Конфликт и пути его решения

Классный час Конфликт и пути его решения (4 класс)

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

развитие познавательного интереса учащихся;

развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;

повышение активности учащихся на занятиях;

воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

формирование социально одобряемых форм поведения.

Самый лучший день — сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая большая потребность — общение.

Самое большое богатство — здоровье.

Самый большой дар — любовь.

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твоё настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

— Ребята, чтобы у вас было хорошее настроение, я преподнесла каждому из вас жёлтый тюльпан, который лежит у вас на парте.

Возьмите его в руки. Тюльпан – солнечный цветок.

Цветки тюльпанов жизнерадостные растения, поэтому они широко раскрываются солнцу и прячутся ночью и в пасмурную погоду. Так гласит и легенда, повествующая о бутоне жёлтого тюльпана, в котором было заложено счастье, до которого никто не мог добраться. Причина была в том, что он никак не раскрывался, но однажды к прекрасному цветку подошел маленький мальчик со счастливой улыбкой и тюльпан раскрылся перед ним. С тех пор счастье, отличное настроение и очаровательная, солнечная улыбка сопровождают подаренный тюльпан.

— Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Готовясь к этому классному часу, вы рисовали ваше понимание конфликтной ситуации. Так давайте рассмотрим их (анализ рисунков учащихся)

Так что же такое конфликт?

Конфликт — это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые зачастую, при неправильном поведении, порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой — чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

— Уступи мне дорогу, — сказал белый козлик.

— Вот ещё, какой важный барин, — ответил чёрный козлик.

— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

— Ни за что! — кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

— Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

— Как бы вы поступили на месте козликов?

— У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске — “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)

— Как мы видим, для возникновения конфликта необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

— Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов?

несовпадение целей и желаний;

неуважение к другим людям;

разница чувств и состояний;

незнания правил и норм поведения, законов.

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Внутренний конфликт или внутриличностный.

На примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера давайте рассмотрим и назовём причину конфликта, вид конфликта и влияние конфликта на наше здоровье.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка»

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты — дурачище!»

Борище взял тетрадище,

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеище,

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

— Какой же это вид конфликта? (Межличностный)

— Какова причина? (Использование при общении ругательных слов или конфликтогенов).

А пути предотвращения подобного конфликта следующие:

Не употреблять конфликтогенов.

Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно больше благожелательных посылов по отношению к нему.

Поссорившись, люди могут не общаться длительное время, долгие годы, могут затаить обиду и вынашивать планы мести, а это очень страшно.

В чём же вред конфликтов?

От конфликтов страдает достоинство человека.

На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.

Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.

Я предлагаю вашему вниманию анимационный фильм «Мост» (просмотр мультфильма)

Как вы думаете, а почему поступили герои именно так? (ответы детей)

Давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения во время конфликта.

Методы выхода из конфликта:

найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;

найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

найти компромисс спорного вопроса;

подчиниться, принять правила или точку зрения противника;

понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.

— Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали и выбрали для себя?

— Что такое конфликт?

— Какие бывают конфликты?

— Почему возникают конфликты?

— Какими способами разрешения конфликтных ситуаций вы будете пользоваться?

— Ребята, а что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по теме нашего классного часа?

И в заключение нашего классного часа мне снова хочется прочитать мудрые строки моего любимого поэта Эдуарда Асадова, в которых, на мой взгляд, заложена формула бесконфликтного общения.

— А теперь при помощи солнечного цветка тюльпана выскажитесь о том, как вам понравился или не понравился наш классный час. Было ли вам интересно, актуально ли его содержание. Выходя из класса, поставьте цветок в соответствующую вазу.

(звучит песня о дружбе)

Используемые материалы ресурса ИНТЕРНЕТ:

Час общения «Эти вредные конфликты» Е.П. Нехай

«Секреты бесконфликтного общения» Е.А. Коржицкая

Внеклассное мероприятие в 4-м классе «Конфликт и пути его решения» О.В. Паньшина

Личностно-ориентированный классный час «Конфликты» М.Г. Исханова

Источник:
Классный час Конфликт и пути его решения (4 класс)
Скачать: классный час конфликт и пути его решения (4 класс).
https://www.metod-kopilka.ru/klassnyy_chas_konflikt_i_puti_ego_resheniya_4_klass-59804.htm

Конфликт и пути его решения

8. Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию челове-чества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений.

объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсусэто согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

Источник:
Конфликт и пути его решения
Автор: Клименко Андрей + Румынина Вероника, 8. Социальный конфликт и пути его разрешения — Обществознание
http://www.e-reading.club/chapter.php/27835/62/Klimenko,_Rumynina_-_Obshchestvoznanie.html

Презентация на тему: Конфликт и пути его решения

Классный час по теме: "Конфликт и пути его решения"

"Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь" (С.Ежи Лец)

Конфликт — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные цели, интересы и взгляды.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Причины конфликтов в подростковой среде

Правила предупреждения конфликтов

Тест "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

Источники материалов Рисунок слайд 2- http://i025.radikal.ru/1103/7f/5eb3e1d7509c.jpg Рисунок слайд 5 — http://s07.radikal.ru/i180/1103/03/54601305147c.jpg Рисунок слайд 6 — http://s014.radikal.ru/i327/1103/21/7a1c66ccf551.jpg Рисунок слайд 14 -http://s13.radikal.ru/i186/1103/c4/ff2c68d7968e.jpg Рисунок слайд 16 — http://s49.radikal.ru/i124/1103/81/9b0938faab03.jpg Осипова Е., Чуменко Е. . Конфликты и методы их преодоления. -М., 2007. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Конфликтология. –М. : Трикста, 2005.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Источник:
Презентация на тему: Конфликт и пути его решения
Классный час по теме: "Конфликт и пути его решения" "Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь" (С.Ежи Лец) Конфликт — это столкновение отдельных людей или
https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/konflikt-i-puti-ego-reshenija.html

Сценарий занятия Конфликт и пути его решения

Цель: Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях, которые могут иметь место не только в коллективе и между близкими, но и одноклассниками.

Задачи: Дать понятие о конфликте и пути его решения;

Развивать и обогащать речь учащихся, словарный запас через вопросно-ответную форму, путем введения в речь новых слов: конфликт; развивать логическое мышление учащихся через игровые моменты, память путем запоминания новых слов;

Воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.

Оборудование: таблички с речевым материалом, карточки, плакат – памятка: «Мир, мир – навсегда, ссора, ссора — никогда»

Словарь: конфликт и пути его решения, спор, ссора

– Сядьте правильно, слушайте внимательно, говорите правильно с ударением.

— Будем говорить хорошо звук « ».

Сообщение темы занятия.

— Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями? (Выслушиваются ответы детей: «Да» или «Нет») . Трудно ли вам останавливаться, когда вы ссоритесь? ( «Да» или «Нет») .

Тема нашего занятия: «Конфликт и пути его решения». Сегодня на занятии мы узнаем с вами, что такое конфликт и что нужно делать, чтобы его не было.

— Какое сегодня число, месяц, день недели? Какое сейчас занятие? (Воспитательный час) .

Всегда ли вы понимаете друг друга? Бывают у вас ссоры с друзьями или родителями? Когда люди не понимают друг друга, это ведет к спорам и ссорам. Ссора может перерасти в конфликт.

Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор». Другими словами конфликт – это ссора.

Активизация знаний. Послушайте истории и скажите конфликт это или нет.

Нурсултан порвал тетрадь Давида. Они поссорились. Это конфликт? (Да) . Почему? (Потому что они ссорятся) .

У Давида был День рождения, мама подарила ему торт. Он доволен. Это конфликт? (Нет) . Почему? (Нет ссоры) .

Влад обманул маму. Сказал, что в субботу нет уроков. Учитель ругал Влада, за то что он не пришел на уроки. Это конфликт? (Да) . Почему? (Потому что они ссорятся) .

Из-за чего может произойти конфликт? Давайте подумаем, когда вы обижаетесь, ссоритесь и даже дерётесь?

Примерные ответы детей:

— из-за грубых слов;

Что нужно делать, чтобы конфликтов не было? Нужно быть добрым и вежливым. Давайте разберемся в конфликте:

«Уроки закончились. Собираясь, домой Влад нечаянно толкнул портфелем Сережу…

Сережа стал драться с Владом…»

— А как правильно поступить? Я раздам вам карточки со словами, вы должны подчеркнуть те слова, которые помогут им выбраться из этого конфликта.

— Так какие волшебные слова нам помогают жить без конфликтов? («Прости!», «Извини!», «Я виноват!»)

Давайте повторим с вами основные правила дружбы.

Источник:
Сценарий занятия Конфликт и пути его решения
В этом занятие дети научится жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме с учетом позиций других людей.
https://videouroki.net/razrabotki/stsenariy-zanyatiya-konflikt-i-puti-ego-resheniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES