Методологические основы психологии

Доклад: Методологические основы психологии

Тип: доклад Добавлен 17:13:21 11 августа 2005 Похожие работы

Просмотров: 7628 Комментариев: 6 Оценило: 7 человек Средний балл: 3.3 Оценка: 3 Скачать

Психология как ремесло и искусство.

Обоснование выбора темы:

Занимаясь психодрамой я обратила внимание на то какую колоссальную роль играет личность терапевта, преподавателя, как различно студенты психологи воспринимают один и тот же материал. Меня это заинтересовало. Оказалось, что даже результаты психологической диагностики, стремящейся к научной точности и объективности, очень сильно варьируют в разных руках. Мои дальнейшие планы связаны так или иначе с работой в сфере искусства (театр, использование психодрамы в работе актера над ролью) и фольклора (юнгианский анализ сказок). Таким образом, видя много общего в “работе актера над собой” и работе над собой психолога, я выбрала эту тему.

Однако тема эта представляется мне актуальной безусловно и по той причине, что я обучаюсь на кафедре педагогической психологии и работаю в школе.

Для начала, чтобы не было недоразумений определимся в терминах: что такое психология, что такое искусство и что такое ремесло.

Для этого заглянем в словари, в частности в словарь Даля и БСЭ.

Психология – наука о психическом отражении действительности… (БСЭ)

Ремесло – рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб; самое занятие коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда(словарь Даля).

Искусство- 1)…высокая степень умения, мастерства в любой деятельности( БСЭ) 2) знание, умение, развитая навыком или учением способность, ветвь или часть людского образования, просвещение, наука, знания прилагаемые к делу; рукоделие, ремесло, мастерство, требующее большого умения и вкуса (словарь Даля).

Таким образом, если искусство “есть высокая степень мастерства”, а ремесло есть “умение коим добывают хлеб”, то в контексте данной темы можно рассматривать ремесло, мастерство и искусство как некие ипостаси в освоении психологического знания, психологической науки. Где ремесло – низший, простейший уровень – уровень знаний и умений в изучаемой отрасли. На этом уровне человек имеет некие представления о том как и что надо делать (в диагностике ли, или же в терапии, в коррекции),кроме того на этом уровне есть еще некий опыт самостоятельного, либо с помощью,(в зависимости от уровня овладения ремеслом) использования полученного знания. Однако знание это имеет все еще развернутую, не автоматизированную форму и не достаточно обобщено.

На примере обучения психодраме ремесленный уровень (уровень, на котором я нахожусь и работаю) представляет собой знакомство с базовым техниками (фокусировка, дублирование, зеркало, обмен ролями)и дополнительными техниками (самопредставление, линия времени исполнение роли, диалог, монолог, реплика в сторону, техника пустого стула, шаг в будущее, возврат во времени, тест на спонтанность, техника “сновидение”, психодраматический шок, гипнодрама и т д.), В той или иной степени техники эти изучаются, запоминаются и осваиваются. Критерием ремесленного овладения техниками ведения драмы будет выступать безошибочное их воспроизведение в нужное время в нужном месте без каких-либо подсказок со стороны. Однако при таком ремесленном воспроизведении драма будет отчасти затянутой, излишне насыщенной деталями или же возможно, наоборот, не полной.

При владении методом на уровне мастерства мы имеем дело с выработанным навыком, отработанными знаниями и умениями, представленными в сознании в сжатом, сокращенном обобщенном виде. Человек овладевший знанием на таком уровне может не только свободно его применять, но и решать на его основе новые (творческие) задачи.

Возвращаясь к примеру, в моем представлении психодраматист мастер класса свободно и безошибочно использует техники, не отвлекается на технические моменты, занят обдумыванием креативных ходов, умеет укладываться во времени, сокращать время работы без потери качества, за счет пропускания мало важных сцен, нюансов и подробностей работы, имеет много различных технических гипотез, работает в целом увереннее и быстрее нежели ремесленник.

Что же такое овладеть психологическим знанием на уровне искусства? Если можно назвать психоанализ или психодраму или проективное тестирование и т. д. искусством (и можно ли?), то любой ли обучившийся психоанализу (психодраме) будет (при высоком усердии) искусным психоаналитиком (психодраматистом)?

Овладение психологической наукой на уровне искусства, по моему мнению, есть совершенно иной, качественно иной скачек. На этом уровне работает то, что называется спонтанность, креативность и, самое главное, творческая интуиция – умение правильно обобщать по не существенным признакам. Возможно здесь мы имеем дело с абсолютно иным типом мышления и логики.

Приводя как пример психодраму, хотелось бы процитировать небольшой отрывок из книги Питера Феликса Келлермана “Психодрама крупным планом” М.,“Класс”, 1998г.,стр.163, где он в главе “Магия” описывает случай из практики, который, на мой взгляд, олицетворяет ту творческую интуицию, о которой шла речь выше:

“Я хотел сделать что-либо для достижения прогресса, но со всей очевидностью “застрял” и был на грани провала. В поисках способа продолжить психодраму я тихонько дотронулся до шеи женщины протагониста, что словно освободило ее, и она начала раскрываться… …Протагонистка, да и вся группа, выглядели определенно зачарованными. Я же плохо понимал, что произошло, и чувствовал себя совершенно выжатым.”

Другой отрывок относится к практик юнгианского анализа сказок. Из книги Марии Луизы Фон Франс “Волшебная сказка” С-П.,1998г.,стр. 346:

Этот отрывок, как бы противопоставляет общепринятое научное и символическое (по всей видимости, правополушарное) мышление. Однако без подлинно научного мышления нельзя было бы совершать попыток сделать психологию объективной наукой. При всем при том, многие научные открытия и изыскания появились на свет благодаря творческой интуиции исследователей, их символическому мышлению. Не будь исследователь в контакте со своей интуитивной, творческой сущностью его бы далеко могли завести лабиринты научного мышления.

Таким образом, подводя итог выше сказанному:

Для раскрытия собственных творческих ресурсов необходимо учиться, осваивать ремесло, доводить его до уровня мастерства, находясь на котором можно сделать переход в другое качество, некий выход за пределы себя, который будет высшей ступенью развития мастерства и будет именоваться искусством. Освоить психологическую науку на таком уровне дело не простое и боюсь не всем подвластное.

Источник:
Доклад: Методологические основы психологии
Психология как ремесло и искусство.
http://www.bestreferat.ru/referat-14472.html

Методологические основы психологии

Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки. С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы.

Гальперин П. Я. — История зарубежной психологии. Тексты

В сборник включены отрывки из оригинальных произведений зарубежных психологов. Критически анализируется состояние зарубежной психологии в 30-60-х гг. XX века, дается характеристика ее основных направлений (необихевиоризма.

Холмогорова А. Б. — Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология

Книга представляет собой первый том четырехтомного учебника по клинической психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического.

Новая фундаментальная монография одного из ведущих отечественных психологов, в которой дается историко-научный и теоретический анализ одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки – проблемы соотношения.

Классический труд С.Л.Рубинштейна «Основы обшей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом.

Источник:
Методологические основы психологии
Методология психологии как отрасль науки. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии. Психофизическая проблема. Кризис методологических основ психологии. Законы
http://psychojournal.ru/presentation/207-metodologicheskie-osnovy-psihologii.html

Методологические основы психологии

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> КРИЗИС МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ Оформившаяся как самостоятельная наука в середине XIX в.

Для развития психологии во второй период характерно отсутствие больших оригинальных систем, в какой — либо мере сравнимых с теми, которые создал XVIII в. или начало XIX в. , подчинение психологии таким построениям, как эклектическая «индуктивная метафизика» В. Вундта, прагматическая философия У. Джемса или эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса, и нарастающая борьба с идеалистических позиций против стихийно — материалистических тенденций, сенсуалистических и механистических принципов, на которых первоначально строится экспериментальная физиологическая психология; под конец этого периода борьба эта приводит психологию к явному кризису. Наряду с этим происходит дальнейшее развитие специальных экспериментальных исследований и совершенствование техники исследования.

Развитие экспериментального исследования почти все относится собственно к этому периоду В предшествующий период произошло лишь самое зарождение психофизики и психофизиологии, или физиологической психологии. Развитие выходящего за рамки психофизиологии экспериментального исследования, начинающегося с работы Э. Эббингауза о памяти (1885), исследования Е. Мюллера о памяти и внимании и т д. , относится главным образом к концу XIX в. (80 — е и 90 — е гг ). К этому же времени относится развитие зоопсихологии (классический труд Э. Л. Торндайка выходит в 1898 г. ) Особенно значительное развитие психологии ребенка, начинающееся с труда В. Прейера (1882), относится главным образом к еще более позднему времени (труд В. Штерна «Психология раннего детства» в 1914 г. , работы К. Грооса, К. Бюлера и других в последующие годы).

Сначала этот выход за пределы механистической психологии элементов совершается по преимуществу путем противопоставления механизму ассоциаций различных форм «творческого синтеза» как проявлений духовной активности (Вундт), «переходных состояний сознания» (Джеме) и т. п. В последующий послевоенный период кризиса этот же вопрос о целостных образованиях, несводимых на сумму элементов, разрешается исходя уже из существенно иных позиций структурного формализма (гештальтпсихология) и иррационалистической комплектности (лейпцигская школа).

В литературе сделана была попытка расклассифицировать современных бихевиористов на три группы: строгих (типа Дж. Б. Уотсона), бихевиористов не строгих (Г. У. Олпорт и др. ) и бихевиористов, признающих направленный характер поведения (типа Э. Ч. Толмена). Но в действительности их можно насчитать много больше. Образуется ряд различных оттенков и промежуточных позиций, почти смыкающихся с механистическими направлениями внутри эмпирической психологии. Наряду с этим на механической основе бихевиоризма нарастают идеологические телеологические тенденции. Крупнейшим представителем такого телеологического необихевиоризма является в настоящее время Э. Ч. Толмен2, сочетающий бихевиоризм с гештальтизмом.

Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражение среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответные движения — реакции. Задача психологии — установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. В отличие от того направления биологической психологии, которое стремилось объяснить все поведение животных и человека, исходя исключительно из внутренних, «глубинных» органических тенденций — инстинктов, влечений, поведенческая психология как учение о реакциях пытается вывести все поведение из действия внешних раздражителей. В целях реализации объективности научного познания в психологии бихевиоризм выключает сознание и пытается строить уже не «психологию без души», а психологию без психики.

Вместо того, чтобы в целях реализации объективизма научного познания в психологии преодолеть интроспективное понимание психики, поведенческая психология отбросила психику. Исходя именно из такого понимания сознания, поведенческая психология пришла к своему пониманию деятельности как поведения. Изучение деятельности человека в отрыве от сознания означает не только выпадение сознания из области психологического исследования, но и ложное, механистическое понимание самой деятельности, которая сводится к совокупности реакций.

Понимание деятельности, или поведения, как совокупности реакций превращает реактивность в универсальный принцип: каждый акт деятельности представляется как ответ на внешний раздражитель. В основе этой концепции реактивности лежат теория равновесия и принцип внешней механической причинности. Внешний толчок нарушает равновесие; реакция восстанавливает его. Для дальнейшей деятельности необходим новый, извне идущий толчок.

Новейшие исследования заставляют усомниться в том, чтобы поведение даже и низших животных носило чисто реактивный характер. В применении же к человеческой деятельности этот принцип реактивности приводит к явному противоречию с самой основной ее особенностью. Человек здесь представляется только объектом средовых воздействий. Человек, конечно, является и объектом воздействия на него со стороны среды; но он также и субъект, который сам воздействует на среду, изменяет ее, регулируя те условия, которые обусловливают его деятельность. Изменяя среду, человек изменяется сам; в этом отличительная особенность труда в его специфически человеческих формах. Определение поведения как совокупности реакций не учитывает специфики человеческой деятельности. Начав с отрицания сознательности человеческой деятельности, бихевиоризм приходит и к отрицанию ее активности.

Сведение высших форм человеческой деятельности к механической сумме или агрегату элементарных реакций — рефлексов — ведет к утрате их качественного своеобразия.

Поэтому можно сказать, что, так же как поведенческая психология является не чем иным, как оборотной стороной интроспективной концепции сознания, так «психология духа» О. Шпрангер), в которой предметно — смысловое содержание сознания — «дух» — выступает в мистифицированной форме данности, независимой от человеческой деятельности, является оборотной стороной поведенческой концепции деятельности. Именно потому, что поведенческая психология свела деятельность, преобразующую природу и порождающую культуру, к совокупности реакций, лишила ее воздейственного предметного характера, предметно — смысловое содержание «духа» предстало в виде идеальной данности.

Все эти противоречия разъедают психологию, вступившую в полосу открытого кризиса. Таким образом, конфликты, в которые вовлечена была психология механистическими и идеалистическими установками, а также метафизическим характером господствовавшего в ней мышления, неспособным вскрыть взаимосвязи и взаимопереходы от ощущения к мышлению, от психики к сознанию и т. д. , оказались очень многообразными и идущими по разным направлениям.

Наметившаяся уже раньше антитеза целостной психологии и психологии элементов в период кризиса выдвигается очень заостренно. Целостные тенденции становятся все более популярными в зарубежной психологии XX в. Они выступают носителями идеалистических идей различных толков и оттенков. Самый принцип целостности получает несколько существенно различных реализации. Для В. Дильтея и его продолжателей он означает прежде всего целостность личности, которая является активным носителем определенной идеологии. Для берлинской школы гештальтпсихологии это целостность динамической ситуации и ее формальной структуры. Для лейпцигской школы принцип целостности реализуется не в структурности, а в диффузной комплексности, и его существеннейшим выражением является «народная» целостность, поглощающая личность.

Таким образом, несмотря на заостренную борьбу с частными проявлениями механицизма — со сведением целого к механистической сумме частей, гештальтпсихология сама является механистической концепцией. И в то же время, несмотря на свой «физикализм» и борьбу с «витализмом», она является феноменалистической, т. е. идеалистической, теорией Идеализм и механицизм в самых утонченных и потому особенно опасных формах сплетены в ней в сложном единстве.

На идеалистической и механистической основе в гештальтпсихологии надстраивается формализм. И чем дальше, тем обнаженнее и заостреннее выступают эти формалистические тенденции, особенно там, где представители гештальтпсихологии пытаются подойти к проблемам психологии личности и коллектива.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Источник:
Методологические основы психологии
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> КРИЗИС МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ Оформившаяся как самостоятельная наука в середине XIX в. Для развития психологии во второй период
http://azps.ru/hrest/28/7958999.html

Методологические основы юридической психологии

Методологической основой всех прикладных наук, в том числе и юридической психологии, является философия. «Это обстоятельст­во, — подчеркивает В.П.Тугаринов, — вытекает из положения философии среди других наук, а именно: философия является итогом, обоб­щением всего предшествующего развития науки и практики. Это об­стоятельство делает философию теоретической основой, идейным фун­даментом всех социальных наук»*. Философия помогает решать ряд важнейших проблем, среди которых прежде всего стоит назвать воп­росы о природе, уровнях психического состояния и о концепции человека и личности.

*Тугаринов В.П. Законы объективного мира, их познание и применение. Л.,1954, с. 98

Юридическая психология развивается на стыке двух наук — психо­логии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологи­ческая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушении правовых норм путем психологической кор­рекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Выдающийся советский психолог Б.Г.Ананьев писал, что всевозра­стающее многообразие аспектов человекознания — специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики, что про­блема человека становится общей для всей науки в целом, что для научного изучения человека характерны всевозрастающие дифференци­ация, специализация отдельных дисциплин, тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования в комплексных сис­темах, к построению синтетических характеристик человеческого раз­вития*.

* Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с. 5-6.

Если в самом общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, видимо, надо прежде всего констатировать, что науч­ное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно разви­ваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов системного анализа — иерархии систем, суть которой за­ключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные сис­темы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, акцентировать внима­ние на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследо­вание на определенном качественно своеобразном явлении*.

* См.: Василиев В.Л. Юридическая психология. М.,1991, с. 30.

Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в крими­ногенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной дея­тельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушите­лей и т.д.

Одна из важных задач юридической психологии — выделение внут­ренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с оп­ределенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отече­ственной науке общепсихологической теории — теории деятельности. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, спосо­бы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности.

К.К.Платонов дает следующее определение деятельности: «Челове­ческая деятельность или, что является синонимом, сознательная де­ятельность — это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель. Структура любой де­ятельности может быть уложена в такую общую схему: цель — мотив — способности — результат»*.

* Плaтoнoв К.К. О системе психологии, М., 1972, с. 150-151.

Источник:
Методологические основы юридической психологии
Методологической основой всех прикладных наук, в том числе и юридической психологии, является философия. «Это обстоятельст­во, — подчеркивает В.П.Тугаринов, — вытекает из положения философии среди
https://rudiplom.ru/lecture/yuridicheskaya-psixologiya/1177.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES