Конструктивный конфликт

Конструктивный способ разрешения конфликтов: методика разрешения и примеры

Конструктивный способ разрешения конфликтов: методика разрешения и примеры

В родительской жизни возникает довольно много конфликтных ситуаций между родителем и ребенком. И причина — в столкновении интересов. Ребенку нужно одно, а родителю — совершенно другое.

Метод конструктивного решения конфликтов дает ребенку почувствовать себя важным, показывает, как нужно уважительно общаться в семье, учитывает интересы и родителя и ребенка, дает возможность выиграть всем.

Данный метод можно и нужно применять как можно раньше — лет с двух вполне, но в немного адаптированном виде. Чем старше ребенок, тем этот метод должен применяться все более четко и полностью.

  1. Определить истинные желания и интересы каждой из сторон.
  2. Сказать самому (если ребенок маленький) или обсудить решения конфликта
  3. Оценить предложения, исходя из истинных интересов каждого. Выбрать один.
  4. Проговорить, как это решение будет выполняться — детали и важные моменты.
  5. Выполнить решение. Проверить, выполняется ли оно ребенком.

Если решение не выполняется, велика вероятность, что его интерес не был учтен.

Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения.

Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания.

Тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку.

Под Новый год у папы с его тринадцатилетним сыном произошла ссора. Испорчен был и новогодний вечер, и часть школьных каникул. Вообще-то все случилось из-за пустяка: сын не захотел отправиться в ванну мыться. Рассказывая потом о конфликте, папа недоумевал: «Обычно этот вопрос у нас не вызывал никаких затруднений. Но тут что-то заклинило. Возможно, я приказал слишком резко или сделал это в неподходящий момент. А потом, как я чувствовал, для него дело пошло „на принцип“: хотел настоять на своем, показать характер. Я тоже не сдавался. В конце концов насильно загнал его в ванну и запер на час, пока не вымоется. Он вымылся, конечно, но потом мы несколько дней не разговаривали».

Папа очень точно уловил желание сына отстоять право на самостоятельность. Однако предпочел решать конфликт первым неконструктивным способом.

— А что было бы, если бы в тот момент вы активно послушали сына? — спросили папу на занятиях.

— Ну, все пошло бы, конечно, иначе. И он не так бы упрямился, да и мне не захотелось бы уже так давить на него.

Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях.

Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.

Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:

1. Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.

Предложения мамы были такие:

Стоит заметить, что некоторые предложения ребят (например, второе) с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

В примере с мальчиками и мамой этот этап проходил так:

В конечном итоге выбирается предложение 4.

Там же ответы два комментария читательниц и вариант применения данного метода в ситуации, когда конфликт возникает между детьми, а вы в него попали как посредник.

Аудио я записывала как сопровождение к ЧЕК-ЛИСТУ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЕМ И РЕБЕНКОМ. Я его создала так же, как и предыдущий — чек-лист экологичного выражения негативных эмоций родителя , с целью «распечатать и пользоваться каждый день». Чек-лист можно скачать за вашу цену.

Вы же, надеюсь, понимаете, что таким образом у вас вполне получится решать конфликты не только с ребенком, а и с другими взрослыми? ??

Аудио записано Инной Морозовой

Часть примеров — из книги

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»

Понравился пост? Поделитесь с друзьями — кнопочки внизу вашего монитора.

Источник:
Конструктивный способ разрешения конфликтов: методика разрешения и примеры
Конструктивный способ разрешения конфликтов: методика разрешения и примеры В родительской жизни возникает довольно много конфликтных ситуаций между родителем и ребенком. И причина — в
http://jablogo.com/parenting-in-the-family/conflict-resolution.html

КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ

разновидность Конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; Возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, Непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных, а также неверных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, тех и других.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ» в других словарях:

Конфликт продуктивный (конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, что при определенных … Психологический лексикон

конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ — – наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Для возникновения К. м. необходимо одновременное наличие трех условий: противоречия в межличностном взаимодействии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Конфликт — [лат. conflictus столкновение] столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по… … Психологический лексикон

Конфликт — – несогласие во мнении, убеждениях, вследствие противоречия интересов. Считают, что хуже всего, когда сталкиваются интересы. Наиболее целесообразное речевое поведение при конфликте – искать компромисс, соблюдая обычные правила культуры речевого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОНФЛИКТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ — – проявление международных отношений в виде противодействия, в которое вступают государства на почве противоречий различного характера. Эти противоречия достигают высокой степени остроты, назревает необходимость их разрешения, и, обосновывая эту… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Конфликт — Конфликты с участием человека разделяют на 2 типа: социальные и внутриличностные. К. социальный чаще деструктивный способ развития и разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии. К. внутриличностный выраженное негативное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Групповые конфликты — Конфликт (К.) порождаемая обострением противоречий одна из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающаяся в их активно негативной направленности относительно друг друга. К. выполняет позитивные и негативные … Психология общения. Энциклопедический словарь

Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

межэтнические конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Любой М.к. носит уникальный характер.… … Этнопсихологический словарь

Источник:
КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ
разновидность Конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; Возникает, как правило, вследствие
https://psychology_pedagogy.academic.ru/8322/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A4%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%A2_%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%99

Умение строить конструктивный конфликт

Конструктивный конфликт— это противостояние мнений, суждений, идей, при котором каждый его участник имеет цель аргументированно и спокойно отстоять свою точку зрения, не задевая чувств и не унижая оппонента.

В команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рождается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения

партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации в защиту своей позиции, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата. Главное отличие такого конструктивного конфликта — акцент на разностороннее исследо­вание проблемы на фоне отсутствия личных обид.

Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает, что член команды владеет искусством поведения в условиях конструктивного конфликта. Фактически конструктивный конфликт складывается к ходе острой групповой дис­куссии, когда сталкиваются мнения, подходы, идеи, сценарии реализации заду­манного.

Поведение в условиях конструктивного конфликта— это, прежде всего, зна­ние техник и умение ими пользоваться. Именно поэтому многие команды специ­ально проходят тренинг коммуникативной компетентности.

Для того чтобы оценить собственное умение строить конструктивный конфликт, Вам необходимо честно и объективно ответить на следующие вопросы:

— Умеете ли вы внимательно слушать партнера и использовать техники актив­ного слушания («вербализации» ступеней А, Б, В: повторение, перефразирова­ние, интерпретация слов партнера)?

— В какой степени вы владеете техниками снятия напряжения (подчеркивание общности с партнером, вербализация эмоционального состояния, проявление интереса к проблемам партнера и др.)?

— Умеете ли вы подбирать и формулировать аргументы, отражающие вашу позицию?

— Умеете ли грамотно, конструктивно и эффективно строить контраргументацию?

— Умеете ли вы находить общее в своей позиции и суждениях, идеях, предло­жениях своих коллег?

— Владеете ли вы техниками эффективного общения, противостояния манипу­лированию и цивилизованного влияния?

Вы считаете, что не имеете представления и не владеете техниками конструктивного конфликта

Вы считаете, что плохо владеете искусством конструктивного конфликта. Вы знаете, но не используете техники активного слушания (вербализации), техники снятия напряжения, тех­ники контраргументации и пр. Вы довольно сумбурно строите собственную систему аргу­ментации, а подбирать контраргументы для вас чрезвычайно сложно. Столкновение мне­ний вы воспринимаете как личную обиду, вас переполняют эмоции, которые мешают конструктивно работать с информацией. Вы считаете, что вам необходимо длительное упражнение в техниках эффективного общения ____________

Вы считаете, что делаете успехи в овладении техниками конструктивного конфликта. Вы пробуете включать в общение техники активного слушания, снятия напряжения. Готовясь к дискуссии, продумываете систему аргументации собственной позиции с учетом воспри­ятия и ожиданий ваших коллег. Вам еще непросто находить контраргументы, вы не всегда успеваете быстро отреагировать контраргументом на аргументы партнера. Вы считаете, что вам нелегко быстро искать общее в разных позициях. Вы активно тренируете себя, совершенствуете свое владение техниками эффективного общения_____________

Вы считаете себя довольно успешным в условиях конструктивного конфликта. Вы владеете и успешно применяете техники вербализации, снятия напряжения, аргументации, контр­аргументации, противостояния манипулированию. Вы успешны в искусстве переговоров, умеете убеждать, оказывая цивилизованное влияние. Однако бывает, что вы недовольны собой, считая, что можно было провести дискуссию или переговоры более эффективно

Вы считаете себя мастером конструктивного конфликта, переговоров, цивилизованного влияния. Вы неизменно техничны и адекватны ситуации. Вас уважают, слушают, соглаша­ются. При этом вы умеете подчеркнуть значимость позиции, предложения, суждения дру­гого, оказать ему эмоциональную и информационную поддержку

Данная шкала отражает уровень профессиональной компетентности: насколь­ко член команды владеет предметом основной деятельности, умеет ли он грамотно спланировать свою работу и привлечь необходимые для выполнения ресурсы, на­сколько высока его работоспособность.

2.1. Профессиональное знание предмета основной деятельности

В каждой профессии существует негласные эталоны знания предмета. Насколько Вы приближаетесь к этому эталону в знаниях предмета основной деятельности, Вам предстоит оценить по 10-балльной шкале. Прежде чем выставить себе опре­деленный балл, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:

— Насколько хорошо вы владеете предметом своей деятельности?

— Все ли профессиональные требования вы выполняете?

— Стремитесь ли вы постоянно пополнять профессиональные знания, повышать свою квалификацию?

— Насколько терпимо вы относитесь к профессиональной конкуренции? Легко ли Вам признать победы, заслуги, удачи коллег?

— Есть ли у вас свой уникальный и продуктивный стиль в профессии?

Источник:
Умение строить конструктивный конфликт
Конструктивный конфликт — это противостояние мнений, суждений, идей, при котором каждый его участник имеет цель аргументированно и спокойно отстоять свою точку зрения, не задевая чувств и не унижая
https://cyberpedia.su/2x7a6b.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES