Методы социальной психологии

Все о психологии

Социальная психология. Понятие и предмет социальной психологии

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии — это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :

методы феноменологизации и концептуализации — данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;

методы исследования и диагностики — к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:

наблюдение — строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;

опрос (письменный и устный) — метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;

эксперимент — вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;

моделирование — исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;

к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:

тестирование — стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;

методы обработки и интерпретации — применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям

методы коррекции и терапии — способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;

методы мотивирования и управления — применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;

методы обучения и развития — направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;

Источник:
Все о психологии
Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изуч
http://www.edu-psycho.ru/socialnaya-psihologiya-ponyatie-i-predmet-socialnoy-psihologii.html

Классификация социально-психологических методов

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психологии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе данной главы замечаний, выглядит следующим образом.

Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психологии, относятся следующие:

1) методы наблюдения;

2) методы опроса;

3) методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;

4) экспериментальные методы;

5) математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получает путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:

• стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее наблюдение);

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергаются анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, например, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в социально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуманный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изучения малых групп, является метод системы категорий (метод категориальной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:

1) проявляет солидарность;

2) снимает напряжение;

3) выражает согласие;

4) высказывает предложение;

5) выражает мнение;

6) ориентирует других;

7) просит проинформировать;

8) просит высказать мнение;

9) просит высказать предложение;

10) выражает несогласие;

11) создает напряжение;

12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которого не существует заранее продуманной программы или схемы. В данном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участвует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за происходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за происходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних людей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следующие разновидности опроса:

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.

При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного метода, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут давить любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма ответа, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Накрытый — это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуемые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемого требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения получают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности называют способы изучения текстов (документов), относящихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или документы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социальную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ — это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» — слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество таких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы — это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) ситуации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент называется «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наиболее достоверные, соответствующие реальной действительности знания о социально-психологическом явлении можно получить в естественных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования — это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:

1) методы математической статистики;

2) методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей — формул и выражений.

Источник:
Классификация социально-психологических методов
Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию
http://psyera.ru/6511/klassifikaciya-socialno-psihologicheskih-metodov

Методы социальной психологииСтраница 1

Существует ряд классификаций методов социальной психологии.

Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы:

· методы социально-психологического исследования и

· методы социально-психологического влияния.

· Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов

Воспользуемся характеристикой методов, представленной Парыгиным Б. Д,

1. Методы воздействия первоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются также и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеждение и др.).

2. Методы исследования.

Методы исследования в социальной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии, часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило, они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации.

Наблюдение (может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоянием других людей; "включенное" наблюдение,

Опрос (может осуществляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирования и т.д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Изучение документального материала (В широком смысле слова документ — это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений)

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа эмпирического исследования включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам исследования результатов.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки полученной информации. Однако проблема точности исследования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Источник:
Методы социальной психологииСтраница 1
Существует ряд классификаций методов социальной психологии. Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы: · методы социально-психологического
http://www.psychomind.ru/pmis-155-1.html

Социальная психология

Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп. То есть, авторы совершают инверсию традиционной последовательности описания социально-психологических объектов.

Содержание пособия представляет собой также интеграцию классического и современного социально-психологического знания, сложившегося в 90-е годы XX века. Его авторы практикуют одновременно и исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области социальной психологии, что позволило учесть результаты современных исследований основных классических объектов социальной психологии: личности в группе, малых и больших социальных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.

Данное учебное пособие есть краткое изложение курса "Социальная психология" для студентов факультетов психологии классических, социальных и гуманитарных университетов.

Скачать / Download файл

Формат: pdf (В формате pdf лучше, здесь сама книга)

1.2. История отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова). 10

1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии (С.К. Рощин). 22

1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом (В.А. Соснин)..31

1.5. Программа и методы социально-психологического исследования <В.А. Хащенко). 37

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова). 66

2.3. Социальная установка личности (С. А". Рощин). 87

2.4. Я-концепция как социально-психологический феномен (В.А. Соснин). 94

2.5. Социализация личности (С.К. Рощин). 102

2.6. Социальное поведение личности и его регуляция (Е.В. Шорохова). 105

3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии <В.А. Соснин)..130

3.3. Невербальные способы общения (С.К. Рощин) . 136

3.4 Техника общения: практическая ориентация (В.А. Соснин). 139

3.5. Психология межличностного познания (Е И. Резников) . 146

3.6. Психология межличностных отношений <Е.Н.Резников). 164

3.7. Психология межличностного воздействия (Е.Н Резников) . 179

4.2. Структура малой группы (В.П Позняков). 198

4.3 Развитие малой группы (В.П. Позняков) . 203

4.4. Групповая сплоченность (В Я. Позняков) . 207

4.5. Взаимодействие индивида и «алой группы (В П. Позняков). 209

4 6 Лидерство в малых группах (В П. Позняков). 216

4.7. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов (В.Л. Соснин).. 219

5.2. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции (В П Позняков). 240

5 3. Факторы детерминации межгрупповых отношений (В.П.Позняков). 244

6.2. Психология толпы (Л.Л. Журавлев). 267

6.3. Массовые явления в больших диффузных группах (АЛ. Журавлев).. 273

7 2 Экономическая психология (В П. Позняков) . 292

7 3 Этническая психология (Е.И Резников) . . . 313

7.4 Социальная психология предпринимательства (В.П Позняков)..331

Источник:
Социальная психология
Скачать: Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. (doc; pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy051.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES