведению и участвующей в новой междисциплинарной науке, когнитивистике. К 1980-м гг. в когнитивистике, уже окончательно сформировавшейся, возникли противоречия и ее характер начал меняться.

Золотой век бихевиоризма, 1913-1950

Источник:
Научная психология в XX веке
Б. Ф. Скиннер и Герберт Саймон — два самых значительных психолога-теоретика после Второй мировой войны. Б. Ф. Скиннер был последним из великих теоретиков-бихевиористов, и его можно назвать
https://studopedia.su/13_21550_nauchnaya-psihologiya-v-XX-veke.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES