Методы психологии

Математические методы в психологии

Математические методы в психологии. Основы применения

понадобится для освоения

для зачета в своем вузе

«Математические методы в психологии. Основы применения» направлен на овладение статистическими методами и моделями, необходимыми для самостоятельного анализа данных количественных исследований в психологии и смежных областях.

Курс «Математические методы в психологии. Основы применения» направлен на овладение статистическими методами и моделями, необходимыми для самостоятельного анализа данных количественных исследований в психологии и смежных областях, на формирование умений пользоваться простыми меодами анализа данных, правильно выбирать и интерпретировать результаты применения сложных технологий анализа данных, на развитие навыков корректной интерпретации измерений и результатов их статистического анализа.

Курс представляет собой видео, посвященные теории и видео, посвященные практике, также к курсу есть практические и контрольные задания.

Знание арифметики в рамках программы средней школы, желательно (не обязательно) — пройденный курс «Статистика».

Модуль 1. Введение

Модуль 2. Таблицы и Графики. Первичные описательные статистики.

Модуль 3. Нормальное распределение в психологии. Основы статистического вывода

Модуль 4. Анализ частот

Модуль 5. Сравнение двух выборок

Модуль 6. Корреляционный анализ

Модуль 7. Введение в многомерные методы

Модуль 8. Дисперсионный анализ

Усвоение курса «Математические методы в психологии» способствует пониманию тех математических принципов и моделей, которые лежат в основе диагностики и измерений. Курс вводит необходимые термины и понятия, используемые в других учебных курсах, в современных научных исследованиях, таким образом, обеспечивая более глубокое понимание научных текстов. Курс также готовит студентов к самостоятельному эмпирическому исследованию, в плане его планирования и организации, анализа и интерпретации эмпирических данных.

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

ОКС-7, способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях, способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

ПК-2, готов инициировать психологические исследования: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития; исследований, проверять и оценивать существующие методы, техники и модели, выявлять возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии.

ПК-4, владеет приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов.

ПК-26, готов к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

ПК-29, способен к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов.

Психология (бакалавриат) «Математические методы в психологии» 37.03.01 Психология (специалисты): «Статистические методы и математическое моделирование в психологии». 37.03.01 Психология (магистратура)» «Методы измерения в психологии». 37.03.01 Курс может быть рекомендован студентам и других направлений: Медицина 32.00.00, Педагогика 43.03.01, Биология 06.03.01, Социология 39.00.01, Менеджмент 38.03.02, Экономика. 38.03.01

Источник:
Математические методы в психологии
бесплатные онлайн-курсы ведущих вузов России
https://openedu.ru/course/spbu/MATMET/

Методология и методы психологии

Методология и методы психологии. Требования к методам психологических исследований: валидность, надежность, репрезентативность.

Современная психология, как и любая другая наука, имеет собственную методологию – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также сама система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология учит, как необходимо действовать учёному или практику, чтобы получить достоверные результаты.

Выделяют три уровня методологии:

· Закон (общая методология). На данном уровне действуют законы, которые формулирует философия.

· Принцип (частная методология). На этом уровне действуют принципы, используемые в данной области научного знания.

Для психологии основными принципами выступают:

— принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины;

— принцип единства сознания, деятельности и общения. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми;

— генетический принцип (принцип развития). Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся. Охарактеризовать психическое явление можно лишь тогда, если выясним его характерные особенности в данный момент, историю его возникновения и перспективы развития;

— принцип личностного подхода;

— принцип системного подхода. Системный подход предполагает, что предмет, объект и средства изучения являются сложной системой.

· Метод (частная методология). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации.

Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности. Методика – приём целесообразного проведения какой-либо работы. Психология использует целую систему методов и методик.

К методам психологической науки предъявляются следующие основные требования:

Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Надёжность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

Классификация методов: эмпирические, организационные, обработки данных, коррекции.

В психологии весь набор методов можно разделить на четыре большие группы:

· методы обработки данных;

· методы психологического воздействия.

К эмпирическим методам (методам сбора информации) относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические методы (тесты), анализ продуктов деятельности, моделирование.

Самонаблюдение (интроспекция) долгое время было в психологии единственным методом. Считалось, что сознание познаётся иначе, чем внешний мир, познаваемый при помощи органов чувств, и лишь сам человек может судить о том, что происходит в его внутреннем мире (Дж. Локк, Р. Декарт, В. Вундт). Однако данный метод имеет ряд недостатков. Так, далеко не все психические процессы мы можем наблюдать (например, есть неосознаваемые психические процессы). Используя самонаблюдение, трудно быть объективным; кроме того, владея терминологией науки, испытуемый не может адекватно описать своё состояние. В настоящее время субъективный метод (интроспекция) используется в медицине, в космонавтике.

Наблюдение – это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений при определённых обстоятельствах. Необходимыми условиями для проведения наблюдения являются: чёткий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, выдвижение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Процедура наблюдения включает следующие этапы:

  • определение цели и задач (для чего? с какой целью?),
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?),
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?),
  • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?),
  • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Можно выделить следующие виды наблюдения: внешнее (наблюдение со стороны), внутренне (самонаблюдение), свободное (не имеет заранее установленных рамок, процедуры, программы), стандартизированное (есть чётко продуманная программа, ограничено то, что наблюдается), включённое (исследователь входит в состав группы испытуемых), стороннее ( наблюдатель не заметен для испытуемых, возможно использование зеркала Гезелла).

К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

— на результаты наблюдения могут значительно влиять интересы, потребности, психические состояния и личностные особенности наблюдателя;

— чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение гипотезы, тем более искажается восприятие событий;

— наблюдение требует значительных затрат времени.

— длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, следовательно, возможна неточность записей.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей. Продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

а) естественный (в обычных условиях создаётся искусственная ситуация);

б) лабораторный (проводится в лабораторных условиях);

в) констатирующий (изучение определённых психологических явлений);

г) формирующий (включает формирование новых качеств у испытуемых).

Преимущества эксперимента: лучше, чем другие методы, позволяет изучить причинно-следственные связи, понять происхождение и развитие явлений; условия можно повторять. Недостатки: данные естественного эксперимента не всегда точны, результаты лабораторного эксперимента выигрывают в точности, зато уступают в степени соответствия жизни.

Психодиагностические методы (тесты) позволяют фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми (или группами людей, объединённых по каким-либо признакам).

Тест – «проба», «испытание» (англ.). Это краткое стандартизированное испытание, которое поддаётся математической обработке данных.

а) тест-опросник (это система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения соответствия валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых);

б) тесты-задания (представляют собой систему специальных заданий, на основе успешности выполнения которых судят о психологических характеристиках человека);

в) проективные тесты (в их основе лежит механизм проекции, т.е. человек склонен приписывать неосознаваемые им собственные положительные или отрицательные качества не себе, а другим людям, «проецировать» их на других).

Достоинства тестов: применимы к людям различного жизненного опыта, профессий и возраста. Особое значение тесты имеют в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при аттестации персонала. Недостатки: тесты не учитывают зависимость результатов от уровня развития. Испытуемый может сознательно повлиять на полученные результаты, зная, как устроен тест.

Цель методов опроса – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Известны два основных варианта опроса: письменный и устный Анкетирование – это письменный опрос, при котором испытуемым самостоятельно заполняется анкета. Преимущества анкеты: анонимность, большая искренность; возможность массового охвата большого количества лиц. Недостатком анкетирования является отсутствие возможности предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить их содержание в ходе исследования.

Существует два варианта устного опроса: интервью и беседа. Интервью представляет собой опрос «лицом к лицу», т.е. здесь ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определённые, обычно заранее продуманные вопросы.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. От собственно опроса беседа отличается большей свободой проведения процедуры. Здесь можно изучать не только содержание ответов, но и подтекст, особенности интонации, поведения. Можно также получать данные путём косвенных вопросов. Недостаток: выводы о психических особенностях испытуемых приходится делать на основе их же ответов. Беседа используется для получения дополнительных данных или для первичного знакомства с испытуемым. Преимущества устного опроса: гибкость опроса, получение более глубокой информации, чем при письменном опросе. Основными недостатками исследователя в процессе беседы и интервью являются бездумное и отрывочное восприятие, неумение внимательно слушать собеседника, анализировать и адекватно интерпретировать полученные факты

Недостатки опроса в целом: данные основаны на самонаблюдении, ответы испытуемых невозможно соотнести с их реальной деятельностью и поведением.

Изучение продуктов деятельности (игровой, трудовой, учебной) представляет собой исследование рисунков, поделок, сочинений и т.д. Разновидность – биографический метод. Ценность изучения продуктов деятельности в том, что исследователь располагает материально зафиксированными продуктами деятельности, он может к ним возвращаться, сравнивать их. Однако при использовании данного метода далеко не всегда можно раскрыть многообразие психической деятельности.

Метод моделирования применяется, когда использование других методов затруднено. Его особенностью является то, что, с одной стороны он опирается на определённую информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при его использовании не требуется участия испытуемых или учёта реальной ситуации. Модели могут быть техническими, кибернетическими, математическими, логическими и т.д.

· сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых по каким-либо признакам; наибольшее распространение получил в зоопсихологии и детской психологии);

· метод поперечных срезов (изучение развития каких-либо психических функций путём сравнительного исследования групп испытуемых, отличающихся только по показателю возраста; при этом различия между сравниваемыми выборками по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются)

· лонгитюдный метод (многократное обследование лиц на протяжении длительного времени);

· комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по группам). Цель применения методов математической статистики: повысить обоснованность выводов психологического исследования за сёт использования вероятностных моделей и логики (т.е подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования).

Методы психологического воздействия – набор приёмов, методов и программ, воздействующих на поведение людей. Данные методы используются после изучения личности или группы с помощью методов сбора информации. Можно выделить три основных метода данной группы: метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг.

Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту психических состояний разного рода. На основе эмоционального заражения зачастую возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование основано на механизме идентификации: человек хочет быть похожим на того, кто для него авторитетен.

Возможны два варианта использования метода предъявления моделей: предъявление в качестве образцов поведения других людей и использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы и т.д.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Правила проведения эффективных дискуссий: говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказываться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе. Преобладающим механизмом воздействия в дискуссии выступает убеждение – процесс воздействия на суждения человека силой логических доказательств.

Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований либо на развитие существующих. Существует три вида тренинга: функциональный (направлен на развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления и воли); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерских качеств и т.д.)

В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования:

Термин «эмпирия», который происходит от греческого «empeiria» (опыт), исходно имел два значения:

1) человеческий опыт восприятия внешнего мира посредством органов чувств;

2) наблюдение, осуществляемое в обычных (естественных) условиях, в отличие от эксперимента.

В настоящее время во многих науках под эмпирической частью понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами – методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента.

Под экспериментом («experimentum») – проба, опыт (лат.) понимают научно поставленный опыт, изучение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. В любом исследовании до сбора данных, до проведения эмпирического исследования автор должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис работы. Этот этап является теоретическим. С другой стороны, любая теоретическая работа опирается на определенный массив факторов, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска факторов и методов их получения.

Перечислимосновные этапы психологического исследования:

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

Научная проблема в отличие от житейской формулируется в терминах определённой отрасли. Она должна быть операционализированной, т.е. указывать область средств и методов своего решения. Так, почему солнце светит? – это вопрос, но не проблема. Являются ли различия в уровне агрессивности у детей генетически детерминированными или зависят от условий воспитания? – это проблема, т.к. она сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определёнными методами.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (индивид, группа людей или психическое явление). Предмет исследования представляет собой свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определённых условиях. Предмет – более узкое понятие, чем объект. Он устанавливает познавательные границы, в рамках которых изучается конкретный объект в данном исследовании. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

Гипотеза – научное предположение о структуре изучаемого явления, характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи.

3. Планирование исследования. Определение цели и задач. Выбор методов и методики.

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный!). Конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи имеют вид утверждений, реализация которых в исследовании обеспечит последовательность и логичность действий в достижении цели. Можно сказать, что это подцели. Обычно выдвигают 2-4 задачи.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и выбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Так, например, с точки зрения психоанализа агрессивность может считаться результатом влияния врождённых бессознательных влечений, с позиции бихевиоризма это результат влияния среды, точнее, подражания.

7. Соотношение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Источник:
Методология и методы психологии
Методология и методы психологии. Требования к методам психологических исследований: валидность, надежность, репрезентативность. Современная психология, как и любая другая наука, имеет
https://studopedia.ru/3_101356_tema—metodologiya-i-metodi-psihologii.html

Методы исследования в психологии

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.

Основные онтологические принципы психологического исследования:

Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

  1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
  2. Объект является источником фактов.
  3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
  4. Условия (среда) является источником артефактов.
  5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

  1. принцип регистрации фактов;
  2. принцип планирования факторов;
  3. принцип контроля дефектов;
  4. принцип элиминации артефактов;
  5. принцип контроля результата.
  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Экспериментальная психология»
  • Journal of Experimental Psychology: Applied
  • Journal of Experimental Psychology: General
  • Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance
  • Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition
  • Вопросы психологии и психиатрии
  • Теоретическая и экспериментальная психология
  • Психологический словарь.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Методы исследования в психологии» в других словарях:

Методы исследования понятий — группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) … Википедия

методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и… … Большая психологическая энциклопедия

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и… … Психологический лексикон

Методы исследования речи психолингвистические — А. Н. Гусев. Эти методы основываются на положении о том, что психол. и лингв. структура речевого высказывания максимально приближены друг к другу. Установлено, что в состоянии эмоциональной напряженности и/или падения уровня работоспособности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Различают: 1) по форме и условиям проведения экспериментальные и неэкспериментальные (анализ биографий и т.п.) лабораторные и клинические, прямые и косвенные,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Качественные методы исследования — Развитие этого вида исследований во многом было обусловлено неудовлетворенностью «числовыми» методами традиционной экспериментальной психологии. Сторонники качественных методов убеждены в том, что выводы. которые можно сделать из психологического … Большая психологическая энциклопедия

Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук — Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Методы изучения понятий — Методы исследования понятий группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) … Википедия

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ) — в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой соц. группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрич. критериям. М.с. были предложены в 30 х гг. Я. (Дж.) Морено в рамках развиваемой … Российская социологическая энциклопедия

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

Источник:
Методы исследования в психологии
Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034749

Методы психологии (краткий обзор)

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным – тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.п.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие – это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория. В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.

Источник:
Методы психологии (краткий обзор)
Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным –
https://studopedia.ru/14_59011_metodi-psihologii-kratkiy-obzor.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

CATEGORIES