Люди в процессе жизни

В процессе жизни человек формируется как

· 1) биологическая особь 2) индивид;

· 3) личность 4) особый генотип.

6. Форма активности человека, направленная на преоб­разование окружающей действительности,— это

· 1) потребность 2) мотив;

· 3) целеполагание 4) деятельность

7. Как называется процесс, в котором человек постига­ет сущность своего «Я»?

· 1)самообразование 2) самопознание;

· 3) самосохранение 4) самолюбование

Тест №2

1. Одним из показателей социального статуса человека является:

1) природные задатки; 2)политические убеждения; 3)религиозные взгляды;4) вид профессиональной деятельности

2. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность 2) социальное неравенство

3) социальная мобильность 4) социальное поведение

3.Автор теории рациональной бюрократии:

1)О. Конт 2)Г. Спенсер

3)Э. Дюркгейм 4)М. Вебер.

4. Социализация:

1) заканчивается с переходом индивида из юношеского возраста к зрелости;

2) осуществляется под воздействием агентов и институтов социализации;

3) не может оказать отрицательного воздействия;

4) наиболее активно происходит в зрелом возрасте;

5.Ученый, который впервые ввел в научный оборот понятие «социология»:

1)Г. Спенсер 2) О. Конт 3)К. Маркс 4) М. Вебер.

6. Какой статус относят к предписанному статусу?

1) водитель 2) студент

3) мужчина 4) депутат

6. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего — количества промышленных акций. Это пример про­явления:

1) социальной мобильности; 2) социальной стабильности;

3) социального кризиса; 4) социального неравенства.

Тест №3

1. Музыкант получил почетное звание «Народный ар­тист России». Другим примером официального признания творчества артиста может служить:

1) всенародная слава 2) сооружение памятника;

3) бурные аплодисменты 4) всеобщее уважение.

2. К исторически сложившимся этническим общностям относятся

1) народности 2) классы;

3) государства 4) сословия.

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. К горизонтальному виду мобильности относится изменение человеком места жительства.

Б. К вертикальному виду мобильности откосится улучше­ние условий существования, переход в более высокий социальный слой.

1) верно только А 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Какое понятие объединяет следующие социальные явления: семья, суд, армия, школа, церковь, театр, СМИ и т.д.?

1)социальные отношения 2)социальные группы;

3)социальные институты 4) социальные процессы.

4 Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека — это: 1) престиж ; 2) статус; 3) авторитет; 4) роль.

5. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается:

1) социальное поведение 2) социальная мобильность ;

3) социальное неравенство 4) социальная стабильность.

Что означает понятие «социология»?

1)учение об обществе как целостной системе и общественных отношениях;

2) теория, изучающая человека;

3)теория, изучающая отдельные группы общества

4) учение о наиболее общих законах развития

Тест №4

1. Для обозначения перехода индивида из одной социальной страты в другую служит понятие:

1)социальная адаптация 2)социальная мобильность;

3)социальная девиация 4) социальная дифференциация.

2. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) создание славянской азбуки

2) подсечно-огневое земледелие восточных славян;

3) сбор дани князем с подвластных племен;

4) написание свода законов «Русская правда»;

3. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

1) формированием рыночной экономики;

2) ограничением социальной мобильности;

3) расширением возможностей массовой коммуникации;

4) организацией массового промышленного производства;

4. Человека от животного отличает:

1) инстинкт самосохранения 2) наличие чувств;

3) забота о потомстве 4) способность трудиться;

5. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природы

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции:

1) верно только А 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

6. Какой статус относят к предписанному статусу?

3) преподаватель 4) внук.

7. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (ются):

1) всенародная слава 2) вручение памятного подарка;

3) всеобщее уважение 4) лестные отзывы читателей.

Тест №5

1.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А) стремление сторон отстоять свои взгляды–одна из причин социального конфликта;

Б) социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества:

1) верное только А 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны;

5) широкое распространение наукоемких технологий.

2.Что свойственно человеку и животному?

1) преобразование мира 2)накопление знаний

3) необходимость в отдыхе 4)стремление к прекрасному

3.Какой статус относится к предписанному статусу?

4.Критерием социальной стратификации является:

1) доход 2)престиж;

5.Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) повседневным взаимодействием;

2) кровно-родственными отношениями;

3) устойчивыми связями;

4) общими традициями.

6.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты;

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7.Обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельностизначит быть:

1) личностью 2) индивидуальностью;

3)индивидом 4) биологическим существо.

Тест №6

1.Социальная стратификация, основанная на размере доходаэто стратификация:

2.Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась его:

1)социальная мобильность 2)социальная роль;

3)социальное происхождение 4)социальная адаптация.

3.Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?

1) профессиональная 2) этносоциальная;

3) демографическая 4) территориальная.

4.За доблестный многолетний труд гражданин Т. был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится:

1) вручение грамоты 2) комплименты;

3) аплодисменты 4) слава.

5. Социальное неравенство выражается в:

1) изменении социального статуса; 2) разном доступе к социальным благам;

3) многообразии социальных норм; 3)особенностях поведения людей;

6.Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1) преобладание рутинной технологии;

2) быстрое развитие промышленности;

3) внедрение в производство научных достижений;

4) интенсивное развитие информационных технологий.

7. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом;

2) формирование кастовой системы в Древней Индии;

3) строительство ирригационных сооружений в древнем Китае;

4) издание Иваном 1У в 1550 г. нового Судебника.

Тест №7

1.Как называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс усвоения им социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит?

3) социализация 4) адаптация.

2. Вставьте понятие:

«Человек, как участник общественных отношений, а также созидательной деятельности называется________».

3. Приведите в соответствие название сфер общественной жизни и ее институтов:

1) духовная жизнь общества 2) социальная жизнь общества;

3) экономическая сфера жизни общества 4) политическая сфера жизни

А) власть, государство, избирательное право;

Б) производство материальных благ, финансы, торговля;

В) классы, нации, первичные коллективы;

Г) театр, религия, наука, образование, нравственные нормы.

4. К какому понятию относится определение:

«Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя индивидов, обладающих волей и сознанием, а также способы взаимодействия людей и формы их объединения»

1) культура 2) общество;

3) цивилизация 4) формация.

5. Теория социальной стратификации это:

1) теория перемещения индивидов из одной социальной группы в другую;

2) система признаков социального расслоения;

3) концепция о всеобщем стремлении граждан к высшим трудовым достижениям;

4) теория классового деления общества;

6.В постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит:

1) сельскому хозяйству 2) промышленности;

3) сфере услуг 4) информации.

7. Совокупность всех функционирующих в социуме общностей называется:

1)институтом 2) структурой;

3) средой 4) группой.

Ответы к диагностическим контрольно — тестовым заданиям для оценки качества знаний студентов:

Источник:
В процессе жизни человек формируется как
· 1) биологическая особь 2) индивид; · 3) личность 4) особый генотип. 6. Форма активности человека, направленная на преоб­разование окружающей действительности,— это · 1) потребность 2)
http://infopedia.su/13x12c4d.html

Жизнь человека

По словам авторов книги «Человеческая жизнь бесценна» : сущность жизни человека проявляется через его деятельность. То есть, зная деятельность человека и раскрывая ее, мы можем познать суть его жизни.

Через свою деятельность человек связан с окружающим миром, с природой. В процессе деятельности можно познать закономерности окружающего мира, явления природы. Совершая деятельность человек создает вещи, продукты питания, то есть материальные ценности, но наряду с материальным создается и духовные: литература, философия, наука и многое другое. В ходе человеческой деятельности меняется и преобразуется общественный и природный мир. В связи с этим формируется и личность.

В человеке необходимо различать природу и сущность. Если человеческое бытие представляет собою, определенную задачу, то в этой задаче природа человека создает раздел, который содержит исходные данные, которые имеет человек в качестве основы своего существования. Говоря об общей природе человека, можно выделить его индивидуальные задатки и природные способности. Сущность предмет задачи, задание, которое необходимо решить, найти. Сущность есть то, что делает из самого себя человек своей жизнью. Является всегда продуктом собственной деятельности, неким решением задачи собственной жизни.

Кроме сущности, природы существует и личность человека.

Проблема смысла жизни имеет огромное значение, для большинства людей она вообще осознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема всей жизни.

Смысл — то, чем человек воодушевляется для жизни, — он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материаль-ными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться с утратой смысла.

Смысл жизни относится к числу духовных потребностей, но, несмотря на это он не является менее важным, чем телесная потребность в еде или душевная потребность в общении с себе подобными. Например, наличие настоящей потребности в смысле жизни является опровержением и позиции Камю, и всех прочих скептиков и агностиков. Если у человека есть потребность в смысле жизни, то этот смысл можно найти.

Отличие потребности от простого пожелания велико. Не всякая прихоть может быть удовлетворена, не всякая фантазия имеет реальное представление и возможность осуществления, а вот предмет всякой потребности существует. Иногда, может быть, не удается найти еды, чтобы удовлетворить телесную потребность, тогда человек может умереть от голода, но это не отменяет того факта, что в мире еда есть. Человек может не иметь смысла жизни, может не найти его, человек может даже погибнуть, не найдя его, но все это не отменяет того факта, что смысл жизни бывает, что он есть, и найти его в принципе можно.

Это означает, что смысл жизни существует, он есть независимо от того, знает ли о нем человек, понимает ли человек смысл своей жизни. Разница есть в экзистенциальном плане: понимание или непонимание человеком смысла своей жизни существенно определяет экзистенцию человека в самом ее истоке. Стоит, видимо, различать этот экзистенциальный смысл жизни, который означает осмысленность человеком своей жизни и который можно иметь или не иметь, и объективный смысл жизни, который не мы в нее вкладываем, но который может быть усмотрен и понят нами, который способен обогатить нас, наполнив собой нашу экзистенцию.

Этот объективно существующий смысл жизни является условием возможности всякого субъективного смысла: ибо «спрашивать о смысле — значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли» Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология/ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. — с. 246.. Вопрос о смысле жизни — это не вопрос о субъективных целях, которые ставит человек, это вопрос «Зачем жизнь?», «Для какой такой надобности она?» Однако именно тот факт, что смысл у жизни должен быть, что он есть очевидная потребность человека, образует камень преткновения для многих людей, сколь легче, спокойнее была бы их участь, если бы его могло не быть.

Исходя из гипотезы, что смысл жизни есть, это означает только одно: жизнь человеку именно дана, притом дана не просто так, а зачем-то. Сам вопрос о смысле жизни, вопрос «зачем жизнь?» предполагает именно такое видение жизни. Если жизнь «дана» человеку как-то метафорически, то и о смысле ее можно говорить только метафорически. Наличие реального смысла жизни предполагает, что жизнь реально дана. Всякий смысл определяется конечной целью, предназначением, стало быть, и смысл жизни человека определяется предназначением человека. То есть, Тот, Кто жизнь дал, Он дал ее не просто так, а к чему-то человека предназначил: предварительным образом назначил человеку определенную цель. Это является залогом существования смысла жизни.

Таким образом, смысл жизни, если он вообще есть, может заключаться единственно в том, чтобы понять свое призвание, служить призыву, обращенному к тебе, откликнуться на него и быть верным ему, обратив свою свободную волю на реализацию своего жизненного предназначения. Однако эти слова остаются лишь формальным определением до тех пор, пока мы не ответим на вопрос, а в чем же заключается предназначение человека в этой жизни. То есть, конечно, можно и нужно предполагать, что есть разница индивидуальных предназначений людей, разница призваний, но при этом явно должно быть некое вообще «предназначение человека на земле», некое единое призвание, обращенное к человеку, как именно человеку. Элементарный здравый смысл требует того, чтобы все индивидуальные призвания были не более чем частными способами реализации общечеловеческого призвания.

Говоря об этом общем смысле жизни человека на земле, необходимо использовать еще одно часто употребляемое и поверхностно понимаемое слово. Только, разумеется, прежде чем его использовать, надо очистить его от обессмысливающей расплывчатости и понять во всей глубине его значения. Итак: всякий вообще человек на земле призван к самореализации. «Самореализация» означает не более и не менее как реализацию себя. Всякая реализация предполагает наличие некоего замысла, который реализуется, то есть воплощается. Предназначение человека заключается, в конечном счете, в том, чтобы стать самим собой, самоопределиться в бытии, свободно реализуя (или свободно отказываясь реализовывать) замысел о себе. Тот, Кто эту жизнь человеку дал, призывает человека свободно обрести самого себя и войти в полноту бытия, — именно это и может быть названо самореализацией в настоящем смысле этого слова.

Это ставит человека в совершенно уникальное положение: человек — это единственное существо, которое, чтобы в полной мере быть, должно само себя реализовать. Бытие человека, таким образом, представляет собой безмерный риск, который заключается в том, что оно никогда еще не есть бытие в полной мере в готовом виде, оно есть шанс обрести себя. Этот шанс может быть использован человеком, но человек может и упустить его, может отказаться реализовывать себя и становиться самим собою. Чем человек окажется в таком случае, вопрос, пожалуй, неразрешимый и очень страшный. Строго логически говоря, человек в этом случае остается неким полуфабрикатом, некой недоделанной сущностью, так и не обретшей реального бытия. Быть человеком — это значит выбрать, жизнь, которую ты хочешь прожить без сожаления. «Быть или не быть», — вот в чем вопрос всякой человеческой жизни.

Источник:
Жизнь человека
По словам авторов книги «Человеческая жизнь бесценна» : сущность жизни человека проявляется через его деятельность. То есть, зная деятельность человека и раскрывая ее, мы можем познать суть его
http://studbooks.net/912494/filosofiya/cheloveka_smysl_zhizni

Меняется ли в течение жизни человек?

Мы открываем цикл статей, посвященных серии книг «Люди из шкафа» (автор Наталья Москалева). Серия состоит из семи книг. Каждая книга повествует законченный этап преодоления ряда внутренних переживаний. Сюжет изложен в виде сюрреалистических сказок, действие которых подобно сказкотерапии. Вместе с книгой читатель поэтапно проходит процесс проработки болезненных чувств, мешающих счастливо жить.

В книге раскрываются такие серьезные темы, как: непонимание смысла жизни, чрезмерное стремление к успеху и, как следствие, тотальная неудачливость, чрезмерная зависимость от общества и общественного мнения, непонимание смысла жизни, отрицание собственной жизни в следствие непризнания в обществе, проблемы в личных отношениях, взаимоотношения с собой и даже процесс похудения.

В интернете уже издана первая книга из серии «Люди из шкафа». Через поисковые системы читатель с легкостью ее может найти.

Меняется ли в течение жизни человек?

Мнения ученых умов (в области психологии) на эту тему разделяются. Одни утверждают, что человек не меняется. И приводят к этому утверждению веские доводы. Другие с такой же убедительностью доказывают обратное. Где же истина? Скромный опыт автора позволяет утверждать: истина где-то по середине…

По моему мнению, все дело в том, что именно понимать под изменениями. Если речь идет о полном переделывании индивидуума под некий «шаблон», то с уверенностью можно сказать: «Нет! Человек не меняется, он остается таким, как он есть». В этом плане кажется очень показательным полнометражный мультфильм «Университет монстров». В нем один из главных героев (Майк) мечтает стать матерым страшилой. Он усердно занимается в университете и бредит «пугающими историями». Однако его внешность и характер не вызывают ужасных эмоций, а скорее наоборот — он смотрится весьма милым чудаком.

Внешность, характер (собственно то, что является основой такого расплывчатого понятия, как «внутренний стержень»), врожденные качества и особенности — все это то, что является нашей не меняемой сутью. Это то, что отличает нас от других, делает неповторимыми и особенными.

Допустим, человек мечтает стать успешным. Если речь идет о личных контактах, о развитии бизнеса, то с уверенностью можно утверждать, что успех связан с особенной привлекательностью, способностью расположить к себе собеседника. Назовем эту способность харизмой. Ей, увы, нельзя научиться. Ты либо рожден обаятельным, либо нет.

Не харизматичный — не значит «не талантливый», «не особенный», «не способный» и так далее. Не харизматичный означает: не вызывает у общества особенной, некоей магической симпатии. Успешным менеджером по продажам озвученный герой никогда не станет, несмотря на множество тематических тренингов на эту тему. Потому как мы знаем — продукт (услуга) покупается у конкретного человека. И ничего с этим не поделаешь, — мы существа коллективные и очень уж у нас развиты коммуникативные связи. В этом случае герою можно посоветовать реализовывать себя в иных сферах, нежели «человек-человек».

В случае явного противоречия ожиданий от себя и реальных способностей можно посоветовать принять свои истинные личностные качества и с пользой для себя применить их в жизни. Именно этот пример и показала история с Майком. Именно его знания помогли друзьям выйти из сложной ситуации. Заметьте, Майк оказался замечательным инициатором идей, а Салли — прекрасным исполнителем. Я думаю, это и есть идеальный вариант достижения успеха описанными друзьями.

Однако вернемся к искомой истине. Если речь идет о моделях поведения, то с такой же уверенностью можно ответить: «Да, поведенческие реакции человека можно изменить!» (С большим трудом, правда, но это уже отдельная тема для разговора.) В результате проработки разрушающих чувств озлобленный человек может стать добрым, ненавидящий— любящим, отрицающий— созидающим, и так далее.

Но в процессе работы над собой себя необходимо сначала принять. Без этого первого шага невозможен шаг следующий. Здесь есть некое противоречие. Как можно говорить о преобладающей идее переделывания личности, если даже в изменениях первое, что должен сделать каждый из нас— это принять себя и других такими, какие мы есть? Сегодня, в этот миг необходимо согласиться с тем, что «я» (и «он») всегда будет таким, каким я его вижу сейчас.

В результате всех вышеизложенных рассуждений логичен следующий вопрос: а что, собственно считать основой личности, и что является «всего лишь» реакциями? Иными словами: что именно в конкретном индивидууме можно изменить, а что нет? И что в нем вскроется в результате изменений? — Вот здесь однозначный ответ отсутствует. Познание себя — это бесконечный процесс, который длится всю жизнь. Основа моей личности — тайна, закрытая от меня семью печатями. Я могу быть очень закомплексованной харизматичной особью. И в этом случае работа над моими комплексами откроет путь изюминке в виде особенной привлекательности для людей. Уйдут мешающие модели поведения (стеснительность и неуверенность в себе) и откроется, например, дар располагать к себе людей, который раньше был закрыт.

Понять себя, раскрыть свои способности читателю поможет книга «Люди из шкафа». В ней описана серьезная глубокая работа над собой, пройти которую каждому необходимо самостоятельно. Путь изменений интересный, всегда непредсказуемый, необыкновенно трудный, но именно он дает возможность узнать свои самые главные качества и найти способ наиболее выгодного их применения.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (6 Votes)

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник:
Меняется ли в течение жизни человек?
Меняется ли в течение жизни человек? Мнения ученых умов (в области психологии) на эту тему разделяются. Одни утверждают, что человек не меняется. И приводят к этому утверждению веские доводы. Другие с такой же убедительностью доказывают обратное. Где же истина? Скромный опыт автора позволяет утверждать: истина где-то по середине…
http://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/18316-menyaetsya-li-v-techenie-zhizni-chelovek

Психология жизни

Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить.

К примеру, хотите вы понять, как поведет себя человек, если дать ему все, что он в настоящий момент хочет – успокоится ли он, будет ли он доволен, станете ли вы для него самым лучшим другом на свете, для которого он так же будет готов многое сделать? Скорее всего, нет. Опыт предыдущих поколений нам это доказывает. И тут даже не надо знать психологию, чтобы понять, что человек никогда не будет удовлетворенным в полной мере, что сколько ему не дай, ему все равно будет мало, что часто сделанное кому-то добро возвращается в виде зла к тому, кто его сделал, ну и так далее. Таких закономерностей в человеческой истории полно. Поэтому о них нужно узнавать и их нужно изучать, чтобы знать, к чему теоретически нас могут привести те или иные наши решения и поступки. Учите историю, еще раз повторю, по разным источникам, и она покажет вам, какие бывают люди и почему они такими бывают.

Вот я, как психолог, да и просто как человек, со своим жизненным опытом, глядя на некоторых людей, на их жизнь, их поведение, решения, желания, могу с высокой степенью вероятности предсказать, к чему в итоге эти люди придут, какой будет их жизнь в ближайшем и отдаленном будущем. При этом, я не пророк, будущего не вижу, но я понимаю, каким оно может быть для того или иного человека и даже общества в целом, если в его жизни дела будут складываться определенным образом. Конечно, это, далеко не самый точный прогноз и он вполне может не сбыться, ибо в жизни людей много всего может произойти, что мы не всегда в силах учесть. Но тем не менее, такое, пусть даже весьма туманное предвидение, многое нам дает. И я часто оказывался прав в своих предсказаниях, относительно будущего некоторых людей.

Источник:
Психология жизни
Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить. К примеру, хотите вы понять, как поведет себя человек, если дать ему все, что он в настоящий момент хочет – успокоится ли он, будет ли
http://psichel.ru/psihologiya-zhizni/

Смысл жизни личности

Процесс поиска и обретения смысла жизни сложен и неоднозначен, зависит от многих составляющих. «Смысложизненные ориентации возникают не на “пустом месте”, их “созревание” подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. В этой связи целесообразно выделить и рассмотреть подготовительный период “закладки” личностного фундамента смысла жизни, так как особенности данного периода существенно обусловливают не только время и теми становления смысложизненных ориентаций, но и – самое главное – содержание и выбор жизненного пути формирующейся личности. Употребляя понятие “личностный фундамент”, мы имеем в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создаст основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций» [2] .

О смысле можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с обдумыванием, соображением, конструированием, определением. Форма, в которой смысл выступает в действительности, – это значимость, т.е. форма процесса суждения. Нередко основой обретения смысла жизни является анализ мотивов собственной жизни в форме вопросов к самому себе и поиск ответов на эти вопросы. Смысл жизни – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа.

Впервые человек задумывается о смысле жизни еще в подростковом возрасте, и выражается это в форме следующих вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» В поиске ответов на эти и другие вопросы лучше всего понимается содержание смысла жизни. По Д. А. Леонтьеву, чтобы лучше понять соотношение смысловой рефлексии с другими системами регуляции жизнедеятельности, надо уяснить, почему люди делают то, что они делают? Это ключевой вопрос психологии личности, поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом. Возможны по меньшей мере шесть ответов на этот вопрос, которые определяют шесть разных смысложизненных систем отношений человека с миром и соответственно шесть разных систем регуляции поведения, жизни человека в мире.

  • 1. «Потому что я хочу» – это логика удовлетворения потребностей: у меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.
  • 2. «Потому, что он первый начал»: это логика реагирования на стимул.
  • 3. «Потому что я всегда так делаю»: это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «характер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике.

Три названных системы – общие для человека и животного: любое животное может себя вести в русле этих трех логик или их констелляции (сочетания).

Исчерпывают ли шесть описанных смысложизненных логик все возможные регуляторные принципы человеческого поведения? Теоретических оснований настаивать на этом нет. Например, возможно поведение, управляемое высшим призванием, миссией, когда человек ощущает высшую свободу именно потому, что для него нет выбора. Эта логика представляет собой еще один, высший тип регуляции деятельности, однако в практическом отношении мато- актуальна.

В заключение отметим, что обретение смысла жизни осознается и формируется на определенной мировоззренческой (философской или религиозной) основе и может быть обнаружено в жизни буквально в последнее мгновение перед лицом смерти. В поисках смысла жизнь представляется не только как усвоение мира и приобщение к нему, а как отстаивание своего «Я» от поглощения миром. Огромная роль в обретении смысла жизни принадлежит совести; по утверждению В. Франкла, совесть руководит человеком в его поиске смысла [3] . Совесть можно определить как интуитивную способность человека находить смысл ситуации. Поскольку смысл – это нечто уникальное, не подпадающее под общий закон, то такая интуитивная способность является единственным средством схватывать смысловые топтал еды жизни человека.

  • [1] См.: Леонтьев, Д. А. Психология смысла. – М., 2007. – С. 250.
  • [2]Чудновский, В. Э. Указ. соч. – С. 629.
  • [3] См.: Франкл, В. Человек в поиске смысла. – М., 1990. – С . 294.

Источник:
Смысл жизни личности
Процесс поиска и обретения смысла жизни сложен и неоднозначен, зависит от многих составляющих. «Смысложизненные ориентации возникают не на “пустом месте”, их “созревание” подготавливается всем ходом
http://studme.org/38915/psihologiya/smysl_zhizni_lichnosti

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES