Когнитивная психология

Когнитивная психология

Эта отметка установлена 4 сентября 2013 года.

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений [1] . Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский [2] [3] .

11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth» ). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

Существует точка зрения [кто?] , согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Ряд учёных и философов [кто?] на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии. При этом часть из них [кто?] , отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики [4] .

Источник:
Когнитивная психология
Эта отметка установлена 4 сентября 2013 года . Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Когнитивная психология

6- е изд. — СПб.: 2006 — 589 с. (Серия "Мастера психологии")

Вы держите в руках книгу, которая является самым популярным изданием в мире по когнитивной психологии, пережившим шесть международных изданий. Ее автор Р. Солсо, профессор Университета Невада-Рено (США) – всемирно признанный бесспорный авторитет в этой области. К тому же он владеет блестящим стилем изложения и мастерством говорить просто о сложных вещах, что делает эту книгу увлекательной и полезной не только для специалистов.

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука.

Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

Скачать / Download файл

Глава 1. Введение в когнитивную психологию . 19

Модель обработки информации. 23

Сфера когнитивной психологии. 24

Когнитивная нейронаука. 24

Распознавание паттернов . 26

Репрезентация знаний . 28

Психология развития. 29

Мышление и формирование понятий . 30

Человеческий и искусственный интеллект . 30

Краткая история когнитивной психологии . 31

Первые представления о мышлении. 31

Познание в эпоху Возрождения и после нее . 32

Когнитивная психология: начало XX столетия. 34

Когнитивная психология сегодня. 37

Концептуальная наука и когнитивная психология. 39

Когнитивные модели . 41

Компьютерная метафора и человеческое познание. 43

Когнитивная наука . 45

Нейронаука и когнитивная психология . 45

Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология . 48

Эволюционная когнитивная психология. 49

Рекомендуемая литература . 52

Глава 2. Когнитивная нейронаука. 53

XXI век — наука о мозге . 54

Проблема психики и тела . 55

Когнитивная нейронаука . 57

Когнитивная психология и нейронаука. 58

Нервная система . 59

Головной мозг: от компартментализации к массовому действию. 64

Анатомия головного мозга. 66

Современные методы нейрофизиологии. 74

Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография . 74

Компьютерная аксиальная томография. 75

Позитронно-эмиссионная томография. 77

История о двух полушариях . 82

Когнитивная психология и науки о мозге. 91

Рекомендуемая литература. 92

Глава 3. Восприятие и внимание. 93

Ощущение и восприятие. 95

Предшествующее знание. 96

Сенсорная предрасположенность мозга . 98

Объем восприятия. 100

Иконическое хранение. 102

Влияние задержки подсказки. 104

Эхоическое хранение. 104

Функции сенсорных хранилищ. 106

Пропускная способность и избирательность внимания. 111

Слуховые сигналы. 111

Модели избирательного внимания —. 113

Модель с фильтрацией (Бродбент). 113

Модель делителя (Трейсман) . 117

Зрительное внимание. 120

Автоматическая обработка. 122

Нейрокогнитология внимания. 125

Внимание и человеческий мозг. 125

Внимание и ПЭТ. 126

Рекомендуемая литература. 129

Глава 4. Распознавание паттернов. 130

Распознавание зрительных паттернов. 134

Субъективная организация . 136

Теория гештальта. 138

Канонические перспективы . 141

Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144

Сравнение с эталоном . 145

Теория геонов . 148

Метод предварительной подготовки. 150

Подетальный анализ. 152

Движения глаз и восприятие паттерна. 155

Прототипное сравнение. ___. 155

Абстрагирование зрительной информации. 156

Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков . 160

Восприятие формы: интегрированный подход. 161

Распознавание паттернов экспертами . 162

Распознавание образов в шахматах. 162

Роль наблюдателя в распознавании паттернов. 165

Рекомендуемая литература. 167

Глава 5. Сознание . 168

Когнитивная психология и сознание. 171

Эксплицитная и имплицитная память. 173

Исследования с подготавливающими стимулами. 174

Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия . 178

Сознание как научный конструкт . 181

Ограниченная пропускная способность. 183

Метафора новизны . 184

Метафора прожектора. 184

Метафора интеграции: театр в обществе разума. 185

Современные теории сознания. 187

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187

Теория общего рабочего пространства Баарса . 188

Функции сознания. 192

Рекомендуемая литература . 194

Глава 6. Мнемоника и эксперты . 195

Мнемонические системы. 197

Метод размещения . 198

Система «слов-вешалок». 199

Метод ключевых слов. 201

Организующие схемы . 203

Воспроизведение имен . 205

Воспроизведение слов . 206

Выдающиеся мнемонисты. 208

V. Р.: Хант и Лав. 211

Другие примеры. 213

Эксперты и мастерство . 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Структура знания и мастерство. 220

Теоретический анализ мастерства. 221

Рекомендуемая литература . 223

Глава 7. Память: структуры и процессы . 224

Нейрокогнитология и КВП . 227

Рабочая память. 229

Кодирование информации в КВП . 233

Воспроизведение информации из КВП. 241

Долговременная память. 243

Нейрокогнитология и ДВП. 243

ДВП: структура и хранение . 245

Сверхдолговременная память (СДВП). 249

Автобиографические воспоминания. 254

Ошибки памяти и свидетельские показания. 257

Рекомендуемая литература . 261

Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология . 262

Нейрокогнитология памяти. 267

Два хранилища памяти. 269

Место памяти в процессе познания. 272

Модели памяти. 273

Модель Во и Нормана . 273

Модель Аткинсона и Шифрина . 275

Уровень воспроизведения (УВ). 277

Уровни обработки (УО): Крэйк. 278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС). 283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг. 285

Коннекционистская (PDP) модель памяти: Румельхарт и Мак-Клелланд . 288

Рекомендуемая литература. 294

Глава 9. Репрезентация знаний. 296

Ассоцианистский подход. 299

Организующие переменные: Бауэр. 299

Когнитивные модели семантической памяти . 301

Теоретико-множественные модели. 301

Модель сравнительных семантических признаков . 302

Сетевые модели . 305

Пропозициональные сети. 309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция. 316

Поиск неуловимой энграммы . 316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают . 317

Знание «что» и знание «как». 319

Таксономия структуры памяти. 319

Память: консолидация . 321

Коннекционизм и репрезентация знаний . 322

Рекомендуемая литература . 326

Глава 10. Мысленные образы. 327

Образы и когнитивная психология . 329

Гипотеза двойного кодирования . 332

Концептуально-пропозициональная гипотеза . 333

Гипотеза функциональной эквивалентности. 334

Нейрокогнитивные данные . 339

Когнитивные карты . 345

Мысленные карты: где я? . 348

Синестезия: звучание цвета. 350

Рекомендуемая литература . 355

Глава 11. Язык (I): структура и абстракции . 356

Лингвистическая иерархия . 360

Теория грамматики Хомского. 364

Трансформационная грамматика. 365

Психолингвистические аспекты. 368

Врожденные способности и влияние окружения . 368

Гипотеза лингвистической относительности. 368

Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей . 371

«Война призраков»: Бартлетт . 371

«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс. 374

Знание и понимание. 377

«Мыльная опера», «воры» и «полиция» . 378

Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции» . 381

Модель понимания: Кинч. 382

Пропозициональная репрезентация текста и чтения . 384

Язык и нейронаука . 386

Рекомендуемая литература . 390

Глава 12. Язык (II): слова и чтение. 392

Обработка текста: регистрация движений глаз. 399

Лексические задачи. 405

Опознание слов: когнитивно-анатомический подход. 409

Рекомендуемая литература . 419

Глава 13. Когнитивное развитие. 420

Психология развития. 422

Нейрокогнитивное развитие . 422

Сравнительное развитие. 423

Когнитивное развитие . 423

Психология развития. 423

Ассимиляция и аккомодация: Пиаже. 424

Разум в обществе: Выготский . 431

Выготский и Пиаже . 432

Нейрокогнитивное развитие . 435

Развитие нервной системы в раннем возрасте . 435

Окружение и развитие нервной системы . 436

Исследования латерализации. 437

Когнитивное развитие . 438

Интеллект и способности. 439

Развитие навыков приобретения информации. 441

Познание «высшего порядка» у детей . 450

Формирование прототипа у детей. 454

Рекомендуемая литература . 458

Глава 14. Мышление (I): формирование понятий, логика и принятие

Формирование понятий . 461

Проверка гипотез. 463

Умозаключения и дедуктивное рассуждение . 467

Формальное мышление. 470

Принятие решений . 477

Индуктивное рассуждение. 477

Принятие решений в «реальном мире» . 478

Рассуждение и мозг. 482

Оценка вероятностей . 485

Фреймы решения. 487

Теорема Байеса и принятие решений. 489

Принятие решений и рациональность . 492

Рекомендуемая литература. 494

Глава 15. Мышление (II): решение задач, творчество и человеческий интеллект..496

Гештальт-психология и решение задач . 498

Репрезентация задачи . 500

Внутренняя репрезентация и решение задач. 503

Творческий процесс . 507

Творчество и функциональная устойчивость . 509

Творчество с точки зрения теории инвестирования . 510

Анализ творчества. 512

Человеческий интеллект. 515

Проблема определения . 515

Когнитивные теории интеллекта. 516

Нейрокогнитология и интеллект. 525

Рекомендуемая литература . 531

Глава 16. Искусственный интеллект . 534

Компьютеры и искусственный интеллект . 539

Искусственный интеллект и человеческое познание . 543

Машины и разум: «имитирующая игра» и «китайская комната». 546

«Имитирующая игра», или тест Тюринга. 547

«Китайская комната» . 548

Опровержение «китайской комнаты» . 549

Восприятие и искусственный интеллект. 550

Распознавание линий. 550

Распознавание паттернов . 551

Распознавание сложных форм . 555

Язык и искусственный интеллект. 559

ELIZA, PARRY и NETtalk . 560

Значение и искусственный интеллект . 563

Непрерывное распознавание речи. 564

Программа понимания языка . 565

Решение задач, игры и искусственный интеллект . 566

Компьютерные шахматы. 571

Искусственный интеллект и художественное творчество . 572

Будущее искусственного интеллекта . 576

Искусственный интеллект и научные исследования . 579

Источник:
Когнитивная психология
Скачать: Когнитивная психология. Солсо Роберт Л. (doc; pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy008.htm

Когнитивная психология

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, память, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, мышление, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым ,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Источник:
Когнитивная психология
Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь,
http://kak-bog.ru/kognitivnaya-psihologiya

Смысл когнитивной психологииСистематизация психологического знания

Систематизация психологического знания

Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Это направление возникло под влиянием информационного подхода.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире , как эта информация представляется человеком , как она хранится в памяти , преобразуется в знания , которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Теперь уже можно поставить вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия , распознавания образов , внимания , памяти , воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта .

Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).

Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.

Когнитивная психология рассматривает восприятие , внимание , память , знание , язык, искусственный интеллект . Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.

Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти) . Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний , управление знаниями, результативность. Но все эти вопросы будут освещены позже.

Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.

Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма , гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.

Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Так, например, при исследовании внимания либо памяти человека можно использовать различные компьютерные структуры, чтобы смоделировать и протестировать некоторые процессы. Не только компьютеры оказали влияние на развитие когнитивной психологии, но процесс оказался взаимным. Психология также оказала воздействие на проектирование и использование машин.

А мы теперь отправляемся в долгое, и думаю не только познавательное, но и интересное плавание по морям знания на когнитивном корабле вместе с любопытным «малышом».

«О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений парадоксов друг,И случай, Бог изобретатель».

Эти строки А.С. Пушкина, ставшие частично эпиграфом известной телепередачи «Очевидное-невероятное», как нельзя лучше выражают наши надежды и чаяния на дальнейшее развитие науки.

Источник:
Смысл когнитивной психологииСистематизация психологического знания
Естественнонаучный путь развития психологии, информационный подход определили появление когнитивной психологии. Исследование познавательной деятельности, моделирование. Новая архитектура компьютеров — новые метафоры и аналогии в психологии.
http://www.effecton.ru/157.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES