Культура и стиль жизни

Культура и стиль жизни

Культура и стиль жизни. Культурные летние интересности Германии (часть 2)

Культура и стиль жизни. Культурные летние интересности Германии (часть 2)

Музыкальные фестивали в разных концах Германии

В прошлом году этот гигантский фестиваль под открытым небом посетили 85000 поклонников рок-музыки. Но кому этого фестиваля покажется мало, то может потусить в Мюнхене на рок-фестивале «Southside» или на севере Германии, на фестивале «Hurricane». Это так называемые «родственные фестивали», потому что у них те же участники, которые один день выступают на юге, а другой — на севере Германии.

Среди таких путешественников между фестивалями будут более 80 групп, в том числе такие очень известные, как Foo Fighters, the Chemical Brothers, Incubus или Arctic Monkeys. Для поклонников джаза в это время пройдет Moers Festival, на который приедет в частности джаз-легенда из Южной Африки Абдулла Ибрагим (Abdullah Ibrahim).

Летнее кино в Мюнхене и Людвигсгафени

В конце июня в Швеции празднуют традиционно праздник середины лета. Некоторые шведские режиссеры, актеры и продюсеры вынуждены отпраздновать его заранее, для того, чтобы отправится на Мюнхенский международный кинофестиваль, на котором представят свои новые фильмы. Швеция в этом году является страной-гостем кинофорума.

Мюнхенский кинофестиваль называют «одним из самых необычных», с совершенно особым, даже довольно гротескным юмором. Всего на Мюнхенском кинофестивале будут немецкие премьеры почти 200 фильмов из разных стран мира.

Покажут не только художественные фильмы, но и короткометражные ленты и даже — иногда очень смешные — рекламные ролики. Конкурса лент, как на Берлинале, в Мюнхене нет. Но премии есть — например, вручается на кинофоруме «F?rderpreis Deutscher Film» («Премия в поддержку немецкого кино»), денежным вознаграждением которой являются 60 тысячь евро.

Фестиваль немецкого кино в Людвигсбурге

Только немецкому кино посвящен Фестиваль в Людвигсбурге. На этом кинофоруме царит обычно особая атмосфера, а кинозалы размещены в специальных палатках, которые выставляют на одном из островов на Рейне. А обсудить увиденные ленты можно, удобно устроившись в шезлонгах на рейнском берегу. Поэтому можно смело говорить о кинофестивале с действительно летней атмосферой.

Миссия немецких футболисток — защита чемпионского титула 2006 года вошла в историю Германии как год очень успешно проведенного чемпионата мира по футболу. Была прекрасная погода, в страну съехались тысячи болельщиков из разных стран мира, атмосфера была феноменальная, поэтому все практически и говорили ни о чем другом, как о «летней сказке».

В принципе, женский футбол все еще привлекает не так много поклонников, как мужской, однако, по крайней мере, в Германии, надеются, что нынешнее мировое первенство способно изменить ситуацию.

Кроме этого, не следует забывать, что немецкие футболистки считаются одними из самых успешных в мире, которые не так давно взяли титул чемпионок мира. Также они очень надеются, что мировое первенство в Германии поможет поднять популярность женского футбола. Ведь до сих пор женщины-футболистки, в отличие от футболистов-мужчин, еще не могут зарабатывать себе спортом на жизнь.

Женские футбольные команды Германии

Насколько разным восприятием и отношением к футболу женскому и мужскому, располагает выставка, проходящая во Франкфурте-на-Майне. На ней, например, можно увидеть те премии, которые получали футболистки за победу на чемпионатах. Например, за победу на первенстве Европы 1989 года немецкие футболистки получили, сервизы для кофе.

Источник:
Культура и стиль жизни
Культура и стиль жизни. Культурные летние интересности Германии (часть 2) Культура и стиль жизни. Культурные летние интересности Германии (часть 2) Музыкальные фестивали в разных концах
http://german-guide.ru/kultura-i-stil-zhizni-kulturnyie-letnie-interesnosti-germanii-chast-2/

Культура и стиль жизни

В научной (прежде культурологической и социологической) литературе довольно часто употребляется понятие жизненный стиль и синонимические ему: жизненная форма, культурный стиль. Считается, что это понятие п происходит от веберовской»Lebensfugrung»что можно перевести примерно как»образ жизни»,»способ организации жизни, или же как жизненный, культурный стилжиттєвий, культурний стиль.

Макс. Вебер (1864-1920) выделил следующие принципиальные факторы, формирующие жизненные стили: религиозная этика и ее явные или латентные (скрытые) правила; институтке образования, характерные для доминирующих групп и сп приятливи для воспроизведения определенного жизненного стил.

Понятию жизненного стиля принадлежит значительное место и в трудах таких ученых, как. Т. Веблен и. Г. Зиммель. Экономист и социолог. Торстейн. Веблен (1857-1929) в книге»Теория нетружденного класса»обратил внимание на а демонстративные аспекты жизненного стиля, который должен символизировать жизненный успех и принадлежность к выбранной слои, группы, племени. По словам. Т. Веблена, в архаических обществах, где важную роль сыграл ала война, таким символом была демонстрация физической силы; в традиционных земледельческих обществах, где сельскохозяйственные работы требовали огромных временных затрат и усердия, принадлежность к обра них проявлялась в»демонстративном досуге», еще позже — в»демонстративном потребленииt;демонстративному споживанні».

Главной целью исследований. Георга. Зиммеля (1858 — 1918) было выяснение специфики современного научного стиля и его сравнение с традиционным капиталистическим. Он определяет жизненный стиль как»таинственную т тождество формы внешних и внутренних проявлений», возникающий из человеческого стремления к обретению идентичности, т.е. стремление»стать законченным целым, образом, что имеет собственный центр, с помощью которого вс и элементы бытия и деятельности человека находили бы единый и объединяющий их смысл»Кстати, такое определение жизненного стиля (точнее, его мотивации) интересно сопоставить с современным культурологическим пониманием ям культурогенеза. В трактовке. Зиммеля стремление к стилю выглядит как интенция человека к восстановлению утраченной вследствие культурного разрыва континуальности. Бутту континуальності буття.

Зиммель считал, что для современного ему жизненного стиля характерно нарастание разрыва, разъединения объективной и субъективной культуры. Объективная (общественная) культура все богаче, субъективно на (индивидуальная), утверждает. Зиммель, — все беднее. Сравнивая современную ему ситуацию с ситуацией столетней давности,. Зиммель показывает, что материальная культура, есть машины, инструменты, продукты науки и техники, так же как и идеальные культурные продукты: произведения искусства, выразительные возможности языка, стали богаче, разнообразнее, совершенными. Однако при этом отсутствует прогресс индивидуально й культуры, — наоборот, даже в высших слоях общества, по мнению. Зиммеля, наблюдается ее падение. Остается только заметить, что»современность»Г. Зиммеля фактически является нашим прошлым, а настоящая тепе ние современность во многом имеет несколько иные характеристик характеристики.

В контексте проблематики культурных стилей следует упомянуть и концепцию. Эдмунда. Гуссерля (1859-1938), который выделял практический и теоретический жизненные стили. При этом. Гуссерль писал:»Руководство, вообще каж жучы, означает обычный устоявшийся стиль волевого жизни, оказывается в заранее заданных устремлениях свободы или в интересах и конечных целях, в культуротворчества, общий стиль которой также заранее заданным. В этом устойчивом стиле как в нормальной форме происходит течение любого определенного жизнь. Меняется конкретное содержание культуры как относительно замкнутого исторического образования. Человечество же (т аки закрыты сообщества, как нация, племя и т.д.) в своей исторической ситуации всегда живет в определенной установке. Его жизнь всегда характеризуется определенным нормальным стилем и определенной устоявшейся историчностью или развитием в рамках этого стиляого стилю».

Человек, живущий в рамках экономического стиля, во всех жизненных ситуациях ориентируется на полезность и выгодность. Для нее все есть средством поддержания жизни, борьбы за существование. Она экономит материю, энер ргию, пространство и время, чтобы из них максимум полезного для своих целоеей.

Эстетическая установка ей не свойственна, поскольку искусство не имеет полезности («Полезное — враг прекрасного»). Объекты искусства рассматриваются только с точки зрения их экономической стоимости, как предметы. Розко оши. Но в этом случае они, конечно, теряют свои эстетические свойствативості.

Эстетическая человек во всем ценит форму и гармонию. Все жизненные явления такой человек оценивает с точки зрения их привлекательности, симметрии, целесообразности. Рассматривая эстетический стиль,. Шпрангер пишет:»Если какая-то просмотр призвана фантазией наслаждение остается единичным переживанием, то это не что иное, как поэтическое настроение, эстетическое отклонение. Если же на каждом жизненном шаге вся душа выступает формирующей силой, т.е. с илою, что создает краски, ритмы и настроения, то мы имеем дело с эстетическим типом человека. Суть ее мы можем выразить коротко: все свои впечатления она превращает в выражениеираження».

Эстетический стиль в сфере познания предпочитает»наукам о духе»Эстетические ценности имеют мало общего с ценностями экономическими. Эстетическая человек не является и общественным типом, потому что она. Индивидуалис в. Эстетическая человека есть вкус и интерес к власти, но не имеет»органа»для их реализации. Будучи по духовным складом индивидуалистом и аристократом, она, как правило, занимает в политике либеральные или нав ить анархистские позиции ее специфическая форма мотивации -«воля к форме», универсализация эстетического виденияуніверсалізація естетичного бачення.

Организующим принципом социального стиля является любовь в ее религиозном понимании — любовь ближнего и любовь к ближнему. Социальная человек не ценит объективность науки и не сосредоточивается на экономических от дносинах, поскольку такие ценности считает холодными и негуманными. Социальный стиль может реализоваться в политической сфере только в патриархальных системах, где царит дух братства и любви, а не в совр их обществах, в которых действует универсальный рациональный правовой порядок. В чистом виде социальный стиль ведет к альтруистической ценностной установки. Социальный стиль также довольно легко интегрирует эстет ични и религиозные установкиовки.

Властный (или политический) стиль можно определить как стремление, способность и умение внушить другим собственную ценностную установку. Властная человек не обязательно будет заниматься политикой, но постоянным доминантным м мотивом ее деятельности в любой сфере всегда будет стремление к лидерству. Все ценностные сферы жизни властный стиль ставит на службу властным устремлениям. Для властного человека познания — также средство реа лизации власти. Для нее в науке важен не пафос объективности, как для теоретической человека, и не чисто экономическая польза, а то, какую пользу высокий уровень знаний может принести для реализации его властных у устремлений. Властный стиль отдает предпочтение тем отраслям науки, знание которых помогает управлять людьми, — значит, первое место»политик»отводит наукам об обществе и человекльство і людину.

И, наконец, последний тыл жизненного стиля — религиозный большей или меньшей степени религиозность присуща каждому человеку и каждой культуре. Содержанием религиозности является поиск высшей ценности, высшего смысла духовного существования. Религиозный человек — это тот, чья духовная структура постоянно ориентирована на выявление высшего, бесконечного и абсолютного ценностного переживания, на восприятие мира как единого целого. Она о йнята стремлением включиться в высшую систему ценностей, которая определяет не только ее собственная жизнь, но и бытие мира в циломлому.

Можно заметить, что различные культурно-исторические эпохи также могут быть охарактеризованы с точки зрения преобладающих в них жизненных стилей. Например, в греческой античности выразительным было доминирование теорети ичному-эстетического культурного стиля, в европейском. Средневековье — религиозного, в. Новый чает — экономического стиля. Можно сказать об этом и несколько иначе: те или иные эпохи зависимости от господствующего в них типа интерпретации мира (картины мира) создают более или менее благоприятные условия для самореализации людей с разными жизненными и ценностными установкамми.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник:
Культура и стиль жизни
В научной (прежде культурологической и социологической) литературе довольно часто употребляется понятие жизненный стиль и синонимические ему: жизненная форма, культурный стиль. Считается, что это
http://uchebnikirus.com/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/zhittyeviy_kulturniy_stil.htm

Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве Текст научной статьи по специальности — Культура

Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна

В статье ставится проблема влияния современной городской повседневности на формирование стиля жизни личности и трансформацию ее ценностей.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна,

Текст научной работы на тему «Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве»

?Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве.

Розенберг Наталья Владимировна — кандидат филос. наук, доцент кафедры философии Пензенского государственного университета

Аннотация. В статье ставится проблема влияния современной городской повседневности на формирование стиля жизни личности и трансформацию ее ценностей.

Ключевые слова: повседневная культура, стиль жизни, городская повседневность, духовные ценности.

Современный город представляет собой сложную систему, детерминируемую многими взаимосвязанными и взаимоопределяемыми показателями. Город является экономическим, административным и культурным центром, это постоянно развивающийся организм, который чутко улавливает тенденции общественной жизни, воспроизводит и видоизменяет их. Материальные и духовные ценности, нормы, традиции, особенности организации жизни создают неповторимый облик городов того или иного региона и формируют отличительные особенности характера их жителей. Социальные, культурные и экономические индикаторы, отражающие специфику города как системы, представляют собой определенный набор количественной и качественной информации.

В последние несколько десятилетий появились многочисленные работы, посвященные изучению городского пространства. Эти недавние исследования в целом характеризуются принципиальным отличием от предшествующих теорий исследования города.

Природа города реализуется в непрерывном порождении самых разнообразных социальных, стилевых, профессиональных, возрастных, этнических и других локусов, общностей и субкультур. Одним словом, город постоянно порождает новые, качественно нетождественные субъекты. Он формирует разные настроения, новые смыслы, интенции, нормы и ценности, и наконец, новые слова и символы для выражения этих сущностей. В городе рождаются разные мироощущения и нетождественные интересы различных субкультур и групп, формирующих городское сообщество.

Современный город представляет сложное социокультурное пространство, в котором отпечатались следы самым разных культурных эпох. Это и архитектурные конструкции и социальная организация пространства. Городской житель, обычно, вполне адекватно ориентируется в этих конфигурациях смыслов, так как они органично вписаны в проект его жизненного мира, сформированного в процессе социализации.

Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей ее противоречивости и конфликтности.

Что же такое городская повседневность? Как современный город манифестирует свою повседневность?

Стиль жизни характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной жизни индивида или группы, в основе которой лежат потребности, интересы, мотивы. К факторам, конструирующим жизненные стили, относят условия бытия, традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности. При этом ценности, нормы, каноны влияют на поведение людей лишь в той мере, в какой члены общества их активно разделяют либо пассивно признают.

Универсумом ценностей и смыслов любой социальной группы является культура. Культура объемлет также формы праксиса и деятельности индивидов и их результаты. В каждом социуме в результате сложного исторического развития устанавливается в качестве нормы специфический образ мышления, особый тип реактивности. Изменяющиеся условия вынуждают индивидов находить стратегии, релевантные их новым жизненным обстоятельствам. Жизненный мир индивида ценностно структурирован, и любое событие имеет в нем значение и смысл лишь в той степени, в которой грозит разрушением идентичности индивида или, наоборот способствует реализации личности.

Во взаимодействии с внешним миром человек демонстрирует два своих наиболее устойчивых модуса: внутренний — собственную идентичность, внешний — индивидуальный стиль жизни.

Идентичность личности — это ее содержание, построенное на каркасе ценностей, обладающих атрибутами количества, качества, иерархии, следовательно некоторой структурой. Другими словами, идентичность личности есть индивидуальная ценностная структура, определенная система ценностей.

Стиль жизни личности — это форма ее проявления вовне, способ реалзации идентичности, ценностно ею детерминированный. Идентичность и стиль жизни личности как результат первичной социализации достаточно тесно взаимоувязаны в рамках единого аксиологического континуума, поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что при надлежащем

методическом подходе возможно через анализ жизни индивида исследовать ценностную структуру его идентичности и, наоборот, анализ иерархии ценностей индивида может позволить спрогнозировать те либо иные линии его поведения в изменившихся условиях.

Особенно благоприятные условия для интенсивных трансформаций стилей повседневной жизни и их демонстрации сложились в крупных городах, где отмечается большая анонимность поведения населения, своего рода отстраненность людей друг от друга.

Стиль повседневной жизни характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности индивида. Очевиден тот факт, что завершился процесс формирование новых потребностей, ценностей, убеждений, возникли совершенно иные, чем прежде, социокультурные идентификации.

Диверсификация стилей повседневной жизни и их презентация в современном обществе стали возможны благодаря возникновению определенных условий: появлению новых

информационных, культурных, экономических и политических возможностей и их осознанию, росту толерантности граждан, готовности жить в достаточно сложной полистилистической среде, и, в том числе попыткам формального закрепления правил взаимодействия различных стилей в повседневной жизни.

Повседневность выражает привычки, пристрастия, эмоциональные шаблоны, ломка которых никогда не происходит безболезненно. Но в отличие от политических и социальных настроений, повседневность отличается устойчивым характером, включая в себя ценностные ориентации, осознаваемые, выражающие жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Культура повседневности приводит к возникновению «культурной привычки поведения», основанной на артефактах, как на ее элементарных единицах. Реальное поведение людей зависит от лежащих в его основе ценностей. Обнаруживая, исторические корни ценностных ориентаций: воздействие ценностей дворянства, ремесленничества, традиции литературы, ценности православия, своеобразие государственной и местной политики можно составить представление о том, какие ценности повседневной жизни поволжского народа закреплены исторически, а какие только начинают формироваться.

Все то, что происходит с народом, не что иное, как проявление глубинных пластов народной культуры и сознания, и в первую очередь культуры его повседневной жизни.

Последние два десятилетия связаны с изменением функционирования каждой из подсистем общества, разрушением традиций и т.д., что привело к стилевому разнообразию повседневной жизни. Изменились потребности, ценности, убеждения, традиционные формы жизни, возникли совершенно иные социокультурные идентификации. Главным источником трансформации стиля жизни стало восприятие, с одной стороны, поведенческих стереотипов Западной культуры, а с другой, возврат к национальным традициям.

1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.

Источник:
Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве Текст научной статьи по специальности — Культура
В статье ставится проблема влияния современной городской повседневности на формирование стиля жизни личности и трансформацию ее ценностей.
http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-stilya-povsednevnoy-zhizni-v-sovremennom-gorodskom-prostranstve

Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека

Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека

Прежде чем обсуждать суть данной проблемы, рассмотрим по­нятия образа жизни, стиля жизни, здорового образа жизни и свя­занные с ними категории.

Образ жизни— совокупность существенных черт, характеризу­ющих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (те нормы и ценности, которые определяют образец жизни дан­ного конкретного общества) — собирательное понятие.

Стиль жизни— способ жизнедеятельности отдельного индиви­да. Он обозначает характерные специфичные способы самовыра­жения представителей различных социокультурных групп, прояв­ляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях.

Показателями стиля жизни являются особенности организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способности самовыражения, специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организации непосредственной социокультурной среды и свобод­ного времени.

Для обеспечения точки отсчета при сравнении уклада жизни, уровня и качества жизни представителей различных социальных групп вводится понятие «стандарт жизни» При этом можно иметь в виду стандарты уклада, уровня, качества жизни отдельных лю­дей, социальной группы, социальной общности в определенный период жизни.

Так, понятие уклад жизни характеризует конкретно-историчес­кие социально-экономические и политические аспекты образа жизни. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, содержание экономики, идеологии и особенности политического устройства.

Понятие уровень жизни используется для количественной оцен­ки степени удовлетворения потребностей и запросов членов об-

щества в рассматриваемый период времени. Показателями уровня жизни является размер заработной платы и дохода на душу насе­ления.

Понятие качество жизни отражает степень удовлетворения по­требностей и запросов более сложного характера, не поддающих­ся прямому количественному измерению. Оно выполняет «соци­ально-оценочную функцию» по отношению к категории «образ жизни». Показателями качества жизни являются характер и содер­жание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и в быту.

Здоровый образ жизни— это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основ­ные категории, определяющие содержание данного феномена.

Современный образ жизни населения определяется экономи­ческим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы экономический, политический и как следствие — социальный. Естественно, что люди стараются адек­ватно реагировать на кризисную ситуацию: больше работать, мень­ше есть, меньше отдыхать — это естественная реакция на сниже­ние эффективности экономики. Во многом стиль жизни современ­ных людей характеризуется как способ выживания. Доказательством тому являются следующие объективные факторы:

увеличение доли семейного труда (как правило, в семье работа­ют все, даже дети, студенты, пенсионеры);

величина трудовой нагрузки — на уровне физиологического предела (работают на 2—3 ставках);

особенно страдает сельское население, где работать вынужде­ны еще и на собственном подворье.

Свободное времяу людей заметно сократилось. Оно изменилось по качеству и по количеству, приобретя явно выраженный инфор­мационно-восстановительный характер. Отпуск у большинства на­селения стал более трудовым: люди предпочитают проводить его на подсобном хозяйстве, на даче или вообще не брать отпуск, чтобы заработать дополнительные средства для проживания.

Одной из составляющих образа жизни является потребление та­бака и алкоголя. Сейчас Россия — в числе мировых лидеров по упот­реблению алкоголя: 14 л чистого алкоголя на душу населения в год.

Привычка пить — более стойкая, чем курить. Из 70 % куриль­щиков-мужчин 1/3 хотела бы расстаться с этой привычкой. Жела­ющих отказаться от алкоголя гораздо меньше. Образ жизни росси­ян характеризуется высокой криминогенностью. Возросло количе­ство тяжких преступлений, убийств. Все это приводит к сокраще­нию продолжительности жизни нашего населения. Сегодня она достигла критической отметки: у мужчин — 57—58 лет, у жен­щин — 67 — 68 лет [1].

Что касается физкультурно-спортивной активности населения, то на сегодняшний день она выражена в следующих формах и цифрах (по данным ВНИИФКа):

—активная включенность в физкультурно-спортивную деятель­ность (ФСД) составляет очень незначительную часть населения — примерно 10%;

—эпизодические физкультурно-спортивные занятия (хорошая погода — покатался на лыжах, отличная компания — поиграл в волейбол) — примерно 30% населения;

—пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщи­ки, болельщики-фанаты) — около 30% россиян;

—безразличие к спорту: примерно 20—30% населения не вос­принимает спорт как необходимое социальное явление.

Причин безразличного отношения взрослого населения к заня­тиям спортом много — это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение бассей­нов, тренажерных клубов, спортивных центров, недостаток сво­бодного времени.

Тем не менее на сегодняшний день социологи отмечают тен­денцию к проявлению интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень (бизнесме­ны, политики, представители среднего класса). Спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высокого соци­ального положения.

Несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержа­ния работоспособности и сохранения здоровья.

Все больше молодых родителей понимают значимость спортив­ных занятий в воспитании детей. Многие новые общеобразователь­ные учреждения: частные школы, колледжи — наряду с престиж­ными программами по обучению иностранным языкам, компью­терными программами как обязательный предмет рассматривают физическое воспитание. Начинают возрождаться школьные спортив­ные клубы, студенческий спорт, строятся новые спортивные залы, создаются тренажерные классы. Спорт входит и в детские сады, и в коммерческие фирмы, в образ жизни и молодых, и пожилых людей.

Как показывают социологи, у взрослых людей отношение к спорту, как правило, диктуется привычкой к занятиям, навыками самоорганизации таких занятий, специальной информацией, а также желанием пообщаться, установить новые контакты, которые созда­ют предпосылки для приятного времяпрепровождения. Спортивный стиль жизни диктуется и современной модой на здоровое тело, строй­ную фигуру, на освоение необычных видов спорта. Пожилые люди считают, что спортивные занятия помогут им продлить творчес­кие возможности, укрепить здоровье. Для молодых спортивный стиль

жизни — составляющая жизненного успеха, форма проведения свободного времени, общения, реализации жизненных сил.

Для поддержания и развития идеи спортивного образа жизни нации необходимо прежде всего улучшить подготовку специалис­тов, способных обеспечить высокое качество занятий, их органи­зации и проведения с учетом индивидуальных и групповых инте­ресов, ценностных ориентации и мотивации.

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 806 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека
Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека Прежде чем обсуждать суть данной проблемы, рассмотрим по­нятия образа жизни, стиля жизни, здорового образа жизни и
http://helpiks.org/2-45169.html

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 737

Современный стиль жизни европейского общества, да и мирового сообщества в принципе, строится вокруг основных «вех», выстраиваемых средствами массовой информацией, средствами рекламы, насаждаемыми через различные источники коммуникации стереотипами.

Современный человек есть собрание сформированных установок, сообразно которым осуществляются все действия в рамках личной жизни, семейно-бытовых отношений, любовных отношений, взаимодействия в профессиональной сфере и так далее [7].

Показателен тот факт, что изначально формирование образа жизни и соответствующего ему стиля осуществлялось со стороны государства. Идеологи социализма, скажем, направляли немалые средства и усилия на то, чтобы в обществе правильными, понятными и приемлемыми были условия, события и вещи, воздействовать на которые было бы просто, удобно и эффективно. В сущности, одни группы населения никуда не рвались и ничего не хотели, другие готовы были в меру «шевелиться», третьи всем этим управляли сверху. В результате общество представляет собой структуру, для которой ограниченное число идеалов и правил становится нормой, выше которой «прыгать» не нужно, да и невозможно.

Несколько иную ситуацию мы наблюдаем в обществе двадцать лет спустя. Сегодня стиль жизни коренным образом изменился. И дело тут не в государственных перестройках, смене власти, режимов и так далее. Один только технический прогресс «бросил» общество вперед на много шагов.

Изучение стиля жизни в качестве одной из категорий культуры позволяет выделить основные его черты и сравнить их с аналогичными чертами иных временных периодов. В частности, можно выявить современные тенденции воздействия источников информации на структуру общества и принятые в нем стереотипы.

Особенно хочется выделить тот факт, что государственное регулирование общественных процессов, описанное выше, сменилось в современном информационном мире на регулирование со стороны корпораций, коммерческих структур.

Сама неклассическая культура охотно соглашается с утверждением, будто бы просветительские воззрения на актуальные социально-гуманитарные феномены являются категорией весьма ограниченной.

Культура этого типа находится в постоянном поиске феноменов и институций, соразмерных ее потребностям.

Что мы видим в результате на уровне стиля жизни современного человека? Видим, во-первых, массу потребителей. Личность в данном случае стремится якобы к просвещению и развитию. На деле же лишь включается в общую массу, в толпу, одолеваемую единым общим желанием — взять.

Так, заглядывая в информационные просторы Интернета, мы видим огромное количество призывов купить, получить, посмотреть бесплатно. Стимуляция личностных устремлений и желаний в данном случае производится повсеместно и постоянно.

Во-вторых, мы видим, что масса потребителей не желает развиваться. (Я думаю, есть у социологов общее название этого эффекта!!!) Мало кто жаждет стать космонавтом, организовать эффективную рабочую артель, создать предприятие, которое станет не просто коммерчески выгодным (желательно как-нибудь само по себе), но и будет общественно полезным.

Общество потребления не вырабатывает в ходе жизнедеятельности эффективных техник саморегуляции.

Данное положение особенно актуально для России и, в принципе, стран, некогда входивших в состав СССР. Особый менталитет граждан здесь сложился под воздействием ряда исторических факторов, сбросить со счетов которые не представляется возможным [6]. Несколько «светлее» ситуация в западных странах, однако тенденции «общества потребления» актуальны и там в полной мере.

Для постнеклассической культуры все вышесказанное оказывается своего рода фундаментом. Она приходит к новому пониманию природы реальной действительности. Практически здесь «исчезает» реальность в классическом ее понимании. Ее заменяют комбинации из языковых игр и различных культурных текстов [7].

На практике: новые черты культуры отражают стиль жизни современного человека — уход в виртуальную реальность от реалий жизни, создание альтернативных миров. В современном обществе потребления реклама и другие элементы коммерческих коммуникаций являются мощным инструментом, формирующим потребности и стили жизни. Что позволяет заранее запрограммировать рынок, поймать в ловушку свободу воли потребителей, которые, стремясь к идентичности, приобретают символические ценности (свободу, здоровье, красоту, престиж), не осознавая, что они никогда не будут иметь длительного действия [3]. Люди при помощи технических средств (телефоны, айфоны, айпады, нетбуки, ноутбуки и прочее) создают себе некую среду, в которой строят отношения сообразно своим представлениям о мире. В большинстве случае объективная реальность и созданный виртуальный мир разительно отличаются.

Практически постнеклассическая культура дает человеку не некую предметную действительность, а мыслительную конструкцию, симуляцию. Границы между вымыслом и объективно существующими предметами стираются при помощи самых разных средств.

Информационные технологии традиционное деление действительного и воображаемого ставят под большой вопрос в принципе. Если есть возможность создать уникальное мифологическое пространство — зачем нужна реальность в ее голом «объективном» виде?

Симулятивные модели реальности приводят современного человека к некой «гиперреальности». Причем тут мы не только видим соответствующим образом структурированные пространства, предметы, явления, но и отношения и взаимодействия [5].

Современное общество — легко управляемо. Поскольку люди в нем готовы на многое для создания определенного стиля жизни, корпорации легко подчиняют их порывы, мотивы и поведение. Коммерческая реклама, распространяемая информация и вектор воздействия СМИ на общество формируют выгодные им установки.

Созданная в эпоху постнеклассической культуры модель поведения людей определяет действительный тип их поведения. Нельзя назвать данную тенденцию позитивной. Если в социалистических обществах образ и стиль жизни формирует государство — оно вынуждено действовать в определенных рамках, обеспечивая собственную стабильность. Что же касается стиля жизни, определяемого корпорацией, то здесь мы не можем ставить четких границ. Чем больше общество потребляет, активнее стремится к наживе, больше акцентирует внимание на придуманном блестящем мире, тем лучше живется тем, кто управляет этими процессами.

Культурное сознание в постнеклассический период отличает одна общая тенденция: человек погружается в существующие или же сконструированные различные мифологические реальности. Практически современная культурная среда сформировала стиль жизни, который в первую очередь является предметом экономического обмена и лишь потом инструментом общественного, политического и прочих воздействий [5].

Есть любопытная цитата Н.А. Бердяева, который писал о человеке то, что мы можем справедливо отнести и к определению стиля жизни как феномена постнеклассической культуры: «Человек познает как извне данную ему реальность то, что порождено им самим» [1]. И в целом можно утверждать, что мы создаем стиль жизни сами. Каждый человек. Каждый день. Заново.

Рецензенты:

Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург.

Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.

Источник:
Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 737
Современный стиль жизни европейского общества, да и мирового сообщества в принципе, строится вокруг основных «вех», выстраиваемых средствами массовой информацией, средствами рекламы, насаждаемыми
http://science-education.ru/ru/article/view?id=14980

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES