Межличностные конфликты

Билет №21

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться

контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные

цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения

проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­

диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска

возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сде­ланы из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это наруше­ние относится именно к данному виду.

Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние са­поги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.

Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав воз­врата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж­данка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

б) с 20 до 30 лет;

в) с 30 до 40 лет;

г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

в) в зависимости от супруга (супруги).

  1. Сколько детей должно быть в семье___ .
  2. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

б) бабушки и дедушки;

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­

жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.

6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе;

б) только отдельно;

в) как договорятся.

  1. Что можно простить супругу (супруге)___________ .
  2. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае___________ .

Источник:
Билет №21
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов,
http://humanitar.ru/page/bilet_number21

Межличностные конфликты

Смирнова Анжелика Владимировна

В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения.

Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.

Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает, а подчас делает просто невозможным понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.

Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.

Столкновение — это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков — главное, к чему стремятся партнеры, — это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является установление господства над другими людьми, с тем чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды.

Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можно назвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг друга и имеющими мало общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой, совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе. Такие отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством отчужденности.

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д. ).

Общение — само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту.

Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны ( от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах ). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных ( взаимо-исключающих ) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные ( безличные ) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.

Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации. Примерами стереотипов могут служить высказывания типа: » все мужчины …», » все женщины …».

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта. Нередко причиной межличностных конфликтов становится недоразумение ( неправильное понимание одного человека другим ). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения и др. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатия) партнёров, основанное на несовпадении социальных установок, интересов, характеров, темпераментов и др.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта, который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социально-психологической среды.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов и общество в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий — представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

  • соперничества — стремления к доминированию;
  • спора — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссии -обсуждения спорного вопроса.

В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

  • уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
  • сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями ( но только в данный момент ), либо стремится оправдать себя;
  • компромисс — взаимные уступки обоих сторон;
  • эскалация напряжённости и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;
  • силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой ( угрозой применения силы ) принять тот или иной вариант исхода противоречия.
  • Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем » ввязаться в драку «, необходимо серьёзно взвесить все возможные » за » и » против » в предполагаемом конфликте, учитывая тот факт, что в конфликте в любом случае страдают обе стороны и задать себе несколько вопросов:

    — Действительно ли существуют противоречия из-за которых стоит конфликтовать?

    — Возможно ли решить проблему каким-либо другим способом, не прибегая к конфликту?

    — Каковы будут последствия конфликта?

    Желательно, чтобы оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую ситуацию и возможные пути её развития.

    Избежать конфликта можно, игнорируя непосредственно контакты с конфликтными людьми, к которым относятся такие индивиды как: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, вечные пессимисты, всезнайки, нерешительные, максималисты, скрытые, невинные лгуны, ложные альтруисты и т.п.

    Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удаётся, то во взаимоотношениях с ними следует использовать следующий подход, основанный на принципах:

    1. Осознайте то, что человек труден в общении и определите, к какому типу людей он относится.

    2. Не попадите под влияние этого человека, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

    3. Если не хотите уклониться от общения с таким человеком, то постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.

    4. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

    5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов.

    Одним из методов предотвращения конфликтов является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. В противном случае можно, ввязавшись в чужой конфликт из лучших побуждений, стать объектом » выброса » отрицательных эмоций.

    Если конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает чётче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Всё это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

    Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например:

    — отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

    — сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

    — действовать по принципу » здесь и сейчас «, т.е решать проблемы, непосредственно ставшие причиной конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

    — создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

    — говорить только за себя, уметь слушать и слышать другого;

    — соблюдать уважительное отношение к личности оппонента;

    — создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

    Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции ( взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебное настроение и т.д. ) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта, такие как:

    1. Метод » выхода чувств «. Оппоненту дают возможность высказаться, тем самым, понижая у него эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликта.

    2. Метод » положительного отношения к личности «. Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Необходимо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа : » Ну Вы же умный человек….». Стремясь оправдать такую положительную оценку, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

    3. Метод вмешательства » авторитарного третьего «. Человек, находящийся в конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие может некто » третий «, пользующийся доверием. Т.о., конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нём мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

    4. Приём » обнажённая агрессия «. В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают » выговориться о наболевшем «. В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

    5. Приём «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определённой точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности и не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряжённости в их отношении спадает.

    6. Обмен позиций. Конфликтующим сторонам предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот приём позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

    7. Расширение духовного горизонта спорящих сторон. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

    Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная установка.

    Для успешного разрешения конфликта, в конечном счёте, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

    Рассматривая производственный межличностный конфликт на наших российских предприятиях, необходимо учитывать специфический менталитет и психологию русского человека. Конфликт различают по своему предмету, проявлению, степени длительности и напряжённости. Именно от этого зависит психологический климат в коллективе. Например, скрытый конфликт в отдельном подразделении предприятия, как правило, растянутый во времени и не предсказуемый по своим последствиям, может привести к возникновению объективной конфликтной ситуации (инцидента), влияющей на психологический климат и рабочую атмосферу целого предприятия. Поэтому, несмотря на тип и предмет конфликта, его надо решать, и как можно быстрее.

    Если рассматривать конфликт как столкновение взглядов, позиций, целей, интересов, то причины его в общем-то везде одни и те же: деление полномочий, неудовлетворённость материальным положением, ограничение свободы деятельности, личной свободы, потребности в уважении, самоутверждении. К причинам, ведущим к возникновению межличностного конфликта на производстве можно также отнести: несоблюдение элементарных норм общения, распределение вознаграждений, неадекватную оценку своих возможностей и способностей, потребности в социальном статусе.

    И всё же, не смотря на то, что конфликты в деловом мире, в производственной среде стали перманентными, не следует полагать, что каждый из них ведёт к профессиональным или личностным потерям его участников. А потому рассмотрим конфликт не как разрушающий фактор, а как созидающий, как средство приобретения нами психологического и жизненного опыта.

    — погасить эмоциональный фон ситуации. ( Давайте присядем и поговорим, выпейте воды, успокойтесь ).

    — изолировать собеседника в его эмоциях. ( Подождите секундочку, мне надо сделать один звонок ).

    — отвлечь от ситуации. ( Сколько Вам нужно времени для изложения вопроса? Удобно Вам будет, если к разговору мы подключим Х ? )

    — получить ответы на главные вопросы: что произошло ( только факты ), кто свидетель, разговор шёл с «первым информационным лицом» или с «передаточным звеном», способным исказить информацию и др.

    Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

    Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен в нем как часть его личности.

    Источник:
    Межличностные конфликты
    Смирнова Анжелика Владимировна В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и
    http://www.angelhelp.ru/press3.shtml

    Межличностные конфликты

    Автор: Зеленков. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Межличностные конфликты.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1702 КБ.

    Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание межличностного конфликта. 2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение. 3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

    Вопрос 1 Сущность и содержание межличностного конфликта

    Понятие межличностного конфликта

    Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого

    Цель, мотивы, интересы, ценности, установки

    Цель, мотивы, интересы, ценности, установки

    «ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ДИКТУЮТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ С ТАКОЙ ЖЕ ВЛАСТНОСТЬЮ, КАК СИЛА ТЯГОТЕНИЯ — ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛ» (Б.Ф.Ломов)

    Ситуация: В период ухаживания Николай клялся, обещая Нине, носить ее

    на руках. Что произойдет, если ожидания Нины не оправдаются?

    «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО» — ЭТО ЗНАЧИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: «ОСТАВЬ БЛИЖНЕГО В ПОКОЕ». И КАК РАЗ ЭТА ДЕТАЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ СВЯЗАНА С НАИБОЛЬШИМИ ТРУДНОСТЯМИ (Ф.Ницше)

    Наиболее существенные сферы личности, определяющие конфликт

    Сферы проявления межличностных конфликтов

    Общение – главное условие выживания, а также обеспечение реализации

    функций обучения, воспитания и развития личности.

    Формы межличностного общения

    МУЖЧИНА – МУЖЧИНА: отец-взрослый сын, друг-друг, брат-брат (взрослые), коллега-коллега, начальник-подчиненный и др.

    МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА: начальник-подчиненная, муж-жена, коллега-коллега, любовник-любовница, отец-взрослая дочь, брат-сестра и др.

    МУЖЧИНА – РЕБЕНОК: отец-сын (или дочь), учитель-ученик, тренер-ученик и др.

    ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ

    Самый простейший процесс общения — это обмен одной транзакцией, по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника.

    В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта — пересекающиеся трансакции.

    Состав и характеристики участников конфликта

    Стратегии и методы урегулирования конфликта

    Место происхождения конфликта

    Основания классификации межличностного конфликта

    Отличительные особенности межличностных конфликтов

    5. Затрагивают интересы не только субъектов, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями

    1. Противоборство людей происходит непосредственно, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву)

    3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента

    4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

    2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

    Ресурсно-материальные недостаток материальных средств; бытовая неустроенность

    Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности стремление к превосходству; разный жизненный опыт; разные представления о нравственных ценностях; способы поведения, агрессивность; эгоизм, грубость; нарушение обещаний; ожидание и реальное поведение и др.

    Социально-отношенческие Использование служебного положения в личных целях; отношение начальник и подчиненный; отношение родителей и детей и др.

    Все межличностные конфликты связаны с фрустрацией и. Переживаются эмоционально

    Причины межличностного конфликта

    Принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков

    Попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера

    Подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело.

    Придирки и угрозы.

    Проявление недоверия к партнеру, личной антипатии.

    Нарушение персонального физического пространства в ходе общения.

    Перебивание собеседника при высказывании им своего мнения.

    В конфликте обычно мы оцениваем себя хорошо, а другого участника плохо. Таким образом, ответственность за конфликт мы возлагаем на соперника.

    Взаимодействия, приводящие к конфликту

    "Неуправляемые" Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.

    "Рационалисты" — Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

    «Демонстративные» Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

    "Сверхточные" — Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

    "Безвольные" Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина".

    "Ригидные"- Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

    Агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

    Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;

    Молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно

    Сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом

    Вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится

    Всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство

    Типы трудных людей

    Нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться

    Максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости

    Скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента

    Невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом

    Ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой»

    Источник:
    Межличностные конфликты
    Презентация: Межличностные конфликты.ppt, Тема: Виды конфликтов, Урок: Психология
    http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Mezhlichnostnye-konflikty/Mezhlichnostnye-konflikty.html

    Межличностные конфликты 4

    Межличностные конфликты: сущность, особенности, типология, сферы проявления

    Виды межличностных конфликтов:

    1. По направленности:

    3. По характеру причин:

    4. По сфере разрешения:

    5. По форме проявления:

    6. По времени протекания:

    В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

    Управление межличностными конфликтами

    Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)

    На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см. табл. 9.3); педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

    Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии, представленные в табл. 4.2; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников

    Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический

    Источник:
    Межличностные конфликты 4
    Тема: Межличностные конфликты 4. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Адвокат. Размер: 14 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Межличностные конфликты сущность, особенности, типология, сферы проявления. Под межличностным конфликтом понимают. Функции межличностного конфликта. К конструктивным функциям относят. Деструктивные функции конфликта связаны с.’
    http://coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_4

    (Visited 2 times, 1 visits today)

    CATEGORIES