Ковалев психология семейных отношений

Ковалев психология семейных отношений

Глава 1. Семья и вокруг нее

Глава 2. Родители и дети, или Педагогика семейных отношений

Глава 3. Ровесники, или О детских сообществах

Глава 4. Пол и психология воспитания

Глава 5. Дети против детей?

Глава 6. Семья — школа — семья

Глава 1. Что же такое семейное благополучие?

Глава 2. Любовь и семья

Глава 3. О законах совместимости

Глава 4. Психология предбрачного ухаживания

Глава 5. Противоречия взаимной адаптации

Брачный союз — первая ступень человеческого общества.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ШКОЛЕ

Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»

Книга для учителя

Часть I. ВОСПИТАНИЕ СЕМЬЯНИНА

По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семей ной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимо отношений между супругами; усиление антиалкогольной пропаганды и, наконец, освещение вопросов наиболее ра ционального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.

Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется нереальной. И потому, не претендуя на полноту описания, отметим только наиболее важные для школьной педагогики направления подготовки старшеклассников к браку.

1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни.

2. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

3. Формирование адекватных брачно-семейных представлений

4 Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Реализации последнего из этих направлений будет посвящена вся вторая часть книги. Что же касается первых трех направлений, то они нуждаются в подробном обсуждении.

Социальная сущность семьи. Социальные роли в семье.

Начнем с осознания старшеклассниками социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни Это хорошо выражено в определении К Маркса, по которому «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не теорш брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец—природу и законы воды и тяжести Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака».

Есть здесь и еще одно — глубоко личное для любого из нас. Юноши и девушки должны достаточно четко осознавать непростую, до конца понимаемую только в зрелые годы истину — то, что брачно-семейное определение представляет из себя осознанное самоограничение. Бесчисленное множество открытых перед вступающими во взрослую жизнь дорог может, к сожалению, породить в них эйфорическую самоуспокоенность и непонимание того, что заложенный в каждом из нас потенциал может быть реализован не «вообще и везде», а в чем-то одном и строго определенным образом, и выбор какого-то одного спутника жизни всегда означает одновременно отказ от многих других, порой весьма привлекательных людей, ибо воистину «нельзя объять необъятное» А это значит, что к выбору этому юноши и девушки должны подходить со всей ответственностью и пониманием возможных последствий —

длинной цепи взаимосвязанных событий, каковые си за собой повлечет.

Есть в проблеме самоопределения и другое — важное, но не всегда доступное юношам и девушкам Это критерий средства достижения Рассказывая о нем, учителя и родители должны со всей твердостью и определенностью довести до сознания старшеклассников, что жизненные планы осмысливаются не только в категориях результата, далекого ориентира, желанной мечты, но еще и с точки зрения процесса достижения этого результата. Потребность видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым естественна и закономерна для всех стоящих на пороге взрослой жизни, но любая мечта полезна и достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений

Однако одних этих весьма абстрактных знаний окажется недостаточно для осознания ответственности за семью, если юноши и девушки не усвоят стоящий за законами общественной жизни социально-психологический смысл и вытекающие из него механизмы регуляции социального поведения людей Смысл этот заключается в необходимости выполнять — достаточно определенным, а главное, согласованным с другими образом — некоторые внутрисемейные функции, имя которым — легион (можно напомнить старшеклассникам множество хозяйственно-бытовых дел и проблем, с которыми связано поддержание жизнедеятельности семьи). Ведь, повторим, само существование общества в конечном счете определяется тем, насколько точно и полно составляющие его люди выполняют дела, которым служат на протяжении своей жизни.

Для обозначения связанных с этими функциями общественных требований (каковым все должны подчиняться), а заодно и нормативных образцов поведения (которым мы в принципе должны следовать) социальные психологи изобрели, может, и не совсем удачный, но давно уже прижившийся термин «социальная роль» Неудач-ность его более всего связана с ощутимой «театральностью» термина и следующим из этого не очень приятным предположением о том, что мы не живем, а играем Но пусть юноши и девушки присмотрятся к своей жизни. Ведь утром, выходя из дома, они автоматически, без всякого насилия над собственной личностью становятся сначала Пешеходами, а потом Пассажирами городского транспорта.

Придя в школу, превращаются в Учащихся, хотя при вызове к директору сразу же становятся Провинившимися. Вечером, возвращаясь из школы и забежав в магазин, они превращаются в Покупателей, а придя в кинотеатр, чтобы посмотреть новый фильм, — в Зрителей. Ну, а дома, в кругу своей семьи, старшеклассники становятся Детьми, а чуть позже, в своей компании, превращаются в более или менее постоянных Приятелей

Учителю следует объяснить юношам и девушкам, что всякий раз, выполняя ту или иную роль, мы более или менее четко представляем связанные с ней права и обязанности и (правда, в зависимости от степени принятия нами этой роли) строим свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих Ну, а если, занимая некую позицию мы позволим себе излишне расслабиться, чересчур выйти за очерченные рамки окружающие и окружающее довольно быстро возвратят нас «на круги своя» — стыдя, порицая, штрафуя, лишая благ и т. д. Однако границы «правильного» ролевого поведения отнюдь не столь жестки. как кажется Выполняя общественные функции, каж дый из нас вправе реализовывать свой собственный стиль исполнения роли проявляя неповторимые особенности своей личности

За этим должно последовать главное разъяснение старшеклассникам гого, что семья с точки зрения общества является его микроячейкой и может и должна рассматриваться именно с функционально-ролевой позиции И сколь бы безгранично ни любили друг друга муж, жена, дети и ближние родственники, семье как общности необходимо еще и выполнение ее членами некоторых функций и «проигрывание» связанных с ними ролей Причем существует взаимозависимость и взаимная ответственность «актеров» семейного «театра», в котором, как в самом настоящем театральном действии, неверный жест и не вовремя поданная реплика могут сорвать весь спектакль.

Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств. Это второе направление подготовки к семейной жизни предполагает, во-первых, четкое определение совокупности этих качеств, а во-вторых — их целенаправленное формирование у подрастающего поколения. Что касается формирования качеств семьянина, то сразу отметим, что советская психолого-педагогическая наука выработала огромный арсенал знакомых любому учителю средств воспитания личности, в связи с чем их описание на страницах этой книги было бы попросту неуместным. Вопрос же о совокупности необходимых для семейной жизни кячргтр, относится, к счастью, к числу достаточно наученных в современной психологии и педагогике.

Как исходное, хотелось бы указать на важное методологическое положение, выдвинутое советским психологом И. В. Дубровиной. Согласно ему подготовка молодежи к семейной жизни заключается прежде всего в повышении ее нравственного уровня, ибо нельзя отдельно готовить человека к отдельным сферам жизни — семейной, производственной, учебной, досуговой.

В связи с этим вполне закономерным выглядит ориентация в формировании личности семьянина на самую суть нравственного воспитания подрастающего человека — на чувство его любви к окружающим людям. Не случайно же еще А. С. Макаренко писал о том, что, если, вырастая, ребенок не научится любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубого полюбить избранную им женщину, а В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что какой-либо специальной «науки любви» нет — есть наука человечности.

Выделим еще одно комплексное качество личности, предложенное психологом В. Э Чудновским, как необходимое условие счастливого брака: направленность на другого человека, предполагающая умение и желание понимать окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы и привычки. Направленность эта является основой коллективистической ориентации личности и естественно формируется в ходе воспитания коллективизма.

Описанные качества могут быть признаны своеобразными краеугольными камнями личности семьянина Однако список особенностей психологического склада, необходимых для достижения подготовленности к семейной жизни, оказывается намного шире. Для того чтобы не утомлять читателя мельканием фамилий, приведем лишь обобщенные результаты анализа этой проблемы, осуществленного советским социологом В. А. Сысенко, работы которого еще не раз будут упоминаться на страницах нашей книги.

По его мнению, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (точнее, усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям и ответственности за

их поведение; уважение прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципа равенства в человеческих отношениях; подготовленность к межчеловеческо-му общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний

Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет В. А Сысенко ввести понятие способности к браку, предполагающей несколько слагаемых.

Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делагь добро

Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, пора кения и победы, находить духовное единение с дру-1 им человеком

Способность к кооперации, сотрудничеству, межчелове-ческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения

Высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает В. А Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Формирование адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. Чтобы формировать представления о чем-либо, надо знать их исходное состояние.

Первое, что здесь обращает на себя внимание, — это явственно проявляющееся у старшеклассников парадоксальное возвышенно-скептичное отношение к любви и браку. Исследования психологов и педагогов показали, что у младших подростков представления о любви и семейной жизни отождествляются, однако далее и иногда в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака, после чего новые представления о прекраснейшем из человеческих чувств буквально подминают под себя все то, что ранее связывалось с будущей жизнью в семье.

Однако эти данные допускают и еще одно толкование. Явственное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия позволяет говорить о переоценке значения любви в добрачных отношениях и его недооценке в браке А это значит, что юноши и девушки могут вое принимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, придти к постижению извечных истин о нравственно-психологической ценности брака.

Следовательно, учителю необходимо, во-первых, сформировать у старшеклассников понимание этой ценности, о которой так хорошо писал Гуфеланд, утверждавший, что брак «необходим для нравственного совершенства, ибо связь бытия и выгод одного с выгодами другого человека побеждает эгоизм, этого сильнейшего врага добродетели, и более сближает человека с истинно нравственным совершенством. Жена и дети привязывают его к остальному человечеству и к общему благу такими узами, которых ничто разорвать не может. Сладчайшее чувство супружеской и отцовской нежности согревает его сердце и изгонявi из него холодное равнодушие, которое беспрепятственно входит в сердце холостяка Кроме того, они налагают обязанности, приучающие человека к порядку, труду и правильному поведению. ».

В связи с этим можно обратить внимание юношей и девушек и на то, что семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности любого человека, и неслучайно американские исследователи обнаружили, что в больницу попадает в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых. Кстати, подобная психотерапевтическая функция союзов людей давно раскрыта в известной поговорке «разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя».

Во-вторых, надо постараться создать у старшеклассников правильное понимание соотношения любви и брака и роли этого прекрасного чувства в семейной жизни как нравственно-психологической основы долгосрочного союза мужчины и женщины (этим вопросам в связи с их важностью будет уделена вторая глава следующей части нашей книги).

Следующее, что характерно для брачно-семейных представлений молодежи, — это их явственная потребительская нереалистичность. Исследования студентов социологом и философом В. И. Зацепиным показали,что «средний» желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток. Этот идеальный «средний» супруг оказался значительно более честным и справедливым, трудолюбивым и умным, смелым и веселым, энергичным, жизнерадостным и волевым. Юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Источник:
Ковалев психология семейных отношений
С. В. Ковалёв. — 1988 г. Книга адресована прежде всего педагогам, ведущим в школе курс «Этика и психология семейной жизни», но будет полезной широкому кругу читателей.
http://sheba.spb.ru/shkola/psih-kovalev1988.htm

Ковалев психология семейных отношений

Глава 1. Основные типы психологических отношений в семье

Глава 2. Психологическая сущность супружеской адаптации

2.1. Любовь как фактор брачно-семейной жизни

2.2. Стадии семейной жизни. Противоречия взаимной адаптации

2.3. Психология семейных конфликтов

1. Афанасьева, Т. М. Семейные портреты / Т. М. Афанасьева. – М.: Педагогика, 1980. – 251 с.

2. Бестужев – Лада, И. В. Семья вчера, сегодня, завтра… / И. В. Бестужев – Лада. – М.: Знание, 1979. – 304 с.

3. Зацепин, В. И. Семейная жизнь как условие человеческого счастья / В. И. Зацепин. – Киев: Наукова думка, 1975. – 162 с.

4. Ковалев, С. В. От Я до Мы: Азбука семейной жизни / С. В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.

5. Ковалев, С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя / С. В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

6. Нойберт, Р. Новая книга о супружестве / Р. Нойберт. – М.: Просвещение, 1969. – 371 с.

7. Обозова, А. Н., Штильбанс, В. И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений) / А. Н. Обозова, В. И. Штильбанс. – Л.: Знание, 1984. – 32 с.

8. Петровский, А. В. Популярные беседы о психологии / А. В. Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 224 с.

9. Потапчук, И. В. Семейный собеседник: Справочное пособие / И. В. Потапчук. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1989. – 398 с.

10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. — М.: Педагогика, 1996. – 195 с.

11. Самоукина, Н. В. Как встретить спутника жизни: Книга для мужчин и женщин / Н. В. Самоукина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 175 с.

12. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

13. Смирнов, А. А. Психология / А. А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1962. – 559 с.

14. Ходаков, Н. М. Молодым супругам / Н. М. Ходаков. – М.: Просвещение, 1980. – 83с.

Для самостоятельной подготовки Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями.

Источник:
Ковалев психология семейных отношений
Глава 1. Основные типы психологических отношений в семье Глава 2. Психологическая сущность супружеской адаптации 2.1. Любовь как фактор брачно-семейной жизни 2.2. Стадии семейной жизни.
http://www.textonline.ru/ready-papers/psychology/article20/

Особенности семейных отношений в современной отечественной психологии

Особенности семейных отношений в современной отечественной психологии

Стоимость готовой работы 600 руб.

1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5

1.1 Понятие семьи и семейных отношений в психологии 5

1.2 Тенденции развития семьи на современном этапе 10

Выводы по теоретическому исследованию 16

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 17

2.1 Изучение детско-родительских и супружеских отношений в современной отечественной психологии 17

2.2 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семье 29

Выводы по эмпирическому исследованию 39

Список литературы 42

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных периодов общественного развития демонстрирует эту зависимость.

В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, в психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких, системных знаний о данном феномене и умений определять точки приложения профессиональных усилий. В связи с этим в отечественной психологии растет количество исследований, посвященных изучению проблем современной семьи и семейных отношений. Семья рассматривается как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений.

К основным направлениям исследования семейных отношений в современной психологии относятся: изучение семьи как социального института, как малой группы; как системы; анализ основных функций семьи, типов современных семей, структуры семьи; изучение жизненного цикла семьи, рассмотрение содержания нормативных и ненормативных семейных кризисов; изучение «проблемной семьи», разные типы проблемных семей, преимущественно с точки зрения их влияния на психическое самочувствие и развитие ребенка; изучение детско-родительских и супружеских отношений.

Таким образом, проблема семьи и семейных отношений многогранна и требует дальнейшего изучения.

Цель работы – проанализировать и обобщить перспективные направления исследований особенностей семейных отношений в современной отечественной психологии.

Объект исследования – проблема семейных отношений в отечественной психологии.

Предмет исследования – перспективные направления в изучении проблемы семейных отношений в отечественной психологии.

Гипотеза исследования: детско-родительские отношения имеют более высокий уровень в полных семьях, чем в неполных.

  1. раскрыть сущность понятий «семья», «семейные отношения» в психологии;
  2. изучить тенденции развития семьи на современном этапе;
  3. рассмотреть перспективы исследования детско-родительских и супружеских отношений в семье в отечественной психологии;
  4. сравнить особенности формирования детско-родительских отношений в полной и неполной семье.

10. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.

11. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г.Навайтис. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. – 224 с.

12. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

13. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева.– М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.

14. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1981. – 95 с.

15. Поликарпова, Е.К. Влияние семьи на развитие Я-концепции дошкольника / Е.К. Поликарпова // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С.28 -35.

16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Силяевой. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

17. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. Дом БАХРАХ, 2002. – 656 с.

18. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192

19. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2001. – 295 с.

20. Семейная психотерапия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

21. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 96 с.

22. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. – Р-н-Д: Феникс, 2004. – 448 с.

23. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

24. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.– 288 с.

25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В Юстицкис. – СПб: Питер, 2002. – 656 с.

Источник:
Особенности семейных отношений в современной отечественной психологии
masterdiplomoff.ru — скачать работу Особенности семейных отношений в современной отечественной психологии
http://masterdiplomoff.ru/katalog/osobennosti-semeynyih-otnosheniy-v-sovremennoy-otechestvennoy-psihologii.html

Психология семьи и семейного воспитания Список литературы

Психология семьи и семейного воспитания Список литературы

Шнейдер «курс лекций по психологии семьи», «Психология семейных отношений»

Мотив любовь. (Э. Фромм «Психология любви», Зацепин «Этапы любви») Какие типы, виды супружеских отношений существуют (есть много.

Брутман, В. И. Жестокое обращение с девочками в семье как предпосылка девиантного материнства / В. И. Брутман, О. Г. Исупова // Перинатальная.

Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М.: Издательский центр «Академия».

Наставничество в системе семейных отношений и семейного воспитания как фактор духовно-нравственного развития семьи

Особенности семейного воспитания на современном этапе требуют новых форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в воспитании.

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. М., 1998

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости.

Данная работа отражает вопросы истории семейного воспитания и домашнего образования. Рассмотрена история семейного воспитания и домашнего.

Ошибки и просчёты семейного воспитания чреваты тяжёлыми последствиями для подростков, среди которых – формирование девиантного поведения.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие.

Источник:
Психология семьи и семейного воспитания Список литературы
Size: 9,76 Kb.; Ковалев «Психология семейных отношений», «Психология семьи. Курс для старшеклассников»
http://dopoln.ru/pshologiya/194171/index.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES