Конфликт между учителем и учеником

Конфликт между учителем и учеником

Сайт для детей и родителей — о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Предлагаем вашему вниманию статью о конфликтах учеников и учителей. На какой почве возникают такие ситуации, как их разрешать и как быть родителям когда между их ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация.

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках.

Однако школьники младшего и среднего возраста пока ещё не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребёнка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Можно выделить несколько наиболее распространенных причин конфликтов с учителями.

Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.

Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками – всё это вызывает у школьников реакцию протеста. Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьёзное.

Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18,9% мальчиков и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц. Однако девочки гораздо чаще вызывают недовольство учителей своим внешним видом.

Для российских школ характерны также «двойные стандарты», связанные с полом учеников. Например, в младших классах учителя резко негативно относятся к неуспевающим и непоседливым девочкам, в то время как к подобным недостаткам у мальчиков они относятся гораздо спокойнее.

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Воспользуйтесь нашими советами.

Не допускайте, чтобы противостояние ребёнка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились напряжёенные отношения с учителем:

– школьник пренебрегает учёбой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведёт тетрадь неряшливее, чем обычно;

– ребёнок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нём, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

– когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;

– после того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и так далее;

– в ходе беседы демонстрируйте ребенку сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.

– в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребёнка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков.

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы.

Учитывайте не только особенности действий ребёнка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину ребёнка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребёнка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашёл в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Принимайте участии мам и пап в жизни школы.

Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в копировании учебных материалов, трудоустройстве старших учеников и так дак.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Источник:
Конфликт между учителем и учеником
Сайт для детей и родителей — о школе, подготовке, воспитании, учебе… Предлагаем вашему вниманию статью о конфликтах учеников и учителей. На какой почве возникают такие
http://shkolabuduschego.ru/roditelyam/konflikt-mezhdu-uchitelem-uchenikom-kak-razreshat-konflikty-uchitel-uchenik.html

Конфликт между учителем и учеником

Предлагаю Вашему вниманию статью о конфликтах, которые нередко возникают между учениками и учителями. К счастью я не столкнулась с такой ситуацией, но находясь в родительском комитете, я не раз была свидетелем таких разбирательств.

На какой почве возникают такие ситуации, как их разрешать и как быть родителям когда между их ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация?

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 80-х годах, причем, не в лучшую сторону. Даже в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность. Из — за этого и поведение у учащихся «страдает», своими словами — «дети стали многое себе позволять».

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. Педагог не может «донести» до ученика ту информацию , которую он недопонимает, в следствии этого ставится за ответ оценка не удовлетворяющая ни ученика, ни его родителя.

Так вот, если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо. Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребёнка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в сложившейся ситуации, ведь она пагубно может повлиять в дальнейшем на его обучение .

Не стоит громко и эмоционально высказывать свои недовольства, педагога это только еще больше разозлит. Сначала выслушайте учителя , не перебивая его, а затем выскажите свою точку зрения. И никогда не становитесь на сторону преподавателя, даже если Ваше чадо неправо. Если Вы так не сделаете, то учитель в дальнейшем будет знать, что Вы его поддержите и будет пользоваться этим. Хуже сделаете только своему ребенку, в дальнейшем он не будет больше надеяться на Вашу поддержку. Это плохо, и не только в учебном процессе.

В жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет «полезным».

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход.

Источник:
Конфликт между учителем и учеником
Предлагаю Вашему вниманию статью о конфликтах, которые нередко возникают между учениками и учителями.На какой почве возникают такие ситуации, как их разрешать
https://detkisemya.ru/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikomhtml

Конфликт между учителем и учеником: действия администрации

Конфликт между учителем и учеником: действия администрации

юрист­-консультант журнала “Справочник руководителя образовательного учреждения”

Нередко между учителем и учеником возникают конфликты, заканчивающиеся применением физической силы в отношении школьника. Для разрешения таких конфликтов требуется ответить на вопрос о том, была ли неправомерно применена к ребенку физическая сила или же учитель действовал законно.

Директору школы придется дать собственную оценку действий учителя, поскольку, если учитель действовал неправомерно, то ставится вопрос о его увольнении, а ученику возмещается моральный вред, компенсируется вред здоровью или имуществу (в случае причинения). Если же учитель действовал правомерно, то надо суметь убедить в этом родителей ребенка. Вполне вероятно, что образовательному учреждению придется готовиться к судебному разбирательству (в последнее время наблюдается тенденция увеличения числа обращений родителей в суд с иском к школе).

Правомерность применения силы к ребенку зависит от особенностей происшествия, т. к. они могут оцениваться по­разному. Поэтому большую значимость приобретают свидетельства незаинтересованных лиц. Если учитель считает свои действия адекватными, а ребенок (и родители с его слов) – грубыми, оскорбительными и наносящими ребенку моральный вред, то мнение обеих сторон может быть необъективным, т. к. и учитель, и ученик в этой ситуации – заинтересованные лица.

Директору необходимо задуматься о выяснении истины. Для этого важно собрать информацию. Допустим, у администрации могут быть основания предполагать чрезмерную или неадекватную реакцию родителей на действия учителя. В таком случае собранная информация применима или для обоснования правомерности действий учителя в возникшей ситуации, или для принятия решения о дисциплинарном наказании, если учитель, считающий себя правым, вел себя недопустимо.

Для прояснения обстоятельств потребуются показания свидетелей. Хорошо, если инцидент наблюдали взрослые, и они могут дать показания. Однако часто свидетели инцидента – ученики, и только они могут объяснить, что же в действительности произошло. Использовать свидетельские показания детей крайне сложно – они, в силу возрастных особенностей психоэмоционального развития, забывают или путают детали и последовательность событий, додумывают в соответствии со своим восприятием и фантазиями, легко поддаются влиянию и т. п. Поэтому опровергнуть (адвокатский термин – “опорочить”) показания детей в суде достаточно просто.

Если дети были единственными очевидцами, следует предпринять ряд действий, способных закрепить их показания наиболее приемлемым для суда способом. Рекомендуем сделать письменное закрепление свидетельских показаний детей. В случае продолжения конфликта в судебных органах, представления протокола, составленного с учетом правил, часто бывает достаточно. И суд, как свидетельствует практика, приходит к мнению, что не стоит вызывать несовершеннолетних на допрос для уточнений и оценки их показаний. Вызов в суд детей нежелателен (даже в качестве свидетеля) – это сильнейшая стрессовая ситуация для обучающегося, особенно начальной и основной школы. Отрицательно реагируют на вызов в суд и родители.

Конечно, лучшим вариантом было бы наличие объективного описания обстоятельств незаинтересованными взрослыми, а за их отсутствием – детьми старшего школьного возраста. Дети – такие же свидетели, как и взрослые. Минимальный возраст для свидетелей не определен, и неоднократно в зале суда проводились допросы учащихся начальной школы, но в присутствии педагога. Однако чем старше человек, тем проще ему выступать в роли свидетеля. И надо это учитывать.

Следует придумать, чем занять детей в течение перемены. Полностью исключить общение не удастся, но стремиться к этому надо. Меры, которые были предприняты администрацией, желательно зафиксировать. Например, присутствие ребенка на уроке отмечается в журнале, внеурочные занятия также можно записать в соответствующий журнал или оформить справку (акт) за подписями педагогов, где будет описано, в какое время и чем были заняты дети после происшествия.

Если кто­то из учеников проявил инициативу рассказать о ситуации, предложите ему написать все, что он хотел бы сказать учителю или директору школы. Такой материал может храниться и использоваться для обоснования доказываемой позиции. Здесь важно привести аргументы того, что на ребенка не оказывали давление при написании такого рассказа, не диктовали, что написать. Советуем выделить помещение (кабинет директора, пустой класс), где в присутствии незаинтересованных свидетелей ученику будет предложено записать все, что он хотел сказать. Свидетели наблюдают и готовы подтвердить, что ни директор, ни учитель ребенку ничего не подсказывали, и текст им написан самостоятельно. После написания можно попросить ребенка дополнительно ответить (также в письменной форме) на уточняющие вопросы, подробнее рассказать о каком­то обстоятельстве происшествия, т. е. подготовить дополнение к заявлению.

Далее следует создать Комиссию по служебному расследованию (служебной проверке) (далее – Комиссия) из незаинтересованных педагогов. Ее создание (в кратчайшие сроки после того, как стало известно об инциденте) оформляется приказом. В состав Комиссии рекомендуется включить разных лиц: представителей администрации, профсоюза, школьного психолога, педагогов – тех, кого не будут подозревать в давлении на учащихся по причинам дружбы с обвиненным в нарушениях учителем или же, наоборот, стойкой к нему неприязни. Состав Комиссии должен свидетельствовать о максимальной объективности и беспристрастности ее членов.

Комиссия проводит опрос учащихся-­очевидцев. И вопросы, и ответы должны быть внесены в протокол, который впоследствии подписывается ее членами. Свою подпись могут поставить и опрашиваемые дети, если позволяет их возраст (ученик первого класса еще не умеет читать, ученик десятого – способен осознать происходящее и подтвердить письменно, что протокол он перечитал и все ответы были изложены верно).

Рекомендуется опрашивать учащихся индивидуально, по одному. Уже отмечалось, что следует пресечь обсуждение происшествия до того, как дети будут опрошены. Кроме этого, необходимо принять меры, чтобы опрошенные ученики не могли общаться с теми, кого еще не опросили. Принятие подобных мер имеет смысл зафиксировать. Например, детей можно вызывать для опроса с уроков, с внеурочных занятий, после чего они могут или пойти домой (если позволяет время), или вернуться на урок (при гарантии того, что опрошенные не расскажут одноклассникам о вопросах, которые им задавали, об их ответах, о реакции взрослых и т. п.). Если такой возможности нет, опрошенных можно специально чем­нибудь занять.

До начала беседы выясните, не обсуждался ли данный вопрос с другими очевидцами, с кем именно, какие мнения были высказаны и повлияли ли эти мнения на оценку увиденного (что опрашиваемый считает правильным, почему?). Наблюдения в судах тактики опроса несовершеннолетних показывают, что опытные судьи ведут себя максимально мягко и добродушно, сначала достаточно подробно знакомятся с ребенком и интересуются не относящимися к делу обстоятельствами (с кем дружишь, какие получаешь оценки, нравится ли школа, какие предметы любишь, какие учителя хорошие?). Опрос в Комиссии также должен проводиться с учетом личности опрашиваемого, с максимальным соблюдением такта и педагогической этики. Члены Комиссии не должны эмоционально реагировать на рассказ ребенка, т. к. это может повлиять на его восприятие.

Если это целесообразно (поможет в выяснении истины), опрос надо проводить в присутствии родителей, школьного психолога, еще одного взрослого, присутствие которого поможет ребенку чувствовать себя увереннее (например, классного руководителя, старшего брата или сестры). Присутствие родителей обязательно лишь для суда и некоторых других органов власти. Присутствие иных лиц необходимо, лишь когда ученик настолько испуган перед Комиссией, что ему сложно что­либо внятно рассказать. Если же с первоклассником рядом будет находиться, например, его брат-­десятиклассник, ребенок может почувствовать себя увереннее. Приглашенные для беседы с учеником лица не должны:

• оказывать давления на ребенка;

• выражать свою оценку происходящего;

• подсказывать ребенку ответы;

• задавать наводящие вопросы;

• иным образом (выражение лица, тон речи и т. п.) влиять на его рассказ.

Функция присутствующих при опросе взрослых лишь успокоить ребенка, сказать ему, чтобы он не боялся Комиссии, рассказал все, что видел, ничего не придумывал и постарался вспомнить все поточнее, т. е. поддержать психологически. Предупредить об этом следует еще до того, как указанные лица войдут в помещение, где производится опрос. Если указанные требования нарушаются, взрослых удаляют с опроса.

Перед тем как задавать вопросы непосредственно об инциденте, ученику объясняют, что очень важно рассказать только то, что он сам видел и помнит, а не переданное ему другими очевидцами и не домысленное самостоятельно.

Сначала задают общий вопрос – рассказать в свободной форме, что он видел. Затем можно уточнить:

• Применял ли учитель силу к ребенку?

• Что учитель сделал?

• Бил ли учитель ученика?

• Обзывался ли учитель?

• Слушался ли ребенок учителя?

• Вырывался ли ребенок из рук учителя? и т. п.

Потом необходимо перечитать вслух ответы и спросить, все ли записано точно, какие есть дополнения.

Комиссия должна стремиться к выяснению всех имеющих отношение к делу вопросов. Главное, чтобы были устранены противоречия между показаниями опрашиваемых, например, с помощью дополнительных вопросов, повторного опроса и т. д. Если один ученик говорит, что учитель ударил ребенка и затем ушел из класса, а другой – что было наоборот: учитель сначала выбежал, потом вернулся и ударил ребенка, надо попытаться выяснить, как же было на самом деле.

При повторной беседе вопросы должны быть не наводящими (“А ты точно уверен, что было именно так, а не наоборот?”), а позволяющими еще раз подумать и вспомнить увиденное. Спросите, точно ли ученик помнит это, попросите еще раз рассказать подробно и в деталях спорный момент, выясните, где ребенок был в это время (может, он без очков сидел на дальней парте и думал, что видит удар, но на самом деле видел взмах руки) и т. п.

Комиссия также должна опросить и непосредственного участника инцидента – ребенка, который считает, что учитель применил в отношении него недопустимое насилие. Данного ученика надо опрашивать особенно тщательно с выяснением мельчайших деталей. Если это возможно, лучше, чтобы он сам записал ответы на вопросы Комиссии (своим почерком, возможно, в присутствии родителей, чтобы не было обвинений в том, что ребенка путали, сбивали с толку и т. п.).

Родителей следует предупредить о недопустимости подсказок, попыток влиять на объяснения ребенка (под угрозой удаления). Дело в том, что ребенок может приукрашивать события в свою пользу, а то и просто лгать. Ложь же выдают именно мелочи, и обнаружить нестыковки в рассказе тем проще, чем он подробнее. С первого взгляда они могут быть незаметны для лгуна, мало кто из детей способен идеально во всех деталях сконструировать непротиворечивую вымышленную ситуацию. Не исключено, например, что ученик, сказав об ударе учителя, в результате чего ребенок получил синяк, царапину, иную травму, так опишет свое положение во время инцидента, сам удар, иные обстоятельства, что станет очевидным отсутствие физической возможности нанести подобную травму. Или выяснится, что ребенок не учел присутствия окружающих и его объяснения будут противоречить показаниям остальных.

Подобный опрос учителя школы (если директор полагает, что тот лжет) не столь эффективен. Опытный следователь смог бы так построить допрос, что поймал бы и взрослого человека на противоречиях, “выудил” бы свидетельство против себя же. Однако в школе следователей нет. А взрослый, в отличие от ребенка, способен гораздо лучше сконструировать ситуацию, которой не было в действительности, поэтому поймать его на лжи будет существенно сложнее.

Выполнение всех этих рекомендаций не дает стопроцентных гарантий защиты интересов школы, подтверждения правомерности действий учителя. Однако надеемся, что данная информация поможет и администрации школы, и педагогам вести себя более грамотно с юридической точки зрения, не допускать распространенных ошибок.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 2. С 63-68.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Источник:
Конфликт между учителем и учеником: действия администрации
Нередко между учителем и учеником возникают конфликты, заканчивающиеся применением физической силы в отношении школьника. Для разрешения таких конфликтов требуется ответить на вопрос о том, была ли неправомерно применена к ребенку физическая…
https://m.menobr.ru/article/4836-konflikt-mejdu-uchitelem-i-uchenikom-deystviya-administratsii

Конфликтные ситуации между учителем и учеником: причины и способы решения

Конфликтные ситуации между учителем и учеником: причины и способы решения

«Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют : «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же».

Пожалуй, каждый практикующий преподаватель, даже самый бесконфликтный и спокойный, имел дело с ситуациями, когда студент не соглашался с ним, перечил, возможно, повышал голос или обижался. Может быть и сам преподаватель был инициатором ссоры или непонимания на уроке — все люди разные и видение ситуаций также отличается. Причин тому много, и все они зависят от множества факторов. Независимо от того, какого возраста ученики, работаете вы в офлайн или онлайн классе, природа конфликта одинакова и решается с помощью схожих стратегий.

Что такое конфликт на уроке английского языка? Противодействие ученика и учителя на основе противоречия во взглядах, целях и интересах, которые возникают во время учебного процесса. О природе конфликта очень доступно рассказано в видео. Зачастую такие ситуации сопровождаются повышением тона, возможно, криком, плачем, но чаще всего – негативными эмоциями или саркастическими, обидными словами. Попробуем разобраться в самых распространенных причинах и найдем наиболее эффективные способы их решения.

  • некачественное выполнение или вовсе отсутствие домашних заданий, пассивное отношение к занятиям, отсутствие интереса к учебному процессу со стороны ученика (у учителя — к преподаванию);

Какие основные советы по способам решения различных конфликтных ситуаций? Безусловно, не существует четко прописанного алгоритма действий, и каждая ситуация уникальна, поэтому ее решение должно приниматься исходя из ее контекста. Перед принятием решения следует проанализировать следующее:

  • подумайте: достаточно ли знаете своих учеников, об их проблемах и семье, городе проживания, об индивидуальных особенностях, предпочтениях? Никогда не поздно выразить свой интерес — это поможет наладить контакт;

Еще один свежий взгляд на решение конфликтов в публикациях:

Источник:
Конфликтные ситуации между учителем и учеником: причины и способы решения
Причины возникновения конфликтных ситуаций между учителем и учеником. Возможные способы их решения.
http://skyteach.ru/2017/08/17/%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%84%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%81%d0%b8%d1%82%d1%83%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bc/

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES