Культура общения психология

Культура общения и ее воспитание

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает:

  1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
  2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
  3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить — все на свете

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость — черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами,— это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности— залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения.

К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации—мы еще не знаем, каков наш новый знакомый «на самом деле», а только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека— физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи — существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. По одежке встречают, по уму провожают. Однако умение перейти в оценке человека от «одежды» к «уму» свойственно далеко не всем.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, считают, что эталоны внешности, которые возникают в результате первых впечатлений, являются своеобразными «пусковыми механизмами» процесса интерпретации характера человека. В результате образуются так называемые «оценочные эталоны», или «оценочные стереотипы», т. е. определенный набор качеств, которые человек приписывает познаваемому человеку. Эти стереотипы, или эталоны, возникают под влиянием как собственного опыта человека, так и тех социальных норм, которые он усваивает при обучении, воспитании, воздействии средств массовой информации.

Очень большое влияние на восприятие и понимание человека человеком оказывает определенная установка. Это влияние отчетливо продемонстрировано в опытах, проведенных под руководством психолога А. А. Бодалева. Так, нескольким группам испытуемых показывали одни и те же фотографии неизвестных людей, ко с разной установкой, например фотография молодого человека в одних случаях сопровождалась установкой «герой», в других — «преступник». Испытуемые должны были дать «словесные портреты». О том, как повлияла установка, можно судить по следующим отрывкам из «словесных портретов» одной и той же фотографии:

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый и непричесанный. Можно думать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (установка — преступник).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (установка — герой).

Для сравнения приведем отрывок из протокола человека, на которого установка, заданная в эксперименте, не оказала влияния: «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно, сжаты крупные выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (установка — преступник).

Вообще следует сказать, что умение вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям. Людям подозрительным, недоброжелательным трудно бывает в обществе других. И, напротив, те, кто видит в людях (не абсолютно в каждом, разумеется) хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять — относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше. Еще А. С. Макаренко завещал подходить даже к самому изломанному обстоятельствами человеку с «оптимистической гипотезой».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен быть человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно оцениваем не только себя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни и в отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения во взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным деталям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Уважение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

Для культуры общения. большое значение имеет, какой стиль отношений устанавливается между людьми: авторитарный, когда «власть» в общении принадлежит кому-то одному, или демократический, когда каждый имеет равные «права» в общении. В приятельских, товарищеских или дружеских парах (группах) отношения могут складываться по типу «лидер — ведомый». Как правило, лидер — это человек или более информированный, знающий, или более «умеющий» (инструментальный лидер), или имеющий большие организаторские способности. Во всех случаях —это более активный человек, принимающий на себя больше обязанностей или ответственности. Ведомый же — это человек, менее активный, но часто более эмоционально развитый, более чуткий и внимательный. Однако для авторитарного стиля характерно манипулирование со стороны лидера ведомыми, при демократическом же стиле каждый человек защищен в коллективе равными правами.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных отношений, вводят такое понятие, как «ритм общения» . Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, свои перепады интенсивности: «Многие нравственные качества личности зависят от умения верно выразить этот ритм — свой и других людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость,, необщительность — как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей — во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся».

Для культуры общения большое значение имеет наличие у людей такого качества, как деликатность, которое глубже, чем просто воспитанность человека.

Учитель может разобрать с учащимися следующую моральную «задачу», предложенную в свое время А. П. Чеховым: «Предположим, в комнату, где сидит дружеская компания, входит женщина с заплаканными глазами. Как в этом случае поступит культурный человек. А как поступит не только культурный, но и деликатный человек?».

Для культуры общения имеет значение и определенный, соответствующий принятому в данном обществе способ выражения чувств благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Очень хорошо о настоящей, интеллигентной культуре общения сказал писатель М. Рощин:

«Секрет интеллигентности прост: внимание . Если вы будете внимательны к любому человеку, с которым вступаете во взаимоотношения — будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать,— то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану». И далее: «Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Источник:
Культура общения и ее воспитание
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает: Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние. Обладать
https://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/402-kultura-obshheniya-i-ee-vospitanie.html

Культура общения психология

В процессе роста и развития, прежде чем ребенок идет в школу и даже прежде чем он овладевает родным языком, он начинает усваивать культуру, к которой принадле­жит. Он усваивает ее в ритмах и течении времени, в способах невербального общения с близкими и незнакомыми людьми, в стилях мышления и в особенностях отношения к природе, домашней среде, самому себе и другим людям. Все это называется процес­сом социализации, который, большей частью, происходит полубессознательно и на этом глубоком уровне определяет наши желания и поступки, наше «видение мира».

Модель связи культуры и общения по Триандису. Основное положение, лежащее в основе модели Г. Триандиса, заключается в том, что культура влияет на процесс об­щения не прямо, а косвенно — через факторы ситуации общения (ценности, нормы, роли, социальные когнитивные и аффективные процессы и т.д.), которые и обусловливают процессы коммуникации.

Нормы, правила, роли — это факторы ситуации межкулькультурного, взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения. Они в значительной степени обусловлены культурой и влияют на то, как мы кодируем и декодируем вербальную и невербальную информацию, отчего зависит степень понимания собе­седниками друг друга, а значит, и успешность самого общения.

Нормы — это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. Нормы включают в себя:

— коллективную оценку того, каким должно быть поведение представителя дан­ной культуры;

— коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

— частные реакции на поведение, включая попытки наложения санкций на «неже­лательные» варианты поведения.

Нормы — принципы, предписывающие пове­дение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры

Исследователи выделяют две основные нормы, оказывающие заметное влияние на поведение членов разных культур в ситуациях межличностного взаимодействия — нормы правосудия и взаимности. Норма правосудия складывается из двух различных и в чем-то противоположных значений: справедливости и равенства. Норма справед­ливости означает, что в сознании людей существует некий баланс между тем, что они дают и что получают взамен, будь то материальные блага, обмен услугами, а также чувствами» например любовью или ненавистью. Норма справедливости тесно связа­на с понятием заслуженности («что заслужил, то и получил»). Иной смысл у нормы равенства: социальная награда распределяется поровну между участниками взаимо­действия независимо от вклада и потребностей каждого из индивидов.

Правила — это предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуа­ции. В отличие от норм, в сильной степени «пропитанных культурой», правила обще­ния более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей включенных в общение людей.

Чем больше потребность общества в координации деятельности людей, тем выше требования к точности и понятности правил поведения. Исходя из этого можно предположить, что в коллективистских культурах выше потребность в координации дея­тельности, чем в индивидуалистических, соответственно и правила в таких культу­рах должны быть более четкими и ясными. В кросскультурном исследовании М. Аргайла с соавторами, проведенном в 1986 г. в Великобритании, Японии, Гонконге и Италии (изучалось отношение к 33 правилам в 22 ситуациях общения), было установлено, что практически все типы социальных отношений регулируются структурой социально-одобряемых правил, но некоторые правила характеризуются особой универсальностью и присутствуют в большинстве исследованных ситуаций (напри­мер, в отношениях мужа и жены, доктора и пациента и т. д.). Эти универсальные пра­вила таковы:

1) следует уважать частные права другого человека;

2) следует смотреть в глаза собеседнику во время разговора;

3) не следует обсуждать с другими то, что было сказано конфиденциально;

4) не следует проявлять сексуальную активность в отношениях с другим челове­ком;

5) не следует публично критиковать другого человека;

6) следует возвращать долги, услуги, любезности, сколь бы малы они ни были.

В исследовании в Японии, Гонконге, Италии и Великобритании была доказана универсальность правила уважения частных прав другого человека. Правило сохра­нения тайны подтвердилось в Гонконге, Италии и Британии, но не соблюдалось в японской культуре. Правило недопустимости публичной критики «работало» в Япо­нии и Гонконге, а в Британии, и особенно в Италии, часто нарушалось. Это можно объяснить тем, что в коллективистских культурах (Япония и Гонконг) соблюдение данного правила гарантирует предупреждение публичных столкновений и причине­ния ущерба «лицу» другого, в то время как в индивидуалистических культурах вер­бальное самораскрытие важнее сохранения групповой гармонии, поэтому в данных культурах менее настаивают на следовании этому правилу. Правила поведения тес­но связаны с исполнением той или иной роли в конкретной ситуации взаимодействия.

Роль — это система ожиданий определенного поведения от субъекта, связанная с его позицией в группе (примеры позиций: профессор, студент, мать, отец, учитель, ученик, юрист, продавец, пассажир и т. д.). От каждого субъекта, занимающего ту или иную позицию, ожидается поведение в соответствии с его ролью.

Степень личностной значимости ролевых отношений хорошо иллюстрируется в исследовании Г. Триандисом американцев в Греции в 1967 г. Он установил, что гре­ки воспринимают поведение американцев на службе как «бесчеловечно-законническое, ригидное, холодное и чересчур нацеленное на производительность». Несмотря на то, что греки воспринимают свои организации как в высшей степени бюрократи­ческие, решения в них часто принимаются на основе дружеских отношений и личност­ных норм и правил. Греки не могут понять разделения между «служебным» и «дру­жеским» поведением. Таким образом, в греческой культуре ролевым отношениям приписывается большая личностная значимость по сравнению с американской куль­турой.

Источник:
Культура общения психология
В процессе роста и развития, прежде чем ребенок идет в школу и даже прежде чем он овладевает родным языком, он начинает усваивать культуру, к которой принадле­жит. Он усваивает ее в ритмах и течении
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/125.htm

Психология — рефераты: Культура общения

1. Понятие и специфика общения.

2. Функции общения.

3. Сущность процесса общения.

4. Формы общения и их культура.

5. Классификация коммуникативных актов.

6. Понятие установки.

7. Язык, как вид общения.

8. Соотношение общения с этикетом.

9. Список используемой литературы:

Понятие и специфика общения.

Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие “общение” намного обширнее, чем наше обычное: «Привет!» — «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Предполагая, что «умею общаться» – означает: «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Сущность процесса общения.

В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений. В целом ряде случаев (а с помощью научных методов — всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит — что-то его тревожит. Спросишь — «все в порядке», а на деле. «

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить достаточно громко, но не оглушать, держать оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк — не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А Вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Формы общения и их культура.

Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Рассмотрим основные формы поподробнее.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.п. Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

Классификация коммуникативных актов.

Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.

Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:

«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

«Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете. Да вот я. Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я.

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие. не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно. Нет, благодаря покорно, не хочу».

Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены «на другую волну». Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо-ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

Язык как вид общения.

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» Истоки этих крылатых слов — в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба («столпа творение»), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга. «Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего», — с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык — это орудие культуры.

В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

Знаем ли мы родной язык? «Конечно, — ответят многие. Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения, спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык, другое дело. «Но оказывается, что «склонения-спряжения», да и вся грамматика — только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык — важнейшее средство общения.

Соотношение общения с этикетом.

Слово “этикет” французского происхождения и означает “ярлык”, “этикетка”. В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет – это “установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо общении”. Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.

Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным видом.

Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм — знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек — спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы — о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка — признаки невоспитанности и эгоизма.

«По одежде встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

Список используемой литературы:

Культурология”, под редакцией Попова Е.В.

Культурология”, под редакцией Радушина А.А.

Энциклопедический словарь по культурологии.

Культура общения”, Чернышева М.А., “Знание”, 1983

Культурология в вопросах и ответах”, “Феникс”, Ростов на Дону, 1997

Источник:
Психология — рефераты: Культура общения
1. Понятие и специфика общения. 2. Функции общения. 3. Сущность процесса общения. 4. Формы общения и их культура. 5. Классификация коммуникативных актов. 6. Понятие установки. 7.
http://www.e-ng.ru/psixologiya_-_referaty/kultura_obshheniya.html

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как забыть девушку которая предала Как забыть любимую девушка и перестать мучаться? Как забыть любимую девушку? Судьба частенько преподносит удары,… (2)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (2)Если бросить мужчину тельца Дела домашние Характер мужчины Тельца По характеру мужчина Телец чрезвычайно чувственный человек, который превращается в… (2)Как красиво расстаться с девушкой которую любишь Как правильно расстаться с девушкой не обидев её: полезные советыКак правильно расстаться с девушкой не… (1)Конфликтная ситуация пример Вопрос 3Вопрос 3. Разбор психологической конфликтной ситуации Для того чтобы провести разбор психологической конфликтной ситуации,… (1)

COMMENTS