Конспекты уроков по этике и психологии семейной жизни

Введение в курс — Нравственные основы семейной жизни

Введение в курс "Нравственные основы семейной жизни"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Коллектив средней общеобразовательной школы №14 г. Нягани Тюменской области работает по программе развития "Школа возрождения".

Реализация Программы “Школа возрождения” предполагает открытость школы для позитивного воспитательного опыта Православной церкви как фактора развития отечественной культуры. В рамках этой Программы мною преподается курс "Нравственные основы семейной жизни".

Авторы – составители экспериментального курса:

Моисеев Д.А. – иерей, священник г. Екатеринбурга, кандидат биологических наук;

Монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.

Авторами предоставлен очень ценный, уникальный по содержанию материал, (огромное им за это спасибо), однако, на мой взгляд, он скорее ориентирован на учащихся гимназических классов и учащихся воскресных школ, необходим для педагогов и родителей. Как много мы не знаем!

Содержание курса адаптировано к условиям нашей школы, с учетом того, что:

1) Школа не призывает к воцерковлению – это дело семьи и лично каждого человека – она, как уже было сказано выше, готовит их к созданию крепкой, счастливой семьи через введение старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для нашего Отечества;

2) Программа рассчитана на 2 года обучения, а нам хотелось дать основы курса и для нынешних выпускников-учащихся одиннадцатых классов.

3) На уроках часто использую фильмы – беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев.

Поэтому пришлось какие-то темы объединить, какие-то, наоборот, расширить дополнительными материалами;

Примером такой адаптации является первое занятие, которое вводит учащихся в курс "Нравственные основы семейной жизни":

1. Составлена презентация с одноименным названием, для того, чтобы заинтересовать учащихся и дать представление об особенностях и содержании курса.

2. Рекомендованный авторами фильм В. Яцкина "Под солнцем" о судьбе двух молодых людей (музыкант и миллионер Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством и знаменитая пианистка Полина Осетинская) заменен фильмом того же автора "Пролог". В нем рассказывается о судьбах детей из неблагополучных семей, ставших беспризорными, старшеклассники задумываются о причинах несчастия героев фильма. Этот фильм, на мой взгляд, более близок к теме.

Конспект занятия для старшеклассников: "Введение в курс "Нравственные основы семейной жизни"

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах появится

такой предмет, как "Этика и психология семейной жизни",

но чтобы в отличие от старого, советского варианта,

он отражал православный взгляд на семью.

Протоиерей Илия Шугаев.

Из книги "Один раз на всю жизнь".

Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся содержанием курса "Нравственные основы семейной жизни"; помочь учащимся правильно осмыслить понятия "счастье", "семья", "смысл жизни";

Оборудование: аудиозапись песни в исполнении Анны Герман "Сумерки" (3 мин. 21 сек.), фильм В. Яцкина "Под солнцем" – часть 6. "Пролог"(23 минуты), презентация "Нравственные основы семейной жизни" (см. материал на диске), бланки анкеты ЦЗМ "Колыбель" г. Екатеринбурга (см. Приложение 1) [5].

прослушивание аудиозаписи песни в исполнении Анны Герман "Сумерки".

– Каким же видит исполнительница счастье? Ответы учащихся: счастье приходит неожиданно; оно во всем; это любовь; это свидание с любимым; это тишина вокруг и тишина в душе, покой; это понимание без слов;

– Согласны ли вы с таким пониманием счастья? Что для вас счастье? Ответы учащихся: счастье, когда тебя понимают близкие люди; когда дома в семье все хорошо; когда люди любят друг друга; когда заболел и потом выздоровел; мы не замечаем, что были счастливы, пока не встретимся с несчастьем.

Учитель: Хочется процитировать слова французского литератора и философа 18 века Гельвеция о том, что "Двумя обычными причинами несчастья людей являются: 1) незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми; 2) мнимые потребности и безграничные желания". Мы не раз еще вернемся к теме счастья и у вас будет возможность высказать свою точку зрения.

Учитель: Мы начинаем изучение нового курса, оценку по которому вам поставит сама жизнь. Будете ли вы счастливы в семейной жизни или нет, зависит во многом от вас самих. Мы постараемся с вами посмотреть на семейную жизнь взрослым взглядом, без идеализации и запугивания. На наших занятиях мы постараемся быть друг с другом честными. Будем вести диалог, активно обсуждать проблемы, которые будут сформулированы в теме урока [5]. Более подробно о курсе вы узнаете из презентации.

Слайд 1. Титульный.

Слайд 2. Информация об авторах-составителях.

Далее учитель сопровождает просмотр презентации комментариями:

Слайд 3. Семья одна из самых важных ценностей в жизни каждого человека. Ведь в семье рождаются и воспитываются дети, передается духовный, нравственный, культурный опыт новому поколению, оказывается психологическая помощь ее членам.

Вместе с тем, семья – основа любого государства. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Слайд 4. К сожалению, в настоящее время, в российском обществе, да и во всем мире наблюдается кризис семейных отношений:

– начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения;

– уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость;

– количество заключаемых браков равно количеству разводов;

– 1/3 детей воспитывается в неполной семье;

– разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни;

– о семье формируются ложные мнения и установки,

– насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом "Бери от жизни все!" И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях. Наверное, вы согласитесь, что "физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится" [5]. Для того, чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса.

Слайд 5. Цель курса: Введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка старшеклассников к созданию крепкой, счастливой семьи.

Слайды 6-7. Разработчиками курса поставлены задачи:

– познакомить учащихся с ценностями и нормами семейной жизни;

– способствовать формированию традиционных и собственных семейных ценностей у учащихся;

– снижать риски на пути к созданию будущей крепкой и счастливой семьи;

– обучать основам психологической безопасности в семье;

– помогать старшеклассникам в решении жизненных проблем;

Слайды 8-9. Новизна и изюминка элективного курса в том, что практически на каждом занятии, мы будем рассматривать изучаемый материал с точки зрения психологии и педагогики, православной религии, культуры, социологии и медицины. Особенностью курса является его направленность на перспективу вашей жизни. То есть, полученные знания вы сможете применить в будущем. Однако многие знания пригодятся вам уже сейчас.

Слайды 10-11. У нас есть учебники для учащихся, хрестоматия. Курс снабжен мультимедийным приложением. В нем есть контрольные задания для, диагностические материалы, тематический словарь, дополнительный материал для любознательных.

Слайд 12. Программа рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю.

Материал делится на 3 раздела: "Личность и межличностные отношения", "Возрасты семьи", "Я – семья – общество".

Слайд 13. Общая тематика занятий – что такое счастье и как его достигнуть.

Д/З. Дома вам нужно заполнить анкету (Приложение 1), которая поможет нашей работе в течение всего года [5].Принести ее нужно будет к следующему уроку. Отвечать следует искренне. Вы можете менять почерк. Анкета анонимная, достаточно в конце анкеты указать ваш возраст и пол.

Слайд 14. В I разделе “Личность и межличностные отношения”,

Слайд 15. Вы будете изучать себя.

Слайд 16. Познакомитесь с особенностями подросткового и юношеского возраста, откроете для себя тайну половых различий. Узнаете, почему мужчины и женщины ведут себя так по-разному. Дадите характеристику мужественности и женственности, определите, как эти особенности проявляются в семейных отношениях, как влияют на климат в семье.

Слайд 17. Вы узнаете о настоящей дружбе, о том, какой должна быть любовь между супругами.

Слайд 18. Во II разделе изучаются возрасты семьи.

Слайд 19. Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи.

Слайд 20. Узнаем, что человек для семейной жизни ищет не просто свою половинку, он соединяет два разных рода, чтобы дать жизнь новой ветви. И к этому нужно подходить очень ответственно. Мы будем разбираться в том, кто должен быть главой семьи, какова роль мужчины и женщины в семье, исходя из того, что написано в Священном Писании: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника. ".

Слайд 21. И конечно, о свадьбе – Дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а ". оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть". На этом занятии дается понятие о различиях гражданского и церковного брака, раскрывается духовный смысл Таинства венчания.

Слайд 22. Еще одна трепетная тема "Семья в ожидании ребенка". Ведь первый опыт любви и счастья дети получают в родительской семье.

Слайд 23. И, наконец, III раздел: Я – семья – общество.

Слайд 24. Здесь мы будем анализировать трудности первого года семейной жизни, причины и последствия разлада семейных отношений, пути их преодоления. Познакомимся с основами психологической безопасности в семейных отношениях.

Слайд 25. На заключительных занятиях программой предусмотрены темы о христианской семье, о святых покровителях семьи, о святых семействах. На этих примерах и на примерах известных вам семей вы раскроете для себя секреты супружеского долголетия.

Слайд 26. Беседы, лекции, диспуты, анкетирование и тестирование, просмотр видеофильмов, написание творческих работ помогут нам сделать занятия интересными и содержательными.

Слайд 27. Оценку по предмету вам поставит жизнь.

Слайд 28. Спасибо за внимание и будьте счастливы!

Какие темы в программе показались вам особенно интересными, почему?

Учитель: Одним из главных из главных предназначений семьи является хранение и приумножение любви. Семья это малая Отчизна, где ничто не является чужим, на все простирается личное переживание. Семья есть тихая пристань, в которой находит отдых и утешение расстроенное сердце человека. Семья – это универсальный мир, который должен защищать человека от всех неурядиц жизни. То, что разрушает семью, есть покушение на полноту и само существование человеческой жизни. Фильм поможет вам еще раз задуматься о том, что же такое человеческое счастье.

Бог наделил человека свободной волей. Мы сами делаем выбор, по какому пути пойти. Но мы сами будем отвечать за свое решение. Все люди хотят быть счастливыми. Но не у всех это получается. Сейчас вы посмотрите отрывки их фильма о судьбах беспризорных детей и не только о них. Выводы делайте сами. Ваше мнение вы сможете высказать на следующем уроке [5].

В заключение хочется выразить свою глубочайшую признательность авторам курса, коллегам по работе в школе, а правильнее сказать, единомышленникам за все то, что с нами происходит. У нас есть общее дело, есть замечательные цели, мы вместе развиваемся, познаем тайны православия, изучаем культуру России, становимся компетентнее в плане духовно-нравственного воспитания и образования наших детей.

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.
  • Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
  • Василий Ирзабеков. Тайна русского слова. “Даниловский благовестник”, г. Москва, 2008.
  • Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Материалы для проведения уроков. Екатеринбург. 2008.
  • Монахиня Нина Крыгина, священник Д. Моисеев. Нравственные основы семейной жизни. Хрестоматия по учебному курсу. Екатеринбург. 2008.
  • О христианском браке и об обязанностях мужа и жены – М. “Покров”, 2010.
  • Шугаев Илия. Один раз на всю жизнь. М. 2011.
  • Источник:
    Введение в курс — Нравственные основы семейной жизни
    Цель занятия: заинтересовать учащихся содержанием нового курса, дать представление об особенностях и содержании занятий.
    http://festival.1september.ru/articles/606409/

    Конспекты уроков по этике и психологии семейной жизни

    Конспекты уроков по этике и психологии семейной жизни

    1. Рассмотреть понятие «репродуктивное здоровье» и проблемы его сохранения.

    2. Показать личностную и общественно – политическую значимость репродуктивного здоровья.

    3. Работать над развитием коммуникативных навыков.

    1. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») //Социс. — 2000. — № 11

    2. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989

    . 3. Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Грач В.А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Ек., 1997

    2. Мультимедийный проектор

    Презентация к уроку

    Тема: Репродуктивное здоровье.

    1. Рассмотреть понятие «репродуктивное здоровье» и проблемы его сохранения.

    2. Показать личностную и общественно – политическую значимость репродуктивного здоровья.

    3. Развивать коммуникативные навыки.

    Эпиграф: «Каждый имеет право быть хорошо рожденным». (Неизвестный автор)

    Оборудование:ПК, мультимедийный проектор, шары, карточки.

    Приветствие. Тема урока.

    1. Совместное формулирование цели урока.

    — Целеполагание. Обоснование актуальности темы урока.

    — Понятие «репродуктивное здоровье».

    — Общественно – политическое значение репродуктивного здоровья населения.

    — Проблемы охраны репродуктивного здоровья.

    — Факторы репродуктивного здоровья.

    — Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия.

    3. Эпиграф: «Каждый имеет право быть хорошо рожденным». (Неизвестный автор)

    Как вы понимаете эти слова?

    4. Актуальность темы урока . Думаю, вы со мной согласитесь: тема занятия актуальна для каждого из вас, ведь вы стоите на пороге взрослой жизни и уже через 2-3 года, возможно, станете родителями. И именно от вас зависит, какой будет ваша семья, какими родятся ваши дети.

    5. Понятие «репродуктивное здоровье».

    Давайте попытаемся сформулировать понятие «репродуктивное здоровье». (Ответы учащихся).

    По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье (РЗ) — это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

    Ключевые показатели РЗ: младенческая и материнская смертность, количество абортов, частота применения контрацептивов.

    6. Общественно – политическое значение репродуктивного здоровья населения.

    РЗ – это не только личностно-значимая категория, но и общественно – политическая. Семья, как важнейшая система общества, находится в кризисе. На протяжении последних 15 лет она не справляется со своими функциями, прежде всего с репродуктивной, обеспечивающей биологическое и социальное воспроизводство населения.

    Это подтверждают статистические данные, с которыми вас познакомят Катя и Альфия.

    Статистические данные. Вопросы.

    Численность потенциальных матерей (особенно в возрастной группе — 20-25 лет) за последние 10 лет сократилась на 15 процентов. Начиная с середины 1990-х годов, число ожидаемых детей не превышает 1 ребенка. Драматичность ситуации отражена в подсчетах демографов о 12 млн. не родившихся в России детей за эти годы. Еще драматичнее перспективная оценка этой цифры. Она — предвестник резкого сокращения численности россиян уже в ближайшие годы.

    7.Проблемы охраны репродуктивного здоровья.

    Каковы причины сложившейся ситуации?

    Раннее начало половой жизни. Акселерация. Психосекоуальная зрелость – это не только физиологическая способность к интимным отношениям, но прежде всего зрелость сексуальных мотивов и сформированность чувства ответственности. Без них половое общение не только неполноценно, но и опасно.

    Рискованное половое поведение. Нежелательная беременность, венерические заболевания, СПИД, разочарование в жизни, трудности со вступлением в брак.

    Аборт. Бесплодие, невынашивание последующих беременностей, гинекологические заболевания, риск для здоровья, а порой и для жизни.

    Рост числа разводов. Неверность, пьянство, конфликтность внутрисемейных отношений, отсутствие гармонии в браке, материально-бытовые проблемы, необдуманное вступление в брак.

    Ухудшение психического и физического здоровья населения. Экология, вредные привычки, стрессы, отсутствие мотивации на ЗОЖ.

    8. Психотехническое упражнение Внутренний луч. Музыка. Это упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие,

    Займите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т. д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются мышцы лица, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью.

    9. Игра «Дискуссионные качели». Суть игры – имитация раскачивающихся качелей. Две группы поочередными толчками приводят в движение качели. Вопрос для обсуждения: нужно ли запретить аборты? Одна группа доказывает, что аборты нужно запретить, другая – выдвигает противоположные аргументы. Минута на размышление. Дискуссия. Вывод: аборты запретить нельзя, но нужно заниматься пропагандой контрацептивных средств и планированием семьи.

    10.Данные опроса. Каково же отношение наших старшеклассников к вопросам половой морали, рождению детей? Опрос проводили Алена, Дима и Алена. Вопросы.

    11.Факторы репродуктивного здоровья. Что нужно сделать для сохранения собственного репродуктивного здоровья? Слепая схема.

    12. Понятие «планирование семьи».Планирование семьи – это совокупность социально-экономических, правовых, медицинских, педагогических мероприятий, направленных на рождение желанных детей, воспитание в обществе культуры осознанного родительства, достижение гармонии в браке, поддержание репродуктивного здоровья населения.

    Право планировать свою семью, т.е. выбирать количество детей, время их рождения, избегать ненужных тревог и волнений — это право каждого человека, провозглашенное ООН.

    Демографическое благополучие общества может обеспечить только молодая семья. Среднее число детей, рожденных женщиной за весь детородный период — 1,7-1,8. для простого воспроизводства необходимо в каждой семье иметь 3 ребенка. Актуальное репродуктивное поведение – это ориентация семей на рождение трех детей.

    Источник:
    Конспекты уроков по этике и психологии семейной жизни
    Конспекты уроков по этике и психологии семейной жизни 1. Рассмотреть понятие «репродуктивное здоровье» и проблемы его сохранения. 2. Показать личностную и общественно
    http://www.openclass.ru/node/226158

    Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» 1206

    Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» 1206

    Сурикова Я.А., Средняя общеобразовательная школа № 45, Петропавловск-Камчатский, Россия

    Full Text (PDF, 164 kb)

    Citation Google Scholar

    Актуальным в связи с этим представляется разработка программ элективных курсов, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

    В данной статье представлен вариант конспекта занятия элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Программа данного курса рассчитана на 32 учебных часа, рекомендуемый режим занятий –2 часа в неделю.

    Целями курса являются: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

    1. Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.

    2. Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям.

    3. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.

    4. Способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

    Таблица 1 Примерное тематическое планирование

    Источник:
    Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» 1206
    The article is devoted to the methodical problems of teaching of the election course for senior pupils «Ethics and home life psychology». The purposes, tasks, methods of teaching are described. The example of lesson abstract, variants of homework for pupils are presented.
    http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n3/35747_full.shtml

    План-конспект занятия (4 класс) по теме: Методическая разработка занятия в группе продлённого дня — Семейные праздники

    Методическая разработка занятия в группе продлённого дня "Семейные праздники"

    Данная разработка подойдёт и для подготовки урока по ОРКСЭ ( блок «Светская этика» ) «Семейные праздники».

    Разработка урока по курсу ОРКСЭ ( модуль «Светская этика» ) в 4 классе.

    Тема: «Семейные праздники» ( урок № 28 ).

    Творческая группа учителей

    ГБОУ лицея № 344

    Бурякова Е.А., Волкова Е.Г., Воробьева С.В.,

    Лихоткина Э.П., Шварева С.В.

    Предметные : сформировать представления учащихся о традиции семейных праздников, познакомить с этапами организации семейного праздника, установить зависимость между этапами семейного праздника

    Метапредметные : формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность

    регулятивные : формировать умение корректировать свою деятельность:

    личностные : развивать инициативность, любознательность:

    коммуникативные : умение работать в парах ( группах), развитие умение вносить посильную помощь в организацию семейного праздника:

    познавательные : работа с информацией, умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы:

    Оборудование: учебник/ Основы светской этики М. Просвещение 2012, компьютер, презентации учащихся, презентация для работы на уроке ( в программе SMART), тетради, толковый словарь Ожегова С.И. ( один на группу)

    — Сегодня на уроке нас ждет интересная работа, вы узнаете много интересного, знания помогут вам и в жизни.

    2. Проверка домашнего задания.

    — На какие вопросы мы отвечали на прошлом уроке?

    — ( Что такое этикет?)

    — ( Откуда пришло это слово? )

    — ( Для чего в жизни нам нужен этикет?)

    Выступление учащихся с презентациями: «Что такое этикет?» ( презентация 1) , «Этикет в одежде» ( презентация 2) , «Этикет в речи» ( презентация 3).

    1. Постановка учебной задачи. Определение цели урока.

    — Разгадайте кроссворд. ( Презентация 4. Кадр 2).

    1. Основа этикета.

    2. Группа людей, объединенная родственными отношениями.

    3. Одно из требований этикета к праздничной одежде.

    4. Родина этикета.

    5. Обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

    6. Свод норм, правил общения людей между собой,поведение каждого конкретного человека в обществе.

    Ключевые слова : семейные праздники .

    — Определите цель урока.

    — На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Что такое праздник, когда возникли праздники, как организовывается семейный праздник и т.п. )

    Вопросы учащиеся записывают на доке.

    Сформулируйте своими словами ответ на вопрос : что такое праздник ?

    Работа в группе.

    — Найдите толкование слова в словаре Ожегова. ( Презентация 4. Кадр 3)

    — О каких значениях слова вы даже не догадывались?

    — Какое значение слова имеет прямое отношение к уроку?

    Запишите число и тему урока в тетрадь.

    — Презентация 4. Кадр 4.

    — Работа в паре. Найдите ответ на вопрос на стр 58 учебника.

    — Обоснуйте свое мнение.

    — Запишите главное в тетрадь.

    — Презентация 4. Кадр 5.

    Работа в паре. Найдите ответ на вопрос на стр 59 учебника. Ответ отобразите в виде схемы. Схемы выполните в тетради.

    — Объясните своими словами, какие праздники называют государственными, общественными, семейными.

    Презентация 4. Кадр 6.

    — Работа в группах. Распределите праздники по группам, таблицу выполните в тетради..

    — Добавьте в каждую группу свои примеры.

    — Назовите особенности семейного праздника.

    — Кто создает традицию семейных праздников?

    — Кто участвует в семейном празднике?

    — Кого объединяет семейный праздник?

    Презентация 4. Кадр 6.

    — Работа в группе.

    -Дайте толкование понятию «семейный праздник», запишите его в тетрадь.

    — Работа в группе.

    — Когда, при каких условиях семейный праздник сблизит семью?

    Презентация 4. Кадр 8.

    — Работа в паре. Ответ отобразите в виде схемы, выполните схему в тетради.

    Презентация 4. Кадр 9.

    — Разработайте свои советы к каждому пункту плана. ( 1 группа – организация праздника, 2 группа – проведение праздника, 3 группа – подведение итогов праздника ).

    — Какие этапы организации семейного праздника вы можете выполнить самостоятельно?

    — На каких этапах организации семейного праздника вы можете вносить посильную помощь?

    — Подведем итог урока.

    — Какую цель ставили, достигнута ли цель?

    — На какие вопросы искали ответы?

    — На все ли вопросы ответили?

    — В дневнике , в графе «Самооценка» схемой-смайликом оцените свою работу на уроке.

    — Повторить материал урока стр 58 – 59 ( или по записям в тетради ).

    — Задание на выбор : рассказ о семейном празднике с фотографиями, или сочинение – миниатюра «Какой семейный праздник мне обязательно хотелось бы внести в мою семью», или пример из литературы «Как выбирают подарки».

    Разработка урока по курсу ОРКСЭ ( модуль «Светская этика» ) в 4 классе.

    Тема: «Семейные праздники» ( урок № 28 ).

    Творческая группа учителей

    ГБОУ лицея № 344

    Бурякова Е.А., Волкова Е.Г., Воробьева С.В.,

    Лихоткина Э.П., Шварева С.В.

    Предметные : сформировать представления учащихся о традиции семейных праздников, познакомить с этапами организации семейного праздника, установить зависимость между этапами семейного праздника

    Метапредметные : формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность

    регулятивные : формировать умение корректировать свою деятельность:

    личностные : развивать инициативность, любознательность:

    коммуникативные : умение работать в парах ( группах), развитие умение вносить посильную помощь в организацию семейного праздника:

    познавательные : работа с информацией, умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы:

    Оборудование: учебник/ Основы светской этики М. Просвещение 2012, компьютер, презентации учащихся, презентация для работы на уроке ( в программе SMART), тетради, толковый словарь Ожегова С.И. ( один на группу)

    — Сегодня на уроке нас ждет интересная работа, вы узнаете много интересного, знания помогут вам и в жизни.

    2. Проверка домашнего задания.

    — На какие вопросы мы отвечали на прошлом уроке?

    — ( Что такое этикет?)

    — ( Откуда пришло это слово? )

    — ( Для чего в жизни нам нужен этикет?)

    Выступление учащихся с презентациями: «Что такое этикет?» ( презентация 1) , «Этикет в одежде» ( презентация 2) , «Этикет в речи» ( презентация 3).

    1. Постановка учебной задачи. Определение цели урока.

    — Разгадайте кроссворд. ( Презентация 4. Кадр 2).

    1. Основа этикета.

    2. Группа людей, объединенная родственными отношениями.

    3. Одно из требований этикета к праздничной одежде.

    4. Родина этикета.

    5. Обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

    6. Свод норм, правил общения людей между собой,поведение каждого конкретного человека в обществе.

    Ключевые слова : семейные праздники .

    — Определите цель урока.

    — На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Что такое праздник, когда возникли праздники, как организовывается семейный праздник и т.п. )

    Вопросы учащиеся записывают на доке.

    Сформулируйте своими словами ответ на вопрос : что такое праздник ?

    Работа в группе.

    — Найдите толкование слова в словаре Ожегова. ( Презентация 4. Кадр 3)

    — О каких значениях слова вы даже не догадывались?

    — Какое значение слова имеет прямое отношение к уроку?

    Запишите число и тему урока в тетрадь.

    — Презентация 4. Кадр 4.

    — Работа в паре. Найдите ответ на вопрос на стр 58 учебника.

    — Обоснуйте свое мнение.

    — Запишите главное в тетрадь.

    — Презентация 4. Кадр 5.

    Работа в паре. Найдите ответ на вопрос на стр 59 учебника. Ответ отобразите в виде схемы. Схемы выполните в тетради.

    — Объясните своими словами, какие праздники называют государственными, общественными, семейными.

    Презентация 4. Кадр 6.

    — Работа в группах. Распределите праздники по группам, таблицу выполните в тетради..

    — Добавьте в каждую группу свои примеры.

    — Назовите особенности семейного праздника.

    — Кто создает традицию семейных праздников?

    — Кто участвует в семейном празднике?

    — Кого объединяет семейный праздник?

    Презентация 4. Кадр 6.

    — Работа в группе.

    -Дайте толкование понятию «семейный праздник», запишите его в тетрадь.

    — Работа в группе.

    — Когда, при каких условиях семейный праздник сблизит семью?

    Презентация 4. Кадр 8.

    — Работа в паре. Ответ отобразите в виде схемы, выполните схему в тетради.

    Презентация 4. Кадр 9.

    — Разработайте свои советы к каждому пункту плана. ( 1 группа – организация праздника, 2 группа – проведение праздника, 3 группа – подведение итогов праздника ).

    — Какие этапы организации семейного праздника вы можете выполнить самостоятельно?

    — На каких этапах организации семейного праздника вы можете вносить посильную помощь?

    — Подведем итог урока.

    — Какую цель ставили, достигнута ли цель?

    — На какие вопросы искали ответы?

    — На все ли вопросы ответили?

    — В дневнике , в графе «Самооценка» схемой-смайликом оцените свою работу на уроке.

    — Повторить материал урока стр 58 – 59 ( или по записям в тетради ).

    — Задание на выбор : рассказ о семейном празднике с фотографиями, или сочинение – миниатюра «Какой семейный праздник мне обязательно хотелось бы внести в мою семью», или пример из литературы «Как выбирают подарки».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Режимные занятия в группе продленного дня.

    Данная методическая разработка поможет воспитателю познакомить детей 1-2 класса с зимующими птицами. В результате групповой работы ребята обсудят и выберут, пользуясь определёнными критериями, из пред.

    Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движенияЗадачи:-закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;-познакомить с историей возникнове.

    Данный материал содержит план работы воспитателя ГПД на один день с клубным часом на тему «Пришла весна».

    Материал может быть полезен воспитателям ГПД.

    Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов.

    Методическая разработка занятия в группе продленного дня«Олимпийские зимние виды спорта»для учащихся начальной школы.

    Источник:
    План-конспект занятия (4 класс) по теме: Методическая разработка занятия в группе продлённого дня — Семейные праздники
    Данная разработка подойдёт и для подготовки урока по ОРКСЭ ( блок "Светская этика" ) "Семейные праздники".
    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/12/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-v-gruppe

    (Visited 23 times, 1 visits today)

    CATEGORIES