Конфликт и способы его разрешения

Конфликт и способы его разрешения

ученических проектов, посвященной 55-летию города Волжского.

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Область научных знаний: социология.

Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

Руководитель: Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

1) Выявить причины конфликтов.

2) Исследовать конфликтную ситуацию в школе.

3) Показать способы разрешения конфликтов.

4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.

5) Научиться размещать работу в Сети Интернет виде Web -страниц, обсуждать и защищать ее на форуме конференции.

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной как руководителя волонтеров школьной детской службы примирения, целью которой является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений.

1. Что такое конфликт и его типы.

2. Причины конфликтов.

3. Конфликтная ситуация и его участники.

4. Конфликтная ситуация в школе.

5. Развитие конфликтов, его основные этапы

6. Способы и этапы разрешения конфликтов.

7. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.

1. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Среди участников конфликта различают:

— оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

· Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный

тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

· Конфликт между личностью и группой , который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

· Межгрупповой конфликт , который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

2 . Причины возникновения конфликтов:

1. «Позиционный дефицит» . Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3. Формирование агрессивных реакций человека.

4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5. Низкий уровень коммуникации.

6. Низкая культура поведения.

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

3. Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

Инцидент повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

Эскалация конфликта происходит по схеме:

Межличностный межгрупповой общеколлективный

конфликт конфликт конфликт

Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

· Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

· Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

· Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

4. Для выяснения конфликтной ситуации в школе, мы провели диагностику среди обучающихся 6-10 классов «Конфликтная ли ты личность?». И получили следующие результаты:

В целом по школе:

· Тактичные и миролюбивые . Не любят конфликтов, даже если и смогут их сгладить; легко избегают критических ситуаций. Когда же им приходится вступать спор, они учитывают, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях. «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. Они стремятся быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, они не всегда решаются оказать ее. Не думают ли они, что тем самым теряют уважение к себе в глазах других. Им надо набраться смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.

· Бесконфликтные . О них говорят, что это конфликтная личность, но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их положение или личные отношение. И за это их уважают.

· Конфликтные . Споры и конфликты – это воздух, без которого они не могут жить, ищут повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, могут «съесть живьем». Они навязывают свое мнение, даже если не правы. Очень трудно тем, кто находится с ними рядом, их несдержанность и грубость отталкивает людей. Им необходимо перебороть свой вздорный характер!

5. Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

1) Возникновение конфликта;

2) Осознание данной ситуации сторон;

3) Конфликтное поведение;

4) Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Конфликт и способы его разрешения

ученических проектов, посвященной 55-летию города Волжского. КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Область научных знаний: социология. Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса,

Разместил (а): Денис

  • Конфликты виды и способы их разрешения 16 кб.
  • Конфликты в управлении и способы их разрешения 28 кб.
  • Профессиональные конфликты и способы их разрешения 37 кб.
  • Педагогические конфликты и способы их разрешения 37 кб.
  • Принципы, приемы и техники оптимального, конструктивного разрешения конфликтов и противоречий 11 кб.
  • Политические конфликты и способы их разрешения 51 кб.
  • Межличностные конфликты типы, способы разрешения 23 кб.

Тема 4. Конфликты и способы их разрешения

В психологии выделяют определенные типы конфликтов:

Помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов);

Проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение, представить, как отзовутся в его душе ваши слова и поступки;

Проявлять терпимое отношение к мнению и взглядам собеседника и принимать несхожесть его суждений со своими.

Чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его,

Устранить конфликтную ситуацию;

Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

4. Стратегия и правила поведения в конфликтах

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Соперничество – это открытое «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты. Тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому такая стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни. В процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех его участников. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим».

Доказано, что при выигрыше двух сторон люди более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умения (желания) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

Компромисс – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременные желания невыполнимы (например, желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на аыработку другого нет времени.

Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своих позиций. Данную стратегию рекомендуют использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения конфликтов. Более того, уход или отсрочка позволяют предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией, желанием ее разрешить.

Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если интересы другого человека окажутся более важными, чем ваши, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может быть применима, если:

5. Методы улучшения взаимоотношений

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государ­ства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причи­нам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена посто­янным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремле­ние начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной сторо­ны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с дру­гой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

Гришина Н.Б. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. Хрестоматия по конфликтологии. Библиотека «Полка букиниста»

Гришина Н. В. “Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов” Л, 1977 стр. 27

Дэна Даниэль. 4 шаговый метод улучшения взаимоотношений

Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.

Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 1992. — С. 54.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.

Конфликтология. Уч.пособие. Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы. www/I-u-ru

Мелибруда Е. “Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения” М, 1986 стр. 203

10.Шеламова Г.М. Этикет делового общения. Учеб.пособие.-М.: Издательский центр «Академия»,2005. –С135

2 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 96.

3 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 1992. — С. 54.

4 Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000. — С. 54.

5 Шеламова Г.М. Этикет делового общения. Учеб.пособие.-М.: Издательский центр «Академия»,2005. –С135

6 Дж.Г.Скотт. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Хрестоматия по конфликтологии. Библиотека «Полка букиниста»

7 Власова Н. …И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – Новосибирск, 1994. – Ч.2.

8 Гришина Н.Б. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. Хрестоматия по конфликтологии. Библиотека «Полка букиниста»

9 Дэна Даниэль. 4 шаговый метод улучшения взаимоотношений.

Конфликты и способы их разрешения

Тема: Конфликты и способы их разрешения. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Денис. Размер: 23 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Введение 3’

Основные вопросы по теме:

Виды конфликта и конфликтные ситуации

Фазы развития конфликта

Стратегия и тактика разрешения конфликта

Переговоры как способ разрешения конфликта

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответ­ное противодействие.

Причина возникновения конфликтов кроется, прежде всего, в том, что каждый сотрудник обладает собственными целями, стремле­ниями и интересами, так же как и организация. При этом достижение индивидуальных целей приходится увязывать и согласовывать с целя­ми всей организации (особенно, если организация корпоративная). В процессе достижения целей организации и решения индивидуальных задач сотрудниками между ними могут возникать конфликты.

Расстройство интересов одной стороны часто вызывается примене­нием власти другой стороной. Непризнание власти является одной из важнейших черт конфликта. Например, руководитель сообщает со­труднику о необходимости выйти на работу в выходной день, чем на­рушает его планы. Если подчиненный не выполнит данное ему распо­ряжение, может сложиться ситуация, негативно влияющая на эффек­тивность совместной деятельности, что и приведет к возникновению конфликта.

Сильный конфликт сопровождается, как правило, развитием стрес­са у его участников, снижением уровня сплоченности и единства в коллективе, разрушением коммуникационной сети и пр.

Причины возникновения конфликтов. В самом общем виде эти причины можно разделить на три группы: 1) возникающие в процессе труда; 2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; 3) обусловленные личностными особенностями сотрудников организации.

Главным источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, порожденные трудовым про­цессом. Среди них следует назвать факторы, препятствующие выпол­нению людьми своих обязанностей. Например, непосредственная взаи­мосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологи­ческой цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в систе­ме «руководитель — подчиненный», которое не обеспечивает надлежа­щие условия для успешной деятельности подчиненных и др.

Конфликты в процессе трудовой деятельности вызываются также факторами, препятствующими достижению таких целей, как высокий заработок, благоприятные условия труда и отдыха. Например, нере­шенность организационных вопросов, при которой нарушается систе­ма распределения ресурсов; взаимосвязь людей, при которой заработок одних зависит от эффективной работы других.

Наконец, конфликты нередко бывают порождены несоответствием поступков одного из сотрудников принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, несовпадение ожиданий подчинен­ных относительно поведения своего руководителя при распределении полномочий или вознаграждении по итогам работы.

Во вторую группу причин, которые порождают конфликты и отра­жают психологические особенности человеческих отношений, следует г включить взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости. Соответственно данным причинам в коллективе может сложиться неблагоприятная психологическая атмосфера, называемая «атмосферой нетерпимости».

В третью группу входят причины конфликтов, кроящиеся в своеоб­разии личности членов коллектива. В этом случае имеются в виду не только неумение человека контролировать свои эмоции, агрессив­ность, излишняя тревожность и т. п., но и социально-демографические характеристики. Например, для женщин характерна тенденция к боль­шей частоте конфликтов, связанных с их личным потреблением (от­пуска, премии, размер оплаты труда и т. п.), когда как для муж­чин — непосредственно с трудовой деятельностью. С увеличением возраста работников сокращается удельный вес конфликтов, связан­ных с организационными проблемами деятельности (нарушения трудо­вой дисциплины, несоответствие качества работы предъявляемым тре­бованиям и т. п.).

Основные вопросы по теме: Виды конфликта и конфликтные ситуации Фазы развития конфликта Стратегия и тактика разрешения конфликта Переговоры как способ разрешения конфликта Конфликт

Источник:
Конфликт и способы его разрешения
Конфликт и способы его разрешения. Конфликты и способы их разрешения. Тема 13.
http://anekt.ru/polezno/konflikt-i-sposobyi-ego-razresheniya/

Межличностный конфликт и способы его разрешения

Лекция № 5. Интерактивное общение.

1.Понятие, структура и значение интерактивного общения.

2.Социальный контроль и социальные нормы.

3.Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

4.Межличностный конфликт и способы его разрешения.

Понятие, структура и значение интерактивного общения.

Интерактивное общениемежличностное взаимодействие, т.е. совместное действие в процессе общения или реакции людей на действия друг друга.

Общение обязательно предполагает некоторый результат – изменение поведения или деятельности других людей.

Например: поступок (студент не подготовил задание) – реакцияТы как всегда, садись — «2» или «Мне очень жаль, но без этого материала вам будет очень трудно понять следующий, завтра я вас жду с выполненным заданием) –поведениеДа мне такая чушь тысячу лет не нужна» или « Спасибо, во сколько мне можно подойти?»

Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности или последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

(Структуру и значение межличностного взаимодействия по аналогии с предыдущими темами попробуйте определить сами).

Социальный контроль и социальные нормы.

Совместная деятельность и общение людей протекают в условиях социального контроля (оценки поведения), осуществляемого на основе социальных норм.

Социальные нормы – это принятые в обществе образцы поведения, регламентирующие взаимодействие и взаимоотношения людей. Норма: молодой стоит, пожилой сидит.

Механизмы социального контроля: неодобрение, осуждение, наказание и т.д., с помощью которых осуществляется коррекция отклоняющегося от нормы поведения. Этих норм и правил огромное количество, которые человек усваивает в процессе жизни, начиная от приветствия и до соблюдения воинской обязанности.

Подумайте. Можно ли назвать наше государство правовым, если правовым называют государства, в которых каждый человек выполняет свои обязанности, т.е. нормы и правила поведения в обществе. (От брошенной бумажки и грубого слова до экономических преступлений и убийства)

Роль и ролевые ожидания в процессе общения.

Каждый человек в процессе общения выполняет определенные роли.

Роль(в психологии) – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (должность, возраст, пол, положение в семье и т.д.)

Например: врач – больной (внимание – терпение); мужчина – женщина (сила — нежность); гость — хозяин (сдержанность – радушие); преподаватель – студент (профессионализм – усердие).

Одновременно люди могут исполнять несколько ролей, входя в различные ситуации общения (педагог – дочь – жена – больной – мать – хозяйка – директор – бабушка).

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновениеролевые конфликты, когда «хочу» и «должен» не совпадают.

Разберем еще одно понятие «ролевые ожидания».Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу – роли. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку. Отклонение от образца осуждается или хотя бы обсуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.Например: от преподавателя студент ожидает профессионализма, высокой культуры, а преподаватель от студента – заинтересованности и усердия в получении профессии.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом (Например: не обратить внимание на неловкость другого человека, когда он явно и сам смущен произошедшим.) Приведите примеры.

Подумайте.Значит ли это, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям или оправдывать ожидания других? Бывает ли, что срабатывают принципы человека вопреки всяким ожиданиям? (Метод «взрыва» А.С. Макаренко)

Однако, если не брать ситуацию принципов, то в жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.

Бестактное поведение может иметь безобидный характер. Например, на вопрос при случайной встрече «Как дела?» — человек начинает долго и подробно рассказывать… Но может носить характер целенаправленного удара (Например, замечание в присутствии других). Особенно в педагогическом общении бестактность может привести к серьезным последствиям. А.С. Макаренко говорил: «Как можно больше уважения и доверия к человеку, как можно больше требования к нему».

У ребенка, как правило, отсутствует устойчивая самооценка. Часто происходит внешняя ориентация на свой поступок и свои возможности. Взрослый формирует уверенную или неуверенную в себе личность через воспитание самоуважения. Уважающего себя человека легче научить уважать других людей, общество, в котором живет.

Подумайте. На чем основываются нормальные человеческие взаимоотношения между людьми? Доверие – всегда ли нужно? Любовь – обязательно ли любить всех? Гуманизм – и к убийцам детей тоже? А уважение — ?

Рассмотрим следующие вопросы:

Понятие конфликта и причины его возникновения

— Этапы развития конфликта и способы его разрешения.

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты, десятки стран и народов (мировые войны). Другие вовлекали большие и малые социальные группы (Чечня, Югославия, Осетия). Третьи происходят между отдельными людьми постоянно.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. По преданию царь Соломон (965 г. до н.э.) прославился благодаря мудрости разрешения конфликтов («соломоново решение»).Вспомните сказки и их героев: поди туда – не знаю куда; принеси то – не знаю что.

В настоящее время достаточно полно разработана теория конфликтов и практика их разрешения.

Подумайте. Можно ли жить без конфликтов? Нужны ли конфликты?

Развитие личности человека происходит только в деятельности. А, если общение является одним из видов деятельности, то, благодаря межличностному взаимодействию человек совершенствуется.

Например: сегодня попробовала понять младшую сестренку, завтра – маму, потом бабушку, сдержалась и не нагрубила соседке, терпимее стала к мужу, ласковее к детям, а потом научилась уважать всех людей, независимо от возраста, пола, национальности и положения.

Не избегать, а решать конфликты требует логика человеческого развития.Это одно из противоречий диалектики: в результате решения возникших межличностных противоречий происходит восхождение на более высокий личностный уровень.

Причинами возникновения конфликтов могут быть самые разные проблемы, начиная от материальных ресурсов государства (нефть, газ) до личностных различий (фильм «Курьер»).

Конфликт– один из видов социального взаимодействия, предполагающий противоборство сторон.

Всегда ли противоборство перерастает в конфликт? Например, если муж любит футбол, а жена – театр?

Межличностный конфликт –это противоречие между субъектами, взаимная враждебность, противостояние позиций, несовпадение целей или ценностей.

Понятия «субъекты» и «участники» конфликта не всегда тождественны.

Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Прямой участник – сознательно принявший участие в конфликте или вовлеченный в него.

Косвенный участник – тот, кто преследует в чужом конфликте свои интересы (провоцирует, нашептывает и вашим и нашим)

Объект конфликта – причина, мотивация, движущая сила конфликта.

Все объекты условно подразделяются на два вида:

— Которые нельзя разделить между участниками. Например, власть.

— Которые могут быть разделены между участниками (убийство в целях самообороны, авария на дороге).

Выявление объекта – непременное условие успешного решения конфликта.

По вопросу классификации конфликтов среди исследователей

нет единой точки зрения. Я выбрала для рассмотрения классификацию Сперанского В.И., который определяет основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание конфликта.

Самая распространенная классификация в зависимости от участников конфликта:

а) внутриличностные конфликты (когда человек сам с собой не в ладу)

б) межличностные конфликты (родитель – ребенок; ученик – учитель)

в) групповые ( футбольные фанаты)

г) между личностью и группой (фильм «Чучело»)

д) межгосударственные ( войны)

Важнобывает выделить конфликты в зависимости от содержания: истинные (содержательные) – это те, где есть противоречие или ложные (пустые) – возникшие в результате раздражения, плохого самочувствия, нетактичного поведения. Зная это, можно определить вариант их разрешения.

Лучший способ решения пустыхконфликтов – это избегать их, не дать развиться, чтобы не перерос затем в содержательный. Можно использовать следующие приемы:

а) С юмором отнестись к обидчику. Например: «Собака же ты!» — «Интересно, какой породы?»

б) Говорить в логике заданной ситуации: «Наташа, иди кушать!» — «Я не Наташа, я зайчик» — «Зайчик, иди кушать!»

в)Активный перехват инициативы на порядок выше заданного уровня:

Например, ребенок говорит: «Я – бандит, а бандиты кашу не едят» — «Правильно, кашу ест только главный бандит». Стихи А. Барто о коровах.

Источник:
Межличностный конфликт и способы его разрешения
Лекция № 5. Интерактивное общение. 1.Понятие, структура и значение интерактивного общения. 2.Социальный контроль и социальные нормы. 3.Роль и ролевые ожидания в процессе общения.
https://studopedia.su/4_20497_mezhlichnostniy-konflikt-i-sposobi-ego-razresheniya.html

Педагогический конфликт и способы его разрешения

Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать именно свою правоту, отстаивает собственную точку зрения в процессе инцидента, который и провоцирует столкновение интересов. При создании конфликтной ситуации и ее разрешении большое значение имеют возраст, социальное положение и статус ее участников. Также успешное или деструктивное решение будет зависеть от того, насколько участники владеют стратегиями его погашения.

Педагогический конфликт имеет свою специфику и особенности:

— профессиональная ответственность педагога за правильный выход из спорной ситуации, потому что учреждения образования являются малой моделью общества;

— участники конфликта имеют неодинаковый социальный статус, определяющий поведение сторон в нем;

— имеющаяся разница в жизненном опыте и возрасте разводит позиции участников в конфликте и создает разную ответственность за ошибки при его разрешении;

— различное понимание событий и их причин участниками спорной ситуации: детям сложно справиться со своими эмоциями, а педагог не всегда понимает позицию ребенка;

— педагогический конфликт, в котором присутствуют свидетели, имеет воспитательное значение, о чем следует помнить взрослому;

— профессиональная позиция педагога в спорной ситуации обязывает его быть инициативным при его разрешении;

— если в процессе конфликтной ситуации педагог допустил промашку или ошибку, это ведет к возникновению новых инцидентов, в которые включаются и другие участники.

Основными противоречиями в сфере образования были и остаются подпадающие под категорию «чему и как учить». Именно в этом плане часто происходят «столкновения» между педагогами и законными представителями ребенка, поскольку последние считают, что их чадо недоучили или неправильно объяснили материал.

Педагогический конфликт – неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга: не все учителя и воспитатели разделяют позиции родителей, так же как и последние далеко не в каждом вопросе согласны с педагогом. Главное в этом споре — попытаться найти компромиссное решение, которое бы устраивало всех, потому что от того, насколько комфортным будет психологический климат, зависят деятельность учителя и работа воспитателя.

Способы разрешения педагогических конфликтов – достаточно непростая процедура для любого представителя данной профессии. При их выборе следует руководствоваться некоторыми основными правилами:

— попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из эмоциональной части к деловой, к спокойной, чтобы существовала возможность договориться;

— следует попытаться предупредить конфликтную ситуацию, поскольку это сделать легче, нежели потом искать пути для ее решения;

— разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугублять ее. Даже если это удалось сделать лишь частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшей позитивной договоренности.

Конфликты в педагогической деятельности – вещь обыденная. Это сфера общения, взаимодействия, поэтому они неизбежны. Педагогический коллектив школы, а в особенности детского сада в большей степени состоит из лиц женского пола, и им приходится каждый день «уживаться» друг с другом. И кроме внутренних взаимодействий есть еще и разговоры с родителями детей, не всегда доброжелательно настроенными. Поэтому конфликтные ситуации неизбежны, главное, чтобы они не были деструктивными.

Источник:
Педагогический конфликт и способы его разрешения
Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать именно свою правоту, отстаивает собственную точку зрения в процессе инцидента, который и провоцирует столкновение интересов.
http://fb.ru/article/102183/pedagogicheskiy-konflikt-i-sposobyi-ego-razresheniya

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES