Кейс конфликтная ситуация

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕ

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра психологии развития и консультирования

КЕЙСЫ (СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО)

Студент ЗПП 15-01Б, 91517919

период прошла благополучно (адаптация длилась около

двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе

является лидером, при этом достаточно часто начинает

действовать силой. В группе есть несколько подруг, при

этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт

решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в

полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца).

Отношения родителей являются напряженными, т.к.

достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки

и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий

уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон

настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить

кого-либо из детей в группе, также может резко закричать

девочка начала проявлять около года назад. Дома

ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но

может ударить бабушку, если она сделает ей

замечание. В отношениях с родителями пытается

добиться своего: может начать плакать, бить себя по

голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях

родители пытаются игнорировать поведение ребенка,

но бабушка пытается любыми способами ребенка

успокоить, поэтому сразу все разрешает.

• Эмоционально-личностные нарушения (высокий

уровень агрессии, нестабильность эмоционального

• Деструктивный стиль родительского воспитания,

приведший к нарушениям поведения у ребенка;

• Затянувшийся кризис 3-летнего возраста;

• Нарушения неврологического характера.

1. Проведение психолого-педагогической диагностики

эмоционально-личностных особенностей ребенка, выявление

уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения;

2. Организация проективной игры и наблюдение за ее ходом (для

выявления поведенческих особенностей ребенка);

3. Наблюдение за совместной деятельностью родителя (каждого в

отдельности) и ребенка с целью анализа способов детскородительского взаимодействия;

4. Проведение с родителями теста «АСВ» («Анализ семейных

взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию

с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также

составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских

• Соблюдение единства требований в семье;

• Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их

• Создание и поддержание в семье благоприятного

• Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения

• Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства;

• Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом;

• Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

6. Консультирование родителей по вопросам возрастных

особенностей ребенка (при подтверждении гипотезы о

«затянувшемся» кризисе трех лет);

7. Беседа с бабушкой по вопросам распределения семейных ролей в

8. Консультация врача-невролога (для исключения

9. Особое внимание (ввиду особенностей возраста и ведущего вида

деятельности) при составлении индивидуального плана

психологической коррекции необходимо уделить методам

игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии.

В индивидуальную программу работы необходимо

включить игры и методы, направленные на усвоение

социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок

посредством игры и с помощью взрослого (родителя

или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию

(неправильное поведение), а потом учится частично её

контролировать, усваивая другие варианты своей

реакции на происходящее. Также можно предложить

ребенку игры, в которых проигрываются определенные

испытывает трудности при устных ответах у доски.

Успеваемость по основным предметам является

«средней» (среди текущих оценок доминируют «4-ки»).

Наибольшие трудности испытывает при изучении

предметов гуманитарного цикла. С одноклассниками не

конфликтует, имеет несколько друзей. Посещает

дополнительные занятия по шахматам и робототехнике.

Воспитывается в полном семье, при этом большее

количество времени проводит с бабушкой. Обучается по

образовательной программе «Школа России». На

консультацию направлен классным руководителем с

жалобами на низкую учебную мотивацию, трудности

при вербализации собственных мыслей.

проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет,

адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе

ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в

группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные

выступления не любил, требовалась длительная психологическая

благоприятные, при этом большую часть времени ребенок

проводит с бабушкой, т.к. родители много работают.

Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности

при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При

необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется,

нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с

одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

• Эмоционально-личностные проблемы: низкий

уровень самооценки, высокий уровень личностной и

(или) ситуативной тревожности;

• Низкий уровень речевого развития;

• Деструктивный стиль воспитания: несоответствие

типа детско-родительского взаимодействия

возрастным особенностям сына;

• Наличие негативного психотравмирующего опыта

публичных выступлений в прошлом;

1. Провести психолого-педагогическую диагностику с

целью определения уровня познавательного и речевого

2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка,

личностные особенности, а также изучить

3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить

индивидуальные рекомендации, направленные на

оптимизацию процесса обучения;

4. Провести работу с классным руководителем, целью

которой станет разъяснение возрастных и личностных

особенностей ребенка. Основными рекомендациями

• Поощрение (словесное) ученика за проявление любой

активности на уроке;

• Демонстрация успешных работ или выполненных

заданий данного ученика классу;

• Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо)

к активной деятельности класса или школы (с целью

5. Провести беседу с родителями с целью изучения

внутрисемейной ситуации. Примерами рекомендаций

• Способствовать развитию вербального компонента

речи: совместно составлять пересказы, придумывать

истории, сказки, мотивировать к чтению;

• Обсуждать с ребенком ситуации «успеха и неуспеха» в

классе, оказывать психологическую поддержку;

• Обсуждать с ребенком возможные варианты

поведения в сложных ситуациях (расширять

поведенческие стратегии ребенка);

• Совместное времяпрепровождение с ребенком,

обсуждение (и нахождение) общих интересов и др.;

6. На основе социометрии составить план групповой

работы с детьми данного класса, где, в том числе могут

быть реализованы психологические потребности

привела мама с жалобами на демонстративное

Из беседы с мамой известно, что около года назад из

семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец

не проявляет инициативы для встреч). Периодически

винит в произошедшем мать. Отношения с матерью

были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали

портиться. Девочка стала общаться с компанией,

которая, по мнению мамы, является неблагополучной:

перестала прислушиваться к мнению матери, хочет

соответствовать компании (стала также одеваться,

Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к.

считает, что это не женское увлечение.

характеристики известно, что девочка ответственная, но

очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение,

ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода

из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились

одноклассниками и учителями не вступает.

• Переживание кризиса подросткового возраста;

• Переживание психотравмирующей ситуации,

связанной с уходом из семьи отца;

• Деструктивный стиль родительского воспитания

(привлечение родителями ребенка для выяснения

• Эмоционально-личностные особенности девочки,

влияющие на взаимоотношения с матерью.

1. Проведение психолого-педагогической диагностики с

целью выявления эмоционально-личностных

особенностей девочки с помощью тестов:

• «Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла

• «Цветовой тест Люшера»,

• «Характерологический опросник К. Леонгарда»,

• «Методика Q-сортировка» Уильяма Стефансона и др.;

2. Диагностика детско-родительских взаимоотношений:

• Для изучения отношения ребенка к родителям:

опросник «ПОР» (поведение родителей и отношения

подростков к ним) Е.Шафер, проективные методики

(«Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и

С.Кауфмана, рисунок «Дом. Дерево. Человек» Бука);

• Для изучения восприятия родителем детскородительских взаимоотношений, а также анализа

воспитательных стратегий родителя: «Опросник

родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина,

«Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г.

Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских

установок и реакций (PARI) Е. Шефер;

3. Беседа с родителями по вопросу возрастных

особенностей ребенка, а также переживания кризиса

4. Составление индивидуальных рекомендаций по

особенностям детско-родительского взаимодействия:

• Признание и уважение интересов ребенка

• Нахождение компромисса в конфликтных ситуациях

(отказ от директивной модели воспитания);

• Нахождение с ребенком общих интересов, совместное

• Обсуждение между родителями претензий друг к

другу без присутствия ребенка и др.

5. Индивидуальная работа с ребенком при выявлении

показателей (например, не пережитая психотравма) в

процессе психологической диагностики;

6. Организация групповой тренинговой работы,

направленной на развитие навыков уверенного

поведения, самопрезентации, целеполагания, а также

формирование навыков конфликтной компетентности и

7. Организация групповой тренинговой работы по

формированию навыков «детского — родительского»

знает, какая профессия ему лучше всего подходит.

«До окончания школы осталось несколько месяцев, а я

никак не могу определиться с выбором, что же все-таки

мне больше подходит: стать военным, как мой отец или

поступить в мед, так как с детства мечтал стать

кардиологом и вылечить бабушкино больное сердце…

Отец настаивает на том, чтобы я пошел по его стопам,

говорит, что в армии сейчас служить престижно,

открываются большие перспективы. Он сам многого

добился, есть возможность и мне помочь. А я хочу сам…

Мне, кажется, что я мог бы больше пользы принести

людям, если бы стал хорошим кардиохирургом. Мне

кажется, что у меня все для этого есть… И отношения с

отцом портить не хочется. Вот, и не знаю как быть…»

имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему

даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда

спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает

лидерскими качествами, пользуется уважением у

одноклассников. В общении со взрослыми всегда

общественной жизни школы и класса. Воспитывается в

полной семье, воспитанием сына занимаются оба

профессионального самоопределения могут быть

обусловлены (основные гипотезы):

молодого человека, неуверенностью в себе;

• Зависимостью молодого человека от мнения близких.

В процессе организации совместной деятельности с

юношей необходимо учитывать, что проблемой

возраста, решаемой через социальную ситуацию

развития, является выбор профессии и автономность,

результатом которой должно стать вступление во

1. Оказание психологической поддержки с целью

оптимизации эмоционального состояния, необходимого

для принятия решения в выборе профессии;

2. Проведение психологической диагностики с целью

выявления эмоционального состояния клиента,

соотнесения его личностных характеристик,

склонностей, способностей, интеллекта с различными

профессиями для наилучшего профессионального

3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического

исследования и обсуждение их с клиентом с целью

информирования о выявленных психологических ресурсах,

способностях и возможностях профессиональной деятельности;

4. Проведение развивающих занятий (использование специальных

игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и

результатов их выполнения), направленных на побуждение

клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и

планирования и реализации профессиональной карьеры;

5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии.

Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

6. Проведение консультации с отцом юноши с целью

конструктивного выхода из сложившейся конфликтной

ситуации, связанной с выбором будущей профессии их

сына. Примером рекомендаций могут быть:

• Признание права ребенка на возможность

самостоятельного принятия решения в вопросе

• Уважение и принятие выбора сына;

• Оказание психологической помощи (поддержка) в

профессиональном и нравственном самоопределении;

Источник:
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕ высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ
https://ppt-online.org/33148

Конфликтные ситуации — это что такое? Поведение в конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации — это что такое? Поведение в конфликтной ситуации

Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтов. Они неминуемо возникают и поражают особенно больно тогда, когда личность менее всего к ним готова. В этом и заключается их коварный механизм. Споры и ссоры отнимают порой столько времени и сил, что остается только удивляться.

Конфликтные ситуации – это настоящий пожиратель положительных эмоций, который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии. Изучением различных сложных моментов во взаимодействии людей между собой занимается наука конфликтология. Что представляет собой конфликтная ситуация и как правильно вести себя в ней, чтобы выйти победителем? Об этом наша статья.

Поведение в конфликте – очень важная вещь, от которой зависит дальнейшее самочувствие человека, его мироощущение. Замечено, что, например, тот, кто привык постоянно уступать, испытывает значительные трудности, когда требуется проявить характер, настоять на своем мнении. Такая личность в большинстве случаев теряется, когда надо уверенно действовать. Кстати, чувство вины – главный показатель того, что человек готов принять на себя роль жертвы. Только вот нужно ли это делать?

Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречащей друг другу информацией, иметь различные подходы к решению той или иной задачи. Не научившись слушать стороннее мнение, нередко люди заботятся только о том, чтобы удовлетворить собственный интерес, не считаясь с тем, насколько это затрагивает возможности другого человека. Ситуация становится особенно трудной, когда чувства не находят выхода, а попросту замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, сквозь который сложно услышать и понять друг друга.

Конфликт и конфликтная ситуация, как правило, не возникают в один момент. Требуется достаточно большое количество времени, чтобы отрицательные эмоции накопились в избытке и стали просто невыносимыми.

Первая фаза – это период терпеливого ожидания. Она может длиться годами. Возникновение конфликтной ситуации происходит постепенно. В это время у человека случается накопление разрушительной и неблагоприятной энергии. Когда-нибудь эта чаша переполняется. Наступает фаза так называемого прорыва, когда внезапно высказываются впечатления, суждения друг о друге. Услышать о себе такое – более чем неприятно, да и отношения можно испортить раз и навсегда. Поэтому так важно не накапливать в себе раздражение, злость и обиду, а вовремя решать все разногласия. Возможно, это сделать непросто, требуются определенная смелость и уверенность в себе, но оно того стоит. Будьте искренними и дружелюбными!

Дело в том, что у каждого из нас имеются собственные уникальные представления по поводу того, как устроен этот мир. Когда другой человек вдруг разрушает привычные границы нашего понимания, иначе говоря вмешивается в него, возникает чувство, что все вокруг рушится. Личность теряет опору под ногами. Признать правоту другого человека для многих — настоящее испытание. И даже если где-то в глубине души кроется сомнение, упрямый человек продолжает упорно отстаивать собственную позицию. Управление конфликтными ситуациями начинается с осознания того, что «я могу быть неправым». Когда личность способна понять и услышать противоположную точку зрения, усвоить для себя в ней какой-то урок, то можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы.

Конфликтные ситуации – это те обстоятельства жизни, которые требуют от нас невероятных усилий и учат внимательным образом относиться к самому себе, а также учитывать желания других. Душераздирающие противоречия могут как копиться внутри человека (тогда это настоящая «война» с самим собой), так и находить столкновения с близкими людьми. И в том, и в другом случае личность чувствует себя не лучшим образом: возможны расстройство сна, потеря аппетита, снижение настроения.

Внутриличностный конфликт развивается в самом человеке. Его источником являются разрушительные мысли негативного плана, которые буквально заставляют страдать. Личность может отказываться видеть положительные перспективы на будущее просто потому, что ей сложно выйти за рамки своего «я» — здесь необходимо обязательное участие другого. Решение конфликтных ситуаций в рамках сосредоточенности человека на себе должно происходить обязательно под влиянием специалиста — психолога. Одному справиться человеку очень трудно.

Межличностный конфликт требует участия от двух человек. Здесь происходит столкновение конкретных мнений, взглядов, убеждений. Часто участники спора не могут услышать и правильно понять друг друга только потому, что у каждого из них имеется своя система ценностей, которая никак не соотносится с позицией оппонента. Управление конфликтными ситуациями в данном случае заключается в том, чтобы суметь встать над собственной гордостью и научиться в чем-то уступать, понимать позицию другого. Некоторые из нас ошибочно полагают, что согласие с точкой зрения противника есть проявление слабости. Однако сильный человек уникален именно тем, что обладает способностью видеть истину намного дальше, чем обычные люди.

Подавляющее большинство ссор происходит между мужем и женой. Так уж устроен мир, что самые близкие и родные души часто не могут понять друг друга. Это происходит, в частности, потому, что супруги склонны отождествлять собственную личность со своей второй половинкой и забывают о том, что у нее могут иметься совершенно другие желания и взгляды. Самое трудное в отношениях двух любящих людей – прийти к состоянию единой внутренней целостности и при этом остаться самодостаточными, не потерять веру в себя.

Решение конфликтных ситуаций между супругами возможно только в том случае, когда они начнут согласовывать свои поступки друг с другом. Здесь нельзя действовать в одиночку, с позиции эгоизма. Надобно помнить, что когда вы принимаете решение о создании семьи, тем самым берете на себя ответственность за ее благополучие. Если муж и жена не понимают друг друга, то возникающая конфликтная ситуация – это сигнал к тому, чтобы как можно быстрее исправить положение. Скорее всего, неправы оба, и каждый отстаивает свою точку зрения. Важно вовремя увидеть, осознать абсурдность подобных действий! Поведение в конфликтной ситуации зависит не только от степени непонимания, но и характера супругов. Если имеется возможность кому-то из членов семьи пойти на уступки, то это уже замечательно.

Что можно посоветовать родителям в данном случае? Поведение в конфликтной ситуации должно быть направлено на минимизацию ссоры и снижение негативных эмоций. При каждом удобном случае нужно говорить детям о своей любви и о том, что не всего в жизни можно достичь только бравым настроем — в большинстве случаев требуются продуктивные действия.

К сожалению, далеко не всегда учебное заведение, куда ходят наши дети, приносит им радость. Некоторые ребятишки посещают школу с видом отбывания повинности. При таком неоптимистическом подходе к процессу обучения вряд ли стоит ожидать высоких результатов. Очень важно выработать у ребенка познавательный интерес, умение радоваться при получении новых знаний. А что делать, если у него возникла взаимная неприязнь к учителю, не складываются отношения с одноклассниками?

В этом случае родители должны быть готовы незамедлительно отреагировать, прийти на помощь. Конфликтные ситуации в школе нельзя игнорировать, их нужно своевременно устранять. Для этой цели хорошим методом является беседа с ребенком по душам. Кто знает, если вы будете с ним в достаточной степени искренни и ласковы, может быть, он откроется вам со своей школьной проблемой. Разрешение конфликтных ситуаций начинается с понимания. Оно должно исходить от сердца, от искреннего стремления помочь. Даже если чадо долгое время хватало двойки и вообще вело себя ужасно, дайте ему второй шанс. Пусть попробует исправить положение. В конце концов, это так важно в жизни – уметь признавать собственные ошибки. В них сосредоточена возможность для личностного роста.

Если проблема заключается именно в учителе, и вы совместно с ребенком перепробовали разные способы наладить с ним отношения, но ничего не помогло, возможно, стоит всерьез задуматься о судьбе своего чада. Как вариант, переведите его в другой класс или школу. Если ребенок не хочет расставаться со своими школьными товарищами, возможно, следует добиваться смены учителя. Вы ведь не желаете, чтобы сын или дочь окончили школу с плохими оценками! К сожалению, педагоги иногда могут относиться к своим ученикам более чем предвзято. Стоит подумать о благополучии своего ребенка.

Конфликтные ситуации в организации не такое уж редкое явление. Это с виду все сотрудники кажутся такими милыми и приветливыми. На самом же деле каждый из них имеет свой характер. Это не хорошо и не плохо, а данность природы. Для того чтобы мирно сосуществовать с коллегами на рабочем месте, где вы в данный момент трудитесь, необходимо соблюдать некоторые правила.

Никогда не лезьте на рожон. Конфликтные ситуации – это всегда сплетни и нелестные мнения, поэтому лучше, если они вас не будут касаться. Когда вы видите, что среди сотрудников назревает напряженная обстановка, не стоит вмешиваться и усугублять положение. Лучше держать нейтральную позицию и оставаться доброжелательным и улыбчивым. В служебное время следует заниматься рабочими делами. Почему-то эту простую истину многие забывают. Непозволительно вести личные беседы по телефону, привлекать к себе внимание, громко смеяться. Вы ведь не всегда можете представить, чем в конечном итоге это может для вас обернуться.

Разрешение конфликтных ситуаций начинается с осознания, что имеет место некоторая проблема. В зависимости от того, в какой степени вы вовлечены в ссору, принимайте для себя соответствующие решения. Нужно уметь вовремя признавать свою вину, если это так, говорить о том, что вы не правы. Следует помнить о том, что неразрешимых проблем не бывает. Всегда можно найти выход из конфликтных ситуаций. Важно только идти от души, из сердца — и тогда вы непременно будете услышаны. Все противоречия могут быть побеждены, если действовать из доброго начала с искренним желанием.

К каким только разрушительным последствиям может привести конфликтная ситуация. Пример и решение можно найти в художественной и специальной литературе. На самом деле никогда не поздно попросить прощения. Если вы поняли, что были неправы, то совершенно нелишним будет объясниться с коллегой, соседом, собственным ребенком, сказать, почему вы его обидели. Возможно, он поймет, что все не так страшно, и не станет держать на вас зла. И дома, и на работе мы проводим слишком много времени, и оно не для того, чтобы усугублять свое положение, мучиться, портить себе нервы. Если деятельность вам не по душе, подумайте о том, как сделать скучные унылые будни более интересными. Мысленно возьмите в руки краски для того, чтобы раскрасить свои эмоции, превратить домашние часы во что-то значимое и существенное! Поиграйте с ребенком, он очень обрадуется.

Конфликтные ситуации – это особое состояние, в котором принимают участие двое и более людей, эмоционально связанных между собой. Часто эти люди находятся в зависимости по отношению друг к другу: например, сын-подросток еще не способен жить отдельно от матери, именно поэтому он с ней и спорит, чем желает доказать свою автономность. Мать не понимает сына, считает его ребенком и потому не доверяет важные поручения, не принимает всерьез его рассуждений о карьере музыканта. Любые спорные случаи необходимо своевременно решать, иначе они перейдут в затяжной конфликт, который не так-то просто преодолеть.

Гораздо легче и лучше жить, не накапливая тяжелых отрицательных эмоций. Помните, что они сильно изматывают человека, наносят непоправимый ущерб психике. Тот, кто постоянно находится в состоянии душевного напряжения, не способен адекватно воспринимать действительность. Такая личность не может радоваться жизни, в полной мере развиваться и использовать свои возможности. Если возникла какая-либо конфликтная ситуация, лучше ее заблаговременно решить, чем изводить себя и других. Заботьтесь о своих близких, любите их, берегите ваши отношения. Поистине радость человеческого общения является уникальным, бесценным даром. Если научиться в полной мере ценить то, что имеешь, начинаешь вдруг чувствовать себя счастливым без особой причины. Все складывается удачно, гармонично: зарплата радует, ваши карьерные достижения растут, дети делают успехи в развитии, здоровье и самочувствие на высоте.

Источник:
Конфликтные ситуации — это что такое? Поведение в конфликтной ситуации
Что представляет собой конфликтная ситуация и как правильно вести себя в ней, чтобы выйти победителем? Об этом наша статья.
http://fb.ru/article/164484/konfliktnyie-situatsii—eto-chto-takoe-povedenie-v-konfliktnoy-situatsii

Педагогические ситуации и пример их решения

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

Источник:
Педагогические ситуации и пример их решения
Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.
http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy

(Visited 4 times, 1 visits today)

CATEGORIES