Как связаны здоровье и образ жизни

ЗДОРОВЫЙ образ жизни

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

Для чего же нужен ЗОЖ?:

¦ для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;

¦ для сохранения и укрепления здоровья;

¦ для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;

¦ для продления рода и достижения активного долголетия.

Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг

утверждал, что человек — единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им определено генетической программой (если только не становится жертвой хищника). Причину такого положения П. Брегг видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие (компоненты):

¦ рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

¦ правильный режим труда и отдыха;

¦ рациональная организация свободного времени;

¦ оптимальный двигательный режим;

¦ соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

¦ соблюдение норм и правил психогигиены;

¦ сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

¦ контроль за своим здоровьем.

При формировании индивидуального здоровья стиль

жизни имеет большое значение, так как носит индивидуальный характер и определяется ценностными ориентациями, личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции), так и возрастно-половую принадлежность, социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т.д.).

Важное значение в основе формирования здорового образа жизни должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Мотивации здоровья и здорового образа жизни. С самого начала нужно усвоить, что никакие пожелания, приказы, наказания, не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация — это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

1. Самосохранение. Когда человек знает, что какое-то действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек выяснил, что на яичный белок у него появляются зуд и сыпь. Человек не будет есть яйца. Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедоническая мотивация формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодна или взрослые слишком трут нежную кожу малыша, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.

4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

7. Достижение максимально возможной комфортности.

Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко.

В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Именно работая по воспитанию у молодежи навыков здорового образа жизни можно достигнуть главной цели, каковой является охрана здоровья здоровых.

Ускоренный тип индивидуального развития — акселерация — также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, поэтому у «опережающих» детей отмечаются недостаточная регуляция физиологических функций при физических нагрузках и пониженный уровень работоспособности.

На основании исследования конституциональной биологии и антропометрии выделяют следующие паспортные возрастные периоды развития человека в онтогенезе: новорожденный (до 10) дней; грудной ребенок (до 1 года); раннее детство (до 3 лет); первое детство (до 7 лет); второе детство (до 11 лет девочки, до 12 лет — мальчики); подростковый возраст (до 15 лет девочки, до 16 лет — юноши); юношеский возраст (до 20 лет — женщины, до 21 года — мужчины); средний возраст (первый период — до 35 лет, второй период — до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины); пожилой возраст (до 75 лет); старческий возраст (до 90 лет); долгожители (старше 90 лет).

В разрешении вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни необходимо отметить, что неправомерно рассматривать и сопоставлять возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственными именно данному этапу возрастного развития.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций (Э.М. Казин и др., 2000). Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, так как не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, в том числе и учителя, редко придерживаются декларируемых правил. В настоящее время наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10-15% людей, принявших участие в анкетировании (Э.М. Казин и др., 2000).

Здравоохранение в России носит лечебно-профилактическое направление, однако большее внимание уделяется диагностике болезней и лечению больных. Служба здоровья представлена недостаточно. Непростительно мало внимания уделяется здоровью здоровых людей. Поэтому важнейшим элементом ЗОЖ является медицинская активность каждого человека, сознательная ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и общество в целом.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Источник:
ЗДОРОВЫЙ образ жизни
ЗДОРОВЫЙ образ жизни: Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, … — — на медицинском сайте MedInfo.Social
http://medinfo.social/valeologiya/zdorovyiy-obraz-jizni-48579.html

ЗДОРОВЬЕ и ОБРАЗ ЖИЗНИ

В целях выхода из этой сложной ситуации, обеспечения национальной безопасности, защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни в 2000 году на форуме народов Якутии была принята доктрина здорового образа жизни, состоящая из пяти основных факторов: образованность, забота о собственном здоровье, потребность в созидательном труде, духовность и чистую окружающую среду. В том же году учрежден национальный День здоровья, принят Закон РС(Я) «О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутии)», утверждены План действий органов исполнительной власти по профилактике курения в РС(Я) на 2001-2005 гг., Концепция государственной политики по проблемам алкоголя в РС(Я). В республике разработан и внедрен физкультурный комплекс нормативов «Эрэл».

Для объединения усилий министерств, ведомств и различных общественных организаций по реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни в январе 2001 года в республике созданы исполнительная дирекция по государственной поддержке программ ЗОЖ и общественная организация «Народная академия здоровья».

ХIV съезд медицинских работников и общественности РС(Я) принял Концепцию совершенствования здравоохранения РС(Я) на 2000-2025 годы. В рамках данной концепции осуществляется внедрение высоких технологий, открываются кабинеты профилактики, ведется работа по организации всеобщей диспансеризации населения, подготовке кадров, продолжается реструктуризация сети и внедрение малозатратных форм работы.

Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внешней среде. Это возможность адаптироваться в изменяющейся внешней среде, приспосабливаться к росту, старению, к лечению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти (Illich. I., 1977).

Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Критериями оценки здоровья являются: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

— для соматического и физического здоровья — я могу;

— для психического — я хочу;

— для нравственного — я должен.

Существует ряд факторов, определяющих здоровье человека:

1. Окружающая среда

-природная среда (воздух, вода, почва, климат, радиация, преобладающая пища),

-социальная среда (условия жизни и культура).

2. Генетическая предрасположенность.

Ученые, рассматривая все факторы, влияющие на здоровье установили, что все-таки , здоровье человека в зрелом возрасте зависит от внешней среды на 20-25%, генетического риска — 15-20%, здравоохранения — 8-10, а от образа жизни на 50-55%.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни— это способ жизненных ситуаций, а условия жизни— это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем качеством и стилем жизни! Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая— какого качество Вашей жизни; социально-экономическая— каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая— каков стиль Вашей жизни.

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ)

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерно и для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем месте, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

— образ жизни должен быть возрастным;

— образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

— образ жизни должен быть укрепляющим;

— образ жизни должен быть ритмичным;

— образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

— образ жизни должен быть эстетичным;

— образ жизни должен быть нравственным;

— образ жизни должен быть волевым;

— образ жизни должен быть само ограничительным.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы индивид мог достаточно стандартизированно выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве , а не только в мыслях и мечтах.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через измерения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

Источник:
ЗДОРОВЬЕ и ОБРАЗ ЖИЗНИ
В целях выхода из этой сложной ситуации, обеспечения национальной безопасности, защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни в 2000 году на
http://studopedia.org/5-99448.html

Здоровье человека и его зависимость от образа жизни

«Здоровье человека и его зависимость от образа жизни»

Столичный учебный центр
г. Москва

Здоровье человека и его зависимость от образа жизни

Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.

Что такое здоровый образ жизни?

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера и усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида.

Объяснить, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ) в нескольких словах невозможно. Согласно официальному определению, это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Сторонники ЗОЖ как философско-социологического направления рассматривают данное понятие как глобальную проблему и составную часть общественной жизни. Имеются другие аспекты понятия ЗОЖ – психолого-педагогический, медико-биологический, однако резкого разграничения между ними нет, поскольку все они решают одну задачу – укрепление здоровья индивидуума.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая среда – 20%, генетическая база – 20%, уровень здравоохранения – 10%.

Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:

-Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;

-Достижение человеком активного долголетия;

-Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

Интерес к данной теме возник сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.

Современные люди стали вести менее подвижный образ жизни, употреблять большее количество пищи и иметь больше свободного времени. При этом скорость жизни существенно возросла, что увеличило количество стрессовых факторов. Медики отмечают, что число наследственных заболеваний с каждым годом увеличивается. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос, как оставаться здоровым (духовно и физически) и при этом жить долго и активно.

Польза режима дня

Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Если вам не хватает времени на дела в течение суток, нужно либо уменьшать количество дел, либо выполнять их быстрее. Для этого нужен систематический подход к распределению времени.

Рациональный режим труда и отдыха предполагает разумное чередование периодов физического и умственного напряжения с периодами полного расслабления. Другими словами – сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.

Необходимость рационального питания

Любые рекомендации по здоровому образу жизни обязательно включают в себя советы по рациональному питанию.

Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:

Ягоды и злаки с молоком ,ограничение животных жиров;

Существенное ограничение животной белковой пищи (рекомендуется употреблять в основном диетические сорта мяса – птицу, кролика);

Включение в меню повышенного количества растительных продуктов;

Исключение из повседневного рациона «быстрых» углеводов – сладостей, сдобы, газировки, фаст-фуда, чипсов и прочей «мусорной» еды;

Переход на дробное питание (небольшое количество пищи за один прием);

Исключение позднего ужина;

Питание только свежими продуктами;

Оптимальный питьевой режим;

Оптимизация количества еды – оно должно соответствовать затратам энергии;

Исключение алкоголя, ограничение кофе и крепкого чая.

Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.

Источник:
Здоровье человека и его зависимость от образа жизни
Cкачать: "Здоровье человека и его зависимость от образа жизни"
http://infourok.ru/zdorove-cheloveka-i-ego-zavisimost-ot-obraza-zhizni-1147386.html

Статья на тему: « Здоровье и образ жизни»

« Здоровье и образ жизни»

« Здоровье и образ жизни»

Автор — Косачев Владимир Викторович, учитель ОБЖ, МАОУ СОШ №9 г. Нижний Тагил.

Одной из приоритетных задач реформирования система образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников (1)

Образ жизни — понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция (ЗОЖ) определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения

индивидуального и общественного здоровья. (2)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как

отсутствие болезней и инвалидности. Таково определение индивидуального здоровья, т.е. здоровья каждого человека.

Общественное здоровье — основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения — выполнять свои биологические

В этих условиях в МАОУ СОШ №9 была разработана комплексная программа «Основы здорового образа жизни», которая реализуется с 2012 года. Программа базируется на понимании ЗДОРОВЬЯ как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребёнка в соответствии с его психическими и физическими возможностями. Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Они включают в себя:

* внедрение современных методов мониторинга здоровья;

*разработку систем физического воспитания, основанных на индивидуально-типологическом подходе;

*внедрение сбалансированного разнообразного питания;

*создание системы и механизмов общественной поддержки программы.

Значительное место в этой программе занимает создание условий для развития мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

Гигиеническое воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленным на:

  • улучшение собственного психического и физического состояния;
  • отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
  • нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению;
  • сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, особенно условий труда и быта;
  • практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.

Для обеспечения преемственности и реализации целей программы «Основы здорового образа жизни» обучение и воспитание осуществляется по следующим блокам:

Здоровье человека-это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу физиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Учащиеся должны постоянно помнить о том, что сама природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё будет зависеть от того, как мы сами будем заботиться о своём здоровье, от нашего образа жизни. Не только физические данные и факторы внешней среды, но и воля интеллект участвуют в решении этой проблемы.

Одной из важнейших задач здоровьесберегающего обучения является развитие у детей способности правильно оценивать свои силы, не доводить организм до срыва, а значит до патологии. Адаптироваться в экстремальных условиях подросток должен научиться как можно раньше. Дети эмоциональны, а значит, утомление у них наступает быстрее. Утомление проявляется на поведенческом, физиологическом и психологическом уровне и может привести к возникновению депрессий. Распознать возникающую проблему одна из важнейших задач педагога. Этому призваны помогать ЗОТ.

1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М., 2002

2.Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М, АРКТИ, 2003.

3.Хайвис Х. Школа содействия здоровью// Школа здоровья. 2000. № 1

Источник:
Статья на тему: « Здоровье и образ жизни»
« Здоровье и образ жизни»
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/09/10/zdorove-i-obraz-zhizni

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES