Когнитивная психология

Журнал — Психология

Разворот – как увидеть иллюзию, которую мы себе придумали

Разворот – как увидеть иллюзию, которую мы себе придумали

Причина львиной доли душевных страданий человека – негативная интерпретация окружающей его реальности. То есть глюки в его голове.

«Я катался на роликах и три раза упал на попу»

«Катался на роликах и все время падал. Неумеха. Вокруг все пялились. Думали: Вот идиот – кататься не умеет, а лезет. Тут или дано, или нет. Если ездишь – то не падай, иначе зачем все это? Чтобы я еще раз поехал. »

«Сидел в метро. Увидел бабушку, уступил ей место, она отказалась».

«Фу, устал. Посидеть хочется. Вон, несколько мест свободных есть. Ну-ка, больных да беременных рядом нет? А то вмиг подымут. Только сядешь, а они тут как тут, будто специально тебя высматривают. Уф… хорошо сидеть. А вдруг, на следующей остановке бабуля подойдет, может заранее встать. Вон мужчина на меня посмотрел недобро – тоже сесть что ли хотел. Прикрою глаза на всякий… Ой, когда это бабушка успела тут появиться. Уже наверно давно стоит надо мной, недовольная, явно меня нахалом считает. Уже и место уступать неудобно и сидеть больше не могу. Лучше уж уступлю. Не надо, говорит – выхожу скоро. Мстит значит, место ей мое не нравится. Обратно сесть что ли? Подумают тоже мне попрыгун – то садится то встает.»

Диалоги несколько утрированы, но не оторваны от жизни.

Как часто бывает, что кто-то наступает вам на ногу и вы думаете, что это он специально и злитесь в ответ. А если не специально, то что же это за невезуха такая, что именно вам наступили и обижаетесь + чувствуете несправедливость.

В мире все просто происходит. Любое событие не плохо и не хорошо по своей природе – оно просто есть. Хорошим или плохим его делает наш ум, когда начинает интерпретировать реальность. Почему-то гораздо чаще он создает неприятные интерпретации и мы тут же начинаем страдать.

Есть много разных методик, которые позволяют работать с негативными мыслями и интерпретациями, но обычно они сложны в исполнении. Сегодня расскажу вам об очень простой практике, которая при искреннем желании достичь ясности поможет быстро рассмотреть любую интерпретацию и увидеть ее иллюзорность. А это, в свою очередь, поможет вам увидеть реальность в том виде, в котором она есть.

Этап 1. Выбор интерпретации

Здесь все достаточно просто. Как только вы оказываетесь в негативном состоянии – чувствуете огорчение, гнев, ненависть, жалость к себе, вам достаточно озвучить свои мысли. Это и будут интерпретации.

— Он нарочно бросает везде свои вещи.

— Она забыла о моем дне рождении. Ей на меня наплевать.

— Он на меня как-то строго посмотрел. Наверное, злится на что-то.

В течение дня интерпретаций в вашей голове пробегает миллион. Хватайте любую, попавшуюся под руку. Проще начать работать с мыслями о другом человеке, потом уже можно и идеи о себе разобрать.

Интересный факт. Суждение – это не просто одна мысль. Обычно, это конгломерат из мыслей, домыслов, соображений, интерпретаций, интерпретаций интерпретаций и так далее. Одна мысль тянет за собой другую и, порой, требуется много усилий, чтобы вытащить весь этот клубок, отравляющий вашу жизнь.

Этап №2. Вопросы, рассеивающие интерпретацию

1. Правда ли это?

2. Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?

3. Как вы реагируете, себя чувствуете с этой мыслью?

4. Кем бы вы были, как бы себя чувствовали без этой мысли?

Задавайте к вашей интерпретации последовательно 4 вопроса и отвечайте на них максимально искренне и полно. После каждого ответа у вас должно быть ясное чувство, что вы говорите правду. Эффект сильнее, если вы ответы запишите.

При ответе на второй вопрос запишите как минимум 3 четких подтверждения, что ваше утверждение соответствует действительно. Потом задайте к каждому из них вопрос – могу ли я абсолютно точно знать, что это подтверждение является правдой. Часто получается очень неожиданный результат.

«Что внутри, то и снаружи»

Этот принцип достаточно легко понять умом, но сложно осознать и применить в своей жизни.

Мы осознаем этот мир через сотню разных фильтров, начиная с физиологических, заканчивая ценностными.

Наши уши, глаза, кожа могут воспринимать сигналы от внешнего мира в очень ограниченном диапазоне, иначе сознание от переизбытка информации перегрузится.

Мы живем в конкретном месте, где десятилетиями, а то и столетиями придерживаются определенных правил и традиций, и мы смотрим на мир через их призму – у нас (в России) правостороннее движение, считается неприличным пукать за столом, а жирная шевелящаяся гусеница, дрыгающаяся на промасленной сковородке, вызовет скорее отвращение, чем желание перекусить.

Кроме этого, каждый человек имеет уникальный набор из тысяч убеждений, шаблонов мышления, верований и интерпретаций, полученных им от родителей, окружающих его людей, мощного информационного потока и личного опыта.

Как такой человек будет воспринимать окружающий мир? Естественно он будет снаружи видеть то, что находится у него в голове. Он будет смотреть на человека, а видеть некий образ, состоящий из идей, личного опыта смотрящего, его верований и убеждений.

Интересный момент. Идея, что восприятие внешнего мира определяется миром внутренним, очень хорошо показана в одном из основных способов психологической защиты – Проекции.

Основной принцип проекции – мы видим, обращаем внимание и наделяем окружающий мир теми свойствами, которые есть в нас самих, но по каким-то причинам отрицаются нами.

Почему одни негативные качества людей нас не задевают (ну, жмот он, и фиг с ним), а другие приводят в бешенство (ненавижу, когда тупят). Насколько я вижу по опыту консультирования, те вещи, в которых клиенты обвиняют кого-то другого, обычно присутствуют в них самих, причем достаточно в явной форме, но ими не замечаются.

Есть очень классное упражнение – Зеркала.

Выпишите на листке имена 4-х вымышленных персонажей (из кино, книг), или людей, которые вам очень не нравятся. Под каждым из них запишите качества, которые кажутся вам особенно неприятными.

Теперь напишите 4 персонажа, на которых вы хотели бы быть похожими, которых уважаете и считаете высоким стандартом. Под каждым выпишите положительные качества, присущие каждому из них.

Смысл упражнения – те качества, которые вы считаете отвратительными у других, в вас есть здесь и сейчас в какой-то форме, но вы их не принимаете и, поэтому не видите. Те качества, которые вы очень цените в других людях, также есть в вас, но вы почему-то считаете, что еще не обладаете ими, поэтому их не видите.

Из упражнения есть много интересных выводов, но всю эту тему я затеял для описания последнего этапа практики:

На предыдущих этапах вы выявили интерпретацию и расшатали ее с помощью четырех вопросов.

Осталось только собрать сливки – повернуть реальность в сторону смотрящего на нее.

Разворот делается следующим образом. Вы берете свою интерпретацию и разворачиваете ее смысл так, как подскажет вам интуиция. Есть несколько способов разворота – разберем на конкретном примере, предложенном одной из читательниц моего блога.

Разворот – это глубинное отзеркаливание смысла. Если изначально мы видим некоторый образ ситуации, то разворот помогает ее увидеть совсем с другой стороны и иногда эта сторона гораздо более правдивая изначальной.

Развернуть можно любой элемент интерпретации.

Первое, что мне пришло в голову.

Как только у вас внутри появился вариант разворота, нужно очень тихо прислушаться к себе и задать себе вопрос – может быть это правда?

Здесь может тут же подключиться ум и начать вас защищать, подкидывая аргументы. Ум сейчас не нужен, нужно прислушаться к чувствам, к своему сердцу. И если вы чувствуете, что в этом утверждении есть какой-то отзвук истины, задайте себе следующий вопрос.

Какие я могу привести доказательства, что это правда. Как я изменяю себе? Хорошо, если наберется 3-4 таких доказательства.

Описанная работа очень тонкая и глубокая. Здесь легко можно скатиться в формальную практику, игру с умом. Если это произойдет, вы сразу почувствуете это. Но, если вы сделаете все искренне, с желанием достичь ясности, то разворот может очень сильно изменить вашу картину мира и точку зрения на первоначальное утверждение.

Вы можете сделать еще развороты и получить очень сильные результаты.

Потом подготовьте доказательства к каждому развороту. Некоторые развороты не сработают, некоторые дадут вспышку ясности и осознания.

Иногда очень сильно работает разворот, когда вы меняете в своем убеждении глагол на противоположный по смыслу. Ненавидит меняете на любит, не способен меняете на способен и т.д.

Целесообразно выполнять всю практику целиком, уделив себе 15-20 минут на одно утверждение, письменно фиксируя каждый этап. Устно очень легко запутаться и ваш ум наверняка победит, а письменная фиксация лишит виляющий ум его обманчивых свойств.

Данный метод придумала Кейти Байрон. Она написала несколько книг, где описывает свой опыт.

Осталось только опробовать эту практику на своих интерпретациях.

Гештальт и когнитивно-поведенческая терапия

Итак, встретились две противоположности: вода и камень, лед и пламень, Гештальт и когнитивно-поведенческая терапия.

Разница между двумя этими школами в наибольшей степени обнажает основную расщепленность-дихотомию современной психотерапии – работа с симптомом или отношениями. Если когнитивно-поведенческая терапия сосредоточена на конкретной боли и больше идентифицирует себя с медицинской моделью, то Гештальт сосредоточен на отношениях. В этом смысле изменения с точки зрения гештальттерапии происходят как побочный симптом развития отношений в процессе терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) ассоциируется с КПД. Коэффициент полезного действия в когнитивно-поведенческой терапии действительно велик и измеряем (в лечении конкретного симптома). Хорошо разработаны и приборы – измерители: всякого рода опросники. Но вот эффект лечения может быть нестойким и нет гарантий, что симптом не вернется в каком-нибудь новом обличье. Также вызывает беспокойство, что с симптомом когнитивный терапевт обращается расточительно, например, проводя технику десентизации со страхом собаки у ребенка. Ведь симптом – это богатство клиента, его выгода, и он имеет свой смысл в структуре личности клиента. Не проясняя этот смысл, терапевт рискует растратить важные ресурсы клиента.

Очевидный и несомненный плюс когнитивно-поведенческой терапии: структурированность и возможность действовать по алгоритму снимает тревогу терапевта. Особенно это важно начинающему специалисту. Однако в форс-мажорных обстоятельствах психотерапевт теряется. Стремление же поддерживать структуру и действовать по плану может обесцветить интерес, снизить живость процесса, любопытство к исследованию чего-то непредвиденного как у клиента, так и у терапевта.

С точки зрения гештальта и теории контакта когнитивно-поведенческая терапия – это хорошо разработанная программа для работы с интроектами – всякого рода долженствованиями и запретами, полученными от фигур, значимых для человека в прошлом. С их помощью человек отказывается от возможности удовлетворить значимые для себя потребности. Интроекты как правило, находятся в опыте человека в хорошо вербализованном, но часто в неосознаваемом виде. Когнитивно-поведенческая терапия, называя их автоматическими мыслями и убеждениями, предлагает последовательную методику по осознаванию, переработке и присвоению этого опыта.

Однако, гештальтист, отдавая должное тщательности и последовательности методики, задается вопросом: «А куда же девать огромные пласты человеческого опыта, которые не были вербализованы и остались в теле, то есть переживания ребенка, не умеющего говорить?» В когнитивно-поведенческой терапии этот опыт остается за скобками.

И, наконец, еще один вопрос – как же обходиться с тем, что терапевт для клиента в когнитивно-поведенческой терапии – это тот, кто знает лучше, что нужно клиенту? Ведь тогда он становится родительской фигурой. Вслед за этим следует возвеличивание терапевта, он становится всемогущим и идеальным. В таком раскладе клиенты занимают противоположную позицию: беспомощный, растерянный, бессильный. Дальше терапевт должен удерживаться в рамках этой роли и поддерживать иллюзии клиента, либо ждать, когда выявится негативный перенос, то есть когда клиент свергнет терапевта с пьедестала и обрушит на него всю мощь своей агрессии. Если этого не случится в терапии, то может произойти в жизни клиента в виде отыгрывания, т.е. ухудшения жизненных обстоятельств клиента. Однако, эти тонкие моменты, которые объективно существуют в любой переносной ситуации, также остаются за скобками обсуждения и игнорируются.

Подводя итоги, можно сказать в целом следующее. КПТ – это анализ, это логика и рационализация, структурированность, жесткая заданность целей, конфуцианство и поддержка стремления человека перекроить себя до неузнаваемости.

Гештальт – это целостность, холизм, синтез, преобладание творчества над логикой, спонтанность и незапланированность. Это толерантность к неопределенности, Дао и разрешение себе быть собой.

Что вам ближе? Выбирайте.

Краткая справка о гештальттерапии

Гештальттерапия – это гуманистическое направление психотерапии, в основу которой положена теория контакта и теория «ментального метаболизма». Основатель ГТ – Фритц Перлз.

Тогда задачи работы в гештальттерапии – восстановить способность человека к здоровому контактированию с окружением, восстановить возможность осознанного выбора, вернуть человеку авторство его жизни (ощущение, что я делаю свою жизнь сам).

Парадоксальным образом, как только восстанавливается контакт, в жизни человека происходят изменения. Восстановление контакта происходит благодаря развитию отношений, в которых терапевт старается быть собой и стимулировать клиента к тому, чтобы он тоже позволял себе быть собой.

Источник:
Журнал — Психология
Разворот – как увидеть иллюзию, которую мы себе придумали Разворот – как увидеть иллюзию, которую мы себе придумали Причина львиной доли душевных страданий человека – негативная
http://www.psychology.su/category/napravleniya-psixologii/kognitivnaya-psixologiya/

Когнитивная психология

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Источник:
Когнитивная психология
Когнитивная психология изучает познавательные процессы личности. В нашей статье рассматриваются понятие когнитивной психологии, ее суть и основные методы
https://experimental-psychic.ru/kognitivnaja_psikhologija/

Когнитивная психология

Когнитивная психология — это раздел психологии, изучающий когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представление информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология, какой мы ее знаем на сегодняшний день, сформировалась за два десятилетия между 1950 и 1970 гг. На ее появление оказали влияние три главных фактора. Первым были исследования эффективности действий людей, интенсивно проводившиеся в течение Второй мировой войны, когда были крайне необходимы данные о том, как обучить солдат использовать сложное оборудование и как решать проблему нарушений внимания. Бихевиоризм ничем не мог помочь в ответе на такие практические вопросы.

Второй подход, близко связанный с информационным, основан на достижениях в информатике, особенно в области искусственного интеллекта (ИИ). Суть ИИ состоит в том, чтобы заставить компьютеры вести себя разумно. Третьей областью, оказавшей влияние на когнитивную психологию, была лингвистика. В 1950-х гг. Н. Хомски, лингвист из Массачусетского технологического института, начал разрабатывать новый способ анализа структуры языка. Его работа показала, что язык был намного сложнее, чем считалось ранее, и что многие из бихевиористских формулировок не могли объяснить этих сложностей.

После первой мировой войны и до 60-х гг. бихевиоризм и психоанализ (или их ответвления) настолько доминировали в американской психологии, что когнитивные процессы были почти совсем преданы забвению. Не многие психологи интересовались тем, как приобретается знание. Восприятие — наиболее фундаментальный когнитивный акт — изучалось главным образом небольшой группой исследователей следовавших «гештальтской» традиции, а также некоторыми другими психологами, интересовавшимися проблемами измерения и физиологии сенсорных процессов.

Ж. Пиаже и его сотрудники изучали когнитивное развитие, однако их работы не получили широкого признания. Работы по вниманию отсутствовали. Исследования памяти никогда не прекращались полностью, однако они были сосредоточены в основном на анализе запоминания «бессмысленных слогов» в строго определенных лабораторных ситуациях, применительно к которым только и имели смысл получаемые результаты. Вследствие этого в глазах общества психология оказалась наукой, занимающейся главным образом сексуальными проблемами, приспособительным поведением и контролем за поведением.

В последние несколько лет ситуация коренным образом изменилась. Психические процессы снова оказались в центре живого интереса. Возникла новая область, называемая когнитивной психологией.

Такой ход событий был обусловлен несколькими причинами, однако важнейшей из них было, видимо, появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Оказалось, что операции, выполняемые самой электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.д.

Появление ЭВМ послужило давно уже необходимым подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять. Вместе с ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности; такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма, стали обычным делом.

По мере развития концепции переработки информации попытка прослеживания движения потока информации в «системе» (т.е. в мозгу) стала первоочередной целью в этой новой области.

При анализе исторических условий, подготовивших возникновение когнитивной психологии, обычно остается в тени тот факт, что этому предшествовало интенсивное развертывание работ по измерению времени реакции человека, когда он в ответ на поступающие сигналы должен как можно скорее нажать на соответствующую кнопку. Такие измерения проводились давно, еще в лабораториях В. Вундта. Но сейчас они приобрели иной смысл.

Нельзя обойти еще одно незаслуженно забытое обстоятельство, предшествовавшее возникновению когнитивной психологии повлиявшее на формирование ее «внешнего облика». Чертой научного продукта когнитивистов являются его зримые и строгие очертания в виде геометрических фигур, или моделей. Эти модели состоят из блоков (у Р. Солсо часто встречается выражение «ящики в голове»), каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Связи между блоками обозначают путь прохождения информации от входа до выхода модели. Представление работы в виде такой модели было заимствовано когнитивистами у инженеров. То, что инженеры называли блок-схемами, когнитивисты назвали моделями.

Для чего нужна когнитивная психология? Основные механизмы человеческого мышления, которые пытается понять когнитивная психология, важны и для понимания различных типов поведения, изучаемых другими общественными науками. Например, знание о том, как люди мыслят, важно для понимания некоторых нарушений мышления (клиническая психология), поведения людей при их общении друг с другом или в группах (социальная психология), процессов убеждения (политология), путей выработки экономических решений (экономика), причин большей эффективности определенных способов организации групп (социология) или особенностей естественных языков (лингвистика).

Когнитивная психология, таким образом, — это фундамент, на котором стоят все другие общественные науки, точно так же как физика — основа для других естественных наук.

Концепции отдельных представителей когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Джорджа Келли (1905-1967)

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955):

— поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность;

— организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

— различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании).

Личностные конструкты функционируют на основе следующих постулатов:

— постулат конструктивности: человек предвосхищает события, конструируя свое поведение и реакции с учетом внешних событий;

— постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов;

— постулат дихотомии: конструкты строятся в полярных категориях (белый — черный);

— постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристику (например, веселый);

— постулат опыта: система личностных конструктов изменяется в зависимости от получаемого опыта;

— постулат фрагментарности: индивид может использовать подсистемы конструктов, находящиеся в противоречии друг с другом;

— постулат общности: под влиянием одинаковых событий у людей формируются схожие конструкты;

— постулат социальности: человек настолько понимает другого человека, насколько может открыть для себя его внутренние конструкты.

Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события.

На основании конструктов человек интерпретирует окружающий мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром, как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека. Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).

Келли разработал «репертуарный тест ролевого констукта» (или метод «репертуарных решеток»), с помощью которого диагностируется система личностных конструктов человека.

Основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» (1957), «Конфликт, решение и диссонанс» (1964).

Когнитивный диссонанс — это напряженное дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием в его сознании противоречивых знаний (информации) об одном и том же объекте (явлении) и побуждающее человека снять это противоречие, то есть добиться консонанса (соответствия). Кроме того, существование диссонанса побуждает человека избегать ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию этого диссонанса.

Источники возникновения диссонанса:

— логическое несоответствие («люди смертны, но я буду жить вечно»);

— несоответствие культурным образцам (например, когда учитель кричит на учеников, возникает диссонанс с представлениями об образе педагога);

— несоответствие данного когнитивного элемента более общей, более широкой системе когниций (господин «X» всегда уходит на работу рано утром, а в этот раз пошел вечером);

— несоответствие прошлому опыту новой информации.

Теория каузальной атрибуции (от лат. causа — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.

Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

— люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;

— ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;

— причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.

— Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек — плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает — неправильно поступает).

В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, то есть тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутри- личностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896- 1980).

Жан Пиаже родился 9 августа 1896г. в Швейцарии. в городе Нёвшатель в Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы. В 1907 г когда ему было 11 лет, в журнале естественной истории была опубликована его небольшая научная заметка. Первые научные интересы Пиаже были связаны с биологией.

Пиаже получил степень доктора философии в Невшательском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям.

Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начатые без энтузиазма. Однако скоро Пиаже нашел свою собственную область исследования. Это были конец теоретического и начало экспериментального периода в творчестве Пиаже как психолога.

Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «рассуждающих тестов» К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта.

В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссo в Женеве. 1921-1925 гг. — Пиаже с помощью клинического метода установил новые формы в области детского развития. Важнейшие из них — открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Это открытие — основное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым, — открытие эгоцентризма ребенка.

В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г.

Работая в психологии почти шестьдесят лет, Пиаже написал более 60 книг, сотни статей. Он изучал развитие у ребенка игры, подражания, речи. В поле его внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля. Помимо психологии Пиаже проводил исследования в области биологии философии, логики, обращался к социологии и истории науки. Для того чтобы понять, как развивается человеческое познание, он изучал развитие интеллекта у ребенка.

Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре).Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур. Эти структуры достигаются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция.

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов «Речь и мышление ребенка», «Суждение и умозаключение у ребенка» и других Пиаже, используя метод беседы (спрашивая, например: Отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т.п.), сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т.е. мысленно обращаясь к другим людям), даже когда он остается с собой наедине, то ребенок же размышляет эгоистично, даже когда находится в обществе других. (Он говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Эта его речь была названа эгоцентрической.)

Принцип эгоцентризма (от лат. «эго» — Я и «центрум» — центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого («децентрироваться»), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит «логика мечты», уносящая от реальности. Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателю) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, так как в них говорилось не о том, чего ребенку не хватает сравнительно со взрослым (меньше знает, неглубоко мыслит и т.п.), а о том, что же у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация. Отвечая много лет спустя на критические замечания Л. С. Выготского, Ж. Пиаже признавал их в значительной степени справедливыми. Он, в частности, согласился с тем, что в своих ранних работах он «преувеличил сходство между эгоцентризмом и аутизмом.»

Пиаже выделил ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью: «солнце движется, потому что оно живое»).

Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет группировки — объединяет действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы.

Будучи неспособным мыслить в абстрактных понятиях, соотносить их и т.п., ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже выделил четыре стадии. Первоначально детская мысль содержится в предметных действиях (до двух лет), затем они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума (от 2 до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) — формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (например, от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой — такой представил Пиаже картину сознания. Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, полагая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом — стремлением к удовольствию, не желая ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Но затем Пиаже признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т.е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).

Для выявления механизмов познавательной деятельности ребенка, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога.

Согласно Пиаже, формула S→R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Поэтому правильнее писать эту формулу так: S↔R или S→(AT)→R, где (AT) есть ассимиляция стимула S к структуре T. В другом варианте эта формула записывается как S→(OD)→R, где (OD) есть организующая деятельность субъекта.

Ограниченность формулы S→R определяется, по мнению Пиаже, следующим обстоятельством. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, к этому стимулу.

Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка.

Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки — изучение происхождения интеллекта. Она изучает, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т. д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Источник:
Когнитивная психология
Когнитивная психология — это раздел психологии, изучающий когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти,
https://studopedia.ru/11_78290_kognitivnaya-psihologiya.html

Когнитивная Психология

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Когнитивная Психология» в других словарях:

когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. возникла в конце 50 начале 60 х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально… … Большая психологическая энциклопедия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в США в конце 50 х – начале 60 х гг. в противовес бихевиоризму. Представителями этого направления проводились исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (лат. cognitio знание познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50 х нач. 60 х гг. 20 в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно… … Большой Энциклопедический словарь

Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология  раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (от лат. cognitio знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека. Возникла в США в кон. 50 х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание… … Российская педагогическая энциклопедия

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60 х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когнитивная психология — (лат. – знание, познание) – одна из ветвей современной психологии, занимающаяся изучением различных аспектов мыслительной деятельности человека. Когнитивная психология исследует умственные способности, зарождение мысли и языковых явлений,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Когнитивная психология — – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50 х – начале 60 х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение психоанализом роли… … Словарь-справочник по социальной работе

когнитивная психология — (лат. cognitio знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в конце 50 х начале 60 х гг. XX в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером… … Энциклопедический словарь

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и… … Профессиональное образование. Словарь

Источник:
Когнитивная Психология
Психологический словарь . 2000 . Смотреть что такое «Когнитивная Психология» в других словарях: когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной психологии. К. п.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/821

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES