Личность в психологии

Личность в психологии

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую) функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление

Список случайных тегов:

Аффективный застой — Аффективный застой (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов. Синоним — аккумуляция аффекта.

Манипулирование образом — Манипулирование образом — процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

Источник:
Личность в психологии
ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях: 1. Любой
http://psihotesti.ru/gloss/tag/lichnost/

Личность в психологии

Разместил (а): елена

  • Лекции-шпоры по психологии и педагогике 113 кб.
  • Личность 10 18 кб.
  • Основные историко-эволюционные ориентации в психологии личности 24 кб.
  • Основные историко эволюционные ориентации в психологии личности 19 кб.
  • Понятие личности в психологии 13 кб.
  • Личность как субъект социально-политической психологии 74 кб.
  • Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии 13 кб.
  • Личность и психика 31 кб.

Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»

3. Биологическое и социальное в структуре личности

4. Структура личности

5. Потребность как источник активности личности

Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Слово «личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через эту роль выражалась психология человека.

Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

Данная тема актуальна для ее изучения, так со временем наряду с основными направлениями изучения понятия «личность», появляются все более новые направления изучения ее сторон, ее свойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия и выделяются новые уровни ее структуры.

В данной контрольной работе будут рассмотрены основные элементы, связанные с понятием личность. Будет дано ее определение и сравнение с такими понятиями, как «индивид», «индивидуальность», «человек». Определим основные свойства личности и ее структуру. Выделим взаимосвязь биологического и социального в феномене «личность». Определим источник активности личности через ее потребности.

В практической части будут изучены свойства личности на нескольких объектах (Екатерина, Виталий, Денис).

1.Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

«Личность» – это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей.

«Личность» – это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде.

Наряду с понятием «личность» в науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае, когда сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Человек на свет рождается человеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитие собственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид» (у животных – особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью.

Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличает от другого.

Слово «личность» — самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:

Во-первых, в него включаются только психологические свойства человека;

Во-вторых, в объём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.

2. Свойства личности

Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их способностей. Это же понятие используется тогда, когда необходимо выяснить в силу чего одни люди быстрее, чем другие, обучаются, лучше усваивают новые знания, умения и навыки.

Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определений способностей.

Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось в психологии ?VII — ?I? вв. и употребляется в настоящее время.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех.

У человека имеется множество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные потребности.

Элементарными, или простейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности.

Сложными называют способности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой, например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способности не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также разделяют на общие и специальные.

Общие – это способности, которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные или общие двигательные способности.

Специальные способности встречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимо наличие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот.

Способности разделяют на теоретические и практические.

Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в определенной жизненной ситуации.

Выделяются также учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то время как вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. в творчестве в различных видах деятельностью.

Наконец, выделяют коммуникативные и предметно-деятельностные способности.

Коммуникативными называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.

Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

И те, и другие способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию человек получает возможность полноценно и гармонично развиваться.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние.

Кроме понятия «способности» в психологии для характеристики способности человека справляться с той или иной деятельностью используют понятия «одаренность», «талант», «гениальность».

Источник:
Личность в психологии
Тема: Личность в психологии. Тип: Контрольная работа. Источники: 4 шт. 1997-2007гг. В работе есть: содержание, введение, приложения 1 шт. Язык: русский. Разместил (а): елена. Размер: 30 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Понятия индивид индивидуальность человек как определения личности. Взаимосвязь биологического и социального в структуре личности. Характеристика свойств личности: характера темперамента воли эмоций. Потребности как источник ее активности.’
http://coolreferat.com/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Личность в психологии

1. Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

Реальность, которая описывается понятием «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни человека. Поскольку большинство на­правлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормаль­ную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон) 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться «про­считывать» и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания).

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энер­гией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я» представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления — заслуга Л.С.Выготского (1836—1904) и А.Н.Леонтьева (1903—1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений А.Ф-Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев (1892—1973) — считали, что «ядро» лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев, К.ААбульханова-Славская — личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили — развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

Источник:
Личность в психологии
1. Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность» Реальность, которая описывается понятием «личность», про­является уже в
https://studfiles.net/preview/2900793/

Понятие личности

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Источник:
Понятие личности
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие
http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn83.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES