Конфликтология как наука

История становления конфликтологии как науки

Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах. Взять, к примеру, сюжеты с «яблоком раздора», «судом Париса» в греческой мифологии, библейское сказание о раздоре Каина и Авеля, древнеславянские былины и сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Садко, Марье Искуснице и др.

Первые попытки научного объяснения конфликта как социально-психологического явления были предприняты в трудах древнекитайских и античных философов.

Так, Конфуций — древнекитайский философ еще в YI в. до нашей эры в своих философских трактатах утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками: упрямством, лестью, лживостью, корыстолюбием, краснобайством, себялюбием и др. Улучшение нравов, устранение пороков, воспитание нравственности, доброты, справедливости, благочестия способствовали бы предупреждению и недопущению конфликтов.

Одновременно с Конфуцием попытки рационального осмысления конфликта были предприняты античными философами древней Греции — Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Гераклит, например, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, и конфликты являются важнейшим и непременным условием общественной жизни. Эпикур, разделяя эту точку зрения, вместе с тем, считал, что рано или поздно люди, устав от войн и распрей, придут к осознанию необходимости жить в мире и согласии.

Платон и Аристотель полагали, что человек является частью более широкого целого

общества, поэтому заложенное в нем общественное начало предполагает взаимопонимание и сотрудничество. Но при этом не исключалась склонность к вражде, ненависти и насилию. Источником их возникновения, по мнению Аристотеля, являлось неравенство людей, их пороки и несходство характеров.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении проблемы конфликта в христианской философии. В соответствии с заветами Евангелия на начальном периоде развития доказывалось преимущество мира, согласия и братства между людьми, осуждалось любое проявление насилия. Но уже в начале YI в. принцип несовместимости войн с «учением Христа» ставится под сомнение представителями христианской философии. Исповедуя библейское представление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении вследствие первородного греха, христианские философы утверждали о неизбежности противоборства ниспосланного людям свыше, от Бога, добра и неизбежного в земной жизни «зла». Что от Бога, а что от лукавого?

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период конфликтология развивалась в рамках древних философских учений и христианской философии. Мечты человечества о бесконфликтном состоянии общественной жизни дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме, просуществовал вплоть до эпохи Возрождения. В конце средних веков в XYI — XYII вв. на смену ему приходит индивидуализм. Это дало толчок к развитию идей гуманизма раннего либерализма, учений о естественном праве и общественном договоре.

С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные приверженцы гуманистического взгляда на общественное развитие, как Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бэкон. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми как решающем факторе развития общества.

Иную позицию занимали Дж. Локк, Т. Гоббс, исповедовавшие буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу. Исходя из этого, они утверждали, что естественное состояние общественных отношений — «война всех против всех», а люди в этой войне либо партнеры, либо враги. Невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты. Согласие возможно, но не в силу естественных свойств человека, а в результате его принуждения к нему. Чтобы избежать острых форм противостояния, люди должны заключить общественный договор, за нарушение которого они подвергаются соответствующим наказаниям.

Ф. Бэкон впервые предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны. Он определил материальные, политические и психологические условия возникновения социальных конфликтов. При этом в качестве ведущей причины выделил материальную — бедственное материальное положение простого народа. Устранение всеми возможными способами материальной причины он выделил и в качестве конкретного способа предупреждения и разрешения социального конфликта. Также к средствам разрешения конфликта Бэкон относил искусство политического маневрирования.

Таким образом, данный период характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликта в социальной жизни, определения основных причин возникновения, способов и приемов предупреждения и разрешения. Конфликт рассматривается как сложное социально-психологическое явление.

Просветители века Просвещения Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро выступили с открытым осуждением завоеваний и насилия как пережитков «варварской эпохи», утверждая, что ликвидация феодальных устоев приведет к установлению «вечного мира». Особое внимание уделялось поиску рациональных форм общественного устройства, кот орые устранили бы причины возникновения социальных конфликтов. Особо в этом плане необходимо выделить взгляды французского философа Ж.Ж. Руссо. По его мнению, вначале существует «естественное состояние» — все свободны и равны, но развитие цивилизации приводит к утрате этого состояния и люди вынуждены конфликтовать, но со временем они обретут утраченные гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство, заключив «общественный договор».

Промежуточную точку зрения занимает Э. Кант. С одной стороны его позиция близка Т. Гоббсу, который считал, что народы, проживающие рядом друг с другом, скорее находятся в состоянии войны или ее угрозы, чем мира. Но, с другой стороны, это состояние заставляет их стремиться к установлению мира. Таким образом, он частично принимает взгляды Ж.Ж. Руссо.

На третьем этапе развития конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму.

На данном этапе развития научного познания конфликта он выдвигается в предмет для специального изучения.

В этот период бурно развиваются история, социология, право, этика, психология, естествознание. Естествознание дает толчок и для развития социальных наук.

Г. Гегель рассматривает войну как позитивное явление общественной жизни.

Ч. Дарвин выдвигает теорию биологической эволюции. Вслед за ней появляется социальный дарвинизм как направление в социальной отрасли научного познания. Его сторонники Г. Спенсер, У. Сампер, Л. Гумплович и др. рассматривают общественное развитие как результат действия биологических законов естественного отбора. При объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей. Например, Герберт Спенсер Считал принцип выживания наиболее приспособленных индивидуумов основным законом общественного развития. Состояние противоборства — универсально, обеспечивает не только общественное равновесие, но и равновесие между обществом и природой. Закон конфликта является всеобщим и основополагающим законом развития общества.

О. Конт особый упор делал на кооперацию и разделение труда, неизбежность возникновения социальных и профессиональных групп, концентрации богатства в руках узкого круга людей за счет эксплуатации остальной значительной части, усиления эгоистической морали. По его мнению, все это ведет к разрушению естественных человеческих чувств солидарности, согласия, к учащению и обострению конфликтности.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, впоследствии В. Ленин, рассматривают конфликт как возможное и неизбежное социальное явление в форме классовой борьбы в рамках существования антагонистических формаций. Но с победой коммунизма в мировом масштабе, по их мнению, причины, его вызывающие, будут устранены, наступит изобилие материальных благ, человечество будет жить в мире и согласии.

Таким образом, следует подчеркнуть, что на этом этапе особое внимание конфликту как социальной проблеме уделяют основоположники социологии. В рамках социологии осуществляется переход от общих философских рассуждений о конфликте к теоретическим построениям на основе обобщения фактических данных, полученных с помощью научных методов. Именно в это время были заложены основы общетеоретической базы конфликтологии, методологические подходы к анализу конфликта и его управлению как социальному явлению. Однако по прежнему недостаточно обращается внимание на психическую составляющую конфликта.

На этом этапе наряду с социологами проблемой конфликта вплотную занимаются психологи. И в психологии, и в социологии выделяется целый ряд самостоятельных научных направлений. Это обусловило тот факт, что,наряду с признанием важной роли конфликтности как в жизни человека, так и в жизни общества в целом, выделяются самостоятельные научные подходы к рассмотрению конфликта, появляются серьезные расхождения между выдвигаемыми научными концепциями.

Г. Зиммель (немецкая школа социологии) считается первым, кто ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт», специально занявшись разработкой теории конфликта. Среди относительно устойчивых форм социального взаимодействия (авторитет, договор, сотрудничество и др.) особое место, по его мнению, принадлежит конфликту, который выступает исключительно важной формой общественного развития. По Зиммелю, социальное — это результат межиндивидуальных отношений, соответственно через их призму следует рассматривать все формы социального общения и взаимодействия, в том числе и конфликта. Он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.

По мнению другого представителя немецкой социологической школы М. Вебера, субъектом социального действия в большей степени выступает индивид, а не общество в целом. Положение индивида в обществе определяется его статусом. Общество — это статусное взаимодействие индивидуумов, ориентированных друг на друга, и тех или иных статусных групп, действующих либо позитивно, либо негативно. В условиях конфликта материальных и идеальных интересов они озабочены сохранением и упрочением своего влияния, позиций, амбиций, жизненных ориентиров. Вебер предпринимает попытку создания идеальной модели организации (бюрократической организации), в которой не будет места конфликтам. Однако на практике эти идеи не получили своего подтверждения.

Питирим Сорокин как представитель восточнославянской школы социологии рассматривает конфликт в неразрывной взаимосвязи с удовлетворением потребностей людей. Его источник, по мнению Сорокина, заключен в невозможности в силу различных причин удовлетворить базовые потребности человека.

В отличие от социологов психологи объясняли природу конфликта с точки зрения специфики функционирования психики человека.

Так, по мнению Зигмунда Фрейда, источник конфликта лежит в противоречивости психики человека (результат борьбы слоев «Эго», «Ид» и «Супер Эго»). «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил. ».

Классический психоанализ исходит из того, что поведение человека в большей степени предопределяется его внутренними факторами, а не внешними.

Фактически центральным понятием теории психоанализа 3. Фрейда выступает конфликт.

Наряду с разработкой теоретических проблем конфликта как психического явления 3. Фрейд внес большой вклад в разработку конкретных методик по его разрешению (См.: 3. Фрейд. «Методика и техника психоанализа»). Фактически он стоял у истоков создания психоаналитического направления в конфликтологии, которое находит своих сторонников и противников и в наши дни.

Карл Юнг предложил свою классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. С одной стороны он выделил общую, преобладающую направленность личности: интровертированность и экстравертированность. Интроверты — люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. С другой стороны Юнг отмечал доминирующую у личности психическую функцию: мышление, чувство (эмоции), ощущение, интуиция. Соответственно этому он делил характеры на мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.

Многие положения основных концепций, разработанных социологами и психологами в этот период, актуальны и в наши дни. Свое дальнейшее развитие они получили в современных концепциях конфликта как социально-психологического феномена. К ним следует отнести:

— конфликт — нормальное, многообразное социально-психологическое явление в жизни человека, социума;

— наряду с деструктивными функциями конфликт выполняет целый ряд конструктивных функций;

— конструктивное разрешение конфликта способствует развитию личности, социума;

— рассмотрение конкретных конфликтов в конкретных сферах жизнедеятельности человека, выявление их причин, определение оптимальных методов, способов и приемов их предупреждения и разрешения.

На этом этапе развития конфликтологии создаются предпосылки для выделения ее в самостоятельную отрасль научного познания.

В XX столетии, после того как человечество пережило две мировые войны, участились региональные конфликты, потребности общественного развития остро поставили необходимость выделения конфликтологии в самостоятельную отрасль научного знания. При этом следует подчеркнуть, что весь ход предшествующего ее развития в рамках других отраслей научного познания человека и общества создал для этого все необходимые предпосылки. Это способствовало окончательному оформлению конфликтологии в самостоятельную науку в 50-х годах XX в. на стыке социологии и психологии, и изначально получившей название «социология конфликта».

Основоположниками конфликтологии как науки считают немецкого социолога Р. Дарендорфа и представителя американской социологии Л. Козера. — автора работы.

Р. Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) и др. рассматривает конфликт в качестве главной категории и называет свою концепцию теорией конфликта. По его мнению, наличие конфликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является ненормальным состоянием. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений.

Л. Козер в своем классическом произведении «Функции социального конфликта», вышедшем в свет в 1956 год, дал глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:

— постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому, пока существует общество, будет сохраняться в нем определенный уровень напряженности, время от времени перерастающий в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;

— хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом, «закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом», особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных, противоположных лагеря, конфликты носят революционно-насильственный, разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;

— конструктивные и деструктивные результаты конфликта глубоко различаются между собой. Главная задача конфликтологии и состоит в разработке рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций конфликтов.

Аналогичная ситуация наблюдается в психологии. В результате исследований М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта и др. психология конфликта выделяется в самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. К.Томас и Р. Килменн разрабатывают и внедряют в процесс обучения менеджеров двухмерную модель конфликтного поведения, получившую название «Сетка Томаса-Килменна».

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотг; Ш. и Г. Боуэр и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70-80-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобретает Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:

— концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);

— концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);

— концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);

— общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);

— концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);

— теорию трансактного анализа поведения людей Эрик Берн (США);

— ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;

— психодинамический подход Кларк Халл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;

— неопсихоанализ Карен Хорни, Г. Салливена;

— концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;

— концепцию социализации личности Э.Эриксона;

— концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;

— конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;

— конфликт как когнитивньгй феномен Курт Левин;

— теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову — представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

В качестве одной из наиболее явных особенностей сегодняшнего развития конфликтологии как науки следует выделить явное предпочтение практических направлений в работе с конфликтами их теоретическому исследованию.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что и сегодня достаточно влиятельные силы в обществе не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение их «разоружает» конфликтующие стороны.

Источник:
История становления конфликтологии как науки
Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как
https://psyera.ru/istoriya-stanovleniya-konfliktologii-kak-nauki-554.htm

Конфликтология как наука

2. Целостность и системность научных знаний.

3. Связи теории с практикой.

4. гуманистическая направленность.

Целью изучения дисциплины — Конфликтология является ознакомление с сущностью, структурой и признаками конфликта как социального феномена; умение диагностировать, прогнозировать, решать и предотвращать различные конфликтные ситуации (производственные, бытовые, социально-трудовые, социально-экономические, семейные и т.д.); овладение методике психологической защиты и управления эмоциями в конфликте.

умение анализировать причины возникновения конфликтов усвоения моделей поведения в конфликте, правил организации бесконфликтного взаимодействия, урегулирования и разрешения конфликтов;

ознакомление с основными стратегиями, тактиками и технологиями разрешения конфликтов;

По итогам изучения Конфликтологии вы получите представление о современных научных подходах к определению сущности конфликтологии как науки и искусства управления конфликтами, сможете овладеть категориальным аппаратом конфликтологии, усвоить основные правила бесконфликтного общения, осмыслить способы решения конфликтных ситуаций, понять закономерности и овладеть эффективными методами диагностики и предупреждения конфликтов.

1) в форме заимствования основных идей и подходов (в частности, разрешения конфликтов с гуманистических позиций основывается на идеях

гуманистической философии и психологии)

2) заимствования методов других наук (психологических, социологических методов исследования — тесты, опросники, анкеты, интервью); статистических методов обработки экспериментальных данных.

Основные понятия данной науки, среди которых: конфликт, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, эскалация конфликта, реверсия конфликта, конфликтогены, стороны конфликта и тому подобное.

Возникла эта наука сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. В 80-е годы ХХ века возникли первые конфликтологические центры в США и многих других странах. По инициативе ООН в 1986 году в Австралии создан Международный центр разрешения конфликтов, деятельность которого направлена на разработку конфликтологических проблем в различных сферах социальной практики:

философии, политологии, правоведении, военного дела и тому подобное.

Приверженцы иной точки зрения заявляют, что конфликт есть зло, потомучто он: ведет к усилению негативных тенденций социально-эмоционального атмосферного климата в коллективе; увеличивает раздражительность людей, приводит к стрессам; отвлекает внимание многих от выполнения конкретных должностных обязательств. На самом деле, правы обе стороны, так как конфликт — это чрезвычайно сложное и противоречивое социально-психологическое явление, глубинных причин возникновения и развития которого ученые еще только приступают.

При всех плюсах и минусах конфликтов они неизбежны и, более того, чаще всего необходимы. Иногда конфликт является единственно верным способом решения сложной проблемы.

Научный метод — это исторически сложившийся способ получения несомненных фактов, которые, по мнению И.П. Павлова, является-воздухом любой науки.

История научного познания выработала немало способов, каждый из которых обладает свои

возможностями, достоинстввми и недочетами согласно сопоставлению с иными способами. В этом контексте некорректно рассуждать о правильности тех или других методав, как, впрочем, и о поиске какогото одного универсального инструмента. Каждый из научных методов может быть

эффективным только при условии совершенного владения им. Использование метода,

среди прочего, предусматривает четкое представление о том, где и когда его надо

применять, насколько достоверны данные можно получить с его помощью.

Психология в собственной практике применяет две категории методов, общенаучные и непосредственно психологические. Первые применяются большинством наук, как естественными, так и гуманитарными: эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, самонаблюдение и др. Непосредственно по этой причине, говоря о методах конфликтологии, обойдемся сперва кругом общенаучных.

Под методом необходимо подразумевать один из универсальных приемов понимания, познания,

описания явлений действительности, в базе которых находится какой-то единственный принцип.

опрос (интервьюирование, анкетирование);

специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или

групповая оценка и т.п.);

исследуемых процессов и явлений: теоретических, концептуальных, описательных

Источник:
Конфликтология как наука
Конфликтология как наука. Конфликтология — это наука, которая изучает закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также искусство практического управления конфликтами. Ее
http://neo-humanity.ru/psihologiya/psihologiya-otnosheniy/139-konfliktologiya-kak-nauka-metody-issledovaniya-konfliktologii.html

Конфликтология как наука

Современное состояние общей конфликтологии как науки. Проблемы научно-методологического и категориального аппарата конфликтологии. Структура конфликтологии. Основные уровни конфликтологической теории. Общая теория конфликта и ее роль в познании и управлении социальными процессами. Общая конфликтология в системе социальных наук. Прикладная конфликтология, ее место и роль в общей теории конфликта.

Предмет общей конфликтологии и его специфика. Конфликтогенность и ее особенности как предмета конфликтологического исследования. Объект и предмет конфликта. Методы общей конфликтологии. Общенаучные методы. Социологические методы конфликтологии.

Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах. Взять, к примеру, сюжеты с «яблоком раздора», библейское сказание о раздоре Каина и Авеля, древнеславянские былины и сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Садко, Марье Искуснице и др.

Первые попытки научного объяснения конфликта как социально-психологического явления были предприняты в трудах древнекитайских и античных философов.

Так, Конфуций — древнекитайский философ еще V в. до нашей эры в своих философских трактатах утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками: упрямством, лестью, лживостью, корыстолюбием, краснобайством, себялюбием и др. Улучшение нравов, устранение пороков, воспитание нравственности, доброты, справедливости, благочестия способствовали бы предупреждению и недопущению конфликтов.

Одновременно с Конфуцием попытки рационального осмысления конфликта были предприняты античными философами древней Греции — Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Гераклит, например, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, и конфликты являются важнейшим и непременным условием общественной жизни. Эпикур, разделяя эту точку зрения, вместе с тем, считал, что рано или поздно люди, устав от войн и распрей, придут к осознанию необходимости жить в мире и согласии.

Платон и Аристотель полагали, что человек является частью более широкого целого

общества, поэтому заложенное в нем общественное начало предполагает взаимопонимание и сотрудничество. Но при этом не исключалась склонность к вражде, ненависти и насилию. Источником их возникновения, по мнению Аристотеля, являлось неравенство людей, их пороки и несходство характеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период конфликтология развивалась в рамках древних философских учений и христианской философии. Мечты человечества о бесконфликтном состоянии общественной жизни дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме, просуществовал вплоть до эпохи Возрождения. В конце средних веков в XYI — XYII вв. на смену ему приходит индивидуализм. Это дало толчок к развитию идей гуманизма раннего либерализма, учений о естественном праве и общественном договоре.

С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные приверженцы гуманистического взгляда на общественное развитие, как Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бэкон. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми как решающем факторе развития общества.

Иную позицию занимали Дж. Локк, Т. Гоббс, исповедовавшие буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу. Исходя из этого, они утверждали, что естественное состояние общественных отношений — «война всех против всех», а люди в этой войне либо партнеры, либо враги. Невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты. Согласие возможно, но не в силу естественных свойств человека, а в результате его принуждения к нему. Чтобы избежать острых форм противостояния, люди должны заключить общественный договор, за нарушение которого они подвергаются соответствующим наказаниям.

Ф. Бэкон впервые предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны. Он определил материальные, политические и психологические условия возникновения социальных конфликтов. При этом в качестве ведущей причины выделил материальную — бедственное материальное положение простого народа. Устранение всеми возможными способами материальной причины он выделил и в качестве конкретного способа предупреждения и разрешения социального конфликта. Также к средствам разрешения конфликта Бэкон относил искусство политического маневрирования.

Таким образом, данный период характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликта в социальной жизни, определения основных причин возникновения, способов и приемов предупреждения и разрешения. Конфликт рассматривается как сложное социально-психологическое явление.

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:

— концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);

— концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);

— концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);

— общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);

— концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);

— теорию трансактного анализа поведения людей Эрик Берн (США);

— ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;

— психодинамический подход Кларк Халл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;

— неопсихоанализ Карен Хорни, Г. Салливена;

— концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;

— концепцию социализации личности Э.Эриксона;

— концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;

— конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;

— конфликт как когнитивньгй феномен Курт Левин;

— теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову — представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

В качестве одной из наиболее явных особенностей сегодняшнего развития конфликтологии как науки следует выделить явное предпочтение практических направлений в работе с конфликтами их теоретическому исследованию.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что и сегодня достаточно влиятельные силы в обществе не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение их «разоружает» конфликтующие стороны.

2. Конфликт: понятие, функции, структура и динамика.

Источник:
Конфликтология как наука
Современное состояние общей конфликтологии как науки. Проблемы научно-методологического и категориального аппарата конфликтологии. Структура конфликтологии. Основные уровни конфликтологической
https://studopedia.ru/11_2026_konfliktologiya-kak-nauka.html

Конфликтология как наука

  • Социальная психология
  • Психология групп и коллективов
  • Межличностные отношения в коллективе
  • Формальные и неформальные организации
  • Управление неформальными группами

Многие великие мыслители прошлого представляли человеческое общество как носитель непрекращающейся тотальной вражды всех и каждого. Т. Гоббс называет естественное состояние человечества, еще не ограниченное существованием государства и законов, «войной всех против всех». «Человек человеку волк», — гласит старая латинская пословица. «В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол», — говорит Г. Гегель.

Действительно, каждый человек и каждая социальная группа имеют конкретные экономические, политические, социальные интересы и очень часто они оказываются противоположными аналогичным интересам других людей и социальных групп. Гегель пишет: «Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность». Преследуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопротивление других и вступаете ними в противоборство, иначе говоря, вступает в конфликт.

Конфликт в самом общем смысле — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.

Конфликтология — наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликтов, их негативные и позитивные следствия, социальные функции, возможности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения.

К предметной области конфликтологии относятся:

  • конфликты как общественные противоречия;
  • стороны конфликтов — чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.;
  • конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания — становление, развертывание, разрешение, предупреждение;
  • конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
  • причины, условия, поводы конфликтов;
  • основные типы предметных конфликтов в обществе — экологические, экономические, политические, юридические и т.п.;
  • основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.д.); прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

Межэтнические конфликты составляют значительную долю конфликтов на уровне больших групп людей, сообществ и государств. Конфликтология рассматривает эту группу конфликтов как социальные конфликты, т.е. обусловленные социальными причинами, имеющие социальные механизмы развития и вызывающие социальные следствия.

Социальный конфликт, составляющий по преимуществу предмет социальной конфликтологии, можно рассматривать как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Специфическим аспектом социологического анализа конфликта является исследование его как субъект-объектного отношения. С одной стороны, социальный конфликт представляет собой субъективное действие или состояние, поскольку его участниками и движущими силами его развития выступают социальные субъекты — индивиды, группы, общности, классы, государства. С другой стороны, в любом социальном конфликте находят свое воплощение и продолжение объективные противоречия, существующие независимо от воли участников конфликта, но проявляющиеся через их чувства, мысли и действия. Любой конфликт разворачивается вокруг некоего объекта — собственности, власти, статуса, культурных ценностей и идеалов. Социология конфликта рассматривает его гак, чтобы уяснить, как и почему в данных социальных условиях объективные противоречия развиваются до уровня открытого противостояния субъектов социального действия.

Таким образом, социальная конфликтология как отдельная социологическая дисциплина исследует все группы конфликтов, прежде всего социальный конфликт, сточки зрения анализа их субъектных и объектных составляющих в их взаимодействии, выявляет социальные факторы формирования, развития и затухания конфликта с применением социологических методов к изучению природы возникновения конфликтов как социальной закономерности.

Социальная психология Психология групп и коллективов Межличностные отношения в коллективе Формальные и неформальные организации

Современное состояние общей конфликтологии как науки. Проблемы научно-методологического и категориального аппарата конфликтологии. Структура конфликтологии. Основные уровни конфликтологической теории. Общая теория конфликта и ее роль в познании и управлении социальными процессами. Общая конфликтология в системе социальных наук. Прикладная конфликтология, ее место и роль в общей теории конфликта.

Предмет общей конфликтологии и его специфика. Конфликтогенность и ее особенности как предмета конфликтологического исследования. Объект и предмет конфликта. Методы общей конфликтологии. Общенаучные методы. Социологические методы конфликтологии.

Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах. Взять, к примеру, сюжеты с «яблоком раздора», библейское сказание о раздоре Каина и Авеля, древнеславянские былины и сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Садко, Марье Искуснице и др.

Первые попытки научного объяснения конфликта как социально-психологического явления были предприняты в трудах древнекитайских и античных философов.

Так, Конфуций — древнекитайский философ еще V в. до нашей эры в своих философских трактатах утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками: упрямством, лестью, лживостью, корыстолюбием, краснобайством, себялюбием и др. Улучшение нравов, устранение пороков, воспитание нравственности, доброты, справедливости, благочестия способствовали бы предупреждению и недопущению конфликтов.

Одновременно с Конфуцием попытки рационального осмысления конфликта были предприняты античными философами древней Греции — Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Гераклит, например, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, и конфликты являются важнейшим и непременным условием общественной жизни. Эпикур, разделяя эту точку зрения, вместе с тем, считал, что рано или поздно люди, устав от войн и распрей, придут к осознанию необходимости жить в мире и согласии.

Платон и Аристотель полагали, что человек является частью более широкого целого

общества, поэтому заложенное в нем общественное начало предполагает взаимопонимание и сотрудничество. Но при этом не исключалась склонность к вражде, ненависти и насилию. Источником их возникновения, по мнению Аристотеля, являлось неравенство людей, их пороки и несходство характеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период конфликтология развивалась в рамках древних философских учений и христианской философии. Мечты человечества о бесконфликтном состоянии общественной жизни дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме, просуществовал вплоть до эпохи Возрождения. В конце средних веков в XYI — XYII вв. на смену ему приходит индивидуализм. Это дало толчок к развитию идей гуманизма раннего либерализма, учений о естественном праве и общественном договоре.

С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные приверженцы гуманистического взгляда на общественное развитие, как Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бэкон. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми как решающем факторе развития общества.

Иную позицию занимали Дж. Локк, Т. Гоббс, исповедовавшие буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу. Исходя из этого, они утверждали, что естественное состояние общественных отношений — «война всех против всех», а люди в этой войне либо партнеры, либо враги. Невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты. Согласие возможно, но не в силу естественных свойств человека, а в результате его принуждения к нему. Чтобы избежать острых форм противостояния, люди должны заключить общественный договор, за нарушение которого они подвергаются соответствующим наказаниям.

Ф. Бэкон впервые предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны. Он определил материальные, политические и психологические условия возникновения социальных конфликтов. При этом в качестве ведущей причины выделил материальную — бедственное материальное положение простого народа. Устранение всеми возможными способами материальной причины он выделил и в качестве конкретного способа предупреждения и разрешения социального конфликта. Также к средствам разрешения конфликта Бэкон относил искусство политического маневрирования.

Таким образом, данный период характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликта в социальной жизни, определения основных причин возникновения, способов и приемов предупреждения и разрешения. Конфликт рассматривается как сложное социально-психологическое явление.

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:

— концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);

— концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);

— концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);

— общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);

— концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);

— теорию трансактного анализа поведения людей Эрик Берн (США);

— ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;

— психодинамический подход Кларк Халл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;

— неопсихоанализ Карен Хорни, Г. Салливена;

— концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;

— концепцию социализации личности Э.Эриксона;

— концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;

— конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;

— конфликт как когнитивньгй феномен Курт Левин;

— теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову — представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

В качестве одной из наиболее явных особенностей сегодняшнего развития конфликтологии как науки следует выделить явное предпочтение практических направлений в работе с конфликтами их теоретическому исследованию.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что и сегодня достаточно влиятельные силы в обществе не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение их «разоружает» конфликтующие стороны.

2. Конфликт: понятие, функции, структура и динамика.

Современное состояние общей конфликтологии как науки. Проблемы научно-методологического и категориального аппарата конфликтологии. Структура конфликтологии. Основные уровни конфликтологической

Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов

Реферат на тему Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов

Еремеев Иван гр. 17170

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Свидетельства тому — мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук. Конфликтам уделяли внимание Платон и Аристотель, жившие в V—IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого — общества; заложенное в человеке общественное нача­ло придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

  1. Становление конфликтологии как научной дисциплины.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. ХХв. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта. Конфликтология—теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания:

Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь заставляло усомниться в том, что какая-либо модель социальной системы способна обеспечить стабильный консенсус (единодушие, единогласие). Вместе с тем крепло понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты.

Важнейшая проблема методологии теории конфликта — это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества — с другой. Ведь и конфликт, и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, — две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно: ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.

5. Функции конфликта.

В существующей литературе высказываются две точки зрения: одна – о вреде социального конфликта, другая – о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов:

Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом.

Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Тема: Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов. Тип: Реферат. В работе есть: таблицы 4 шт., приложения 1 шт., рисунки 8 шт. Язык: русский. Размер: 112 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Еремеев Иван гр. 17170. Практическая работа 1 Конфликтология как наука. Характеристика и диагностика конфликтов. Литература.’

Предпосылки конфликтологических идей. Древнее время (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Эпикур, Цицерон, Лао-цзы и др.). Средние века (Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.). Новое время (Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Клаузевиц и др.). Проблема насилия и конфликтов в религиозных учениях и в искусстве.

Зарубежная конфликтология. Две основные концепции человеческой природы. Их ключевые постулаты: 1) человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости предстают вынужденными реакциями на жизненные обстоятельства (опора на идеи Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса); 2) природа человека ирроциональна, а насилие и агрессия являются природными и естественными (опора на идеи Т. Гоббса, Ф. Ницше, З. Фрейда). Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Общая концепция социального конфликта (М. Вебер, Г. Зиммель). Социология конфликта и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Общая теория конфликтного взаимодействия (К. Боулдинг). Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, К. Томас). Возникновение и развитие прикладной конфликтологии. Практика как источник конфликтологических идей.

Развитие отечественной конфликтологии.

1 период (до 1924г. (предтеча)). Зарождение и развитие конфликтологических идей как практическое знание принципов, правил и приемов поведения в конфликтах: проблема насилия и не­насилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамкахфилософии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период (1924г. – 1992г.). Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Кон­фликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социоло­гии. Конфликт интенсивно исследуется в других науках, однако междисципли­нарных работ нет.

Этот период в истории отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа:

— 1924–1935гг. Охватывает «первую волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

— 1935–1949гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране и мире.

— 1949–1972гг. Ежегодно публикуются работы по проблематике конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

— 1972–1992гг. Ежегодно публикуются не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению, по одной – в математике. Педагогике, психологии, политологии и философии. Предпринимаются попытки по разработке отечественной теории конфликтов.

3 период (1992г. – наши дни). Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начина­ет выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследова­нию и регулированию конфликтов.Появляется огромное количество публикаций. Лидером среди наук, изучающих конфликты, является психология.

В теории и практике конфликтологических исследований сло­жился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. Анатолий Яковлевич Анцупов и Анатолий Иванович Шипилов на осно­ве анализа большого объема литературных источников считают возможным выделить следующие вопросы, постановка и решение которых образуют область интересов конфликтологов: сущность социального конфликта; классификация, эволюция, генезис, структура, функции, информация в конфликте, динамика, диагностика, предупреждение, завершение конфликтов.

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей наук, изучающих конфликт:

Предпосылки конфликтологических идей . Древнее время (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Эпикур, Цицерон, Лао-цзы и др.). Средние века (Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гуго

Источник:
Конфликтология как наука
Конфликтология как наука. Конфликтология как наука. Конфликтология как наука. Тема 1.
http://anekt.ru/polezno/konfliktologiya-kak-nauka/

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES