Какой образ является

Виды художественных образов

Как классифицируют художественные образы? С точки зрения литературного направления образы могут быть классицистическими (Тартюф, Гарпагон Мольера), романтическими (Мцыри Лермонтова, Тарас Бульба Гоголя). Есть образы символические (каменщики, вечный революционер И. Франко). В баснях, притчах, пословицах, поговорках, загадках встречаются аллегорические образы. Волк воплощает жадность и тупость, лиса — хитрость, осел — упрямство.

По своему характеру образы могут быть трагическими (Гамлет, Ромео и Джульетта, Король Лир Шекспира), комическими (Коробочка, Собакевич Гоголя).

По месту в произведении образы могут быть главными, второстепенными, эпизодическими. Онегин и Татьяна в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» — главные, Ленский и Ольга — второстепенные.

По отношению автора образы могут быть положительными и отрицательными. В комедии Ивана Карпенко-Карого «Хозяин» Золотницкий, Соня, Калинович — положительные образы, а Финоген, Лихтаренко — отрицательные.

По способу создания (типом ассоциирования) образы делят на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, запаховые. Мы воспринимаем мир органами чувств, через них писатель доносит до нас свой художественный мир.

По уровню художественного обобщения разделяют микрообразы (тропы, фигуры, фоника), макрообиды (характеры, символы, картины), мегаобрази (Вселенная, природа, бытие, человек).

По предмету изображения образы делятся на: образы-персонажи (Иван Палийчук, Мария Гутснюк из повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков»)

образы-пейзажи (картина летнего поля в новелле М. Коцюбинского «Intermezzo»)

образы-вещи (кружку, веник, мотовило в повести И. Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья»)

образы-эмоции (радость, любовь, ненависть, гнев);

образы-понятия (честь, слава, долг, судьба).

По типу соотношение между чувственным образом и его идеей образы делят на автологических и металогичних. Греческое autos — сам, logos — слово.

Автология — употребление слов в прямом смысле. Автологических образ называют «самозначущим», «самодостаточным», чаще — образом-типом.

Разновидностью автологических образа является образ-гротеск. Гротеск — один из самых старых типов образности. Французское grotesque — необычный, странный, итальянское — gratta — грот, пещера. Особенности гротеска:

1) тяготение к необычных, эксцентричных, искаженных форм;

2) сочетание в одном предмете несовместимых, контрастных явлений (возвышенного и грубо натуралистического, комического и фантастического, реального и фантастического)

3) возражения постоянных норм (связь гротеска с бурлеском, пародией, травестиею)

4) стилевая неоднородность (сочетание «высокого» и «низкого», грубого и поэтического). С помощью гротеска писатель создает причудливый образный мир. Гротеск использовался в литературе со времен античности. Сначала гротеском называли тип орнамента, найденный в гротах (пещерах). В нем сочетались растительные и животные формы. Гротеск плодотворно использовали Аристофан, Плавт, Лукиан, Шекспир, Эразм Роттердамский, Свифт, Гофман, Салтыков-Щедрин, Шевченко.

В металогичних (греч. Meta — через, после, logos — слово) образе чувственный образ и идея принадлежат к разного круга явлений. Так, природа в произведениях писателя раскрывает человеческие переживания. Звери и вещи в баснях воспроизводят человеческие отношения.

Металогичних образами символ, аллегория и подтекст.

Символ (от греч. Symeolon) — намек, условный знак. Символ предоставляет конкретным явлениям обобщенного содержания. Генеалогию символа А. Веселовский выводил из параллелизма. «Его общий тип, — писал А. Веселовский, — такой: картина природы, а рядом с ней такая же из человеческой жизни: не совпадая с объективным содержанием, они отражают друг друга». » Характеризуя украинскую народную песню, в которой звезда просит не заходить раньше нее, А. Веселовский отмечает: «Отбросим вторую часть песни, и привычка к традиционным сопоставлений подставит на место месяца и звезды — молодого и молодую».

Есть символы индивидуально-авторские. Например, образ плуга в лирике Тычины, собора в прозе Гончара.

Аллегория (греч. Allegoria от alios — другой, agoreuo — говорю) — иносказания. Аллегорические образы используются в баснях, притчах, полемических произведениях, школьной религиозной драме. Аллегорическую язык называют эзоповым. Аллегория основывается на ассоциативном переосмыслении сути явлений. Аллегорическими есть персонифицированные образы: Вера, Надежда, Любовь, Добро, Зло, Несправедливость, Правда.

Близким к аллегории и символа есть подтекст (что лежит под текстом). Подтекст содержит намек на определенные события, людей .:

В эпическом произведении может быть образ рассказчика (рассказчика). Как правило, рассказчик и является автором и персонажем произведения. Рассказчик может быть далеким от автора или выразителем авторских идей. Он может быть наблюдателем, соучастником событий, судьей. Автор может не называть рассказчика, но, читая произведение, можно представить пол, возраст, социальное положение рассказчика. Образ рассказчика встречаем в рассказе П. Кулиша «Орыся»: «Видел я Арину именно перед свадьбой: хорошая была, как цветок. Видел я снова ее через год в Миргороде — еще стала лучше замужем . «

Использование лица рассказчика дает возможность представить такую точку зрения, которая отличается от авторской. Рассказчик является лицом, знает обо всех, а рассказчик знакомит нас с тем, что он видит, или с тем, что с ним происходило.

Специфическим рассказчиком является лирический герой. Это лицо, от имени которой выражаются мысли и чувства в лирике. Образ лирического героя шире образа автора.

Важную роль в художественных произведениях выполняют архетипные образы (греч. Archetupos — прообраз, модель). Понятие архетипа обосновал швейцарский ученый К.Г. Юнг. Архетип — это содержательная сторона коллективного бессознательного, которое является итогом жизни рода и свойственно всем его представителям. «Я выбрал термин коллективное, поскольку речь идет о бессознательном идентичное у всех людей и создает тем самым общую основу духовной жизни каждого, будучи по природе сверхличностный». Архетип ный образ является способом проявления архетипа сознания. В каждом человеке есть коллективное бессознательное, образованное из сферы инстинктов и их соответствий — архетипов. По Юнгу, коллективное бессознательное является отражением опыта предыдущих поколений, сохраненного в структурах мозга.

Современные авторы дают такое определение архетипов: «Это архаичные культурные первообразы, представление-символы о человеке, его месте в мире и обществе, нормативно-ценностные ориентации, задают образцы жизнедеятельности людей, которые проросли через многовековые классы истории и культурных трансформаций и сохранили свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры «2. В архетипах фиксируются идеи, образы, мотивы поведения, стабильные комплексы переживаний и представлений, которые повторяются из эпохи в эпоху.

В современной культурологии выделяют культурные архетипы, под которыми понимают константные модели духовной жизни. Есть два вида архетипов: универсальные архетипы культуры: «золотой век», хаос, огонь и этнокультурные. «Последние, — отмечает А. Нямцу, — представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основные свойства этноса как культурной целостности. Каждая национальная культура имеет свои культурные архетипы, которые определяют характер, особенности мировоззрения, художественного творчества данного народа». Архетип — вместилище человеческого опыта.

Каждый человек является носителем архетипа национального бессознательного своего этноса. Основными архетипами украинской ментальности является архетипы души, земли, матери, семьи, дома, земледельца, воина-кочевника, дороги, огня, горы, моря. Эти архетипы коллективного бессознательного творили национальный характер украинском.

Архетипы выражаются через символы, персонификации, тропы.

Мастерство раскрытия художественных образов — основа художественной полноценности литературы.

Источник:
Виды художественных образов
Как классифицируют художественные образы? С точки зрения литературного направления образы могут быть классицистическими (Тартюф, Гарпагон Мольера), романтическими (Мцыри Лермонтова, Тарас Бульба
http://studbooks.net/17033/literatura/vidy_hudozhestvennyh_obrazov

Каким бывает образ жизни: (определения приводятся в именительном падеже)

Каким бывает образ жизни:
(определения приводятся в именительном падеже)

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово бесстрашный (прилагательное):

  • В последние годы она вела почти спартанский образ жизни — ровно до того момента, когда её отчим превзошёл самого себя на свадебной церемонии и приёме.
  • В период с октября по декабрь ваш энергетический потенциал снизится, поэтому подумайте о здоровом образе жизни и профилактике старых, хронических заболеваний.
  • В последнюю неделю месяца вы можете неожиданно почувствовать усталость и обесточенность. В этот период берегите себя и помните о пользе здорового образа жизни.
  • (все предложения)

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник:
Каким бывает образ жизни: (определения приводятся в именительном падеже)
Каким бывает ОБРАЗ ЖИЗНИ: здоровый, привычный, активный, новый, ночной. Больше определений (прилагательных) вы найдёте на сайте.
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

Какой образ является

  1. книжн.внешнийвид, облик какого-либо объекта ? Милая девочка со светлыми длинными волосами и прекрасной улыбкой — её милый образ до сих пор стоит перед глазами.
  2. изображение ? Значительного прогресса удалось добиться в распознавании образов .
  3. мнение, представление о ком-либо, чём-либо ? Похоже, что на Западе всегда будут порочить образ России.
  4. образец ? Господь сотворил человека по образу и подобию своему.
  5. метод, способ ? Прийти к верному ответу можно было и иным образом .
  6. традиция, уклад ? Приезжая в другую страну, мы сталкиваемся с совершенно иным образом жизни.
  • существительные: образ, образина, образность; безо?бразность, прообраз; звукообраз, первообраз, первообразность
  • прилагательные: образный; безо?бразный; первообразный
  • глаголы: прообразовать, прообразовывать
  • наречия: образно

Происходит от праслав. оb- + rаzъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. образъ (др.-греч. ?????, ?????, ?????), русск., укр. о?браз, белор. во?браз, болг. о?браз «лицо, щека», сербохорв. образ — то же, словенск. obraz (род. п. -aza), чешск., словацк., польск. оbrаz «изображение, картина; образ; икона», в.-луж. wobraz, н.-луж. hobraz. Связано чередованием с rezati; (раз, резать). Отсюда образова?ть, образо?ванный; образова?ние; согласно Унбегауну, это калька нем. Bildung «образование». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Источник:
Какой образ является
книжн.внешнийвид, облик какого-либо объекта ? Милая девочка со светлыми длинными волосами и прекрасной улыбкой — её милый образ до сих пор стоит перед глазами. изображение ?
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7

Какой образ является

На областной художественной выставке «Спешите делать добрые дела», посвященной 100-летию Александра Яшина, которая в марте 2013 года проходит в Вологодской картинной галерее, представлены работы иконописца Елены Коротаевой: «Рождество Христово» (2010), «Господь Вседержитель» (2010), «Пресвятая Богородица Отчаянных Единая Надежда» (2011), «Святая Троица» (совместно с Евгением Зириным, 2011) «Вологодская Богородица» (2012).

Елена Коротаева родилась в Вологде в семье художников. Выпускница Вологодской детской художественной школы. С 2010 года член Вологодского регионального отделения Союза художников России. Участник ряда крупных художественных выставок.


Елена, как и когда Вы пришли к иконописи?

В определенной мере случайно, хотя кто знает, случайно ли на самом деле то, что нам таковым кажется… Изучать приемы иконописания я начала в 16 лет. Чтобы написать собственную икону, нужно сначала научиться создавать копии. Освоить азы мастерства мне помог отец, который брал меня с собой в мастерскую, где в течение года я занималась под его началом, а дальше – самостоятельно. Свою первую икону я написала в 17 лет. Это была «Богородица Владимирская».

Главное в православных иконах – конкретный образ. Какой образ является доминирующим в Вашем творчестве?

Чем сложнее образ, тем интереснее над ним работать. Для меня особенно интересен образ святого великомученика Георгия Победоносца. Он изображается либо как мученик – с крестом в руке, в хитоне и плаще, либо как воин, конный или пеший, – в доспехах, с мечом за поясом, с копьем в правой руке и щитом на боку, который придерживается левой рукой. Это безбородый юноша, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове. С образом этого святого связан один из самых распространенных иконографических сюжетов – «Чудо Георгия о змие», который существует в двух вариантах – кратком и развернутом. В первом случае изображается мчащийся на коне воин, поражающий копьем дракона; во втором, помимо самого Георгия, присутствуют царевна и другие очевидцы чуда.

Что для вас важнее – процесс написания иконы или конечный результат?

Процесс важен для любого художника. Когда тебя охватывает вдохновение, ты остаешься один на один со своим будущим творением, все остальное как будто перестает существовать. Это непередаваемое словами ощущение, неоценимый духовный опыт. Если вдохновения нет, то лучше не приступать к работе, а как оно возникает и сколько продлится – загадка…

Но конечный результат для меня не менее важен. Хочется, чтобы каждая икона была лучше предыдущей, чтобы мое творчество нравилось людям, приносило им радость и добро.

Кто иконописец прежде всего – верующий человек или художник?

Эти понятия нельзя разделять – для иконописца одно без другого немыслимо. Если живописец не верит в Бога, то настоящая икона у него не получится. В создание иконы нужно вкладывать не только труд. Я не могу писать икону в дурном настроении, в неприятных раздумьях. Мне в момент творчества необходимо быть свободной от всех суетных мыслей и переживаний, думать только о хорошем и светлом.

К какому стилю иконописи можно отнести Ваши произведения?

Стилей и направлений в иконописи очень много. Для более ранних икон характерно строгое плоскостное письмо, условность изображения ликов, одеяний и окружающего мира, схематичные вытянутые фигуры. Это традиционная византийская манера письма, сейчас она достаточно часто используется для стенных росписей храмов и создания иконостасов. Приблизительно с XVIII века иконопись становится более реалистичной, некоторые художники начинают работать масляными красками, заимствуют приемы западной живописи. Лики святых перестают быть изможденными, фигуры становятся более «живыми», появляется больше деталей в одежде. Есть существенные различия письма и по регионам – свои особенности имеют строгановские, ярославские, палехские письма.

Иконописный канон сложился в древности, передаваясь из поколения в поколение, дошел до наших дней, и современные иконописцы должны его придерживаться. Существуют так называемые иконописные подлинники – особые руководства по иконографии, собрания образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Но сейчас художник может сам выбирать, какая манера письма ему ближе, допускается смешение стилей при условии сохранения канонических требований к изображению лика. Современные технологии позволяют даже «состарить» икону, сделать на красочном слое трещинки – кракелюры, но подобные искусственные приемы я считаю излишними и неуместными.

Я привыкла работать в разных манерах, но чаще всего использую образную стилистику и художественные приемы иконописания XVII и XIX веков. Особенно мне нравится выполнять иконы со сложным сюжетом и множеством деталей. Я использую яркие краски – считаю, что икона должна не только духовно обогащать людей, но и быть красочной, жизнеутверждающей, нести счастье и надежду.

Как построена работа над иконой? Какова технология написания икон?

Сначала должен родиться замысел нового произведения. Прежде чем написать икону, я просматриваю множество разных икон, и старинных, и современных. Выбираю сюжет, продумываю композицию, делаю рисунок на бумаге.

Если же говорить о технической стороне дела, особое внимание нужно обратить на «основу» будущей иконы – доску. Самыми подходящими для писания икон считаются кипарисовые и липовые доски: они обладают устойчивостью к внешним воздействиям. Можно писать и на старых досках, красочный слой которых полностью утрачен. На доску наклеивается паволока – льняная или пеньковая ткань, после чего доска должна просохнуть. Затем накладывается грунт – левкас. После просушки доска зачищается наждачной бумагой – поверхность должна быть максимально ровной и гладкой.

Теперь мастер может приступать к написанию иконы. Через копирку на доску наносится рисунок, который потом процарапывается: на поверхности должны быть видны бороздки. Далее следует золочение иконы – довольно трудоемкая работа, требующая собранности и внимания. Следующий этап называется раскрытием иконы; суть его заключается в прокладке основных цветов. Затем производится обработка всего доличного: прорабатываются одежды и «горки» – схематично изображенное окружающее пространство. После этого приступают к написанию личного – лика, рук и ног. Завершающий этап создания иконы – покрытие олифой или лаком.

На создание иконы уходит от трех дней до полутора месяцев – все зависит от сложности сюжета. Например, над иконой «Неопалимая Купина» я работала в течение месяца.

Какие краски Вы используете?

Яичную темперу – это прекрасная краска, с ней работают многие современные иконописцы. Некоторые мастера сами изготавливают краску из перетертых камней и глины, смешанных с яичным желтком. Но, во-первых, это отнимает много времени и сил, а во-вторых, такая краска быстро портится. Цветовая гамма иконы традиционна и состоит из четырех основных цветов: красного, зеленого, белого и оранжевого.

Помимо писания икон, Вы занимаетесь их реставрацией. Расскажите об этой работе.

Реставрационными работами – проклеиванием, раскрытием, восстановлением утраченного левкаса, восполнением утерянного красочного слоя – я занимаюсь постоянно. Это довольно трудная и кропотливая работа, требующая не только опыта, навыков, но и любви к иконам. Сейчас на реставрации у меня находится 20 икон – в основном из частных коллекций.

Наиболее часто приходится иметь дело с повреждениями и утратой левкаса и красочного слоя, утерей живописи на ликах, обгоревшими участками вследствие частого зажигания лампады и свечей вблизи образа. Мне встречалось немало икон со следами преднамеренных повреждений – свидетельств послереволюционной эпохи в России, когда совершались гонения на православную церковь, а церковные ценности уничтожались.

Как правильно хранить иконы?

С течением лет иконы темнеют, блекнут, на них появляются трещины. Поэтому держать их желательно подальше от приборов отопления и источников повышенной влажности. Если есть возможность, лучше поместить икону в киот, под стекло, – так неблагоприятное воздействие внешней среды уменьшится.

Есть ли Ваши иконы в вологодских храмах?

Да. Икона Георгия Победоносца – в храме Константина и Елены на проспекте Победы и икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – в церкви Андрея Первозванного на Набережной VI Армии.

Как произведение искусства становится настоящей иконой?

Икону необходимо отнести в храм и освятить – так творение мастера преобразуется в предмет религиозного культа. Только после этого можно совершать молитвы святому, изображенному на иконе. «Намоленные иконы» несут в себе некий посыл добра, который они накапливают десятилетиями и столетиями. Но нельзя забывать и о том, что изначально любая икона создана художником, воплотившим в ней свои представления о добре и красоте.

Выставки, на которых экспонировались работы Елены Коротаевой:

– IX Региональная художественная выставка «Российский Север» (Вологда, 2003),
– X Всероссийская художественная выставка (Москва, 2004),
– Межмузейная художественно-реставрационная выставка «Образ Николая Чудотворца» (Вологда, 2004),
– Международная художественная выставка «Победа» (2005),
– областная выставка «60 лет Победы» (Вологда, 2005),
– II Всероссийская художественная выставка «Возрождение» (Белгород, 2005),
– II Всероссийская художественная выставка современного храмового искусства «Преображение» (Ярославль, 2006),
– Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России» (Москва, 2007),
– областная выставка произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Вологда глазами художников» (Вологда, 2007),
– X Межрегиональная художественная выставка «Российский Север» (Великий Новгород, 2008),
– выставка «Вологодские художники Москве. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство» (Москва, 2012).

Источник:
Какой образ является
На областной художественной выставке «Спешите делать добрые дела», посвященной 100-летию Александра Яшина, которая в марте 2013 года проходит в Вологодской картинной галерее, представлены работы
http://cultinfo.ru/sphere/index.php?id=38

Художественный образ и понятие

Образ всегда является эмоционально насыщенным, понятие же стремится быть эмоционально нейтральным.

Образ несет на себе печать индивидуальности создавшего его художника, в то время как понятие максимально обезличено. Обычно образ не требует для своего понимания предварительных познаний, понятие же может быть понято только в контексте определенного знания. Образ всегда многозначен, от понятия же обычно требуется, во всяком случае в науке, однозначность.

Понятийное мышление стремится избегать логических противоречий, одновременного утверждения и отрицания какого-то содержания. В сфере такого мышления недопустимо, например, утверждать, что снег белый и не является белым, что следует заботиться о близких и вместе с тем это запрещено делать и т.п. [2] Требование логической непротиворечивости распространяется и на художественное мышление, но уже в ослабленной форме. Во-первых, художник должен учитывать и выражать нередкую противоречивость чувств, мыслей и действий человека и, во-вторых, некоторые применяемые в искусстве художественные приемы используют не только абсурд и бессмысленное, но и прямое противоречие для достижения большей художественной выразительности.

Нелогично что-то утверждать и отрицать одновременно. Но каждому понятно двустишие римского поэта Катулла:

Да! Ненавижу и вместе люблю. – Как возможно, ты спросишь?

Не объясню я. Но так чувствую, смертно томясь.

«Все мы полны противоречий, – говорит один из героев романа С. Моэма “Луна и грош”. – Каждый из нас – просто случайная мешанина несовместимых качеств. Учебник логики скажет вам, что абсурдно утверждать, будто желтый цвет имеет цилиндрическую форму, а благодарность тяжелее воздуха; но в той смеси абсурдов, которая составляет человеческое “Я”, желтый цвет вполне может оказаться лошадью с тележкой, а благодарность – серединой будущей недели». Этот отрывок хорошо выражает сложность, а нередко и прямую противоречивость душевной жизни человека.

Испанский писатель Ф. Кеведо так озаглавил свою сатиру: «Книга обо всем и еще о многом другом». Его не смутило то, что если книга охватывает «все», то для «многого другого» уже не остается места.

Классической фигурой стилистики, едва ли не ровесницей самой поэзии, является оксюморон – сочетание логически враждующих понятий, вместе создающих новое представление. «Пышное природы увяданье», «свеча темно горит» (А. Пушкин), «живой труп» (Л. Толстой), «ваш сын прекрасно болен» (В. Маяковский) – все это оксюмороны. В строках стихотворения А. Ахматовой «смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» сразу два оксюморона. Один поэт сказал о Г. Р. Державине: «Он врал правду Екатерине». Без противоречия так хорошо и точно, пожалуй, не удастся сказать. Л. Толстой однажды заметил о родниковой воде: «А коли она со щепочками – то она еще чище». Чистая вода не должна содержать примесей, «чистая вода со щепочками» – внутренне противоречивый образ.

Мышление в понятиях требует исключения логических противоречий. Художественное мышление, или мышление в образах, показывает, что не следует всякий раз «поверять алгеброй гармонию» и пытаться втиснуть все многообразие противоречий, встречающихся в художественном произведении, в прокрустово ложе логики.

Между художественным и понятийным мышлением имеется различие не только в их отношении к принципам логики, но и к правилам языка. Мышление в понятиях требует постоянного соблюдения существующих правил естественного языка, включая не только наиболее жесткие синтаксические правила, но и семантические и прагматические правила. Мышление же в образах способно в целях большей художественной выразительности нарушать – иногда совершенно осознанно – правила языка.

К примеру, поэт В. Шершеневич считал синтаксические нарушения хорошим средством преодоления застылости, омертвения языка и конструировал высказывания, подобные «Он хожу».

Гоголь обладал волшебным свойством: вставить в предложение одно слово и сделать все неузнаваемым. Стоя на грани правил языка, он писал, например, о флейтисте, «свиставшем когда-то в оркестре». Не «игравшем» и даже не «свистевшем», а именно о «свиставшем».

Хорошей иллюстрацией использования синтаксической и семантической неоднозначности правил обычного языка являются произведения Ф. Достоевского. В романс «Бесы» об одном из главных героев, Степане Трофимовиче Верховенском, говорится: «Впоследствии, кроме гражданской скорби, он стал впадать и в шампанское»; о Юлии Михайловне: «Она принуждена была встать со своего ложа, в негодовании и папильотках».

Предложения, подобные: «Мы шли вдвоем: он в пальто, а я в университет», нарушают какие-то правила языка или стоят на грани такого нарушения и вызывают обычно улыбку. Эту особенность отступления от правил как раз и использует Достоевский, подчеркивая несерьезность, «ненастоящность», поверхностность поступков своих героев.

В тех же «Бесах» о Липутине сказано, что он «всю семью держал в страхе божием и взаперти», о Лебядкине рассказывается, что он явился «к своей сестре и с новыми целями». В «Братьях Карамазовых» о покойной жене Федора Павловича Карамазова говорится, что она была «дама горячая, смелая, смуглая».

Такие характеристики не случайны. «Каламбуры такого рода, – пишет Д. С. Лихачев, – нужны для того, чтобы обнаружить неясности и нелогичности в словах и выражениях, продемонстрировать зыбкость самой формы, в которую облекается зыбкое же содержание» [3] .

Использование нарушений норм употребления языка для целей художественной выразительности вообще у Достоевского нередкий прием. С помощью такого приема передаются и особенности поведения и речи героев, и своеобразие обстановки, и отношение рассказчика к происходящим событиям, и многое другое, что могло бы, пожалуй, ускользнуть при безупречно правильном языке.

В «Подростке» о Марье Ивановне сказано, что она «была и сама нашпигована романами с детства и читала их день и ночь, несмотря на прекрасный характер». Почему, собственно, прекрасный характер мог бы помешать ей читать романы день и ночь? «Возможно, – высказывает предположение Лихачев, – что азартное чтение романов – признак душевной неуравновешенности» [4] .

«“Подросток”: старый князь был конфискован в Царское Село, побывать к нему, “побывать к ней”. “Бесы”: “она у графа К. через Nicolas заискивала”. “Братья Карамазовы”: “обаяние его на нее”, “себя подозревал. перед нею”».

Часто глаголы «слушать», «подслушивать», «прислушиваться» употребляются в сочетаниях, необычных для русского языка: «слушать на лестницу», «прислушиваться на лестницу» в «Бесах»; «подслушивал к нему» в «Братьях Карамазовых»; «ужасно умела слушать» в «Подростке»; «сильно слушал» в «Вечном муже».

Нарушения норм языка из «Подростка»: «мне было как-то удивительно на него», «я видел и сильно думал», «я слишком сумел бы спрятать деньги», «а все-таки меньше любил Васина, даже очень меньше любил».

Эти отступления от норм идеоматики русского языка стоят на грани неправильности речи, а иногда и переступают эту грань, как «двое единственных свидетелей брака» в «Бесах».

Лихачев замечает, что все это вполне вписывается в общую систему экспрессивного языка Достоевского, стремящегося к связности, цельности речевого потока, к неопределенности, размытости характеристик ситуаций и действующих лиц.

Понятийное мышление всегда стремится к ясности и точности сказанного. В художественном мышлении возможны случаи сознательной, или, как говорят, жанровой, туманности и темноты литературного текста. Литературоведы иногда называют ее «бессвязной речью». Как писал М. Ю. Лермонтов:

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

В общем случае туманность и темнота – неприятные, хотя зачастую неизбежные спутники общения с помощью языка. От них желательно по мере возможности избавляться. Но жанровые туманность и темнота, свойственные иногда художественному образу, имеют все права появляться в нужное время на удобной для этого сцене.

Приведенные примеры хорошо подчеркивают отличие художественного образа от простого описания. Описание интерсубъективно, не зависит ни от времени, ни от среды его употребления. Образ же всегда субъективен, и во многом за счет, казалось бы, ненужных для четкого и последовательного описания деталей. Если Л. Толстой, говоря об особо чистой родниковой воде, представляет ее «со щепочками», то другой писатель дал бы совершенно иной образ такой воды. Образ субъективен еще и потому, что он выражает определенные, неповторимые чувства художника. За «щепочками» Толстого стоят особые его чувства, быть может, связанные с самым ранним детством. Как заметил режиссер Ю. Норштейн: «Художник уплотняет свою жизнь в творчестве, всю прошлую жизнь – в одном моменте».

  • [1] См.: Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. Гл. 6, 7.
  • [2] См.: Ивин А. А. По законам логики. М., 1983.
  • [3]Лихачев Д. С. Литература – реальность – литература. М., 1977. С. 85.
  • [4] Там же. С. 86.

Источник:
Художественный образ и понятие
Образ всегда является эмоционально насыщенным, понятие же стремится быть эмоционально нейтральным. Образ несет на себе печать индивидуальности создавшего его художника, в то время как понятие
http://studme.org/37392/etika_i_estetika/hudozhestvennyy_obraz_ponyatie

Что такое художественный образ в литературе?

Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.

Попробуем проследить, что такое художественный образ, его виды и средства выражения. Ведь любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности.

Отечественное литературоведение заимствовало слово «образ» из киево-церковной лексики. Оно имеет значение — лицо, щека, а переносный его смысл — картина. Но нам важно проанализировать, что такое художественный образ. Под ним имеют в виду конкретную, а иногда обобщенную картину жизни людей, которая несет эстетическое значение и создается с помощью вымысла. Элемент или часть литературного творения, обладающий самостоятельной жизнью — вот, что такое художественный образ.

Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

Так, Достоевский в уста одного из своих героев вложил слова о том, что по фотографии редко можно узнать человека, потому что лицо не всегда говорит о самых важных чертах характера. По фотографиям Наполеон, например, некоторым кажется глупым. Задача писателя — показать в лице и характере самое главное, специфическое. Создавая литературный образ, автор словами отображает человеческие характеры, предметы, явления в индивидуальной форме. Под образом литературоведы подразумевают следующее:

  1. Персонажей художественного произведения, героев, действующих лиц и их характеры.
  2. Изображение действительности в конкретной форме, с помощью словесных образов и тропов.

Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

Художественный образ в литературе классифицируют по различным основаниям. Все эти классификации только дополняют друг дружку. Если делить образы на виды по количеству слов или знаков, их создающих, то выделяются следующие изображения:

  • Небольшие образы в виде деталей. Примером образа-детали может служить знаменитая куча Плюшкина, сооружение в виде нагромождения. Она очень отчетливо характеризует своего героя.
  • Интерьеры и пейзажи. Иногда они являются частью образа человека. Так, Гоголь интерьеры и пейзажи постоянно меняет, делает их средствами создания характеров. Пейзажную лирику читателю очень легко представить.
  • Образы персонажей. Так, в произведениях Лермонтова человек со своими чувствами и мыслями находится в центре событий. Персонажей еще принято называть литературными героями.
  • Сложные литературные системы. В качестве примера можно назвать образ Москвы в лирике Цветаевой, России в творчестве Блока, Петербурга у Достоевского. Еще более сложной системой является образ мира.

Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Все словесно-художественные творения принято делить на три рода. В связи с этим образы могут быть:

У каждого писателя есть свой стиль изображения персонажей. Это дает повод классифицировать образы на:

  • реалистические;
  • романтические;
  • сюрреалистические.

Все образы создаются по определенной системе и законам.

Деление литературных изображений по характеру обобщенности

Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери» читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», Демон в одноименном произведении Лермонтова.

Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании», в пьесах Островского, в «Сагах о Форсайтах» Голсуорси.

Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести «деревенскую Русь» у Есенина или «Прекрасную Даму» у Блока.

Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом. Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ «маленького человека».

Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом. К нему относят мифологических персонажей.

Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

Иногда читатели наблюдают в произведениях неявный, потаенный смысл, что называется подтекстом. Большое значение имеет внешняя характеристика героев: рост, одежда, фигура, мимика, жесты, тембр голоса. Проще это назвать портретом. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут в произведениях детали, выражающие подробности. Чтобы выразить смысл какого-то явления в предметной форме, авторы используют символы. Представление о среде обитания того или иного героя дает описание внутренней обстановки помещения — интерьер.

Создать художественный образ человека одна из важнейших задач любого автора. Вот по какому плану можно охарактеризовать того или иного персонажа:

  1. Укажите место персонажа в системе образов произведения.
  2. Охарактеризуйте его с точки зрения социального типа.
  3. Опишите внешность героя, портрет.
  4. Назовите особенности его мировосприятия и мировоззрения, умственные интересы, способности и привычки. Опишите, чем он занимается, его жизненные принципы и влияние на окружающих.
  5. Охарактеризуйте сферу чувств героя, особенности внутренних переживаний.
  6. Проанализируйте авторское отношение к персонажу.
  7. Раскройте самые важные черты характера героя. Как их открывает автор, другие персонажи.
  8. Проанализируйте поступки героя.
  9. Назовите индивидуальности речи персонажа.
  10. Каково его отношение к природе?

Иногда текст литературного творения воспринимается как мегаобраз. У него есть самостоятельная эстетическая ценность. Литературоведы отдают ему высшую родовую и неделимую величину.

Для изображения жизни в больших или меньших отрезках, картинах или частях используют макрообразы. Композицию макрообраза составляют небольшие однородные образы.

Самым малым размером текста отличается микрообраз. Он может быть в виде небольшого отрезка изображенной художником действительности. Это может быть одно фразовое слово (Зима. Мороз. Утро.) или предложение, абзац.

Характерной чертой таких образов является метафоричность. Они несут собой смысловую глубину. Так, герой Данко из произведения Горького «Старуха Изергиль» является символом абсолютной самоотверженности. Ему противостоит в книге другой герой — Ларра, который является символом эгоизма. Писатель создает литературный образ-символ для скрытого сравнения, чтобы показать переносный его смысл. Чаще всего символика встречается в лирических творениях. Стоит вспомнить стихотворения Лермонтова «Утес», «На севере диком стоит одиноко. «, «Листок», поэму «Демон», балладу «Три пальмы».

Существуют изображения неувядаемые, в них сочетается единство исторических и общественных элементов. Такие персонажи мировой литературы называют вечными. Сразу приходят на ум Прометей, Эдип, Кассандра. Любой интеллигентный человек добавит сюда Гамлета, Ромео и Джульетту, Искандера, Робинзона. Существуют бессмертные романы, новеллы, лирика, в которых новые поколения читателей открывают небывалые глубины.

Необычным взглядом на обычные вещи позволяет посмотреть лирика. Зоркий взгляд поэта замечает самые каждодневные вещи, приносящие счастье. Художественный образ в стихотворении может быть самым неожиданным. У некоторых это небо, день, свет. У Бунина и Есенина — береза. Особой нежностью наделены образы любимой или любимого. Очень часто встречаются образы-мотивы, такие как: женщина-мать, жена, невеста, возлюбленная.

Источник:
Что такое художественный образ в литературе?
Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.
http://www.syl.ru/article/365875/chto-takoe-hudojestvennyiy-obraz-v-literature

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES