Конфликт социальная психология

Конфликт социальная психология

16. Ролевые конфликты

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей, и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает способы снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.

Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

Источник:
Конфликт социальная психология
16. Ролевые конфликты Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух
https://psy.wikireading.ru/6851

Социальная психология конфликта

Конфликт – способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта (обычно сопровождается негативными эмоциями).

Необходимые условия для возникновения конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.

Конфликт может иметь и деструктивные, и конструктивные функции.

— полностью или частично удаляются противоречия, которые возникли из – за плохо организованной деятельности.

— можно более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей.

— способствует ослаблению психологической напряженности.

— источник развития личности, межличностных отношений.

— способствует самоутверждению личности.

— негативно действует на психическое состояние участников.

— может сопровождаться психологическим и физическим насилием оппонентов.

— формирует негативный образ другого – "образ врага".

Структура социального конфликта:

— объект конфликта (собственно причина противоречия, ресурс, идея, власть или др.)

— инцидент (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта

— микро – среда – ближайшее окружение сторон

— макро – среда – социальные группы, представителями которых являются учстники конфликта.

Субъективные составляющие: позиции участников конфликта, их восприятие конфликтной ситуации, образ конфликтной ситуации.

Когда человеку (группе) препятствуют в удовлетворении какой – либо потребности, возникает фрустрация. Человек может отступить от намеченных целей или же фрустрация перейдет в агрессию. При возникновение агрессии, развивается социальный конфликт.

Классификация социальных конфликтов:

Г. Зиммель и Л. Козер, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.

Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

По сфере проявления: социальные, экономические, политические конфликты и организационные.

По направленности воздействия: вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные конфликты (подчиненный – подчиненный, начальник – начальник).

По степени выраженности противостояния: открытые и закрытые.

По количеству участников: внутриличностные («плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус»), межличностные, межгрупповые.

Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами».

1) «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2) «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, одна ко, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего

примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

3)«Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4) «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5)«Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6) «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

Наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа.

а) возникновение объективной конфликтной ситуации;

б) осознание объективной конфликтной ситуации;

в) переход к конфликтному поведению;

г) разрешение конфликта.

— за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации

— за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

— Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.

— Посредничество (медиация, организация переговорного процесса).

— Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.).

Источник:
Социальная психология конфликта
Конфликт – способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта (обычно сопровождается негативными эмоциями). Необходимые условия для возникновения конфликта:
https://studopedia.ru/5_43377_sotsialnaya-psihologiya-konflikta.html

Социальная психология Конфликты

Разместил (а): Prapor

  • Социальная психология Андреева 388 кб.
  • Современные разработки в психологии 721 кб.
  • Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция 99 кб.
  • Социальная психология Шпаргалки Мельникова 189 кб.
  • Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций 106 кб.
  • Психология семейных отношений. Супружеские конфликты 23 кб.
  • Лекции по курсу Юридической психологии 149 кб.
  • Социальные конфликты 53 кб.

1.1 Понятие и сущность конфликтов

1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

1.3 Содержание управления конфликтами

2 Переговорный процесс

2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

2.2 Основное содержание переговорного процесса

Приложение 1 Первый этап анализа конфликта

Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта.

Конфликт – это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие.[1, с.36]

Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.

Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.[1]

С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение самой возможности конфликта свидетельствует о сбое в системе управленческой деятельности, результатом несоблюдения её основных норм.

Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Цель определяет следующие задачи:

— проанализировать литературу русских и зарубежных авторов по данной проблеме;

— проанализировать характеристику концепций социального конфликта и методы разрешения конфликтов;

— рассмотреть методику переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.

Предмет исследования – конфликты (технологии предупреждения).

Объект исследования – переговорный процесс.

1.1 Понятие и сущность конфликтов

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии[1, с.59]:

1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах "иметь" и "мочь". Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта. [3, с.28]

Первым этапом анализа конфликта является его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним.

Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

• предмет конфликта и его объект;

• уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

Схематично это показано в приложении 1

Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.

Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта; определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

Например, анализ международного конфликта требует учесть подробно характеристики всех участников с различных точек зрения, а именно:

— уровни притязаний и целей.

При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ресурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологические (морально-политическое единство народа, готовность защищать интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, вооружение); политические (тип государства, политический режим, стабильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит оценить собственные ресурсы (силы), ресурсы (силы) противника и его возможные реакции.[2]

Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

Непосредственный повод конфликта — это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность — это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают конфликт на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в стадию кризиса.

Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. [7, с.68]

На представленном графике отображено внезапное обострение конфликта, которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.

Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

Прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

Прогнозирование — это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события?

Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких, как страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

Таким образом, проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

· разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

· неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

· разлад между ожиданиями и поступками людей;

· недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

· недостаток и некачественность информации;

· несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.[3]

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

• индивидов, между ними;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статусов.

3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

• смешанные (в которых представлены и те, и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 — 80 % от всех остальных конфликтов.

4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

Источник:
Социальная психология Конфликты
Тема: Социальная психология Конфликты. Тип: Курсовая. В работе есть: введение, таблицы 7 шт., приложения 1 шт., рисунки 3 шт., сноски 5 шт. Язык: русский. Разместил (а): Prapor. Размер: 51 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Понятие и сущность конфликтов их характеристика роль и значение. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов. Содержание управления конфликтами. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.’
http://coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B

Урок по социальной психологии на тему Социальная психология конфликта

Урок по социальной психологии на тему «Социальная психология конфликта»

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Тольяттинский политехнический техникум»

Методическая разработка открытого учебного занятия

дисциплины «Социальная психология»

Разработал преподаватель И.В.Лебедева

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Цели учебного занятия:

образовательная: способствовать формированию у обучающихся функционально — грамотной личности, что предполагает познание окружающего мира как целостной сложной системы взаимосвязи между людьми, изучить существенные связи конфликта, функции, классификацию, разновидности и динамику; изучить стратегии поведения в конфликтной ситуации, пути урегулирования конфликтов ; активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;

развивающая: Способствовать выработке самостоятельного мышления, развивать умение выступать публично, логично, ясно и грамотно излагать свои мысли, аргументировано защищать свою позицию

воспитательная: Воспитывать толерантность: привитие иных логик и взглядов, права на отличие;

Методы обучения и контроля: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

объяснение материала, сопровождающееся демонстрацией слайдов с использованием программы Microsoft Power Point ;

беседа с закреплением материала;

контроль усвоения материала с помощью упражнений

изречения философов, ученых о конфликтах и способов их разрешения, о толерантности (развешены на доске).

Формы: беседа, выступление студентов с докладами, упражнения, подготовка самостоятельной работы в группах, творческие работы.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций , 2-ое изд. – М.: Омега- Л.,2005

Кондратьев С.В. Социальная психология. Изд-во «Учитель». – Волгоград, 2001.

Мариманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. Заведений. –М.: издательский центр «Академия», 2006.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день (4-е изд. перераб. и доп. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2004.

Подготовительная работа к уроку:

Провести со студентами и проанализировать тесты на темы:

Приветствие гостей, готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Преподаватель дает эпиграф урока… (сл. Макаренко).

Студенты, глядя на план и тему урока формулируют цели урока.

Студенты определяют, что в их понимании значит конфликт…

Запись в тетради темы и плана урока

Актуализация знаний, сообщение о проделанной к уроку работе.

Преподаватель рассказывает о выполнении к уроку творческих заданий студентов.

Рассказ об итогах тестирования.

— «Умеете ли вы слушать?»

Изучение нового материала и первичное закрепление(1).

Рассказ преподавателя о проблеме конфликта и толерантности в исторической перспективе.

Запись студентами в тетрадь определения конфликта, толерантности и ее критериях.

Вводное слово преподавателя на тему: «Пути разрешения конфликтов».

— начать выступление со слов Ю.Рихтера: «Умный человек найдет выход из любого положения. Мудрый – в этом положении не окажется»…

Разделить группу студентов на 6 подгрупп

Объяснить упражнения по теме

Выполнение упражнений для закрепления знаний и умений

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Беседа преподавателя со студентами о полученных знаниях на уроке

Ответы студентов на вопросы

Объяснение преподавателем как выполнить домашние задание:

вспомнить и записать примеры конфликтов из собственного опыта и предложить разные (возможные) пути их разрешения

— выучить запись в тетрадях.

Запись домашнего задания в тетрадь

Сущность конфликта и его структура

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

3) пик конфликта;

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически

Запишите все реакции, которые приходят в голову на агрессию (оскорбили, ударили, унизили) по отношению к вам. Что будете делать в ответ на агрессию извне? Запишите все ласковые слова, которые вы обычно говорите своим близким в хорошие минуты;

Студентов просят вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о том, как нужно вести себя в конфликтной ситуации (например, «Око за око — зуб за зуб» или «Как аукнется, так и откликнется»).

Предложенные поговорки выписываются на доске.

Вспомните мифы, притчи, сказки («Колобок», «Красная шапочка», «Репка», «Теремок» и др.) и посмотрите на поведение героев с точки зрения конфликта и толерантности (терпимости);

Вопросы для обсуждения:

Указывая на конкретные поговорки, обсудите:

1. Где вы узнали эту поговорку?

2. Как эта поговорка предлагает вам решать конфликты?

— Обсудите случаи, когда кто-нибудь решал конфликт так, как предписывает пословица.

Самые разные люди указывают нам, как вести себя и что ценить в жизни. Иногда эти указания вступают в противоречие друг с другом. В группе можно разобраться, каким образом осуществляется это противоречивое воздействие. Все участники делятся на шесть групп. Каждая группа должна определить, как воздействуют на нас различные источники. Воздействие может быть явным (например, когда родители говорят ребенку прийти домой не позже определенного времени) или скрытым (например. когда мы одеваемся так, чтобы походить на рок-звезду). Группы анализируют:

1 группа: воздействие со стороны семьи.

2 группа: воздействие со стороны школы.

3 группа: воздействие со стороны друзей.

4 группа: воздействие книг, газет и журналов.

5 группа: воздействие со стороны окружающих.

6 группа: воздействие телепередач.

Затем студенты обсуждают и сравнивают воздействие различных источников.

Вопросы для обсуждения:

Что происходит, когда различные воздействия противоречат друг другу? Например, когда родители говорят ребенку прийти домой не позже определенного времени, вернется ли он к назначенному часу?

А если друзья будут убеждать его погулять подольше? На чье воздействие он будет ориентироваться? Почему?

В чем сильные и слабые стороны того, что мы испытываем воздействие со стороны:

— семьи; школы? друзей? книг, газет и журналов? соседей? телепередач?

Как решить, на какое воздействие ориентироваться, если влияния со стороны различных источников противоречат друг другу?

Источник:
Урок по социальной психологии на тему Социальная психология конфликта
Cкачать: Урок по социальной психологии на тему "Социальная психология конфликта"
https://infourok.ru/urok-po-socialnoy-psihologii-na-temu-socialnaya-psihologiya-konflikta-1316509.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES