Люблинская детская психология

Люблинская детская психология

26 июня 1983 г. накануне своего восьмидесятилетия скончалась Анна Александровна Люблинская — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. А. А. Люблинская родилась в г. Гродно в семье юриста. Свою научную работу она начала под руководством проф. А. П. Болтунова , еще будучи студенткой Ленинградского института дошкольного воспитания. С 1925 г. она работала ассистентом, а затем доцентом кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена, с 1963 по 1975 г. заведовала кафедрой педагогики и методики начального обучения в этом институте.

В основу докторской диссертации А. А. Люблинской «Мышление ребенка» легли исследования роли действия и языка в умственном развитии ребенка. Значительная часть этих исследований, внесших существенный вклад в детскую и педагогическую психологию, была выполнена с помощью разработанных ею экспериментальных методик.

Перу А. А. Люблинской принадлежит около 150 работ, часть из которых переведена на другие языки, в том числе девять книг. Она была редактором нескольких научных сборников. Наибольшую известность имеют книга А. А. Люблинской «Очерки психического развития ребенка» (1959), которая явилась первым в советской психологии учебным пособием по психическому развитию ребенка до семи лет, и учебник «Детская психология» (1971), получивший широкое признание в нашей стране и за рубежом. Большинство работ посвящено проблеме развития мышления ребенка, роли речи в чувственном познании, в практике, в умственной деятельности ребенка.

В годы работы на возглавлявшейся А. А. Люблинской кафедре под ее руководством проводился длительный обширный эксперимент по перестройке системы начального обучения.

Центральной научной проблемой для А. А. Люблинской были вопросы учебной деятельности

как фактора умственного развития детей. В ходе эксперимента был решен ряд практических задач системы обучения с большими развивающими возможностями, а также некоторые теоретические проблемы: о соотношении знаний и действий с ними, о роли межпредметных и внутрипредметных связей, о роли термина в усвоении понятий. В последние годы А. А. Люблинская активно исследовала проблемы нравственного воспитания на основе дальнейшей разработки научной концепции отношений.

А. А. Люблинская вела большую научно-педагогическую работу. Под ее руководством защищено около 30 кандидатских диссертаций.

А. А. Люблинская активно пропагандировала психологическую науку. Ее публичные лекции всегда привлекали большую аудиторию.

Многогранная научная, преподавательская и общественная деятельность А. А. Люблинской была высоко оценена Советским правительством. Она награждена орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медалью «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», значком «Отличник народного образования», медалью Н. К. Крупской.

Советская психологическая и педагогическая общественность сохранит светлую память об Анне Александровне Люблинской .

Источник:
Люблинская детская психология
26 июня 1983 г. накануне своего восьмидесятилетия скончалась Анна Александровна Люблинская — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. А. А. Люблинская
http://www.voppsy.ru/issues/1983/835/835171.htm

Люблинская детская психология

А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника

. Быть активным – значит находиться в состоянии действования. Элементарную активность обнаруживает еще зародыш, отвечая беспорядочными движениями конечностей и туловища на воздействия внешней для него среды (А. Пейпер). В основе таких движений лежит обычный безусловно-рефлекторный механизм.

Постепенно под влиянием естественных упражнений, а затем и специального обучения движения приобретают организованность и целенаправленность, становятся произвольными, а затем и подлинно волевыми, т.е. управляемыми.

Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающими предметами и в общение с людьми.

Изменившиеся содержание, формы и побуждения к активности ребенка, являясь результатом его развития в предыдущие периоды жизни, в то же время становятся условием дальнейшего формирования личности.

В активности ребенка-дошкольника происходят заметные изменения. Прежде всего другим становится содержание активности. Если двухлетние дети охотно выполняют простые движения и удовлетворяются процессом самого действия: охотно прыгают, бегают, чиркают карандашом по бумаге, возят что-то по комнате или по саду, то дошкольники все чаще направляют свою активность на получение какого-то результата действия Четырехлетний ребенок уже не просто проводит линии, а пытается нарисовать что-то конкретное, не прыгать,. а перепрыгнуть через веревочку, через канавку, не возить грузовик, а перевозить на нем кирпичики.

Поскольку действия ребенка все чаще направляются на получение ожидаемого и желаемого результата, они приобретают известную системность, целенаправленность и организованность. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности: игры, выполнения отдельных трудовых, физкультурных или учебных действий.

Хотя активность дошкольника приобретает форму деятельности, трех-, пятилетние дети еще нередко удовлетворяются тем, что выполняют отдельные разрозненные действия: наматывают веревочку на палочку, копают и пересыпают песок, переливают воду, лепят из пластилина шарики и т.п.

Возврат к предметной деятельности имеет место на всех этапах развития ребенка, в том числе и у младшего школьника, когда он встречается с новым предметом или материалом. Действуя, он узнает свойства предмета или материала (дерева, песка, глины, воды).

С развитием ребенка не только обогащаются формы и виды его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности – умственная деятельность. Сначала она лишь включается в практические действия, изменяя их форму. Ребенок сначала осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправляет.

С середины дошкольного возраста мыслительная деятельность уже освобождается от обязательной опоры на физическое действие. Ребенок способен заниматься «чистой» умственной деятельностью: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказ к картинке, спрашивает, спорит. В этой новой форме активности огромная роль принадлежит речи. Слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.

После 4-5 лет заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Накопленный путем подражания образцам и исполнительным действиям практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания и побуждают к инициативному, а затем и творческому активному действию.

В играх и рисунках, в общении с детьми и взрослыми дошкольник все чаще проявляет инициативу, выдумку.

Источник:
Люблинская детская психология
А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника: главная тема данной страницы сайта Psyoffice.ru
http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage043.htm

Люблинская детская психология

С о ч Семейные отношения и их влияние на детей, [М, 1940, Причинное мышление ребенка в действ™, ИАПН РСФСР, 1948, в 17 Особенности освоения пространства детьми дошк возраста, там же 1956, в 86, Очерки психич развития ребенка, M, 1959, Опыт работы по эксперим программам и нек рые вопросы теории обучения СП, 1968 М° 11, Ранние формы мышления ребенка в кн Исследования мышления в сов психологии, M, 1966, Детская психология, M, 1971.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Люблинская — Люблинская, Александра Дмитриевна  российский историк, архивист, палеограф. Люблинская улица См. также Люблинская губерния Люблинская митрополия Люблинская уния Люблинско Дмитровская линия Московского метрополитена … Википедия

Люблинская А. — Эта статья об историке Люблинской. Другие значения: Люблинская (значения). Александра Дмитриевна Люблинская (14 (27) мая 1902, Санкт Петербург 22 января 1980, Ленинград), историк западноевропейского Средневековья и раннего нового времени,… … Википедия

Люблинская А. Д. — Эта статья об историке Люблинской. Другие значения: Люблинская (значения). Александра Дмитриевна Люблинская (14 (27) мая 1902, Санкт Петербург 22 января 1980, Ленинград), историк западноевропейского Средневековья и раннего нового времени,… … Википедия

ЛЮБЛИНСКАЯ — Анна Александровна (1903 1983) российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д р психологических наук(1958), профессор. Засл. деятель науки РСФСР. Окончила Ленинградский ин т дошкольного воспитания и с 1925 г.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Люблинская А. Д. — ЛЮ?БЛИНСКАЯ Александра Дмитриевна (1902–80), историк, д р ист. наук. Работала в н. и. ин тах Ленинграда. Тр. по истории Франции 16–17 вв., лат. палеографии … Биографический словарь

Люблинская — икона Божией Матери, находится в Люблинской Спасо Преображенской приходской, что на Русской улице, церкви. Предание относит ее ко временам св. Кирилла и Мефодия. Празднуется 1 октября … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ — 1569 года, соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского (см. ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО) в одно государство Речь Посполитую (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ). Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств,… … Энциклопедический словарь

Источник:
Люблинская детская психология
С о ч Семейные отношения и их влияние на детей, [М, 1940, Причинное мышление ребенка в действ™, ИАПН РСФСР, 1948, в 17 Особенности освоения пространства детьми дошк возраста, там же 1956, в 86,
http://pedagogicheskaya.academic.ru/1526/%D0%9B%D0%AE%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

(Visited 13 times, 1 visits today)

CATEGORIES