Лекции по психологии человека

Лекции по возрастной психологии курс возрастная психология

Лекции по возрастной психологии курс » возрастная психология»

Лекции по возрастной психологии

Экзаменационные вопросы по курсу «Возрастная психология».

Предмет, структура и основные проблемы возрастной психологии.

Методы исследования в возрастной психологии.

Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Теория социального научения.

Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Идеи Л.С. Выготского о психическом развитии личности (Проблема возраста, зоны ближайшего и актуального развития и т.д.).

Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину.

Кризисы возрастного развития.

Сензитивные периоды психического развития.

Движущие силы, условия и факторы психического развития.

Проблема соотношения роли среды и наследственности в развитии личности.

Нравственное развитие личности в онтогенезе.

Психическое развитие младенца. Кризисы новорожденности и 1 года.

Младенец и взрослый. Сенсомоторное развитие младенца.

Развитие познавательных процессов и деятельности ребёнка в раннем возрасте (1-3 года).

Формирование речи в раннем возрасте.

Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Кризис 3-х лет.

Характеристика игры и её роль в развитии ребёнка. Виды игровой деятельности.

Развитие познавательных процессов дошкольника.

Психологическая готовность к обучению в школе.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Развитие мотивов поведения и формирование самосознания дошкольника.

Психологические особенности начального этапа обучения.

Развитие познавательных процессов младшего школьника.

Характеристика процесса адаптации ребёнка к обучению в школе (стадии адаптации).

Трудовая и учебная деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности.

Психические новообразования в младшем школьном возрасте.

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Мотивы учения в младшем школьном возрасте. Развитие мотивации достижения успеха.

Усвоение правил и норм общения младшим школьником.

Учебная деятельность и умственное развитие подростка.

Развитие самосознания в подростковом возрасте.

Особенности становления личности в подростковом возрасте.

Развитие социальных потребностей в подростковом возрасте.

Акцентуации характера у подростков.

Психические новообразования подросткового возраста.

Специфические поведенческие подростковые реакции (по А.Е. Личко).

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте. «Трудные подростки».

Взаимоотношения со взрослыми в подростковом и юношеском возрастах.

Взаимоотношения со сверстниками в юношеском и подростковом возрасте. Подростковая и юношеская субкультура.

Нравственное самоопределение в юности.

Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Дружба в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Развитие самосознания в юношеском возрасте.

Психосексуальное развитие и взаимоотношения со сверстниками противоположного пола в юности (По И.С. Кону).

Психологические особенности периода ранней взрослости (23 – 33 года).

Психологические особенности зрелого возраста (35 – 50 лет).

Психологические особенности пожилого возраста (51 – 65).

Психологические особенности старческого возраста (старше 65 лет).

Предмет психологии возрастного развития.

Место возрастной психологии в системе наук.

Проблемы возрастной психологии.

Методы возрастной психологии.

Л и т е р а т у р а :

Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Предметом возрастной психологии является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

В ряде зарубежных стран вместо термина «возрастная психология» используется термин «психология развития«. Р.С. Немов утверждает, что, несмотря на фактическую идентичность этих названий, в возрастной психологии акцентируется внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека (ребёнка).

В качестве объекта исследования в возрастной психологии выступают конкретные люди – испытуемые различного возраста.

Возрастные особенности – это специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они не проявляются в «чистом» виде и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.

Возраст в психологии является категорией, служащей для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Можно выделить возраст хронологический (т.е. количество прожитых лет, месяцев), физиологический (т.е. соответствие уровня физиологического развития индивида нормативным показателям для того или иного хронологического возраста), психологический (т.е. показатель, устанавливаемый соответствием уровня психического развития средним показателям по всей популяции для определённого хронологического возраста) и т.п. Ребёнок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя, как дети. Хронологический возраст – лишь координата отсчёта, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития человека, становление его личности.

Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его. На процесс развития существенно влияют также условия, т.е. факторы внешнего окружения индивида, способствующие или препятствующие развитию в том или ином направлении.

В процессе изучения онтогенетического развития, возрастная психология выявляет законы психического развития, т.е. общие и частные закономерности, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Возрастная психология является отраслью общей психологии и опирается на её методологический и методический аппарат, дополняя его. Почти каждый выдающийся психолог, занимавшийся проблемами общей психологии, так или иначе одновременно занимался и возрастной психологией (Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Кофка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.М. Узнадзе, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев и др.)

В качестве самостоятельной области знания она оформилась к концу Х1Х века, первоначально возникнув как детская психология. Первым научным трудом по возрастной психологии считается книга немецкого учёного-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», в которой тот описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына.

В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

В силу специфики педагогического вуза, основное внимание в данном курсе мы будем уделять изучению детской психологии и психологии юности.

Возрастная психология тесно связана с такими отраслями психологической науки, как педагогическая, медицинская психология, акмеология и др.

Очень тесна также её связь с возрастной физиологией, педагогикой.

Одной из основных проблем возрастной и педагогической психологии является проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического развития человека.

Другая проблема – это проблема относительного влияния стихийных и организованных факторов воздействия (обучения и воспитания) на развитие детей.

Третья проблема – соотношение задатков и способностей.

Четвёртая проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребёнка. Что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения?

Пятая проблема — в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребёнка.

Являясь отраслью психологической науки, возрастная психология располагает двумя основными методами получения факта, который может быть подвергнут научному анализу – наблюдением и экспериментом. Особенности применения этих методов определяются предметом и объектом исследования возрастной психологии.

В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение испытуемых в естественных условиях и фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько чётко сформулирована его цель. С целью повышения достоверности результатов наблюдения, испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают. Такое наблюдение называется скрытым. Хотя в некоторых случаях используется включенное наблюдение, когда наблюдатель (эксперт) в процессе наблюдения активно взаимодействует с испытуемым.

Наблюдение может быть сплошным и выборочным.

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребёнка и ведутся в течение длительного времени. Они всегда бывают более или менее избирательными: эксперт фиксирует только то, что представляется ему значимым. Пример протокола сплошного наблюдения – дневники родителей, описывающих развитие своих детей.

Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируется какая-то одна сторона поведения ребёнка, либо его поведение в какие-то определённые отрезки времени (во время игры, кормления и т.п.).

Метод наблюдения незаменим для первоначального накопления фактов, но часто не даёт достаточно надёжной и достоверной информации.

В эксперименте исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность ребёнка. Выделяют эксперименты естественный и лабораторный. Пример естественного эксперимента: старших дошкольников учат делать флажки. Одной группе говорят, что флажки они делают для того, чтобы потом играть в праздник, другой группе – что флажки пойдут в подарок маме, а третьей – что флажки подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это обычные занятия, а для исследователя – способ определить влияние мотивов на деятельность ребёнка.

Можно отметить, что применительно к детям дошкольного возраста особого различия между естественным и лабораторным экспериментом нет: во всех случаях необходимо, чтобы дети были заняты интересующим их делом.

Выделяют также эксперименты формирующий и констатирующий.

Особенности формирующего эксперимента состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировались или усовершенствовались.

Следует отличать формирующий эксперимент от педагогического эксперимента, несмотря на их внешнюю схожесть: в первом случае задачей исследования является выяснение того, какие особенности психических процессов, качеств, свойств личности складываются в ходе развития, а во втором – как, какими путями можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей.

В одном и том же исследовании, как правило, сочетаются различные виды эксперимента. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим), для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствие с имеющими предположениями. В заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным. Его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Кроме перечисленных основных методов исследования, в возрастной психологии применяются вспомогательные методы: изучение результатов (продуктов) деятельности детей, метод беседы (опроса), метод тестов, социометрический метод.

Исследования возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека может проводиться по схеме «поперечных срезов» (констатирующее определение состояний или уровней развития) и «продольных срезов» или лонгитюдов (от англ. Longitude – долгота). Лонгитюдное исследование предполагает длительное и систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование методов наблюдения, тестирования, психографии и др.

Активность применения тех или иных методов, на наш взгляд, можно проиллюстрировать примером, который приводит И.С. Кон в книге «Ребёнок и общество». Из 902 работ по детской психологии, опубликованных в 1972-1974 г. г. в трёх ведущих американских журналах по психологии развития, 76% были экспериментально-лабораторными, 17% — тестовыми и только 8 % — обсервационными (основанными на описаниях наблюдений).

1. Феномен детства в культурно-историческом аспекте.

2. Основные понятия и общие вопросы детского развития.

а.) Представления о движущих силах, условиях и факторах развития.

б.) Понятие сензитивного периода развития.

3. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка.

Л и т е р а т у р а :

Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1980, Т.1

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2- М.: Мир, 1992

Кон И.С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.

Однако для этого периода жизни человека характерно обилие парадоксов и противоречий, давно ставших предметом изучения.

В животном мире мы видим, что, как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам её регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако в момент рождения у ребёнка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.

Детство – период, продолжающийся от новорождённости до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребёнка полноценным членом общества.

За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребёнок практически не изменился. При этом продолжительность периода детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни, так как она находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребёнок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом, исследовавшим главным образом детство европейского ребёнка из высших слоёв общества.

Ф. Ариес утверждает, что историко-этнографические сведения о детстве в ранние периоды становления человечества весьма скудны. До ХIII века искусство вообще не обращалось к детям, художники даже не пытались их рисовать. Детские образы в живописи ХIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые.

Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. В средневековой Германии, например, слово «ребёнок» было синонимом понятия «дурак».

Преодоление равнодушия к детям, если судить по живописи, происходит не раньше XVII века, когда появляются портреты влиятельных людей и царственных особ в детском возрасте.

В Средние века, как только ребёнок вырастал из пелёнок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.

Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, причём для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

Раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением – «нежением» и «балованием» маленького ребёнка. Однако в эпоху Нового Времени возникает новая концепция детства.

Научные тексты XVI и XVII веков уже содержат комментарии относительно детской психологии. С XVIII века функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а школа. Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Ребёнок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс.

Следующий возрастной уровень Ф. Ариес связывает с новой формой жизни — институтом военной службы и воинской повинности. Это подростковый или юношеский возраст.

Детство, по словам Д.Б. Эльконина, возникает тогда, когда ребёнка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребёнок ещё не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.

По определению Л.С. Выготского, психическое развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нём филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens.

Успешность реализации этой программы во многом зависит от условий существования индивида, своеобразие которых способствует либо препятствует развитию тех или иных качеств или свойств психики. Под условиями здесь подразумевается воздействие широкого спектра внешних факторов, влияющих на процесс развития (например, физиологические: качество пищи, влияние особенностей характерного для данной местности климата и т.п.; социально-психологические: особенности социального окружения, дефицит или чрезмерность коммуникативных взаимодействий и т.п.)

Взаимодействие средовых и унаследованных факторов развития определяет индивидуальные особенности субъекта.

Практически все факторы среды, в которой развивается индивид, оказывают на него своё влияние, от радикального до ничтожно малого, так как в силу имеющихся индивидуальных особенностей каждый индивид реагирует на те или иные факторы по-разному.

Л.С.Выготский подчёркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии.

Источник:
Лекции по возрастной психологии курс возрастная психология
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
http://refdb.ru/look/1379706.html

Лекции по курсу Юридической психологии

Конспект лекций по курсу Юридическая психологи»

для студентов заочного отделения юридического факультета в объеме 10 часов.

Тема 1. Предмет и структура юридической психологии.

Тема 2. Основные понятия юридической психологии.

Тема 3. Правовая психология.

Тема 4. Криминальная психология.

Тема 5. Судебная психология.

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза.

Словарь использованных психологических терминов.

Тема 1. Предмет и система юридической психологии.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика – это свойство мозга объективно отражать существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения.

Сознание – это высшая форма психики, обеспечивающая человеку способность отдавать отчет о времени, окружающей обстановке, своих действиях, оценивать вновь поступающую информацию с учетом уже имеющихся знаний, выделять себя из окружающей среды, сохранять сложившуюся систему отношений с другими людьми и управлять поведением.

Психика и сознание человека проявляются, прежде всего, в поведении, деятельности и общении человека. Основными задачами психологии являются объяснение и прогнозирование поведения человека с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Основными отраслями психологии являются:

Социальная психология – изучающая психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, проявляющиеся в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Возрастная психология – изучающая особенности психики разного возраста, процессы формирования их личности.

Психология труда – изучающая психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий и характера труда на личность человека.

Медицинская (или клиническая) психология – изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, влияние заболевания на индивидуально-психологические особенности человека.

Специальная психология – изучающая отклонения от нормального развития психики в связи с врожденными или приобретенными недостатками в строении и функциях организма.

Юридическая психология – изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.

По отношению к правовым нормам человек может:

во-первых, следовать этим нормам – это законопослушные граждане,

во-вторых, нарушать эти нормы – это правонарушители и преступники,

в-третьих, испытывать на себе нарушение кем-либо этих норм – это жертвы и потерпевшие,

в четвертых, следить за соблюдением другими этих норм – это сотрудники правоохранительных органов, законодатели, сотрудники исправительных учреждений и др.

Таким образом, можно выделить основные отрасли юридической психологии:

Правовая психология – изучающая особенности правовой социализации и правового воспитания, закономерности развития правосознания. Т.е., что способствует соблюдению правовых норм гражданами данного общества.

Криминальная психология – изучающая особенности личности преступника, закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. Т.е., что оказывает влияние на принятие решения о совершении преступления и его реализации.

Судебная психология – изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению правонарушений. Т.е., что способствует повышению эффективности данных видов деятельности.

Исправительная психология – изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений. Т.е., что способствует изменению криминальной системы ценностей и установок на просоциальные.

За последние десятилетия развитие юридической психологии привело к появлению новых направлений. Так, в рамках криминальной психологии появилась психология потерпевшего, изучающая особенности личности потерпевшего и его роль в криминальной ситуации. Усложнилась структура судебной психологии, в ней различают такие области, как:

психология юридического труда – изучающая особенности профессиональной деятельности юриста, закономерности развития его профессиональных навыков, необходимые профессионально важные качества, влияние условий и характера деятельности на его личность;

психология следственных действий – изучающая влияние закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность проведения следственных действий;

психология судебного разбирательства – изучающая закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность судебного разбирательства;

судебно-психологическая экспертиза – разрабатывающая научно обоснованные методы диагностики наличия или отсутствия особенностей психической деятельности, имеющих юридическое значение, и определяющая пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления истины (с одной стороны, область изучения ограничивается юридическими требованиями, с другой стороны, — возможностями психологической науки на данный период времени).

Таковы основные проблемы, которые изучает юридическая психология.

Тема 2. Основные понятия юридической психологии.

С точки зрения осознанности и произвольности поведения можно выделить простое действие и сложное действие. Простое действие реализуется по схеме:

где S – это некий стимул (воздействие), а R – это непосредственная реакция на него. Такое действие отличается меньшей осознанностью, может реализовываться импульсивно или рефлекторно.

Сложное действие от простого отличается тем, что ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновения намерения его осуществить, составление плана для его осуществления, и только после этого происходит реализация действия. Таким образом, схему сложного действия можно изобразить так:

Источник:
Лекции по курсу Юридической психологии
Сознание – это высшая форма психики, обеспечивающая человеку способность отдавать отчет о времени, окружающей обстановке, своих действиях, оценивать вновь поступающую информацию с учетом уже имеющихся знаний, выделять себя из окружающей среды, сохранять сложившуюся систему отношений с другими людьми и управлять поведением. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/h4_lT-SUL7Q.html

Лекции по психологии человека

Бесплатные статьи и программы без рекламы и смс для профессионалов и тех кто ценит свое время.

Лекция по психологии: «Понятие о характере»

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания.

Влияния эти являются:

общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:

Интровертный тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, и т.д.

Неврастенический тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сенситивный тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

Для демонстративного типа свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

Выразительными признаками характера

Выразительными признаками характера являются: поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); особенности речи (громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.); внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

Источник:
Лекции по психологии человека
Лекция по психологии: Понятие о характере Характер слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает чеканка печать
http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-neznayuschih/423-lekciya-po-psihologii-ponyatie-o-haraktere.html

Развивающее занятие по психологии для 1 класса

Развивающее занятие по психологии для 1 класса
Тема: «Знакомство с чувствами. Как узнать, какое чувство испытывает человек?»

Автор: Балабойко Наталья Валентиновна
педагог-психолог ГБОУ “СОШ № 867
г. Железнодорожный, Московская область

Основные цели:
1) Сформировать представление о понятии «чувства» (эмоции), познакомить детей с основными чувствами: радость, гнев, стыд, страх, интерес, обида.
2) Научиться различать чувства других людей
3) Показать значимость умения понимать свои чувства и чувства других людей и учитывать их в своем поведении.

Вариант проведения урока

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Раз-два-три
Слушай и смотри
Три-два-раз
Мы начнем сейчас.

– Мы начинаем наше занятие по психологии. Посмотрите, у меня на ладошке семечка, из которой можно вырастить настоящий цветок. Скажите, что нужно, чтобы цветок рос большим и красивым? (дождик и солнышко, нужно ухаживать.)
– Так же и у людей. Чтобы из мальчика или из девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимо тепло, поддержка, а так же умение понимать себя и других людей.
– Поднимите руку те, кто готов учиться понимать себя и других? Отлично, давайте пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

– Послушайте, что я вам расскажу. Гулял по лесу пес. Вдруг, навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок песика, подошел к нему и подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: «А за что?». «Да просто так»,– ответил лисенок и побежал дальше. Постоял, постоял песик и тоже побежал по лесу. Скажите, что почувствовал песик, когда получил в подарок букет?

– А что такое – радость? Радость, это такое чувство. Радость испытывает каждый человек. А какие еще эмоции испытывает человек?

– Что вы испытываете, когда вам дарят подарки? (радость) Когда с вами не хотят играть? (обида) Когда вас ругают за дело? (стыд) Когда вы получаете сюрприз? (интерес) Когда на вас лает большая собака? (страх) Когда вас задирают? (злость, или гнев)

– Вот мы с вами и назвали 6 основных чувств, которые испытывает каждый из нас, и я, и (назвать имена нескольких детей).

– А скажите, нужно ли нам знать, какие чувства испытываем мы, или другой человек?

– А зачем? Зачем нам изучать чувства?

– Для того чтобы лучше общаться с другими людьми, понимать, что они хотят, чем они недовольны, и как нам лучше поступить в той или иной ситуации. А еще для того, чтобы уметь рассказать о том, что мы чувствуем другим людям. Это тоже бывает важно.

Задание на пробное действие .
– Сейчас я предложу вам задание, которое заставит вас задуматься. Не торопитесь с ответом.
– Подумайте и ответьте на вопрос: как можно определить, что чувствует другой человек?
– Закройте глазки. Поднимите руку те, кто знает: как можно определить, какое чувство испытывает другой человек?
– Откройте глаза, руку не опускайте, посмотрите друг на друга. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)
– Кто не поднял руку, в чем ваше затруднение? (Мы не знаем ответ на вопрос)
– Кто поднял руку, расскажите несколькими словами, как можно определить, какое чувство испытывает другой человек?
– Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не можем выбрать.)
– Вы столкнулись с затруднением. Учение без затруднений не бывает. И в этом случае надо остановиться и подумать.

3. Постановка учебной задачи. Выявление причины затруднения.

– На какой вопрос вам надо ответить?
– А почему вы не смогли это точно определить?
– Значит, что вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать ответ, как понять, какое чувство испытывает другой человек.)
– Тема нашего урока будет называться: « Как узнать, какое чувство испытывает человек?» Учитель открывает тему урока на доске.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Для того чтобы нам найти ответ и достичь цели, давайте поиграем вот в какую игру: я буду называть вам животное, и что оно делает, а вы показывайте. Покажите мне обиженную обезьяну. Молодцы, посмотрите друг на друга. А теперь покажите мне испугавшегося ежика. Посмотрите друг на друга. Покажите мне, как злится жираф. Посмотрите друг на друга. Покажите мне котенка, которому стыдно. Посмотрите друг на друга. Покажите мне дельфина, который радуется. Посмотрите, какие у нас радостные дельфины в кабинете. Вы все молодцы!

– А теперь кто-нибудь может мне сказать, чем отличались злящийся жираф от радостного дельфина, обиженная обезьяна от испуганного ежика?
– Правильно, у них было разное выражение мордочек, разные позы, и они издавали разные звуки.
– Давайте теперь посмотрим, а как у людей проявляется страх, злость, радость, стыд, обида. Покажите, как вы обижаетесь?…злитесь?… как вам стыдно?… покажите страх?… радость.
– Что вы заметили, ваше выражение лица и позы были похожи на те, которые вы показывали, когда были животными?

– Правильно, когда каждый из нас испытывает какое-то чувство, наше выражение лица и поза показывают ее. Когда мы радуемся – появляется улыбка, вокруг глаз появляются морщинки, когда чего-то испугались – наши брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами. Когда мы злимся, у нас нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, губы плотно сжаты, лицо часто краснеет; когда нам стыдно – голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее. Когда обижаемся – наши плечи поднимаются, голова опускается, губки как будто надуваются.

– Может быть, вы заметили еще что-нибудь?

5. Реализация построенного проекта: «открытие» детьми нового знания.

– Можете ли вы теперь дать ответ на вопрос, как узнать, какое чувство испытывает другой человек?

– Что же нужно сделать, для того чтобы понять, что чувствует другой человек? (Нужно внимательно присмотреться к человеку, и по мимике, позе, или даже по голосу определить эмоцию).

– Давайте поработаем в группе, у каждой группы есть конверт, в котором лежат изображения с рожицами. И табличка, в которой написано название чувств. Каждая рожица показывает свое чувство. Вам необходимо приклеить напротив названия каждой эмоции рожицу, которая показывает эту эмоцию. Все поняли задание? Приступайте.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

– А теперь давайте посмотрим на картинки, и попытаемся угадать, какие же чувства испытывали люди, изображенные на них.

– Объясните, почему вы думаете, что именно это чувство испытывал человек?

– Вы молодцы хорошо все вместе выполнили задания. А теперь поработаем самостоятельно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– У вас на столе лежат листочки, на которых изображены чувства человека, напротив каждой картинки стоит название чувства. Найдите ошибки и зачеркните их.
– Проверьте.
Открыть на доске образец, заранее подготовить
– У кого есть ошибки?
– Как вы думаете, почему они появились? Молодцы.
– У кого все получилось? Поставьте себе «+». Молодцы.

8. Включение в систему знаний.

– Как вы думаете, как вам может пригодиться знание, открытое вами сегодня?
– В каких ситуациях оно сможет вам помочь?

9. Рефлексия деятельности на уроке.

– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
– О чем мы сегодня узнали?
– Зачем надо знать об этом? (Чтобы лучше понимать других людей.)
– Докажите, что вы были настоящими учениками. (У нас была трудность, и мы с ней справились сами.)
– Какой был наш первый шаг на уроке? (Мы поняли, чего мы не знаем.)
– Что мы сделали потом? (Мы сами поняли, как понять, какое чувство испытывает человек, открыли новое знание.)
– Пожалуйста, нарисуйте на листочке то чувство, которое вы – испытываете сейчас, в конце нашего занятия. Давайте повесим наши чувства на доску.

Источник:
Развивающее занятие по психологии для 1 класса
Развивающее занятие по психологии для 1 класса. Знакомство с чувствами. Как узнать, какое чувство испытывает человек?
http://xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai/razvivayushhee-zanyatie-po-psihologii-dlya-1-klassa/

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES