Конфликты и способы их разрешения

Конфликты и способы их разрешения

1. Понятие конфликта и его социальная роль. Конфликт от лат.

Conflictus столкновение это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была е точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.

п. В результате бытует мнение, что конфликт явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. 80 конфликтов возникает помимо желания их участников.

Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены это слова, действия или бездействия, могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть.

Она выглядит следующим образом КОНФЛИКТ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ИНЦИДЕНТ Конфликт это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Источник:
Конфликты и способы их разрешения
1. Понятие конфликта и его социальная роль. Конфликт от лат. Conflictus столкновение это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
http://5ballov.qip.ru/referats/preview/41414/?referat-konfliktyi-i-sposobyi-ih-razresheniya

Конфликты и способы их разрешения

1. Понятие конфликта и его социальная роль.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

2. Классификация конфликтов

В научной литературе существуют различные классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение: по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.

По объему конфликты подразделяют на:

• между личностью и группой;

Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности ( потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)

Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе настроений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликта довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

3.Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие – жёстко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по- разному.

«Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Действенность людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. «Практик» менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.

Для «собеседника» характерен лозунг «Плохой мир лучше, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. «Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и, стремиться сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.

«Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. «Мыслитель» хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокая.

Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, «мыслители» более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. «Практику» важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. «Собеседники» остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.

4. Причины конфликтов.

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

— достаётся за то, что ты не несешь ответственности;

— тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

— награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?

— тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?

— ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?

— перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.

— за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.

Следующая схема позволяет понять, почему 80% конфликтов возникают самопроизвольно:

БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ ЕЩЕ БОЛЕЕ

ПЕРВЫЙ ОТВЕТНЫЙ СИЛЬНЫЙ ОТВЕТНЫЙ … КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН

Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов…и вот уже конфликт налицо.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

• стремление к превосходству;

Объединяют все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей.

Кратко рассмотрим конфликтогены каждого типа.

Стремление к превосходству:

прямые проявления превосходства: приказания, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм;

снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;

хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, желание «поставить на место» хвастуна;

категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»;

навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просит. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;

перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.

слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «Я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий и т.д.

Структурные факторы возникновение конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые), взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.

5. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Люди неизбежно будут конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Это, повторял Карлсон, «дело житейское», но отнюдь не повод для ссор. Страстный спорщик Вольтер любил говорить собеседнику, что в корне не согласен с его мнением, но готов отдать жизнь за то, чтобы он мог его высказать.

Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:

Рассмотрим более подробно эти стили.

Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточна, сильна, то вам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:

— вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

— решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

— вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

— вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

— вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.

Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

— исход не очень важен для вас или вы считаете, что настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

— у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

— вы хотите выиграть время;

— ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;

— у вас мало власти для решения проблемы;

— вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас.

Он не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.

Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

-вас не особенно волнует случившееся;

-вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

-вы понимаете, что правда на вашей стороне;

-у вас мало шансов победить;

-вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.

Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

— решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни кто не хочет полностью от него устраниться;

— у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

— у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

— вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

— обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, что на равных искать решение проблемы.

Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

— обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

— вас может устроить временное решение;

— вы можете воспользоваться временной выгодой;

— другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

— удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

— компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять.

Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.

В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

Источник:
Конфликты и способы их разрешения
1. Понятие конфликта и его социальная роль. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы пр…
http://www.referatbank.ru/referat/preview/41643/referat-konflikty-sposoby-razresheniya.html

Политические конфликты и способы их разрешения

Многообразные конфликты – явление повседневной жизни любого уровня и во все времена. Но сегодня явственна тенденция к разрастанию конфликтов, подключению к ним большого числа участников, что в условиях взаимозависимости мира несет угрозу существованию человечества. Поэтому не случайно выделение в западной социологической и политологической науке специального направления – конфликтологии. В России конфликтология сформировалась лишь в 90-е годы в связи с интенсивным изучением обострившихся конфликтов в стране.

Классиками в изучении конфликтов в мировой науке признаны К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж. Зиммель, Р. Дарендорф, И. Дойч, Л. Козер и др. Одни из них анализировали конфликты на уровне больших социальных групп (классов, наций), связывая с их разрешением коренные изменения общественной системы. Другие сконцентрировались на повседневных конфликтах малых социальных групп, индивидов, не угрожающих обществу потрясениями.

По-разному оценивается и роль конфликтов в обществе. По мнению Маркса, Дарендорфа, Бертоно и др., он – источник саморазвития общества, по мнению Дюркгейма, Вебера, Парсонса, конфликт – болезнь, аномалия в развитии общества, а потому его следует не допускать или подавлять. Но уже Фрейд доказал, что конфликты – неотъемлемая часть социальных взаимодействий, а Зиммель и Козер показали позитивные и созидательные функции конфликта.

В чем причина столь неоднозначных подходов к изучению конфликтов?

Конфликт (с лат. – столкновение) определяется в социологии как особый тип (способ) социального взаимодействия, предельный уровень общественных противоречий, выражающийся в столкновении социальных субъектов, осознающих несовместимость своих интересов, целей, позиций.

В политологии политический конфликт – это противоборство двух или более сторон по поводу власти. Это борьба политических субъектов за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов, т. е. за все то, что составляет власть и политическое господство.

Государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы (в том числе герб и гимн страны) – все это может быть объектом и предметом политических конфликтов.

В этих определениях просматриваются специфические черты, признаки конфликтов:

— наличие двух или более сторон, интересы которых противоречат друг другу;

— стороны, осознающие свои интересы, цели как несовместимые, создающие конфликт, влияющие на него, выступают субъектами конфликта. Все другие – лишь участники его; (в политических конфликтах в качестве тех и других могут выступать государство и его аппарат, политические партии и парламентские фракции, группы давления, политические лидеры, выражая собственные интересы или интересы больших социальных групп, либо те и другие);

— отношения между субъектами конфликта приобретают форму столкновений, противоборства;

— каждый субъект стремится реализовать свои интересы за счет интересов другого путем его нейтрализации или контролирования. Поэтому действия их становятся несовместимыми.

Объективной основой конфликта служат плюралистическая природа самого общества, неравномерность распределения в нем разнообразных ценностей. В этих условиях претендующие на одну и ту же ценность социальные субъекты не могут в равной мере удовлетворить свои потребности, что ведет к возникновению противоречий между ними.

Однако не из каждого противоречия вырастает конфликт. На его почве складывается лишь предконфликтная ситуация. Возникновение же самого конфликта связано с тем, насколько осознаются как несовместимые интересы обеих сторон, насколько сформирована установка на их противодействие. Поэтому суть конфликта — в несоответствии с тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлеченных в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих свое место в обществе и свое отношение к другим людям, институтам. Иными словами, любой конфликт имеет объективно-субъективную природу.

Часто пусковым механизмом, детонатором, переводящим предконфликтную ситуацию в конфликт, становится какой-либо повод (событие, факт).

Применительно к политическим конфликтам обычно выделяют три основные причины, порождающие противоборство в политике. (4). Это:

1. Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов. Противоречия на этой основе чаще всего обусловливают конфликты интересов между ветвями государственной власти (к примеру, в октябре 1993 года и сегодня в России), правящей элитой и контрэлитой, политическим партиями, группами давления и т. д. Внешне проявления таких конфликтов нейтрализуются легко, но источники их остаются надолго.

2. Расхождения людей, их институтов в базовых ценностях и политических идеалах, в оценке событий, в представлениях. Конфликты на этой почве проявляются как столкновения различных (подчас противоположных) мнений о путях реформирования общества, политической системы. Найти компромиссное решение здесь трудно, особенно в случае противоположных мнений (например, мнение западников и почвенников, ценности коммунистических и либеральных партий в России).

Побуждает к конфликту и неудовлетворенность (полная или частичная) ориентации людей на ряд ценностей, которые не могут быть предметом торга или дележа. Это — базовые потребности человека (П. Сорокин), внутренне самораскрытие (О. Надлер), безопасность, общественное признание (Р. Инглхарт). На этой основе возникают конфликты населения с властью.

3. Идентификация людей, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и другим объединениям, а не к определенному обществу, находящемуся в состоянии дестабильности, преобразования. На этой почве возникают конфликты этносов, рас, религиозных течений и т. д. Они протекают остро, затяжно.

В целом же политические конфликты детерминированы системой экономических, социальных, политических и психологических факторов, поэтому они имеют не просто объектно-субъектную природу, но и являются более сложными, многомерными, способными приобретать более острые формы выражения, тем более что властвующая сторона обладает монополией на применение насилия.

Как правило, политические конфликты так или иначе организованы, институциализированы. Их субъекты представлены институтами, с помощью которых разобщенные граждане становятся единым сообществом, что не исключает возможности отрыва института (политической партии, движения, представительного органа власти и др.) от людей, интересы которых они представляют, и замыкание его на своих собственных интересах.

Наконец, политический конфликт связан с идеологией: идеологически мотивирован, осознается участниками через идеологические символы, сплачивает ряды своих участников на основе идеологических ценностей.

Таковы отличительные особенности политических конфликтов, делающие их главным типом социальных конфликтов.

И в период зарождения, и в период развития конфликт испытывает влияние многих «переменных», в числе которых М. Дойч называет

— ценности и мотивы, установки и цели, разнообразные ресурсы конфликтующих сторон;

— предыстория их взаимоотношений, представление друг о друге;

— основания конфликта, порождающие такие его типы, как истинный, случайный, «подменный», безатрибутивный, латентный, ложный;

— социальная среда протекания конфликта, уровень сдерживания или поощрения его противоборства;

— применяемые противоборствующими сторонами стратегия и тактика;

— результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери) (5).

Эти «переменные» определяют специфику каждого конфликта и его собственную логику развития, переход из одной фазы (стадии) в другую: фазу локальной борьбы, «пробы сил», фазу эскалации противоборства, применения оружия (пока еще эпизодически), фазу открытой вооруженной борьбы с разрушительными последствиями. Данное обстоятельство делает особенно актуальным проблему урегулирования (управления) конфликтов, цель которого не в устранении конфликтов, а в использовании его рациональных форм и минимизации негативных последствий.

С учетом типа конфликта, динамики его вызревания и развития урегулирование конфликтов включает три направления:

1. Предупреждение открытых форм проявления конфликта, сопровождающихся насилием, путем своевременного обнаружения болевой точки (противоречия) и открытого обсуждения возникшей проблемы с непременным ее разрешением.

2. Разрешение уже возникшего конфликта. Такая стратегия ориентирована не только на разрешение противоречия, породившего конфликт, но и на изменение субъективного образа ситуации, сложившегося у обеих сторон. В этом направлении организуются встречи лидеров, конфликтующих сторон, детально анализируются интересы противников (метод имитационных игр), согласовываются позиции (метод единого текста) и т. д. Главная задача — добиться кардинального изменения восприятия взаимодействующими сторонами друг друга и ситуации в целом (вместо врага — партнер, вместо противоборства — сотрудничество), что выступает реальным критерием полного разрешения конфликта.

3. Улаживание конфликта, достигшего либо высокой, острой фазы развития, либо практически не разрешимого. Главным становится снижение

уровня враждебности сторон, рационализация конфликта, т. е. перевод его в русло совместного поиска решения проблемы (редукция). Методы: прекращение военных действий (возможно с помощью третьей силы), определение зоны общих интересов, непересекающихся интересов, организация переговоров.

Политики и аналитики выявили ряд условий, обеспечивающих успешность урегулирования конфликта.

1. Детальный анализ каждого конфликта как уникального явления, что означает признание его существования, определение характера и фазы развития.

2. Взаимная заинтересованность в его разрешении всех субъектов, участников, третьих сторон на основе взаимного признания интересов каждой стороны (равенство сторон). Последнее удастся тем легче, чем быстрее обнаруживается зона общих интересов, которая объединяет стороны.

3. Совместный поиск путей преодоления конфликта (прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны).

Ряд практических рекомендаций для успешности переговорного процесса сформулирован американскими учеными Р. Фишером и У. Юри (6). В сжатом виде они акцентируют внимание на четырех важнейших моментах переговоров:

1. Люди: сделайте разграничения между участниками переговоров и их предметом.

2. Интересы: сосредоточьте внимание на интересах, а не на позициях.

3. Варианты: прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей.

4. Критерии: настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.

Успешное решение задач урегулирования конфликтов позволяет не только снизить их деструктивное воздействие на общество и тем самым полнее использовать стимулирующую роль конфликтов, но и придать политическим процессам цивилизованный характер. Значительное место в этом принадлежит политическим организациям, политической элите и лидерам.

Источник:
Политические конфликты и способы их разрешения
Многообразные конфликты – явление повседневной жизни любого уровня и во все времена. Но сегодня явственна тенденция к разрастанию конфликтов, подключению к ним большого числа участников, что в
http://all-politologija.ru/knigi/bezverbnyj-politologiya/politicheskie-konflikti-i-sposobi-ix-razresheniya

Реферат: Педагогические конфликты и способы их разрешения

Реферат: Педагогические конфликты и способы их разрешения

Размер файла: 32 кБ

Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

— «случайный или условный» — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

— «смещенный» — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

— «неверно приписанный» — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

— «скрытый» — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

— «ложный» — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

— внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

— межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

— межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

— личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

— кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

— недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

— инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

— напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

— дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981

Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100

Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб., 1992

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 184 с.

Материалы интернет-сайта www.azsp.ru

Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986

Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 1993

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.

Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с. Бесплатно скачать реферат «Педагогические конфликты и способы их разрешения» в полном объеме

Рисование пастелью позволяет установить наиболее тесный контакт между художником и материалом. Цветной мелок становится как бы продолжением пальцев, и между рукой художника и пасте.

Простейшие — одноклеточные организмы размерами от 3 до 150 мкм, находящиеся на более высоком уровне организации по сравнению с бактериями, имеют дифференцированное одно или несколь.

Керуючи Академією наук України, Б.Є.Патон став ініціатором і провідником численних організаційних нововведень, спрямованих на вдосконалення фундаментальних і прикладних досліджень.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, .

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень ч.

Чим більше утверджується Україна в своїй державності, тим інтенсивнішим стає пошук загальнонаціональних ідейно-духовних орієнтирів, здатних консолідувати суспільство, зміцнити держ.

Водяной паук (Argyroneta aquatica), называемый также пауком-водянкой и пауком-серебрянкой, принадлежит к классу паукообразных (Arachnoidsa), к отряду Araneina, к семейству Agelenid.

Пауки — самый большой отряд арахнид. Их описано более 30000 видов, причем специалисты считают, что эта цифра в дальнейшем значительно возрастет, так как фауна пауков земного шара и.

Паукообразные в основном сухопутные членистоногие. Лишь некоторые из них перешли к обитанию в воде. К паукообразным относятся различные пауки, клещи, скорпионы. Животные этого клас.

Песни Пахмутовой исполняли и исполняют такие талантливые и очень разнохарактерные певцы, как Л.Зыкина, С.Лемешев, Г.Отс, М.Магомаев, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Л.Лещенко, Э.Хиль, М.Криста.

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возн.

Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловы.

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающи.

Проблеми освіти є хіба не найбільш дискутованими у політичних колах об’єднаної Європи. „Узгоджена політика” в галузі освіти неоднозначно сприймається національними елітами європейс.

Сучасна освіта знаходиться на новому етапі розвитку – триває її модернізація. Цьому сприяють як соціальні, так і економічні зміни, які відбуваються в Україні. Сьогодні зростає уваг.

Таким образом, изучение темы данной работы позволяет сделать некоторые выводы. Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного .

Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803 – 1873гг.) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широко читающей публики, но и сред.

Разгром персидских армий на земле Эллады особенно усилил Афинское государство, которое вышло на первые роди в общегреческой политике. Наивысший же расцвет Афин связан с именем Пери.

Пелопоннесский союз был основан раньше Афинской симмахии – он сложился уже во второй половине VI века до нашей эры. На первых порах он включал в себя полисы, расположенные на Пелоп.

На рубеже конца 80-х и начала 90-х годов XX века начался новый этап в истории международных отношений стран» Европы и Северной Америки. Именно на этот период приходятся колоссал.

Славянова Зинаида Михайловна (около 1895, Елец – 18.I.1941, Симферополь) – русская советская актриса, режиссер, театральный деятель и драматург. Заслуженная артистка РСФСР (19.

Источник:
Реферат: Педагогические конфликты и способы их разрешения
Педагогические конфликты и способы их разрешения – бесплатно скачать реферат по педагогике на русском языке, банк рефератов на тему Педагогика на Parta.ua
http://www.parta.com.ua/referats/view/8008/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES