Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие совместные цели. Поэтому общение всегда представляло немалый интерес для исследователей. Изучая его структуру, они выделили коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения.

Характеристика компонентов общения

Коммуникативная составляющая подразумевает коммуникацию в узком смысле слова, т.е. касается исключительно обмена информацией между собеседниками.

Перцептивная — характеризует их восприятие друг другом в процессе общения. В результате этого восприятия возникает взаимопонимание и взаимодействие людей.

Интерактивная же сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность. Именно так и проявляется интерактивная функция общения.

Иногда эти составляющие можно встретить под другими наименованиями. Например, коммуникативный аспект называется коммуникативно-информационным, перцептивный – аффективно-коммуникативным, а интерактивный компонент общения – регуляционно-коммуникативным. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются – люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.

Общаясь, каждый человек преследует определенную цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат и, как правило, связано с деятельностью, направленной на его достижение. И в этой деятельности, в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества. Иначе их можно назвать кооперацией и конкуренцией, согласием и конфликтом или приспособлением и оппозицией. В любом случае речь идет о двух противоположных видах взаимодействия.

В первом случае людьми достигаются соглашения, которые объединяют их и сближают, стимулируют их совместную работу. Во втором эффективная совместная деятельность не возникает. Участники общения явно или скрытно враждуют, соперничают или конфликтуют, не вступают в близкие отношения и не действуют сообща.

Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников общения

Причем взаимодействие людей – это не только их поступки, направленные на достижение какой-то общей цели, это еще и действия, направленные друг на друга. Участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнера или партнеров.

В упрощенном виде это можно представить как цепочку их реакций на действия друг друга. Поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь тоже отвечает определенным образом и опять воздействует на поведение партнера своим поведением. В результате изменяются настроения и поступки всех участников совместной деятельности и общения.

Функция лидерства в интерактивной стороне общения

Некоторые обладают способностью влиять не только на чувства, эмоции и поведение, но еще и на установки, мотивы и ценности других. Такая способность предполагает умение хорошо ориентироваться в людях, тонко чувствовать и понимать их, использовать наиболее уместные и эффективные способы воздействия. Как правило, такими задатками обладают лидеры. Они могут задать определенный настрой не только партнеру по общению, но и целой группе, создавая в ней определенный психологический климат и объединяя ее членов, вдохновляя их на достижение общей цели.

Источник:
Интерактивная сторона общения
Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие
http://kak-bog.ru/interaktivnaya-storona-obshcheniya

Медицина в России

Интерактивное общение – метод обучения, в основу которого положено двухстороннее общение, обмен мыслями и информацией позволяющий сформировать определенные умения, навыки. Выработать линию поведения, позволяющую гармонично влиться в окружающее нас общество. Общение неразрывно связано с деятельностью людей, часто бывает сложно разделить эти два понятия. Основателем интеракционизма был ученый из США Джордж Мид.

Основы интерактивной стороны общения можно выразить следующим образом:

  1. природа человека такова, что общению отводится значительная роль благодаря мнению окружающих и близкому сотрудничеству с ними формируется личность человека его «Я»;
  2. основная причина для развития личности состоит из двух факторов: сотрудничества и интерактивной стороны общения.

В современных условиях можно уделить внимание следующим факторам, влияющим на развитие личности человека:

  1. человек поддерживает два типа взаимодействия, кооперацию и конкуренцию. Кооперация – стремление к общим целям и идеям. Конкуренция – ставить свои цели и идеи на первое место.
  2. общество контролирует твое развитие — еще одна неизменная грань интерактивной стороны общения. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения и морали, которые определяют требования взаимоотношений между людьми.
  3. каждый отдельный индивидуум согласовывает свои представления об этих нормах с общепринятыми, в дальнейшем, постоянно согласовывая свои поступки с этими нормами.
  4. интерактивная сторона общения подразумевает четкое определение роли каждого отдельно взятого индивидуума.

Каждый день человек взаимодействует с другими людьми на работе в кругу семьи или близких людей. Эти роли могут сталкиваться между собой, в результате чего могут происходить определенные конфликты интересов.

Следовательно, сегодня под интерактивной стороной общения часто подразумевают именно конфликт интересов по причине личных или предметно- деловых факторов. Личные – чаще всего возникают, когда затрагивается чувство собственного достоинства человека, предметно-деловые, когда в отношениях между людьми затрагиваются материальные интересы. Если конфликт долгое время остается неразрешенным возникает так называемый смысловой барьер, когда появляется нежелание прислушиваться к другому мнению, требованию или даже приказу. Продолжение общения не решает ситуации, а заводит ее в еще больший тупик. Это в большинстве случаев приводит к разрыву связей с таким человеком.

Важная роль в интерактивной стороне общения отведена трем факторам, имеющим огромное влияние на человека. Коснемся каждого из этих факторов.

Расстояние между людьми – зависит от особенностей их сотрудничества. К примеру, нам хочется быть подальше, от начальника на работе сообщая ему неприятную новость, зато хотим смотреть ему прямо в глаза, когда удалось достигнуть поставленной им задачи.

Ориентация – подразумевает, что свое отношение к собеседнику мы показываем своим расположением. Известная фраза «поговорить лицом к лицу» показывает применение этого фактора в нашей жизни, а именно желание показать свои эмоции и увидеть эмоции собеседника при тесном контакте. Так если мы хотим, показать человеку что не боимся его, наш взгляд будет направлен прямо в его глаза, точно так же будет происходить, если мы испытываем нежность по отношению к собеседнику.

Внешний барьер — если ты пытаешься наладить отношения с человеком удали габаритные вещи, которые находятся между вами — столы, стулья, сумки и т.д. не удивительно, что человек стремящийся подчеркнуть свое положение или превосходство над нами часто встречает нас, оградившись столом, а пытаясь наладить длительные дружеские отношения, приглашает нас сесть с ним на один диван.

Для того чтобы успешно взаимодействовать с обществом, которое нас окружает, важно приспосабливаться к его потребностям. В этом эффективную помощь и оказывает интерактивная сторона общения.

Источник:
Медицина в России
Интернет-журнал о здоровье
http://igiuv.ru/psixologiya/469-interaktivnaya-storona-obshheniya.html

Стороны общения

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию — реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи — помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге "Психология" (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Источник:
Стороны общения
Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон : коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/171.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES