Концепции личности в психологии

Концепции личности в отечественной психологии

  • koncepcii-lichnosti-v-otechestvennoj-psixologii_122665_1.rtf — 226.91 Kb
  • Readme_docus.me.txt — 125 Bytes

Рейтинг 10 из 10 Оценок 2 Оцените работу Хорошо или Плохо

1.КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н.МЯСИЩЕВА 5

(ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ) 5

1.1.Содержание концепции В.Н. Мясищева 5

1.2.Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева

2.КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ» Б.Г. АНАНЬЕВА

2.1.Содержание концепции Б.Г.Ананьева 7

2.2.Понятийное поле концепции Б.Г.Ананьева

3.КОНЦЕПЦИЯ А.Н.ЛЕОНТЬЕВА 9

(ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 9

3.1.Содержание концепции А.Н. Леонтьева 9

3.2.Понятийное поле концепции А.Н. Леонтьева

4.КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л.РУБИНШТЕЙНА 13

4.1.Содержание концепции С.Л.

4.1.Понятийное поле концепции С.Л.Рубинштейна

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений

личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии

можно выделить, по меньшей

мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 — 1936 гг. — личность как профиль психологических черт; 1936 — 1950 гг. — личность как опыт человека; 1950 — 1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962 — 1970 гг. — личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности

. Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х гг. характеризуется

Источник:
Концепции личности в отечественной психологии
Скачать реферат на тему «Концепции личности в отечественной психологии» по психологии на 15 страниц. Быстро и бесплатно! Спешите!
http://docus.me/d/122665/

Концепции личности в психологии

Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение различных наблюдений над реальностью.

Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе.

Ключевым компонентом в любой теории личности являются концепция развития личности и вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости, а также определение факторов (генетических или средовых), влияющих на личность. На положения конкретной теории глубоко и основательно влияют взгляды автора на природу личности. Теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным описывать и интерпретировать поведение человека.

Различные теории личности можно свести к нижеследующей классификации (см. Р. С. Немов).

Согласно теории бихевиоризма, классическое (по И. П. Павлову) и оперантное (фиксирующееся при подкреплении любого действия и впоследствии воспроизводящееся с большей легкостью) обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного, и для человека. При этом процесс научения представляется как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Для «закрепления» в нервной системе успешной реакции достаточно использования лишь подкрепления независимо от воли и желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Формула «S – R» оказалась достаточно ограниченной. В данной теории игнорируется существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что само по себе неверно. Распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонаучных позиций.

Необихевиоризм. Попытки включить в исходную бихевиористскую программу категории мотива и психосоциального отношения привели к новому направлению – необихевиоризму.

Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен (1886 – 1959), американский психолог, предложил ввести в схему «S – R» существенную поправку, поместив между S и R так называемые «промежуточные переменные» – V. В результате схема приобретает вид «S – V – R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, такие как: цели, намерения, образы ситуаций.

Э. Толмен в 30-е годы XX в. описал поведение как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений («что ведет к чему»). Организм человека не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

К. Халл (1884 – 1953) доказал, что из всех влияющих на поведение человека факторов решающее воздействие оказывает редукция (усиление) потребности.

Социальный бихевиоризм (социально-когнитивная теория). Д. Мид (1863 – 1931), американский ученый, стал рассматривать личность в процессе ее взаимодействия с окружающими людьми. Он утверждал, что личность является как бы объединением различных ролей, которые на себя принимает. Согласно теории Д. Мида, называемой теорией ожидания, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого и прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми).

Большое значение в развитии социального бихевиоризма (социально-когнитивная теория) в настоящее время играют работы А. Бандуры (1925 г.р.), посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

А. Бандура рассматривает человека как обладающего способностями мышления и саморегуляции, что позволяет ему предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над окружающей средой. Причины функционирования человека А. Бандура понимает как непрерывное взаимодействие поведения, познавательной сферы и окружения. Многие аспекты функционирования личности включают взаимодействие индивида с другими. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение человека, но также на различные части системы. Хотя на поведение человека влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть человек может оказывать влияние на собственное поведение.

С точки зрения социально-когнитивной теории многие поступки человека регулируются самоналагаемым подкреплением. Самоподкрепление имеет место тогда, когда человек устанавливает планку достижений и поощряет или наказывает себя за ее достижение, превышение или неудачу.

Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

В последние годы А. Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения.

Когнитивная теория. Дж. Келли (1905 – 1967) – один из первых персонологов, который придал особое значение когнитивным (познавательным) процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека лежит в основе современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Дж. Келли построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм доказывает, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений»; осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования; объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному; ничто не постоянно и не окончательно; факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, и есть различные способы их истолкования. Концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что поведение человека никогда полностью не определено, следовательно, нет истинного или валидного способа интерпретации человека. Человек всегда свободен до некоторой степени в пересмотре или замене своего толкования действительности, однако его мысли и поведение определены предшествующими событиями.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта и предвидения будущих событий. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Келли охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то подчиненными по отношению к другим частям системы; организация конструктов не закреплена жестко. Люди похожи друг на друга в том случае, если одни и те же события для них имеют примерно одинаковое психологическое значение, а не потому, что они пережили идентичные события в жизни; если два человека разделяют взгляды на мир, то, вероятнее всего, их поведение будет похоже. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди. Чтобы плодотворно взаимодействовать с другим, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого. Сходство конструктов обусловливает формирование дружбы.

Дж. Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Процесс «переструктурирования гештальта» происходит мгновенно – «инсайт» (англ. insight – усмотрение), т.е. озарение, не зависит от прошлого опыта субъекта и является объяснением адаптивных форм поведения. Инсайт означал для гештальтистов переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой меняется характер приспособительных реакций. Гештальтизм считал единственными психологическими фактами непосредственно испытываемые субъектом феномены сознания, пытаясь соотнести «феноменальный мир» с реальным, физическим, в то же время не лишая сознание самостоятельной ценности. М. Вертгеймер выступил против традиционной практики обучения в школе, доказывая, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества.

Психоанализ (Фрейдизм). Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Психоаналитическая теория, автором которой является З. Фрейд (1865 – 1939), отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведением. Личность, с точки зрения психоанализа, является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Поведение человека является детерминированным.

Первоначально, описывая топографическую модель личностной организации, З. Фрейд в психической жизни человека выделял три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент. Сознание охватывает только малый процент всей информации, поступающей и хранящейся в мозге. Область предсознательного, называемая иногда «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, спонтанно или в результате минимального усилия. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека.

В начале 20-х годов XX в. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три составляющие: ид, эго и суперэго (понятия, принятые в англоязычных переводах, эквиваленты оригинальных терминов Фрейда –«оно», «я», «сверх-я»).

«Оно» (лат. id – оно) – это исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Оно» связано с телесными процессами, так называемая Фрейдом «истинная психическая реальность», отражающая внутренний мир субъективных переживаний, не знающий об объективной реальности. Являясь самой старой исходной структурой психики, «оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Если побуждения сдерживаются и не находят разрядки, то в личностном функционировании создается напряжение. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Фрейд описал два механизма, посредством которых «оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

«Я» (лат. ego – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания «оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. «Я» должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. «Я» подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и (или) соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.

«Сверх-я» (лат. super – «сверх», ego – «я») – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализированную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил «сверх-я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это поощрительный аспект «сверх-я». «Сверх-я» направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, тормозя любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «оно».

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека активизируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность. Цель любой формы поведения человека – уменьшение напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Психоаналитическая теория развития основывается на том, что, во-первых, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности, во-вторых, человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий (оральную, анальную, фаллическую, генитальную), коренящихся в инстинктивных процессах организма. Важным понятием является понятие регрессии – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявления соответствующего поведения.

Следствием неадекватной разрядки энергии либидо является тревога. Тревога является функцией «я», и ее назначение – реагирование в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Тревога помогает человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Регуляторные механизмы, направленные на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, вызываемых тревогой, Фрейд называл защитными механизмами или психологической защитой личности. Фрейд определял защитные механизмы «я» как сознательную стратегию, используемую личностью для защиты от открытого выражения «оно» и встречного давления со стороны «сверх-я».

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана; 2) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.

Некоторые основные защитные стратегии личности:

Вытеснение – процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание; «мотивированное забывание»: человек не осознает вызывающих тревогу конфликтов, не помнит травматических прошлых событий. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.д. Вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях.

Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения».

Замещение – процесс, в котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Рационализация – способ защиты «я» посредством обращения к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

Регрессия – процесс, для которого характерен возврат к детским моделям поведения.

Реактивное образование – защитный механизм, проявляющийся в выражении в поведении и мыслях человека противоположных побуждений.

Сублимация – защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, так как она позволяет «я» изменить цель и (или) объект импульсов без сдерживания их проявления. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

Неофрейдизм. Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшихся с Фрейдом и избравших путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, – А. Адлер и К. Г. Юнг.

Наиболее известным вкладом К. Юнга в психологию считаются описанные им две жизненные установки (эго-ориентации): экстраверсия и интроверсия, а также психологические функции: рациональные – мышление и чувство; иррациональные – ощущение и интуиция, из которых только одна личностная ориентация и одна пара функций осознаются человеком. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Юнг одним из первых признал вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология. Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – бихевиоризму и психоанализу. А. Маслоу (1908 – 1970), американский психолог, получил признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную (лат. existentia – существование) философию, разработанную европейскими мыслителями и писателями: С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. – П. Сартром. Многие выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности, такие как Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей, Л. Бинсвангер.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. С точки зрения экзистенциалистов, каждый человек осознает, что он в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывает боль, отчаяние, одиночество и тревогу. Как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. Концепция становления человека предполагает поиск им подлинной и полной смысла жизни. Единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Экзистенциалисты подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна. Направление исследований структуры личности в отечественной психологии во многом определили положения С. Л. Рубинштейна (1889 – 1960), получившие название субъектно-деятельностной теории.

Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться и к каждому человеку. Развитие личности опосредовано результатами его деятельности. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний, в них она не только выявляется, но и формируется. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится другим человеком. Историю человеческой жизни следует свести к ряду внешних дел.

Деятельность Рубинштейном характеризуется следующими особенностями:

1) это всегда деятельность субъекта, точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность (не может быть бессубъектной деятельности);

2) она есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. необходимо является предметной и содержательной;

3) она – хотя бы в минимальной степени – всегда творческая;

4) самостоятельная (что не противоречит совместности).

Источник:
Концепции личности в психологии
Теория – это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение различных наблюдений над реальностью. Теория личности – это тщательно выверенные
https://studfiles.net/preview/5270514/page:17/

Основные зарубежные теории личности

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со сто­роны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

2. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учи­теля. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с иде­алистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.

3. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он рез­ко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, ко­торое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологи­ческими потребностями.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Од­нако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в раз­витии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноцен­ности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях

4. Теория Личности К. Хорни. Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные учени­ки З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденци­ям – либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

5. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите­ле П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из­вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

8. Концепция личности Д. Уотсона. Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:

1) висцеральная, или эмоциональная;

3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.

Источник:
Основные зарубежные теории личности
В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические
https://studopedia.ru/2_57316_osnovnie-zarubezhnie-teorii-lichnosti.html

Теории личности

В современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в понимание его сути. Составить же о нем полное представление позволит изучение основных теорий личности.

Несмотря на их разнообразие, а иногда и противоречивость, можно выделить общие базовые черты в подходах к анализу человеческой психики:

  • учет биосоциальной природы homo;
  • разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
  • взаимосвязь воли, познания и эмоций;
  • самость как квинтэссенция личностной структуры.

При разнице подходов, внимание всех исследователей нацелено на такие аспекты как структурные компоненты личности, их комбинация и развитие, мотивационная сфера, психические отклонения и норма, способы коррекции поведения.

Отец психоанализа сфокусировался на неосознаваемых человеком психических конфликтах. По мнению австрийского исследователя, структура личности являет собой следующую пирамиду:

  • вершина – Супер-Я, или Супер-Эго, – узкая сфера осознавания человеческим разумом психических процессов, регулируемая нравственными идеалами и совестью;
  • промежуточное звено – Я, или Эго, – более широкая область предсознательного, контролируемая разумом в соответствии с социальными ограничителями и личностными представлениями;
  • основание – Оно, или Ид, – беспредельное царство бессознательного, импульсивно стремящегося к удовлетворению примитивных инстинктов.

Теория личности Фрейда объясняет мотивацию личности двумя инстинктами:

Развитие психики Фрейд связывал с сексуальной эволюцией индивида, сопровождающейся возникновением неразрешенных конфликтов. Зацикливание на этих противоречиях формирует характер.

Тревога в теории личности Фрейда – это сообщение Эго о приближающейся угрозе. В качестве неосознаваемых защитных механизмов срабатывают следующие: отрицание, вытеснение, замещение, перенаправление энергии, поиск рационального толкования, преобразование негатива в позитив, восприятие внутреннего как внешнего.

Основатель этой концепции – швейцарец К. Юнг – в своих выводах был близок к психоанализу Фрейда. Принципиальное отличие заключается в определении пружины личностного развития. Если Фрейд видел ее в сексуальном влечении, то Юнг – в творческой энергии человека.

В теории Юнга личность – это симбиоз унаследованных и воплощенных архетипов. В зависимости от их комбинации формируется индивидуальность. Юнг ввел в психологию понятие личностной ориентации: интроверсии и экстраверсии.

Внимание деятельных и общительных экстравертов обращено на внешние раздражители. А стремящиеся к созерцательности и уединенности интроверты сосредоточены на своем внутреннем мире. Комбинация ориентационной установки и ведущих функций психики приводит к генерации определенного психотипа.

Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.

Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.

Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.

Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.

Поведенческая линия человека, согласно этой концепции, зависит от его научения. Каждая личность – это комплекс приобретенных рефлексов и реальных навыков, плюс комбинация внутренних параметров: персональной важности, автоэффективности и доступности. Второй части факторов принадлежит первостепенная роль в личностном развитии.

В создание этой теории особый вклад внесли отечественные психологи С. Рубинштейн и А. Брушлинский. С их точки зрения, личностью можно назвать сознательного члена социума, реализующего полезные для общества функции.

Личностное устройство можно представить как сложную взаимосвязь индивидуальных характеристик: задатков, характера, установок, способности к самоконтролю – и экзистециональных системных блоков: страхов, совести, решимости, заботы.

Ключевые факторы развития личности, по утверждению сторонников данного учения, – генетика и среда. Компоненты личностной структуры — сумма черт характера, свойств темперамента и социально детерминированных качеств. Своеобразие личности зависит от соотношения биологически обусловленных данных и совокупности приобретенных содержательных блоков.

Перечисленные основные теории личности, объясняя те или иные внутренние процессы и предсказывая поведенческие реакции индивида, вносят свой вклад как в академическую психологию, так и в классическую психиатрию.

Источник:
Теории личности
В современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в
http://rostduha.ru/teorii-lichnosti/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES