Ковалев психология личности

Ковалев А

Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970. Мясищев В. Н. Личность и неврозы

Тумбасова Екатерина Рахматуллаевна

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Специальность: 030301.65 «Психология»

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

В рамках данного курса предполагается самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям.

Написание контрольной работы (реферата) по одной из предлагаемых тем.

Конспектирование работ отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, К. Хорни, Э.Фромма, А. Маслоу. По одной работе, в соответствии с поставленными к семинарскому занятию вопросами.

Составление тезауруса понятий «личность», «индивидуальность», «эмоции», «воля», «мотивация», «направленность», «темперамент», «характер», «способности», «одаренность», «я-концепция».

Перечень контрольных заданий и вопросов для подготовки к практическим занятиям студентов:

Понятие и структура личности по Б.Г. Ананьеву.

Концепция личности С.Л. Рубинштейна.

Концепция личности А.Н.Леонтьева.

Структура личности К.К. Платонова.

Концепция личности В.Н.Мясищева.

Концепция личности А.Г.Ковалева.

Концепция личности Л.И.Божович.

Концепция личности Д.Н.Узнадзе.

Ананьев Б. Человек как предмет познания. – СПб., 2000.

Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 2001.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: ЛГУ, 1960.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб., 1999.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

Тема 2. «Теории личности в зарубежной психологии»

Теория личности З.Фрейда.

Индивидуальная психология А.Адлера.

Структура личности К. Юнга.

Личность в представлениях гуманистических психологов.

Когнитивные теории личности.

Э.Эриксон: эго-теория личности.

Адлер А. Лекции по аналитической психологии. – М., 1997.

Иващенко А.В., Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 2001.

Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997.

Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Сост. и общ. ред. А.Реана. СПб., 2000.

Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – СПб., 2001.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1982.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

Юнг К. Психологические типы. – М.,1996.

Тема 3. «Темперамент, характер, способности»

Понятие темперамента. Его связь со свойствами нервной системы и конституцией человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Характер: понятие, свойства, черты. Акцентуации характера.

Взаимосвязь компонентов структуры личности. Темперамент и характер.

Способности, задатки, одарённость.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002.

Левитов Н. Психология характера. – М., 1989.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.

Мерлин В. Психология индивидуальности. – М., 1996.

Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.,2001. – Кн.1: Общие основы психологии.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – М., 2000.

Реан А.А. Психология изучения личности: Уч. пособие. – СПб,1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М., 1985.

Ушакова Д.Б. Психология одаренности: от теории к практике. – М.,2000.

2. Написание контрольной работы (реферата) по одной из предлагаемых тем

План контрольной работы (реферата):

Введение – цель реферата, важность выбранной темы (1 стр.).

Основная часть: — основное понятие, взгляды различных психологов на выбранную проблему, практическая значимость исследуемой проблемы (8-10 стр.).

Список используемой литературы (5 источиков):

Автор, название книги, год и место издания.

Словарь понятий, характеризующих раскрытую в реферате тему.

Темы контрольных работ (рефератов):

Формирование развития личности.

Роль темперамента в учебной деятельности.

Сознательное и бессознательное в личности.

Эмоции и личность.

Формирование волевых качеств личности.

Механизмы развития личности ребёнка и взрослого.

Самосознание как фактор развития личности.

Развитие Я–концепции личности.

Методы исследования личности.

Психологические защиты личности: роль, виды, последствия.

Научные подходы к изучению характера.

К. Юнг. Психологические типы личности.

Личность и установка.

Проблема одарённости: психологический анализ.

Самооценка и уровень притязания личности.

Мотивы и активность личности.

Субъективное время личности: психологический анализ.

Проблема способностей в психологии.

История исследований личности. Современные теории личности.

Формирование характера: условия факторы и закономерности.

Взаимосвязь темперамента с нервной системой человека.

Человек: индивид, личность, индивидуальность.

Личность и характер человека.

Способности и одаренность.

Личность и индивидуальность.

Факторы социализации личности.

Воля и личность.

Мотивационная структура личности.

3. Конспектирование работ отечественных и зарубежных исследователей

Необходимо законспектировать основные теоретические положения, касающиеся понятия и структуры личности следующих отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, К. Хорни, Э.Фромма, А. Маслоу. По одной работе, в соответствии с поставленными к семинарскому занятию вопросами.

Составить тезаурус понятий: «личность», «индивидуальность», «эмоции», «воля», «мотивация», «направленность», «темперамент», «характер», «способности», «одаренность», «я-концепция».

Дать развернутое определение предлагаемого понятия.

Схематически изобразить структуру понятия.

Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учеб. пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 253 с.

Макклелланд Д. Мотивация человека. Науч. ред. пер. Е. П. Ильина .- СПб.: Питер, 2007. — 669 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 582 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. — 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. — 351 с..

Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. Учеб. пособие для вузов.- М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 71 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие для вузов. Под ред. А.А. Крылова [и др.]. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2007. — 559 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Учеб. пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 712 с.

Аверин В.А. Психология личности: Уч. пособие. – СПб.,2001.

Ананьев Б. Человек как предмет познания. – СПб.,2000.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.,2001.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – «Академия» – 2002.

Барабанщикова Т.А. Психологические методики изучения личности. Практикум: учеб. пособие для вузов. — М.: Ось-89, 2007. — 303 с.

Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практ. рук. — М.: Психотерапия, 2006. — 283 с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1989.

Бодалев А. Психология о личности. – М.,1988.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб, 2002.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.—М.: МГУ ,1990.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.,ЧеРО ,2000.

Годфруа Ж. Что такое психология. – М.,1998.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ,1987.

Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005. — 511 с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.,1997.

Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев,1987.

Душков Б.А. Психология типов личности. – М.,1999.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.:Питер, 2008. — 508 с.

Зейгарник Б. Теории личности в зарубежной психологии: Уч. пособие для вузов. -–М.,1982.

Иващенко А.В, Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии. – «МНЭПУ» ,2001.

Изард К.Э. Психология эмоций / Перевод с англ. на рус. язык А.Татлыбаева. – СПб.: Питер,1999.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер,2002.

Ильин Е. Психология воли. – СПб.,2000.

Левитов Н. Психология характера. – М.,1989.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев,1981.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.Учеб. пособие для вузов. — 4-е изд. — М.: Академия, 2007. — 511 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1998.

Максименко С. Д. Общая психология. – М.,1999.

Мерлин В. Психология индивидуальности. – М.,1996.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 687с.

Новые тесты IQ. / Сост. Кошелева М.А. – Серия «Психологические этюды». – Ростов н/Д, 2003.

Общая психодиагностика. / Под ред. А. Бодалева, В. Столина. – СПб.,2002.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. Рогов. – М.,1995.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Уч. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: «Академия».,2002.

Основы психологии: Практикум / Ред. -сост. Л. Столяренко. – Ростов н/Д.,2001.

Первин Л. Психология личности. Теория и исследования. –«Аспект-Пресс»-2000.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Крылова. С. Маничева. – СПб.,2000.

Психология личности в трудах зарубежных психологов./ Сост. и общ. ред. А.Реана. – СПб.,2000.

Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия: Сост. Куликов Л.В. – СПб.,2000.

Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: в 2-х тт. – Самара,1999.

Реан А.А. Психология изучения личности: Уч. пособие. – СПб,1999.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 407с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. – М.,2001.

Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – СПб.,2001.

Рыбаков Ф.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, [подг. к изд. и вступит. ст. В.А. Калягина]. — СПб.: КАРО, 2008. — 117 с.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара,2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие для вузов. – М.,1995.

Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений, Учеб. пособие для вузов. — М.: Акад. Проект, 2004. — 255с.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.,1982.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М.,1985.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. В 4-х вып. – М.,1994.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Фрейд З. Психология бессознательного. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 390 с.

Фрейд З. Я и Оно. — М.: ЭКСМО, 2005. — 861 с.

Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй . Фейдимен Д. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 221с.

Фрейджер Р. Гуманистический психоанализ. К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм . Фейдимен Д. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 156 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. – М.,1986.

Холл К.С. Теории личности. – СПб.,1999.

Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер,1998.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – «Владос».,1999.

Эриксон Э. Детство и общество. – М.,1994.

Юнг К. Психологические типы. – М.,1996.

Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб.,1997.

Источник:
Ковалев А
Тип: Руководство; Size: 89.68 Kb.; Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Асмолова, З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, А. Маслоу. По одной работе, в соответствии с поставленными к семинарскому занятию вопросами
http://lib.convdocs.org/docs/index-215266.html

Ковалев психология личности

Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако – продолжает он – следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Дальнешая эволюция взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности незначительна. В 1981 г. в главе, посвященной личности, в учебнике по общей психологии он пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым – способности, третьим – характер, четвертым – система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый – психические процессы.

Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

Из всех других отечественных концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В. С. Мерлина – основателя и руководителя пермской школы психологов.

Что же сближает позицию В. С. Мерлина с позициями ленинградских психологов? Прежде всего это взгляд на понимание самого свойства личности.

Во-первых, под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».

Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, пишет автор, необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности. . Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение, также

как в вышеприведенных концепциях играет центральную и ведущую роль. Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, харктеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».

Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.

Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.

В-третьих, отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».

Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

«Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности».

Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.

Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.

Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомоком-‘плексы свойств личности. Что такое симптомокомплекс и каковы его параметры?

Симптомокомплекс ом свойств называются вероятностные связи между свойст-вамиличности (по сути – это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны (вспомним параметры устойчивости и постоянства), то и симптомокомплекс социально-типичен.

• объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;

• сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);

• устойчивость – пластичность отношений личности.

Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.

Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно.

Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека – выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные.

В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – много-многозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно -социального к биологическому.

Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.

К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.

Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.

Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.

Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.

I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:

• свойства нервной системы (нейродинамические).

П. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:

• психодинамических свойств (свойств темперамента),

• психических свойств личности.

III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:

• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,

• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.

Источник:
Ковалев психология личности
Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент
https://studfiles.net/preview/1724115/page:8/

Ковалев психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови» [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Основные направления в психологии личности Править

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Трансакционный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия) В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Источник:
Ковалев психология личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF_%EB%E8%F7%ED%EE%F1%F2%E8

Ковалев психология личности

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ

Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако, продолжает он, следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л.И. Божович – это аффективно-по-требностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Источник:
Ковалев психология личности
24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.
https://psy.wikireading.ru/30203

(Visited 6 times, 1 visits today)

CATEGORIES