Клиническая психология

Клиническая психология

Старый код: 030401.65

Группа специальности (УГС): «Психологические науки»

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты дополнительно изучают эмоциональные нарушения и их коррекцию в дошкольном, подростковом и юношеском возрасте, способы клинико-психологической диагностики аномалий развития, психологию семьи, психологическую помощь семьям, имеющим проблемного ребёнка, диагностику и коррекцию аномалий поведения в период подросткового кризиса. Выпускники данного профиля – семейные, детские, подростковые психологи — осуществляют прием семей, где есть дети с нарушениями развития личности, консультируют их, создают для них развивающие, коррекционно-оздоровительные и обучающие программы.

Студенты дополнительно изучают психологию агрессии, патологию социального познания, психологию межгрупповой враждебности, психологию права, психологию конфликтов, психологию социальных меньшинств и субкультур, возрастные проблемы социальной адаптации, психологическую экспертизу, психологическое сопровождение и реабилитацию инвалидов, психологию предубеждений. Выпускник, освоивший данный курс, специализируется на оказании психологической помощи заключенным и лицам, освободившимся с мест лишения свободы. Последним он помогает адаптироваться к социальной среде. Также социальные психологи разрабатывают программы реабилитации и психологической помощи инвалидам и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Студенты дополнительно изучают клиническую нейропсихологию, детскую нейропсихологию, патологии памяти, личность и нарушения общения.Окончив вуз, специалист сможет выявлять синдромы и поражения мозга, препятствующие нормальному обучению ребёнка в школе, разрабатывать коррекционно-развивающие программы для обучения детей с различными отклонениями в центральной нервной системе.

Студенты дополнительно изучают криминальную психологию, виктимологию (криминологическое учение о жертве преступления), нейропсихологическую диагностику во врачебной экспертизе, клиническую психологию сексуальных расстройств, диагностику и экспертизу аффективных расстройств, особенности самосознания при личностных расстройствах и многое другое. Выпускники–патопсихологи диагностируют нарушения в мышлении, разрабатывают программы коррекции психического состояния пациентов и их адаптации в окружающем мире. Криминальные психологи и эксперты помогают сотрудникам правоохранительных органов и судов, проводят судебно-психологические экспертизы.

Студенты дополнительно изучают психологию семьи, особенности психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребёнка, особенности работы с кризисными состояниями, культурные и этнические особенности переживания в экстремальных ситуациях, особенности оказания экстренной психологической помощи.Выпускник данного профиля готов оказывать экстренную психологическую помощь в экстремальных и кризисных ситуациях, разрабатывать и осуществлять программы работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий, проводить консультации для семей с проблемными детьми.

Студенты дополнительно изучают спортивную психологию, личностные расстройства, клинику внутренних болезней, клинико-психологические аспекты проблемы стресса, стресс-менеджмент в спорте, спецкурсы по психологии кризисных ситуаций в спорте высших достижений, психологическую саморегуляцию в спорте, психологию тренера спортивной команды. Будущие спортивные психологи решают внутрикомандные конфликты, помогают тренеру и спортсменам избежать эмоционального выгорания, решают личные проблемы игроков, настраивают их на игру и т.д.

  • Составлять программы диагностического обследования человека, семьи или группы людей
  • Выявлять лица с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации
  • Проводить диагностику психического состояния личности, его психологических проблем, конфликтов, уровня развития нравственного и правового создания, межличностных отношений, способов адаптации
  • Составлять развёрнутое психологическое заключение и рекомендации
  • Разрабатывать программы психологического вмешательства, учитывая психологическое состояние пациента и задачи профилактики, лечения, реабилитации и развития (образовательные, оздоровительные или коррекционно-развивающие программы)
  • Корректировать нервно-психическое состояние взрослых и несовершеннолетних
  • Оказывать психологическую помощь осужденным, в том числе несовершеннолетним преступникам
  • Оказывать психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  • Наблюдать за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивать их результаты и эффективность
  • Работать с несовершеннолетними, доставленными в отделения органов внутренних дел
  • Восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими заключенными общественные связи и отношения
  • Проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов
  • Заниматься нормализацией и корректировкой детско-родительских отношений
  • Консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии
  • Консультировать медицинский персонал или сотрудников других организации по вопросам общения с пациентами, по созданию психологически комфортной атмосферы
  • Проводить психологические исследования в рамках судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной экспертизы
  • Анализировать результаты проведенных исследований и формулировать экспертное заключение в соответствии с нормативно-правовыми документами
  • Подготавливать и проводить презентации программ здоровья по профилактике курения, о психологических услугах в области здоровья, программы раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, СПИДа, школьного насилия)

Источник:
Клиническая психология
Все вузы и ссузы России. Выбор профессии и специальности. Онлайн тесты ЕГЭ и ОГЭ и поступление.
http://moeobrazovanie.ru/specialities_vuz/klinicheskaya_psihologiya.html

Клиническая Психология

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «Клиническая Психология» в других словарях:

клиническая психология — (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п.… … Большая психологическая энциклопедия

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Клиническая психология — Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология (не путать с медицинской, которая рассматривает область,… … Википедия

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние… … Толковый словарь по психологии

Клиническая психология — (clinical psychology), область мед. психологии, изучающая психич. факторы происх. и течения болезни, влияние болезней на личность, психолог, аспекты целебных воздействий. Впервые термин К.п. был применен в 19 в. в отношении методов диагностики… … Народы и культуры

Клиническая психология — термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Клиническая психология — (clinical psychology) изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения … Общая психология: глоссарий

Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру (clinical psychology graduate training) — До 40 х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился после Второй мировой войны, когда очевидной стала потребность в большом… … Психологическая энциклопедия

Промышленная клиническая психология (occupational clinical psychology) — П. к. п. это область исследовательской, практ. и образовательной деятельности, ориентированной на изучение и оптимизацию психол. функционирования людей на рабочем месте с учетом индивидуальных различий в эмоциональных, поведенческих, когнитивных… … Психологическая энциклопедия

Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Источник:
Клиническая Психология
Психологический словарь . 2000 . Смотреть что такое «Клиническая Психология» в других словарях: клиническая психология — (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область
http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/798

Мир Психологии

Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. социореадаптация).

Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы. Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

На наш взгляд, термином «Клиническая психология» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности — с фактами, выводимыми «методом прецедента», т.е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т.н. случая (case study — детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории ( см . Идиографический подход).

Среди современных тенденций развития Клинической психологии следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е.Т. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Клиническая психология (от греч. klinike — врачевание, kline — постель, ложе) — область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п. определяются практическими потребностями клиники — психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим Клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию (см. Психосоматика).

В круг проблем соматопсихологии входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим. Особое значение в соматопсихологии имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами — внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, бронхиальная астма и др.), в происхождении и течении которых ведущее место занимают психические факторы. Разделение Клинической психологии на пато-, нейро- и соматопсихологию весьма условно и отражает традиционную медицинскую классификацию болезней.

Области К. п. сближаются благодаря задачам исследования, применяемым методам, а также в связи с наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов К. п. Теоретическое и прикладное значение К. п. раскрывается в решении вопросов совершенствования диагностической и экспертной работы, психологического потенцирования лечебных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе заболевания. В зарубежной, в частности, американской, психологии, объем К. п. соответствует содержанию понятия «медицинская психология».

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

  1. Определить рекомендуемую программу подготовки специалистов в области клинической психологии.
  2. Определить стандарты для орг-ций, предлагающих подготовку специалистов в области клинической психологии, включ. ун-ты, интернатуры и др. учреждения для прохождения практики.
  3. Посетить ин-ты, проводящие обучение, и проанализировать работу.
  4. Поддерживать связь с др. орг-циями, занимающимися сходными задачами.

Полный доклад этой комиссии был опубликован в конце того же года под названием «Рекомендуемая программа специализации по клинической психологии». Он основывался на рез-татах дебатов специальной комиссии и на более ранних документах, выпущенных Американской ассоц. прикладной психологии (АААР), созданной в 30-х гг. и вошедшей позднее в состав АРА. В докладе сначала формулировались «непрофессиональные требования» («preprofessional requirements») к поступающим на специализацию «клиническая психология», к-рые включали наличие высокого уровня интеллекта и целого ряда личностных качеств, а тж обширной подготовки по психологии, естественным и гуманит. наукам. Затем в докладе предлагалась четырехгодичная программа подготовки специалистов через аспирантуру с получением степени д-ра философии (Ph.D).

На конференции предлагалось включить в базовый учеб. план следующие дисциплины:

  1. физиология человека;
  2. теория личности;
  3. Возрастная психология;
  4. общественные отношения;
  5. психопатология;
  6. оценка личности;
  7. клиническая медицина и клиническая психиатрия;
  8. психотерапия и коррекционные процедуры;
  9. методология клинических исследований;
  10. профессиональные и межпрофессиональные отношения;
  11. ресурсы и организация общины (community);
  12. практикум и интернатура.

В конце 60-х появилась новая модель подготовки специалистов, к-рая предшествовала и, возможно, явилась стимулом проведения конференции в Вэйле (Vail), — в 1968г. в ун-те Иллинойса была введена докторская программа, предполагавшая присуждение степени д-ра психологии (Psy.D). Программа обучения клинической психологии по этой программе была отлична от предыдущей, в рамках к-рой готовились доктора философии, т.к. она была направлена на подготовку клинических врачей-практиков, а не ученых. В новой программе акцент делался на прикладные курсы, посвященные различным методам оценки и вмешательства, деятельности по охране психич. здоровья населения и т.п. Было отменены жесткие требования докторской (Ph.D) диссертации, однако занятия, посвященные оценке и аналитическому обзору исслед., остались частью программы.

После 1968г. неск. ун-тов стали присуждать степень д-ра психологии. В рамках нек-рых ин-тов программа получения докторской степени по психологии осуществляется отдельной структурой, независимой от факультета психологии. Др. явлением стали профессиональные школы психологии.

ПРОМЫШЛЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (occupational clinical psychology) П. к. п. — это область исследовательской, практ. и образовательной деятельности, ориентированной на изучение и оптимизацию психол. функционирования людей на рабочем месте с учетом индивидуальных различий в эмоциональных, поведенческих, когнитивных и мотивационных аспектах адапт. Ее осн. целью яв-ся повышение уровня благополучия работников и орг-ций через оказание платных психол. услуг, включающих оценку, профилактику и работу с психол. проблемами, к-рые существуют во всех орг-циях. Клиентами яв-ся работники финансирующей орг-ции и члены их семей. Дополнительные клиентские отношения существуют с корпорацией, профсоюзом, или сторонней финансирующей орг-цией.

Общая цель состоит в укреплении психич. здоровья и предупреждении психич. заболеваний на рабочем месте, что имеет критическое значение для благополучия орг-ции, ее челов. ресурсов и достижения экономических целей. К числу специфических проблем работников относятся эмоциональные, супружеские, семейные, связанные с карьерой, работой, стилем жизни и злоупотреблением алкоголем проблемы, межличностные конфликты и увольнения. Специфические организационные проблемы включают адаптационные структуры орг-ции, психол. климат, проблемы руководства и системы мотивации.

В промышленной психологии общепризнанно, что осн. причиной таких организационных проблем как высокая текучесть кадров, хронические прогулы и опоздания, затраты на замещение опытных работников и ценных руководителей, производственный травматизм, преждевременные смерти и высокий коэффициент использования мед. страховок, яв-ся, гл. обр., личные и межличностные проблемы отдельных работников. Исслед. показывают, что источники св. 75% наиболее значительных реакций людей на стресс коренятся в их личной жизни. Эти реакции на стресс впоследствии переносятся на трудовую деятельность, эффективность к-рой страдает из-за поглощенности работника др. проблемами. См. также удовлетворенность работой, Административно-трудовые отношения, Промышленный клинический психолог X.В. Шмиц

Источник:
Мир Психологии
область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий
http://www.persev.ru/klinicheskaya-psihologiya

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES