Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее

Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым

Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым

Здоровый образ жизни

Древнее изречение гласит: «Искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее». Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и поведением. Согласно заключению экспертов ВОЗ, здоровье индивида на 50% зависит от его образа жизни. Что же понимают под образом жизни? В переводе с латинского «modus vivendu» — образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Образ жизни человека влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни — это в первую очередь экономическая (преимущественно социальная) категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Наряду с качеством жизни уровень жизни входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени и т.д.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Качество жизни — степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.

Стиль жизни (греч. Stylos — палочка, стерженек для письма; в переносном смысле — прием, способ описания действительности) — особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Это существенный признак индивидуальности, проявление относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т. к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями (образ).

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек организует свой индивидуальный образ жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Первую книгу о здоровом образе жизни написал пять с половиной тысяч лет назад древнекитайский мудрец Лао Цзи, она называлась «Дао дэ дзин» — «Правильный путь».

Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретный условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни нужен:

• для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;

• для сохранения и укрепления здоровья;

• для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;

• для продления рода и достижения активного долголетия.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают, т.к. нет потребности в его сохранении и укреплении. И лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

В понятие «здоровый образ жизни» по современным представлениям входят следующие компоненты:

• рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

• правильный режим труда и отдыха;

• рациональная организация свободного времени;

• оптимальный двигательный режим;

• рациональное питание;

• соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

• соблюдение норм и правил психогигиены;

• сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

• профилактика аутоагрессии;

• контроль за своим здоровьем.

Источник:
Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым
Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспитать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым Здоровый образ жизни Древнее изречение
http://lektsii.org/8-78584.html

Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее

Все мы знаем что старе­ние — процесс естественный. Не занимаемся ли мы самообманом, выдвигая некую программу моло­дости?

-Ни в коей мере. Реализация такой программы действительно позволяет человеку уже не первой молодости забраться на вершину отменного здоровья. Но для этого прежде всего нужен принципиально иной психоло­гический подход, чем обычно бывает у стареющих людей.

Вначале скажите старению свое­го организма: «Подожди». Живите полноценной жизнью. И гоните прочь страх, сомнения, другие отрицатель­ные мысли и эмоции, лишающие вас шанса отпраздновать, скажем, свой 125-й день рождения!

-Ну, а вечные мысли о том, что подбирается старость, что слабе­ешь, что здоровье ухудшается — куда их девать?

Подобные мысли ни в коем случае не должны терзать сознание человека — они опасны и действуют как яд. Напротив, думайте о долгой жизни, составляйте краткосрочные и долгосрочные планы. Поддерживай­те в себе интерес к жизни. И твердо верьте в успех задуманного. Мысли, которые вы выбираете, создают все ваши жизненные ситуации, посколь­ку в мыслях и словах заключена невероятная сила. Правда, чтобы привыкнуть к новым мыслям, требу­ется определенное время. И здесь помогут формулы самовнушения,которые можно найти во множестве книг и публикаций по оздоровлению тела и души. Чаще повторяйте, напри­мер, такие формулы самовнушения:

«Я заслуживаю быть счастливым!», «Я заслуживаю иметь…», «Я одо­бряю себя!», «Я сильный, я крепкий, я вечно молодой, у меня прекрасное здоровье, я люблю и любим!» Форму­лы самовнушения следует повторять многократно несколько дней, пока не почувствуете, что ваши желания стали осуществляться, например улучшилось самочувствие.

— В чем состоит идея со­хранения молодости?

— Сохранение молодости — это искусство, на него человек должен себя целенаправленно настроить. И возникает естественный вопрос: что же такое долголетие без дряхлости, с сохранением молодости? С науч­ной точки зрения долголетие — это организованное сопротивление. Оно основано на знаниях человеческого организма и законов борьбы за здоро­вье. Но имейте в виду, что препятству­ет долголетию не возраст как таковой, а именно старение. Человек стареет, когда он прекращает активно жить и заботиться о своем здоровье. Ваша задача — помогать себе и делать все возможное, чтобы встречать каждый свой день рождения более совершен­ным здоровьем. Составьте программу молодости и выполняйте ее. И живите с уверенностью, что молодость и хорошее здоровье можно сохранить.

— Людям солидного возраста трудно это себе представить. Что конкретно им нужно делать?

Пожилые люди должны постоянно иметь занятие по душе, хобби, быть активными в своем возрасте, как можно больше двигаться. У человека, поставившего перед собой далеко идущие цели, появляется второе ды­хание, приходит вторая молодость. И, конечно, очень важна эмоциональная составляющая. Исследователи давно обратили внимание, что все долго­жители отличаются ровным и добро­желательным характером. Можно считать установленным фактом, что отсутствие отрицательных эмоций продлевает молодость, поскольку любые эмоции, связанные с пережи­ваниями, угнетенностью, ускоренно изнашивают организм, вызывая его старение. Опыт показывает, что в этот процесс можно вмешаться и приостановить или хотя бы ослабить неприятное старение души и тела. Но для этого человеку придется изменить некоторые свои привычки, от чего-то отказаться, к чему-то приобщиться.

— То есть заняться своим здоро­вьем, чтобы продлить молодость?

— Не только. Любому человеку, желающему стать долгожителем, рекомендуется в корне пересмотреть свой образ жизни. В среднем, до 30- 35 лет мы молоды, затем вступаем в зрелость, продолжающуюся при­мерно до 45 лет. Но конец созревания означает не что иное, как начало увядания. После 45 лет изменения в организме становятся все ощутимее. Вот почему вы поступите правильно, занявшись всерьез своим здоровьем еще до окончания молодого возраста. Хуже тем, у кого 45-летний рубеж уже пройден, так как к этому времени в организме появляются первые необ­ратимые изменения. Но заниматься своим здоровьем, чтобы продлить свою жизнь, никогда не поздно.Толь­ко будьте готовы к тому, что в резуль­тате необратимых процессов ваша молодость в том виде, в котором она была когда-то, может и не вернуться.

— На что надо ориентироваться человеку, чтобы составить свою программу молодости?

Здесь ничего нового изобретать не требуется. Долгожительство рас­пространено в горных районах Абха­зии, Дагестана, Нагорного Карабаха и других местах на Северном Кавказе и в Закавказье, в некоторых районах Сибири, Гималаях. Очень много дол­гожителей живет в горных селениях Южной Америки. Английский герон­толог, профессор медицины Дэвид Дэвис, проживший 2 года в Эквадоре, в деревне Вилькабамба в предгорьях Анд, изучая жизнь местных жителей, написал книгу «Столетние старцы из Анд». Выводы, которые сделал автор в этой книге, можно считать одним из вариантов программы молодости.

Его исследования, как и вообще примеры жизни долгожителей, гово­рят о том, что люди и их биологиче­ские клетки могут жить очень долго. Нужно лишь создать клеткам такие условия, при которых они длительное время не теряли бы полноценных качеств, присущих молодым клеткам.

— Какие же выводы из исследо­ваний долгожительства примени­мы к нашим условиям?

— Каким еще рекомендациям в части образа жизни должен сле­довать человек, избравший путь сохранения молодости?

Такие рекомендации были выра­ботаны в ходе исследований ученых нашего Института натуропатии. На первый взгляд, они не так сложны, однако опыт показывает, что для того, чтобы следовать им, человеку приходится задумываться над мно­жеством вещей, которые он раньше совершал бездумно, автоматически. Возьмем, в частности, гигиенические рекомендации. Душ надо принимать ежедневно. Очень важна гигиена сна. Не экономьте на сне, спите в свое удовольствие, но не залеживайтесь по утрам. Избегайте спать после обеда. И, конечно, спать надо в прохладной, хорошо проветренной комнате.

Не советую экономить на освеще­нии, в вашей квартире всегда должно быть светло. По возможности, рано ложитесь спать (не позднее 11 часов вечера) и рано вставайте.

Тот, кто хочет долго сохранять молодость, должен беречь свой ор­ганизм от поступления токсичных веществ: не пить, не курить, прини­мать как можно меньше химических лекарств. Периодически очищайте организм от солей и всяких токсинов. Наиболее простой способ — кратко­временное (не более 1 -3 дней) голо­дание на чистой воде.

— А как надо питаться тем, кто хочет долго жить?

— Основное правило здесь такое: питайтесь простой, натуральной пи­щей, проявляйте умеренность в еде.Для людей, нуждающихся в подроб­ных разъяснениях, добавлю несколько конкретных советов.

Еда не должна быть слишком сыт­ной и обильной, особенно перед сном.

Ешьте меньше мяса и животных жиров, откажитесь от мясных бульо­нов. А вот 1,5 ст. л. нерафинированно­го растительного масла в день и кис­ломолочные продукты необходимы.

Употребляйте как можно меньше соли, продуктов из сахара и белой муки, рафинированных растительных масел, а также вареных, жареных, со­леных, консервированных продуктов.

Включите в свой рацион свежие овощи, ягоды, фрукты, зелень (они должны составлять 50% пищи или не менее 700 г в день). Ежедневно съедайте не меньше одного яблока.

Есть надо медленно, тщательно пережевывая пищу.

Пейте больше жидкости, особенно талую воду. Если любите чай и кофе, то, по крайней мере, не делайте их слишком крепкими.

— Какие требования долгожи­тельство предъявляет к нашей психике?

— От нашего психоэмоционально­го состояния зависит очень многое. Дольше живет и сохраняет молодость тот, кто не нервничает, не вступает в эмоциональные дискуссии, конфлик­ты решает мирно, избегает стрессов. Поэтому советую по возможности не вступать в контакт с неприятными людьми, уходить от сложных ситуа­ций, ко всему относиться с понимани­ем. Вот вам пример: как пишет доктор Д. Дэвис, долгожители из деревни Вилькабамба в предгорьях Анд никог­да не волнуются за своих детей — они понимают, что их дети могут жить не хуже, а лучше их самих.

Имейте хороших друзей, но старай­тесь ни от кого не зависеть. Найдите себе любимое занятие, увлечение — это очень полезно для мозга. Будьте в курсе событий, происходящих вокруг вас и в мире вообще. Очень важно также постоянно тренировать свою память.

И еще один очень важный совет, идущий от долгожителей с Анд: из­бегайте тех, кто подавлен старением и болезнями. И сами никогда не го­ворите, что стареете, даже в шутку.

— Сколько же все-таки, по- вашему, должен жить человек?

— Почти все люди умирают прежде­временно. И.И. Мечников считал, чтосмерть раньше 150 лет — насильствен­ная. Животные, как правило, живут в 10 раз дольше времени созревания. Например, собака взрослеет 2 года, а живет 20 лет. Период созревания человека — 18-20 лет, значит, он должен жить 180-200 лет. Вскрытие людей, скончавшихся в 160-170 лет, показало, что даже они умирают не от «старости», а от болезней. Мы сокращаем свою жизнь самоотравле­нием, ожирением, гиподинамией и т.д. И хотя проблема долгожительства ис­следована далеко не полностью, но не вызывает сомнений тезис: «Искусство продлевать жизнь — это искусство не укорачивать ее».

На вопросы отвечал вице-президент Международной ассоциации

«Возрождение планеты», ведущий научный сотрудник Института

Источник:
Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее
Все мы знаем что старе­ние — процесс естественный. Не занимаемся ли мы самообманом, выдвигая некую программу моло­дости? -Ни в коей мере. Реализация такой программы действительно позволяет
http://funeralportal.ru/library/1439/30608.html

Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее

ПОЛЬЗА И ВРЕД ЧУВСТВ.

Это одинадцатая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

«Искусство продлить жизнь — это искусство не сокращать ее»,- писал Дастр. По-видимому, каждый из нас может обучиться этому искусству и в зависимости от своих способностей и характера сумеет выбрать оптимальные режимы жизнедеятельности. В предыдущих статьях мы выяснили роль некоторых факторов здоровья. Все они достигаются в результате сознательной, волевой деятельности. Именно волевое управление «живой машиной», ее влечениями, эмоциями и чувствами поможет следовать завету Дастра — хотя бы не сокращать жизнь, если пределы ее в конечном счете фатально предопределены самым мощным и «косным» из всех факторов — генетическими рамками и «биологическими часами».

В чем же состоит волевое управление? В большинстве случаев от нас самих зависит выбор оптимальных режимов труда и отдыха, питания, двигательной активности и, наконец, состояния эмоциональной сферы. «Учитесь властвовать собой»,- не без оснований поучал Онегин Татьяну, понимая, что не сможет обеспечить ей необходимый минимум семейного счастья и эмоционального удовлетворения жизнью:

«Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем, и вечером одна,
Где скучный муж, ей цену зная.
Себя однако проклиная,
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно ревнив. «

Инстинкт естественной смерти до сих пор не обнаружен в живой природе. Если умственные способности и чувства хорошо сохранились, то желание жить с возрастом усиливается. «Когда человек стар, очень стар,- писал 88-летний французский философ Ренувье,- и привык к жизни, то умирать очень тяжело. Мне кажется, что молодые люди легче мирятся с мыслью о смерти, чем старики».

Каждая клетка организма буквально цепляется за жизнь. Умер мозг, но продолжает некоторое время биться сердце, живут мускулы, продолжается рост волос. Итак, попытки доказать, что нервная система в процессах старения играет инициативную роль и тем более «организует умирание и смерть», должны быть признаны ошибочными.

И все-таки, какая роль отводится нервной системе в этом сложном и до конца не изученном процессе? Мы уже упоминали о гипотезах ученых, согласно которым главный фактор старения — «изнашивание» нервной системы. Действительно, в старости уменьшается на несколько десятков, а иногда и сотен граммов масса мозга, извилины головного мозга истончаются, а борозды становятся шире; наблюдается уменьшение размеров и числа нервных клеток. Исследованиями учеников И. П. Павлова показано, что в старости снижается сила нервных процессов, ослабляется их подвижность, условные рефлексы вырабатываются труднее и угашаются медленнее. Одновременно снижается умственная работоспособность, слабеет память, нарушается сон. Все это, разумеется, приводит к ухудшению качества регулирования различных функциональных систем, а в целом — к уменьшению надежности или «запаса прочности» организма.

Не отрицая значения этих неблагоприятных факторов, мы хотели бы обратить внимание читателя на эмоциональную сферу. Исключительно важную роль эмоций в жизни человека отмечали еще в в античные времена. Недаром само слово «эмоция» происходит от латинского emovere, что означает в буквальном переводе волновать, возбуждать. Декарт предлагал называть эмоции «движениями души» не только потому, что так можно назвать все изменения, происходящие в душе, но главным образом потому, что «из всех видов присущих ей мыслей нет других, которые бы ее больше волновали и сильнее потрясали, чем страсти». Представить нашу жизнь без чувств и эмоций невозможно. Каждый из нас не только Homo sapiens (человек разумный), но и Homo emotionalis (человек эмоциональный). Бесчувственность, сухость, черствость в нашем представлении означают определенный дефект психики.

Что же такое эмоции? Какое отношение они имеют к сохранению здоровья? Строго научного определения эмоций, удовлетворившего бы всех, нет. Физиолог П. К. Анохин назвал эмоции «пеленгами полезного». В этом метафорическом определении отражена их сущность и значение в жизни. В самом деле, какую бы эмоцию не выбрать — радость, гнев, стыд, огорчение, любовь, ревность, досаду и пр.- везде находим основной критерий для опознания эмоционального состояния, а именно оценку полезности той или иной ситуации. Полезно или вредно, хорошо или плохо? — эту задачу приходилось решать живым организмам на всех этапах эволюции, что привело к формированию специализированных нервных аппаратов, так называемых эмоциогенных центров.

Олдс и Миллер, изучая поведение крысы при электрическом раздражении мозга посредством вживления в него электродов, обратили внимание на любопытный факт: крыса упорно возвращалась в тот угол экспериментальной камеры, где производилось раздражение. Внешне она вела себя так же, как животные в состоянии сильного голода или жажды, которые приходят туда, где их обычно кормят и поят. Продолжая опыт, в камере поставили педаль с контактами. Теперь, нажимая на рычаг, крыса могла производить раздражение собственного мозга самостоятельно в темпе, диктуемом ее внутренними потребностями. Всем своим поведением крыса будто указывала — это раздражение я хочу продолжать. Экспериментаторы предположили, что такое раздражение чем-то приятно и условно назвали эти зоны самораздражения «центрами удовольствия».

Раздражение других зон мозга вызывало реакции страха и боли. Поэтому их назвали центрами неудовольствия, или наказания. Наконец, были открыты зоны, раздражение которых давало смешанный эффект: в поведении животного одновременно наблюдались признаки и положительных, и отрицательных реакций.

С открытием эмоциогенных центров исследователи получили возможность изучать влияние эмоций на разные проявления жизнедеятельности, что позволило выяснить, например, как воздействуют положительные и отрицательные эмоции на регуляцию внутренних функций.

Почему мы обращаем внимание именно на положительные и отрицательные эмоции? Опыт практической медицины как будто (подчеркиваем — как будто) убеждает нас, что отрицательные эмоции — это нечто «плохое», чужеродное, вредное и для психики, и для организма в целом. Положительные же эмоции, наоборот, якобы в высшей степени полезны. «От радости кудри вьются, а от печали секутся», — говорит народная пословица. Ей вторит замечание знаменитого врача Паре: «Приезд в город паяца сделает больше для здоровья, чем целая аптека».

А как обстоит дело с этими крылатыми выражениями в действительности? Проверял ли их кто-нибудь экспериментально, или все это плоды догадок, впечатлений и случайных наблюдений? Прежде всего следует разобраться в терминах: что значит положительная и отрицательная эмоции. По семантическому звучанию они явно противоположны, а по конечному эффекту обе полезны. Неожиданный сигнал автомобиля пугает нас и вместе с тем предупреждает возможную катастрофу. Зубная боль заставляет нас идти к дантисту. И хотя удаление зубов не очень приятная процедура, в итоге мы получаем явно полезный результат. Итак, сама по себе отрицательная эмоция — сигнал неблагополучия, и мы стремимся всячески предупредить ее появление, а если она появилась, мы пытаемся избавиться от вызвавшей ее вредоносной причины.

Намного сложнее обстоит дело с положительными эмоциями. Зачем природе, помимо отрицательных, понадобились и положительные эмоции? В самом деле, когда врач советует больному поменьше волноваться, возникает вопрос: «Что значит не волноваться? Не волновать себя отрицательными эмоциями или положительными тоже?» Что касается отрицательных эмоций, то тут как будто все ясно. Уже давно доказана их роль в происхождении и развитии разных заболеваний — гипертонической болезни, язвы желудка и др. Отрицательные эмоции способны ухудшать течение и прогноз имеющегося заболевания. Например, на фоне неприятных переживаний может наступить обострение таких тяжелых заболеваний кожи, как экзема и псориаз, учащение приступов бронхиальной астмы.

Нежелательны влияния отрицательных эмоций и на процесс старения. Ведь всякое сильное волнение, связанное со страхом, гневом или чрезмерной нервно-психической нагрузкой, предъявляет повышенные требования к внутренним органам, и не всякий орган, прежде всего ослабленный или пораженный болезнью, в состоянии выдержать такие испытания.

Особенно большую эмоциональную нагрузку несут руководители предприятий, начальники цехов, их заместители и мастера. По данным Ленинградского университета руководящие работники страдают в три раза чаще атеросклерозом коронарных, т. е. питающих сердечную мышцу, артерий, чем их подчиненные. Несомненно и на сосудах мозга это отражается таким же неблагоприятным образом.

Болезнетворную роль отрицательных эмоций подтверждают следующие статические наблюдения: в одном из пяти случаев инфаркту миокарда предшествовала острая психическая травма, в одном из трех случаев — затяжная психическая травма или психическое перенапряжение; очень редко инфаркт миокарда развивался после физического напряжения.

Выдающийся немецкий клиницист Христофор Гуфеланд (1762-1836) таким образом оценивал и представлял влияние психических потрясений на здоровье и продолжительность жизни: «Между влияниями, укорачивающими жизнь, — писал он,- преимущественное место занимают известные душевные настроения и привычки: печаль, уныние, страх, тоска, малодушие, зависть, ненависть. Страх есть постоянный спазм; он сжимает все маленькие сосуды, вся кожа делается холодной, бледной. Вся кровь собирается во внутренних больших сосудах, биение жил останавливается, сердце переполняется и не может двигаться свободно. Весьма расстраивается пищеварение и происходят судорожные поносы».

Каким же образом отрицательные эмоции приводят к болезням? Одна из причин этого в том, что отрицательные эмоции могут достигать большой интенсивности и в ряде случаев принимают «застойный характер», т. е. становятся чрезвычайно продолжительными. Они заставляют работать организм в форсированном, напряженном режиме, таящем возможность поломки. Происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и систем организма, особенно эндокринной системы, получившая название стресса (подробнее об этом расскажем ниже). Интересно отметить, что при стрессе чаще всего возникает избирательное расстройство в деятельности одной системы.

В чем тут дело? Некоторые исследователи полагают, что для каждой эмоции существует свой физиологический синдром. Например, заторможенный гнев имеет отношение к сердечно-сосудистой системе (вызывает гипертонию); чувство зависти и злости — к функциям пищеварения (пептическую язву); сексуальные конфликты — к органам дыхания (бронхиальную астму). Таким образом, подобно тому как патогенные микробы избирательно поражают внутренние органы, так и указанные эмоциональные конфликты являются специфическими и имеют тенденцию вызывать заболевания определенных органов.

Это само по себе интересное утверждение не может считаться доказанным, поскольку изменение физиологических показателей для разных эмоций, даже таких диаметрально противоположных, как положительные и отрицательные эмоции, имеет много общих, неспецифических признаков. По поведению или высказываниям человека мы можем легко установить, в каком состоянии он находится — радуется, печалится или сердится. Но попробуйте узнать о его внутреннем мире по физиологическим показателям, например по анализу крови или частоте сердцебиений, и вы наверняка окажетесь в тупике. При оценке величины эмоционального возбуждения, часто используют частоту сердцебиений, и применение этого показателя себя оправдывает. А при диагностике качества эмоций он уже не годится. Способов определить бьется сердце от страха или от любви пока нет.

Возвратимся к вопросу об избирательности поражения органов при эмоциональных переживаниях. Сейчас установлено, что при этом имеет значение не столько тип эмоции, сколько состояние того или иного органа. Так, ослабленные болезнью желудок или сердце могут оказаться теми органами-мишенями, на которые подействует отрицательная эмоция.

Существует и другой механизм избирательного поражения внутренних органов, в основе которого лежит механизм условного рефлекса. Например, имеются люди, которые избегают пользоваться услугами метро. Из их рассказов удается выяснить, что в прошлом они имели какие-либо заболевания сердца. Фактором, провоцирующим обострение заболевания, обычно являлась поездка в метро, особенно в часы пик, чему способствовали толчея, духота.

Развившийся сердечный приступ очень часто сопровождался страхом смерти, который в дальнейшем закреплялся как условный рефлекс и принимал патологический характер. При необходимости пользоваться метро вновь возникал страх и развивался сердечный приступ.

В экспериментах на обезьянах было показано, что сочетание какого-либо ненормального состояния с отрицательной эмоцией вело к избирательному поражению того или иного органа. Так, если у голодных обезьян производили жесткую иммобилизацию (т. е. лишение подвижности), вызывающую выраженное оборонительное возбуждение, то у них развивалось стойкое отсутствие желудочного сока.

Повторное сочетание оборонительных реакций с сахарной нагрузкой приводило к стойкому повышению уровня сахара в крови и диабету. Знание описанных выше механизмов поможет читателю избежать психогенно обусловленных болезней и сохранить свою работоспособность.

Неоспоримый и известный факт неблагоприятного влияния отрицательных эмоций на здоровье побудил еще древних философов и ученых к поискам путей их устранения. Античные философы считали необходимым условием здоровья достижение психической гармонии и жизненной мудрости. Демокрит считал идеалом спокойную, уравновешенную жизнь — «эвитимию». К «атараксии» — безмятежности и спокойствию духа призывал Эпикур. Однако советы-то давать легко, а как их выполнить на практике? Знаменитый педагог и мыслитель Ян Амос Каменский в «Правилах жизни» дает уже более конкретные указания: «. чтобы быть более работоспособным, дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом, там нет выносливости. Натянутый лук лопнет».

Источник:
Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее
ПОЛЬЗА И ВРЕД ЧУВСТВ. Это одинадцатая статья из серии, посвященной влиянию нервной системы на здоровье и долголетие человека. Перейти к первой статье. «Искусство продлить жизнь — это
http://www.komykak.ru/512/nerv11.html

Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее

Искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету, ибо искусство изготовления лир и искусство игры на них весьма отличаются друг от друга. Не так ли? – Платон

Управление – это самое созидательное искусство, это искусство искусств, ибо это искусство создавать таланты. – Роберт Макнамара

Существует искусство чтения, а также искусство мышления и искусство письма. — Кларенс Дей

Искусство коммерции — это не искусство продажи. Это не умение убедить кого-либо сделать покупку. Это искусство создавать условия, при которых покупатель сам себя убеждает в этом. — Харви Маккей

Создание денег это искусство, работа это тоже искусство, а хороший бизнес это лучшее искусство. — Энди Уорхол

Живопись самое нужное и самое живое искусство, она может существовать как чистое искусство, тогда как скульптура — искусство только прикладное. – Лев Толстой

Искусство не нуждается в направлении. Искусство само себе «служит» целью. – Федор Достоевский

Искусство редко, именно потому оно и искусство. — Марк Розовский

Я не мыслю себе искусство в отрыве от людей и мира, в котором они живут. Для меня искусство и человек составляют нерасторжимое целое. – Микеланджело Буонарроти

Рыбная ловля — это искусство, и искусство стоящее того, чтобы ему научиться. — Исаак Уолтон

Искусство потому и искусство, что идет от неповторимой индивидуальности художника. – Михаил Ермаков

Не велико искусство старым стать, но старость побороть — искусство. – Иоганн фон Гете

Искусство создают люди, надеющиеся создать искусство. — Илья Репин

Искусство уже в самом себе заключает свою цель. Стремление к прекрасному и высокому — вот искусство. Это непременный закон искусства; без этого искусство — не искусство. А потому ни в каком случае не может быть оно безнравственно. Оно стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставить всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставить ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уж не похвала всему хорошему? спрашиваю: разве это не похвала добру? – Николай Гоголь

Искусство править — это искусство подлинного царя. – Платон

Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления; искусство же, которое осуществляется путем прибавления, — подобно живописи. – Микеланджело Буонарроти

Искусство медицины есть искусство прибавления недостающего и отнятия лишнего. И кто умеет это делать, тот и есть лучший врач, а кто не умеет, тот далек от искусства врачевания. — Гиппократ

Фокус есть фокус. Искусство фокусника — великолепное искусство, и стыдиться его не надо. – Вольф Мессинг «О самом себе»

Чтобы уклониться от света, нет более надежного средства, чем искусство, и нет более надежной связи с ним, чем искусство. – Иоганн фон Гете

Я начал изучать военное искусство и искусство революции и во время моего пребывания за границей прошел курс военной подготовки. В случае гражданской войны я хотел находиться и бороться в рядах моего народа и делить с ним все опасности. Я постигал военное искусство, чтобы подготовиться к роли, которую мне, возможно, пришлось бы играть, если бы борьба приняла форму партизанской войны. Я подошел к этому вопросу так, как это сделал бы каждый африканский националист. – Нельсон Мандела

Источник:
Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее
Искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету, ибо искусство изготовления лир и искусство игры на них весьма отличаются друг
http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/search/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее

В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

– индивидуально-типологическими наследственными факторами;

– объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

– конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

– личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

– физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;

– физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

– физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

– психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением – мышечным движением;

– психическим состоянием – сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

– психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

– социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

– духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества – это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

– оптимальный двигательный режим;

– тренировку иммунитета и закаливание;

– психосексуальную и половую культуру;

– рациональный режим жизни;

– отсутствие вредных привычек;

В последующих главах учебника будет дан анализ основных из указанных факторов. Здесь же необходимо остановиться на последнем из них – валеологическом самообразовании. Это обусловлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек, должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования.

Следующим этапом валеологического образования должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации. С этих позиций под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения – важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

– уровень физического развития;

– уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

– количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

– при наличии хронического заболевания – динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

– эффективность профессиональной деятельности;

– активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

– широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

– степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

– уровень валеологических знаний;

– уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

– умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение;

способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;

позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Следует отметить особую важность валеологического образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педагогическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Источник:
Искусство жизнь это искусство не укорачивать ее
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более
http://www.bibliotekar.ru/valeologia-3/26.htm

Три вида здоровья

Факторы здоровья

Здоровьеэто состояние физического, психического и социального благополучия, высокой трудоспособности и социальной активности человека. В здоровом организме не нарушены строение и функции органов и систем. Здоровый организм способен приспосабливаться к действию разнообразных факторов (физической нагрузки, тепла, холода и др.) и сохранять свою стабильность.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные.

К нашей стране это соотношение применимо следующим образом:

генетические – 15-20 %. Предрасположенность к наследственным болезням;

состояние окружающей среды – 20-25 %. Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения;

медицинское обеспечение – 10-15 %. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания;

условия и образ жизни людей – 50-55 %. Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Есть древнее изречение: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее. Сейчас ясно, что все болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.

Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

— оптимальный двигательный режим;

— рациональный режим жизни;

— отсутствие вредных привычек.

Физическое здоровьеэто естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Три вида здоровья
Факторы здоровья Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой трудоспособности и социальной активности человека. В здоровом организме не нарушены
http://studopedia.ru/1_97127_tri-vida-zdorovya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES