Категории образа жизни человека

Категории образа жизни человека

Анализируя выше изложенные факты, становится ясно, что не менее важное значение в современных условиях имеет и образ жизни — показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характери­зующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духов­ных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельно­сти конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни че­ловека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни это в первую очередь эко­номическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и куль­турных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетво­рении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофи­зиология личности (социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании инди­видуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят обще­ственный характер. Отсюда понятно, что здоро­вье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удов­летворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характе­ризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей раз­ное и зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между обра­зом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — это такая деятельность людей, которая направлена на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья. Здоровый образ жиз­ни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность дея­тельности личности в направлении формирова­ния, сохранения и укрепления как индивидуаль­ного, так и общественного здоровья. Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе челове­ческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его со­хранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потреб­ность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здо­ровью, понимание того, что здоровье — самая ве­личайшая ценность, дарованная человеку При­родой.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

образ жизни должен быть возрастным;

образ жизни должен быть обеспечен энерге­тически;

Источник:
Категории образа жизни человека
Анализируя выше изложенные факты, становится ясно, что не менее важное значение в современных условиях имеет и образ жизни — показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия
http://studfiles.net/preview/5349269/page:12/

Образ жизни как социокультурная категория

Категория «образ жизни» широко используется представите-

лями различных дисциплин, связанных с изучением общества

и культуры: экономики, социологии, социальной

психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие

функционирует как социально установившаяся социально-науч-

ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни

с такой точки зрения обусловлено как общественно-

практическими, так и научно-теоретическими

Актуальность изучения образа жизни людей в современных

условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных

социокультурных изменений. За время существования каждого

общества постепенно происходит становление, а затем развитие

специфичных для него форм экономической, политической, обы-

денной жизни людей. Трансформация условий существования чле-

нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов,

т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо-

бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных

соытий, изменения в конфигурации социальной структуры

во многом обусловили динамику содержа-

тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич-

ностной и социальной идентификацией. Так,

появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию,

жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы-

звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к

их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя-

ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера-

венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности.

Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива-

ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы

увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей,

в конкретных условиях су-

ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких

временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп-

повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен-

ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа-

лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и

непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и

для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.

Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого

Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина-

учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле-

тий в рамках различных областей социально-научного и гумани-

тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии,

лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный

объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю-

щихся существования людей в их социальном, культурном и

природном окружении. В частности, разрабатывались и продол-

жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к

активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность»

«интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной

жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия

и категории, характеризующие свойства условий социокультурной

жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные

институты», «социокультурная реальность», « предметно-пространственная

среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек-

тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие

социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени

накоплена значительная информация об индивидуальных и соци-

альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной

стороны, и о предметных и символических характерис-

тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой.

В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь-

ко многое стало известно об отношениях

людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

теоретические основания для изучения содержания, структур,

форм, динамики соответствующих процессов, механизмов

взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима-

ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори-

ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про-

цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных

норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей

в различных областях социальной реальности, как с их помощью

люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди-

Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии

исследования общества и культуры в специальной теоретической

схеме, которая позволила связать систематическим образом лич-

ностные характеристики человека, элементы его дифференциро-

ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы

его повседневной жизни. Функция такого инструмента —

обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы

освоения людьми социокультурного окружения, преобразования

индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме-

нения культурных феноменов в процессах взаимо-

действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем,

категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.

Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни»

Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на-

уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те-

оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне

повседневной жизни. Исследовательские уси-

лия концентрировались в основном на выявлении закономернос-

тей движения общественно-исторического

процесса в целом либо

поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы

микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от

случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие

теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана-

литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета-

лизации. Они не составляют единой системы и выделены как

основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред-

ставляет процесс активного

взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла.

В самом общем виде эти принципы могут быть сформули-

рованы следующим образом.

1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо-

вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

при меняющихся исторических условиях в различных социальных

и культурных формах, зависящих от содержания общественной

практики и выражающих способы существования людей

в этих условиях.

2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть

условия, в которых люди реализуют свои пот-

ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними

существует позитивная и негативная обратная связь.

Поскольку активным началом здесь является

человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено

исследования общества и культуры.

3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не

сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос-

тупков, решений, жизненного выбора представителей различных

классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на

отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при

изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди

сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо-

4. В любых исторических условиях формы социокультурной

жизни обусловлены некоторыми всеобщими,

универсальными антропологическими характеристиками. В то

же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных

групповых и индивидуальных проявлений.

социокультурного пространства следует анализировать и ин-

терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах

5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де-

лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен-

ность способов его существования) обусловливается тремя

видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными)

условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для

реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли-

вающие границы и формы самореализации людей в определенный

исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен-

ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные —

способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции

и составленные из них институты. Эти установленные

образования составляют «субстанцию» социо-

В-третьих, это индивидуальные характеристики

личности, определяющие ее склонности и возможности при пос-

троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо-

собы организации людьми своего образа

жизни и определяют логику перехода от внешних к

внутриличностным его детерминантам.

6. Согласно современным знаниям социокультур-

ная жизнь в каждый исторический период

реализуется в различных формах. Они определяются со-

ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность

и обусловливающие ее факторы имеют важное значе-

ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их

выделение в качестве особого предмета исследования.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо-

дя из которых можно рассматривать способы организации людьми

своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле-

дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные

формы взаимодействия людей с окружением.

Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений

форм и направленности социокультурных процессов.

Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации

и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве

в сопоставлении с прошлым и возможным будущим

состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос-

троением соответствующих современности критериев оценки ка-

Источник:
Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории
http://megalektsii.ru/s43863t1.html

Определение образа жизни

Под образом жизни большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Философы трактуют образ жизни через категорию, охватывающую совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом, которые рассматриваются в единстве с условиями жизни.

На индивидуальном уровне жизнедеятельность человека выражается понятием «индивидуальный образ жизни», внутри которого выделяют трудовую деятельность, общественную сферу, сферу семейно-бытовых отношений и досуг (Философский энциклопедический словарь, 1983). Следовательно, образ жизни воплощает в себе диалектику взаимоотношений социального и индивидуального. На этой основе происходит и внутреннее «ценностное самоопределение» личности.

Социологи расширяют понятие индивидуального образа жизни за счет ценностно-смыслового компонента деятельности, жизненного опыта личности, поведенческих стереотипов (Социологический словарь, 1992). В представлениях российского психолога К.А. Альбухановой-Славской индивидуальный образ жизни включает подсистему устойчивых компонентов деятельности – организация личного времени, любимые занятия, привычки, стереотипы поведения. В целостном явлении «образ жизни» автор выделяет субъективно, личностно обусловленный (идеальный) и объективно проявляющийся (деятельностный) компоненты.

По мнению валеолога Э.Н. Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом её условий.

Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического воспитания жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий. Закономерной следует считать индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать вышеуказанные факторы, а также экологические, региональные и т.п.

Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей прежде всего зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако этот век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психических и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Образ жизни современного человека характеризуется гипокинезией и гиподинамией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации. Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением.

Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

Образ жизни отдельного человека представляет собой совокупность элементов социально типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления. Градации образа жизни: преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; формы участия людей в общественно-политической деятельности; познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; коммуникативная деятельность, включая общение между людьми в обществе и его подсистемах; медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека.

Следовательно, образ жизни можно трактовать как способ удовлетворения потребностей людей в рамках существующих природных и социальных ограничений.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Источник:
Определение образа жизни
Определение образа жизни: Под образом жизни большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Философы трактуют образ жизни через … — — . Портал Медицина от А до Я
http://med-books.info/valeologiya_739/opredelenie-obraza-jizni.html

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES