Компоненты здорового образа жизни и их характеристика

Детский сад №127

Основные компоненты здорового образа жизни.

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  1. Обеспечение баланса
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  3. Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Реализация данного направления обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

Источник:
Детский сад №127
Основные компоненты здорового образа жизни. Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма. Сохранение
http://ds127.edusev.ru/conditions/medicine/post/126014

Компоненты здорового образа жизни

Свою жизнь каждый человек строит сам, но умные люди предпочитают здоровый образ жизни, который помогает сохранить душевное и физическое здоровье, продлить молодость. Компоненты здорового образа жизни отлично вписываются в жизнь современных людей.

Понятие здоровый образ жизни включает следующие компоненты:

  • здоровое питание;
  • отказ от вредных привычек и пристрастий;
  • регулярную двигательную активность;
  • оптимальный режим работы и отдыха;
  • личную гигиену и закаливание;
  • позитивное восприятие жизни.

Одна из главных основ здорового образа жизни человека — правильное питание, которое должно быть сбалансированным и полноценным. Принимать пищу следует дробно – небольшими порциями 4-5 раз в день, последний раз – за 2-3 часа до сна. Продукты лучше выбирать максимально свежие (фрукты, овощи, мясо, рыбу, яйца, крупы, молочные продукты) и подвергать их минимальной термической обработке, чтобы сохранить витамины и полезные вещества. В еде нужно соблюдать умеренность – излишек питательных веществ ведет к ожирению.

Вредные привычки и здоровье – несовместимые понятия. Основная мотивация к отказу от вредных привычек и ведению здорового образа жизни – продление длительности жизни. Токсины, которые люди получают во время курения или с алкоголем, отравляют организм и вызывают массу различных заболеваний.

Регулярные физические нагрузки повышают адаптационные способности организма, укрепляют его выносливость, гибкость и силу. Дефицит физической активности ведет к ожирению и возникновению ряда болезней – гипертонии, инсульта, сердечно-сосудистых, эндокринных и других заболеваний.

Все виды нагрузок (умственные, физические, эмоциональные) должны чередоваться с отдыхом. Только в таком случае резервы организма будут полностью восстанавливаться, а образ жизни человека будет не только здоровым, но и насыщенным.

Закаливание – еще один способ укрепить здоровье. Закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания, контрастный душ) следует проводить регулярно, иначе они теряют свою эффективность. Чистота кожи, волос, ротовой полости и других органов, контактирующих с внешней средой, также имеет огромное значение.

Для позитивного восприятия жизни желательно сократить общение с неприятными людьми, научиться расслабляться и находить удовольствие даже в самых незначительных мелочах. Радуйтесь солнцу и дождю, слушайте приятную музыку и перечитывайте любимые книги, научитесь расслабляться с помощью основ релаксации.

Источник:
Компоненты здорового образа жизни
Свою жизнь каждый человек строит сам, но умные люди предпочитают здоровый образ жизни, который помогает сохранить душевное и физическое здоровье, продлить молодость. Компоненты здорового образа
http://womanadvice.ru/komponenty-zdorovogo-obraza-zhizni

Учебно-методический материал на тему: Характеристика основных понятий ЗОЖ

Учебно-методический материал на тему:
Характеристика основных понятий ЗОЖ

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Характеристика основных понятий ЗОЖ

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения ( ВОЗ ) записано , что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов , но состояние полного социального и духовного благополучия .

Казначеев утверждает , что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических , физиологических и психических функций , оптимальной трудоспособности , социальной активности при максимальной продолжительности жизни .

Н . А . Амосов считает , что Здоровье имеет две стороны :

— качественная ( норма артериального давления , норма частоты пульса , температуры и тд .);

— количественная , она является определяющей . Это определенная сумма резервных мощностей организма , которые проявляются в критических ситуациях .

Здоровье – это состояние полного психического , физического и социального благополучия человека .

Виды здоровья : ( физическое , нравственное , индивидуальное и общественное ).

Физическое здоровье — это естественное состояние организма , обусловлен — ное нормальным функционированием всех его органов и систем . Если хорошо работают все органы и системы , то и весь организм человека ( система саморегулирующаяся ) правильно функционирует и развивается .

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга , оно характеризуется уровнем и качеством мышления , развитием внимания и памяти , степенью эмоциональной устойчивости , развитием волевых качеств .

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами , которые являются основой социальной жизни человека , т . е . жизни в определенном человеческом обществе . Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются , прежде всего , сознательное отношение к труду , овладение сокровищами культуры , активное неприятие нравов и привычек , противоречащих нормальному образу жизни . Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья . Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств , которые и делают их настоящими гражданами .

Соматическое здоровье ( телесное ) — это текущее состояние органов и систем .

— условия и образ жизни ;

Существует понятие индивидуального и общественного здоровья .

Общественное здоровье – это оценка демографического показателя ( рождаемость , смертность , продолжительность жизни и заболеваемость ).

Индивидуальное здоровье – это наличие или отсутствие заболевания :

— степень сопротивления организма ;

— уровень физического развития ;

— уровень функционирования основных систем организма .

Образ жизни – это социально философские и биосоциальные категории , которые интегрируют представления об определенном типе жизнедеятельности человека ( трудовая деятельность , быт , форма удовлетворённых потребностей , правила индивидуального и общественного поведения ).

Здоровый образ жизни – объединяет все , что способствует выполнению человеком самых разнообразных функций , выражает ориентацию деятельности человека в направлении формирования сохранения и укрепления здоровья .

Большинство специалистов рассматривают здоровый образ жизни и как способ жизнедеятельности , и как процесс соблюдения человеком определенных норм , правил , ограничений .

Компоненты здорового образа жизни :

1) Познание человеком самого себя , а также осознание необходимости укрепления своего здоровья ;

2) Соблюдение правил гигиены в отношении себя и при общении с окружающими людьми ;

3) Организация оптимальной двигательной активности ;

4) Различные , подходящие конкретному человеку виды закаливания ;

5) Рациональное питание с учетом особенностей региона ;

7) Соблюдение правил безопасности в различных жизненных ситуациях ;

8) Соблюдение правил здорового поведения ;

9) Отказ от вредных привычек .

Компоненты здорового образа жизни дошкольников :

1) Личная гигиена ;

3) Оптимальный двигательный режим ;

Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой , а формируется в результате определенных педагогических воздействий .

В последние 15 – 20 лет используется термин — здоровьесбережение . Это определенный комплекс условий , средств , мероприятий и технологий , направленных на укрепление психофизическое и психологическое здоровье детей .

Здоровьесберегающая педагогика – определяет важность необходимости формирования культуры здоровья , в том числе и ценностного отношения к здоровью .

Культура здоровья – это интегративные личностные образования , которые состоят из трех компонентов :

1) когнитивно – мотивационный ;

Культура здоровья ребенка зависит от следующих факторов :

1) ценностное отношение к здоровью и жизни человека ;

2) наличие системы устойчивых представлений о здоровье , здоровьесберегающих правил , наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности ;

3) элементарная компетентность .

Формирование культуры здоровья необходимо использовать с раннего возраста , используя « образы здоровья » на доступном для детей этого возраста уровне .

« Образ здоровья » — это представление о том , что обозначает быть здоровым :

— представление о своем организме ;

— представление о том , как сохранять и укреплять здоровье ;

— установка мотивация , определяющая действия ;

— необходимость ребенка из позиции объекта превратиться в активного участника .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания.

Презентация для педагогического совета на тему » Понятие — здоровый образ жизни».

«Формирование знаний педагогов об основных понятиях — гениальность, задатки, способности» (презентация).

Основные понятия ФГОС в картинках.

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».«Стандарт – комплекс норм, правил, требований.

В работе представлены основные понятия системы дошкольного образования, даны их трактовки.

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к ЗОЖ нужно и важно. Есть много способов с чего можно начать работу.

Источник:
Учебно-методический материал на тему: Характеристика основных понятий ЗОЖ
   В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духо
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/10/kharakteristika-osnovnykh-ponyatiy-zozh

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES