Конфликт в психологии

Конфликт в психологии

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия. Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно […]

Конфликт – это конфронтация, возникающая между участниками коммуникативного процесса из-за различий во взглядах, установках, интересах, убеждениях, ценностных ориентирах, целях. Конфликт считается наиболее острым способом урегулирования противостояния. Он заключается в противодействии сторон и часто сопровождается негативными эмоциями, действиями, выходящими за рамки общепринятых норм. Противоборства неизбежны в любых сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо изучить методы разрешения конфликтов, чтобы […]

Наверное, в каждом кругу общения имеется такая личность, которая, во-первых, очень много говорит, а во-вторых – практически все разговоры с ней заканчиваются или выяснением взаимоотношений, или их расторжением. Спустя некоторое время связь возобновляется, и люди вновь общаются, пока опять не произойдет конфликт. Разумеется, поддерживать тесные отношения с такой личностью крайне сложно, и в результате ее […]

Конфликты личности – это противоречия, которые появляются в результате несогласий между разными крайностями «Я» человека. Сталкиваются желания и потребности с морально-этической стороной личности, ее ценностными ориентирами. Конфликты личности являются борьбой между разными личностными тенденциями в одном человеке. Они выражаются столкновением в сознании категорий «я должен» и «я хочу», возникновением амбивалентных чувств и эмоций. Это битва […]

Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, […]

Управление конфликтами. Все люди конфликтуют. И это факт. Любое взаимодействие индивидов влечет за собой образование противоречий, выливающихся в столкновения. Управление конфликтами позволяет снизить негативное воздействие конфронтаций и урегулировать с виду непримиримые расхождения. Управление конфликтами в коллективе следует рассматривать с двух сторон: внутренней (индивидуальной) и внешней. Индивидуальный аспект включает управление собственных поведенческих реакций в ходе противоборствующего […]

Причины конфликтов. Конфликтологи обычно выделяют общие типичные причины конфликтов и универсальный источник противостояния, который заключается во взаимоисключении притязаний сторон вследствие ограниченности потенциальных возможностей их удовлетворения. Среди причин общего характера социологи выделяют: противоположное восприятие субъектами установок, целей, склонностей, ценностей, стилей поведения, разный статус индивидов, расхождения между ожиданиями и реальными поступками людей, недостаток информации либо ее некачественность. […]

Типы конфликтов. Современные социологи и конфликтологи классифицируют конфликты, как правило, по субъекту противодействия, то есть по индивиду или общности субъектов, которые выступают в качестве оппонентов в конфронтации. Кроме того, конфликты также группируют по природе зарождения, по степени выраженности, по используемому способу разрешения и т.п. Поскольку ежедневно личность сталкивается с индивидами, имеющими разное воспитание, систему ценностей, […]

Межгрупповой конфликт – это размолвка, расхождение, столкновение интересов социальных групп, коллективов, общностей индивидов, а не отдельных субъектов. Данная разновидность конфронтаций порождается чаще соперничеством в пределах организации из-за сфер влияния, вследствие борьбы за недостаточные ресурсы. Также межгрупповые конфликты характеризуются столкновением формальных либо неформальных групп, которые имеют совершенно противоположные установки и цели. Что собой представляет межгрупповой конфликт? […]

Стадии конфликта. Социологи утверждают, что конфликтное взаимодействие является нормальным состоянием социума. Ведь любое общество вне зависимости от эпохи характеризуется наличием ситуаций конфронтации. Даже, когда межличностное взаимодействие выстраивается гармонично и основывается на взаимопонимании, столкновения неизбежны. Чтобы противостояния не разрушали жизнь социума, чтобы общественное взаимодействие было адекватным, необходимо знать основные стадии развития конфликта, которые помогут выявить момент […]

Источник:
Конфликт в психологии
Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим
http://psihomed.com/category/psihologiya-konflikta/

Понятие конфликта

Конфликт — это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта есть:

  • стороны конфликта;
  • предмет конфликта;
  • образ конфликтной ситуации;
  • мотивы конфликта;
  • позиции сторон-конфликта.

Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтеров.

Предмет конфликта — объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта .

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон конфликта — это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Пример. Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта.

Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Источник:
Понятие конфликта
Кратко о том что такое конфликт
http://psyznaiyka.net/view-conflictology.html?id=1

Психология конфликта

Что же такое конфликт? Разработано свыше сотни определений этого явления. В рамках этой статьи мы приведем лишь одно.

Итак, конфликт – максимальная точка кипения и проявления сложившихся противоречий. Это обнажение объективных или субъективных расхождений, выливающееся в открытое противостояние.

С психологической точки зрения, конфликт связан именно с явными эмоциональными переживаниями.

Проблема изучения конфликта была поставлена в психологии практически вместе с ее возникновением как науки. Устранить явное межличностное противостояние, можно лишь выявив, причины, допустившие такую ситуацию.

Логично предположить, что эти трения возникают из-за столкновения различных позиций людей по отношению к чему-либо. Следовательно, одной из причин появления конфликта становится разница в мышлении и достигаемых целях.

Недостаток в общении и сложившееся недопонимание также могут привести к противоборству во взаимодействии с собеседником. Нередко люди, основываясь на своем первом впечатлении о человеке, интерпретируют его слова и поступки уже под определенным углом. Однако не всегда одного знакомства бывает достаточно, чтобы разобраться в нем.

  • Выделяется объект, то есть тот повод, послуживший причиной для столкновения.
  • Участники самого конфликта или противоборствующие стороны.
  • При рассмотрении конфликта также нужно учитывать цели и мотивы каждого оппонента.
  • Стратегии и тактика поведения оппонентов.
  • Среда развития конфликта.
  • Его масштаб (межличностный, глобальный или региональный).
  • Исход конфликта, то есть его итоги, последствия и специфика осознания.

Первоначально конфликт зарождается в душах соперников. Накапливаются противоречия в интересах, целях, мнениях. Затем они стараются отстоять свою позицию в словесной полемике, пытаясь доказать свою правоту. Если слова, не приносят должного эффекта, противостояние проявляется в соответствующей линии поведения.

Существует масса классификаций конфликтов на основе тех или иных признаков, мы не будем все их рассматривать. Достаточно лишь одной самой распространенной:

  • внутриличностные – те, колебания и внутренняя борьба, которую испытывает субъект (конфликт ролей, целей или неудовлетворенность, вызванная фрустрацией);
  • межличностные – конфликты, возникающие между людьми;
  • межгрупповые – противостояние, проявляющееся между целыми группами.

По своей функции конфликты подразделяются:

  1. Конструктивные (объективны) – преследующие преодоление противоречий, которые касаются области значимой для жизни, работы или последующего взаимодействия.
  2. Деструктивные конфликты (субъективные) – противостояние, возникающее между людьми по несущественным поводам. Подобные раздоры чаще приводят к негативным долгоиграющим последствиям.
  3. Диалектические – позволяют определить причины конфликтного поведения.

Одни рассматривают конфликт как явление однозначно нежелательное и разрушительное. Они считают факт наличия конфликта, скажем, в коллективе сотрудников какой-либо организации, результатом неэффективной работы и недостатков в управлении им.

Однако если глубже взглянуть на данную проблему, то мы увидим, что даже в предприятиях с высоким уровнем управления, конфликты имеют место быть. Они помогают обнажить сложившиеся проблемы, противоречия и дарят разнообразие подходов и точек зрения.

Следовательно, конфликты могут быть и позитивными. Они помогают перестроиться на новый лад с учетом современных реалий. Они позволяют в некоторых случаях даже повысить производительность. С другой стороны, конфликт может стать причиной снижения групповой сплоченности и личной неудовлетворенности.

Почему результаты оказываются столь различными? Все зависит от того как относиться к конфликтной ситуации и управлять ее развитием. Итак, одной из задач руководящего персонала становится грамотное управление возникающими конфликтами.

Под разрешением конфликта в психологии понимается способность управлять им. Она появляется только в том случае, когда четко осознается структура конфликтной ситуации.

Итак, можно выделить несколько вариантов:

  1. компромисс – участники спора находят ту самую заветную середину, но достигнутое решение не может полностью удовлетворить их интересы, хотя является наиболее оптимальным для противоборствующих сторон;
  2. уступка – кто-то сдается и отказывается от своей позиции (причины этому могут быть разные: собственная неправота, давление или усталость от конфронтации);
  3. уход, одна из конфликтующих сторон как бы самоустраняется, не желая затягивать выяснение отношений, но потом конфликт может заявить о себе с новой силой, ведь проблемный вопрос так и остался открытым.

Эти стратегии относятся к межличностным и внутриличностным конфликтам. Помимо перечисленных выше способов выхода из внутриличностного конфликта можно также упомянуть: идеализацию, сублимацию, коррекцию, вытеснение, переориентацию и вытеснение. Их сложность в том, что самому человеку непросто их выявить, научиться, ими управлять и справляться с ними.

Специфику преодоления межличностных конфликтов рассмотрим в следующих плоскостях: внутренней и внешней.

Первый аспект, безусловно, связан с индивидуальными характеристиками самого человека и его умением разумно действовать в конфликтной ситуации.

Внешний аспект будет определяться позициями противоборствующих сторон и умением руководства их разрешать. Для управления конфликтом, нужно понимать на какой стадии он находится, а также знать причины и факторы его возникновения. Нужно четко усвоить структуру сложившейся на данный момент конфликтной ситуации.

Однако и самому начальству бывает непросто справиться с конфронтацией сторон, особенно, если оно непосредственно оказалось в нее втянуто. Скажем, если многие в коллективе не довольны реализуемой административным персоналом политикой управления. Конфликт между руководящим звеном и подчиненными может вылиться в борьбу или уход. Эти техники не совсем эффективны.

В конфликте каждый ориентирован именно на отстаивание определенных интересов противоборствующих сторон. Оцениваются возможности, цели каждой и выбираются соответствующие стратегии поведения (уступка, сотрудничество, борьба, компромисс или уход). Эта модель взаимодействия была предложена Р. Киллменом и К. Томасом.

Итак, как мы видим конфликт в нашей жизни явление неизбежное. Ведь, любая система, в том числе и сам человек, подвергаются изменениям. Постепенно накапливающиеся противоречия достигают той точки кипения, когда существующая схема отношений оказывается неприемлемой. Тогда конфликт переходит в активную фазу и его участникам нужно сделать все возможное, чтобы перевести его в конструктивную форму.

Источник:
Психология конфликта
В статье мы рассмотрели причины возникновения конфликта, его структуру, виды, функции, а также способы преодоления.
http://pererojdenie.info/recepty-zdorovya/psixologiya-konflikta.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES