Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (19)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (15)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (11)Как заставить тельца бегать за тобой 10 способов заставить мужчину бегать за вами 1. Будьте красивой. Что ни говори, а мужчина… (3)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (3)

Конфликтные ситуации в школе примеры

Конфликтные ситуации в школе примеры

Первая ситуация. Мама ученицы начальной школы уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений. Вторая. Учительница начальных классов, ученики которой перешли в среднее звено, продолжает общаться с родительским комитетом теперь уже пятого класса. Обсуждая проблемы, часто высказывает критические замечания в адрес «предметников», преподающих в «ее» классе, иногда критикует «классную». Но кто-то из родителей сообщает новой классной руководительнице 06 идущих разговорах, и та просит администрацию освободить ее от этой должности. Третья. Учителя не устраивает расписание, составленное учебной частью. Заместитель директора отказывается его изменить: всем не угодить, кто-то все равно останется недоволен. В ответ учитель не согласился вести уроки вместо заболевшей коллеги. Четвертая. Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учительница трижды вызывает одного ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате «двойка» В журнале. На следующем уроке опрос вновь начался с него. И когда он опять не стал отвечать, учительница удалила его с урока. Та же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учительнице недоверие за то, что не сумела найти подход к их сыну. А та, в свою очередь, высказала претензии им — родителям, не уделяющим, по ее мнению, должного внимания сыну и его школьным делам. Разговор продолжился в кабинете директора. В книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» читаем: «Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы». Подчеркнем: каждый вариант решения имеет право на существование. В любой ситуации главное — определить причины конфликта и возможные последствия его преодоления тем или иным образом. Попробуем поэтому разобраться в причинах. К конфликтам обычно приводят: 1) противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, социальными ролями людей, групп, человека и группы; 2) противоборство между официальными и неформальными лидерами; формальными и неформальными микрогруппами; между их членами, имеющими разный статус; 3) устойчивое доминирование негативных эмоций как фоновых характеристик взаимодействия и общения. Во всех четырех наших примерах имели место противоречия между интересами, целями, мотивами, ролями (учителя и ученика, между учителями, учителя и родителя, учителя и завуча) . Конфликт может возникать на любом уровне. Например, между директором и секретарем, между двумя методическими объединениями, между группами учителей, между отдельным работником и группой. Возможен и конфликт человека с самим собой. Такие — внутри-личностные — конфликты могут быть не менее разрушительными для организации, чем межличностные. К примеру, выбрав одного из двух специалистов, желавших поступить на работу, директор может сам для себя спровоцировать внутриличностный конфликт: предпочтя одно, он потерял что-то другое, не менее нужное. Внутренний разлад руководителя не может не сказаться на школе в целом, поэтому важно, чтобы внутренний конфликт не стал разрущающим для кого-либо из окружающих. Но и внутриличностный конфликт может дать положительный эффект, если послужит основой, толчком к новой конструктивной идее. Предотвратить или преодолеть конфликт помогает знание его возможных источников. Откуда же конфликты берут свое начало? Прежде всего, из недооценки индивидуальных различий — особенностей темперамента, восприятия, убеждений работников. Из ошибок в общении — неумения слушать, правильно задавать вопросы. Из различий в культурном и социальном статусах. И, наконец, из структуры самой организации — например, из особенностей ее финансирования: с одной стороны, школа вынуждена жестко экономить, а с другой крайне нуждается в деньгах для обеспечения качественной работы. Умение выйти из конфликтной ситуации предполагает также применение подходящей стратегии разрешения конфликта. Какой и когда? Начнем со стратегии избегания. Вы видите конфликт, но не хотите вступать в конфронтацию. В результате стороны продолжают конфликтовать, и каждая старается добиться своей цели. Эта стратегия может быть использована в том случае, когда овчинка не стоит выделки, то есть конфликт примитивен, и есть более важные вещи, требующие серьезного внимания; возможные отрицательные последствия превышают положительные; конфликтующие стороны не готовы к переговорам: им надо сначала остыть, а уж потом разбираться; требуется собрать информацию для принятия решения; кто-то другой может разрешить конфликт лучше вас; видимый конфликт — лишь симптом более сложной и глубоко запрятанной проблемы. Стратегия вторая — приспособление к конфликту. Когда одна из конфликтующих сторон приспосабливается к целям и интересам другой, может действительно установиться штиль. Однако существует опасность, что у подавляемой стороны полностью исчезнет инициативность и творческое отношение к делу. Вспомним в связи с этим третий пример конфликтной ситуации. Вероятнее всего, учитель приспособится к требованиям администрации, но конфликт может принять скрытую форму. Данную стратегию лучше использовать, когда вызнаете, что вы не правы; конфликт больше затрагивает других, а не вас; необходимо соблюдать субординацию. Стратегия соревнования. Ее принцип стремлюсь к своей цели, соревнуясь с другими и используя все средства. Применяя такую стратегию, надо учитывать, что соревнование или публичное сравнение коллег могут положить начало конфликту. Кроме того, есть люди, которым свойственно стремление к соперничеству. Обычный для них способ поведения «подогревать» отношения, соревнуясь в умении отстаивать свои позиции. Для таких людей конфликт — источник жизненных сил, в то время как для остальных это часто — разрушительная сила. Таким образом, данная стратегия чревата конфронтацией. Вернемся к четвертому примеру. Вполне вероятно, что восьмиклассник сам спровоцировал конфликт, вступив в соревнование с педагогом, — «кто кого?». Для подростков характерно желание испытать свои силы в «борьбе» со взрослыми, зачастую не отвечающими его представлениям об идеальном человеке. Учитель же дал слабинку, вступив в соревнование с мальчишкой. Педагогу стоило бы выбрать другую стратегию — избегание, компромисс или взаимодействие. Стратегия компромисса, или взаимных уступок. Такой способ особенно подходит для ситуации номер три: завуч по мере возможности учитывает пожелания учителя, а учитель избегает категоричных требований, понимая, что в расписании трудно учесть пожелания каждого педагога. Стратегия взаимодействия (сотрудничества) — лучший путь разрешения конфликта. Его можно было бы использовать во второй конфликтной ситуации. Совместное обсуждение проблем пятиклассников всеми ее участниками — учителем начальных классов, родителями, новым классным руководителем — позволило бы найти точки соприкосновения людей с разным видением ситуации, прояснило бы проблемы. На различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации один и тот же человек реагирует по-разному. Тем не менее существуют и характерные, доминирующие стратегии его поведения в сложной обстановке. Доминирующие стратегии определяются тем, насколько часто вы ведете себя подобным образом в трудном положении. В любой конфликтной ситуации необходимо прежде всего сориентироваться. Что это значит? Присмотреться, при слушаться и осмыслить происходящее. Определить подлинную проблему: в чем ее суть? Отказаться от установки «Победа любой ценой, только победа!». Продумать несколько возможных решении. Оценить их и выбрать лучшее. Помнить: лучший способ разрешения конфликта тот, когда выигрывают обе стороны. Этапы принятия конструктивного решения. Первый — прояснение конфликтной ситуации. Уточняем, в чем состоит проблема, а именно: чего добиваются стороны, та и другая; что нужно или важно для каждой. Используем технику активного слушания: обязательно озвучиваем пожелания каждой конфликтующей стороны, потребности или трудности каждого участника конфликта; задаем уточняющие вопросы; демонстрируем участие и понимание. Второй этап — сбор предложений начинается с вопросов: как же быть? Как лучше поступить? Далее обязательно выслушиваем предложения участников и только затем предлагаем свое. Третий этап — оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Открываем совместное обсуждение. Стороны уже знают позиции друг друга, и это способствует атмосфере взаимного уважения. Четвертый — детализация решения. Принять решение — этого еще мало. Нужно проговорить все действия, необходимые для достижения желаемого результата. Пятый этап — выполнение решения, проверка. В особо сложных конфликтных ситуациях, грозящих серьезными последствиями и отдельным сотрудникам, и коллективу в целом, руководитель призван быть «спасательным кругом». Что может сделать он в ситуации, когда мнения и интересы поляризованы, противоречия обострены и каждая сторона чувствует только свое превосходство? Стимулируйте обратную связь, инициируйте неформальное общение. Предложите, например, вместе выпить кофе и спокойно обсудить проблему. Вовлекайте каждого участника в обсуждение конфликта, но, выслушивая каждую из сторон, держитесь только фактов! Преодолевайте «черно-белое» мышление участников. Обращайте внимание каждого на мнение противоположной стороны. Воспользуйтесь правом руководителя. Если в данный момент поляризация интересов слишком велика, поставьте временно точку: «Продолжим дискуссию позже». В особо сложных ситуациях, когда на вас действуют сильные раздражители, попробуйте применить такую тактику: дайте себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайтесь сразу в бой — так вы рискуете выплеснуть наружу неадекватные реакции, о чем потом будете жалеть; изобразите на лице улыбку и подержите ее минуту — после этого вы почувствуете себя лучше; выслушав выпад в свою сторону, скажите про себя «это не про меня» и больше не возвращайтесь к инциденту, как будто его и не было; не принимайте слова оппонента слишком близко к сердцу, не думайте об их цели; уходя домой, оставляйте все проблемы за дверью кабинета. Поставьте себя на место оппонента и подумайте, каковы его впечатления от общения с вами. Мысленно переиграйте беседу так, чтобы у него остались о вас приятные воспоминания; не говорите того, что будет неприятно оппоненту, думайте о последствиях ваших слов; представляйте чувства и мысли говорящего; обращайте внимание на движения лица и рук. Любой конфликт можно проанализировать по предлагаемому ниже алгоритму. Делая это, вы накопите опыт решения и сумеете спокойнее и точнее разбираться в конфликтных ситуациях. Алгоритм анализа конфликтной ситуации: 1. Описание ситуации; ее участники. 2. Природа и суть ситуации. 3. Поведение одной стороны. 4. Поведение другой стороны. 5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт. б. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое). 7. Каким был выход из конфликта. 8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими я мог использовать; как я их использовал. 9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно — ошибочно. 10. Варианты поведения после конфликта. 11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов. Преодоление негативных эмоций Как предупредить собственные нежелательные реакции? Следите за собой, особенно в минуты стресса, когда вас легко вывести из равновесия. Отложите или вовсе отмените важные дела и переговоры. Позаботьтесь о себе: выпейте чаю; позвоните друзьям; примите теплую ванну или просто расслабьтесь, лежа на диване и слушая любимую спокойную музыку. Знайте пределы своего терпения и вовремя «уходите» от чрезмерных раздражителей. Старайтесь быть искренним, говорите о своих чувствах. Умейте читать невербальные сигналы в процессе общения. Не реагируйте быстро! Подумайте, что стоит за этим! Будьте готовы принять отрицательные стороны человека, с которым вступаете во взаимодействие. Желательно помнить, что «мы не можем управлять ветром, но можем управлять парусами». Не решайте проблему за других. И, прежде всего — проясните ситуацию. Чаще всего конфликты в школе связаны с успеваемостью детей и место действия таких конфликтов – урок. О решении конфликтных ситуаций на уроке расскажет Тарановская И.В. Все мы, а особенно учителя и родители, нередко сталкиваемся с агрессивным поведением детей и подростков, что зачастую провоцирует конфликты. В чем же причины такого явления? Откуда оно берется? По данным психологов, агрессивное поведение подростков непосредственно связано с низкой самооценкой. Отрицательное отношение к самому себе приводит к тому, что дети и подростки испытывают чувство вины и стыда. Психологи считают, что связь между этими чувствами и агрессией зависит от степени неодобрения своего собственного «Я». Иными словами, чем чаще люди в процессе общения с другими испытывают .чувство стыда, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию. При изучении особенностей лиц с агрессивным поведением выявились следующие: отсутствие необходимых социальных навыков, неумение выражать свои отрицательные эмоции в социально приемлемых формах, незрелость взглядов, неуверенность в себе. О методиках выявления агрессии у детей и её коррекции расскажет психолог школы Гиззатова Л.А. Зависит от уклада школьной жизни В школе агрессия может проявляться не только при общении детей и подростков друг с другом. Конфликты возникают между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Агрессия, проявляемая в школе на различных уровнях, непосредственно зависит от уклада ее жизни, то есть от организации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы узнать, какая атмосфера царит в вашей школе, попросите своих учеников (лучше старшеклассников) написать в столбик несколько слов, которыми, на их взгляд, характеризуется жизнь школы. Если большинство учащихся напишут такие слова, как «доброта», «понимание», «уважение», «сотрудничество», значит, создана комфортная атмосфера. Но может случиться и по-другому: ваши ученики подберут совсем другие слова, обозначающие страх, чувство вины, тревогу. И это уже серьезный повод для школьной администрации задуматься о существующем стиле жизни. Для сокращения количества проявлений агрессии в школах специалисты дают следующие рекомендации. Очень полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям. Следующим шагом в этом направлении должно быть информирование. Родители должны четко знать требования _колы, а учащиеся – правила своего поведения, а кроме того, и правила поведения учителей. Обычно школьники очень любят критиковать учителей и вообще все, что связано со школой. Это порождает большое количество разнообразных конфликтов. Известный детский психиатр Франсуаза Дальто рекомендует позволить детям открыто критиковать свою школу. В одной из канадских школ все дети имеют возможность один раз в месяц написать свои замечаниями претензии. Затем все написанное рассматривается педагогическим коллективом и подвергается общему обсуждению. Это способствует совершенствованию работы всего педагогического коллектива, кроме того, позволяет детям выплеснуть свои отрицательные эмоции на бумаге и почувствовать себя хозяевами школы, что придает им большую уверенность и снижает уровень агрессии. Еще одна рекомендация: создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками. Школьные драки, увы, случаются даже при самом благоприятном психологическом климате. Иногда дети или подростки в результате такого разрешения конфликта получают серьезные травмы. Всего этого можно избежать, если школьники будут получать правильное воспитание. Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. К сожалению, в современной школена предметы эстетического цикла, на которых можно развивать эмоциональную сферу ребенка и подростка, отводится не так много времени. Специалисты рекомендуют проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии. Такие занятия в первых-четвертых классах включают в себя несколько направлений. . Первое — создание чувства безопасности. Его недостаток является одной из причин агрессивного поведения. Потребность в безопасности и защите — одна из основных потребностей человека, и ее отсутствие, чувство страха, вины, стыда в свою очередь вызывают защитные реакции в виде готовности к агрессии; . второе — формирование позитивного отношения к самому себе. Позитивное самоотношение тесно связано с удовлетворением такой потребности, как потребность в признании и оценке окружающих. Для нормального психического развития у каждого ребенка должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной ценности и чувство собственного достоинства; . третье — развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Агрессивные дети обычно отвергаются сверстниками и испытывают чувство вынужденного одиночества и изоляции. Они объединяются с такими же детьми в группы, что усиливает агрессивные тенденции. Поэтому очень важно научить детей заводить и поддерживать дружеские отношения со своими сверстниками; . четвертое — Формирование умения ставить цели. Детей необходимо учить адекватно ставить перед собой цели. Для этого очень важно своевременно поощрять инициативу, интерес к работе других, исследование всего нового. Для развития инициативы важно признание взрослыми прав ребенка на любознательность и творчество; . пятое — развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе специалисты рекомендуют следующие упражнения. Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку. «Тетрадь достижений». Цель — фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель . просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название. «Волшебная подушка». Цель — развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик сам по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнить учитель или одноклассники? Проигрывание ситуаций». Цель — развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу. мимику и типичные выражения изображаемого персонажа). Сказка по кругу». Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу. по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок. Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в вашей школе. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий является не только возможностью самореализации для детей, но и ареной столкновения различных интересов и амбиций, претензий на лидерство, и зачастую чревата конфликтами. Как вести себя в данной ситуации расскажет Кирова Л.Ф. Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Но конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять. Конфликт позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Я призываю всех осознать важность проблемы, помочь детям личным примером расти дружелюбными, умеющими разрешать конфликты, уважать себя и других, а значит, быть здоровыми, успешными в обучении, приносить радость школе, семье, обществу. Источник: Конфликтные ситуации в школе примеры Доклад на педсовете http://www.sch112.ru/actyalnye_materialy/v_pomosh_uchitelu/24-shkolnye-konflikty-prichiny-vozniknoveniya.html

Конфликты в школе

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях. Картинки по запросу Конфликты в школеЧтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева). Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются. Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные. В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет), подростковый (10-11 — 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет). Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство — 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
  • в связи с общественной работой — 6%;
  • у девочек — из-за парня — 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников. Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство — 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
  • личная обида — 15%;
  • ложь и высокомерие — 12%;
  • соперничество между одноклассниками — 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учени­ков повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
  • источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
  • все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
  • в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
  • агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
  • агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
  • агрессивность — плохая черта характера — 1%;
  • в классе были агрессивные ученики — 12%;
  • в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

  • курение — 50%;
  • употребление спиртных напитков — 44%;
  • грубость, хамство в общении — 31%;
  • употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
  • ложь — 15% ;
  • неуважение учеников друг к другу — 13%;
  • распущенность в половой жизни — 10%;
  • мелкие кражи — 10%; драки—10%;
  • хулиганство — 10%;
  • наркомания — 6%;
  • издевательства над младшими и слабыми — 6%;
  • азартные игры (на деньги) — 3%.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация. Источник: Конфликты в школе Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях. http://5psy.ru/obrazovanie/konflikti-v-shkole.html

(Visited 266 times, 1 visits today)

COMMENTS