Индивидуальный жизненный стиль

Индивидуальный жизненный стиль

Если вы хотите достичь чего-то значительного, изменить себя и свою жизнь всерьез и надолго, реализуйте тот жизненный стиль, который позволит вам это сделать.

Сегодня в разговорной речи часто можно услышать перефразирование цитаты Л.Н. Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все люди счастливы одинаково, но каждый несчастен по-своему!» Вы с этим согласны?

С психологической точки зрения эта фраза относительно близка к истине! Потому что, в самом деле, большинство людей хотят реализации сходных ценностей: любви, заботы, уважения, свободы, финансового благополучия и так далее. Но своя собственная, личная история построения жизненного пути у всех отличается значительнее, чем представления о человеческом счастье. Способы достижения успеха у каждого из нас совершенно разные, а истоки и причины проблем, даже при одинаковости названий «диагнозов» жизненных сложностей, никогда не совпадают по их внутреннему устройству и методам преодоления!

И ещё одна поговорка пригодится нам для продолжения этого разговора. Вы задумывались, почему народная мудрость гласит: посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу?

Привычки, если говорить «психологическим языком», — это устойчиво проявляющиеся предпочтения (паттерны) мышления и поведения, которые действуют автоматически. Благодаря им человек делает свою жизнь комфортной и в то же время стереотипной. К сожалению, значительная часть таких повторяющихся шаблонов-привычек приносит в жизнь человека больше вреда, чем удобства. И тогда, метафорически выражаясь, получается, что не человек имеет «матрицу», а она имеет его!

Все ли привычки в «матрице» опыта человека носят столь серьезный характер, что действительно определяют его судьбу? Конечно, нет. На построение человеческого успеха и счастья довольно сильно влияют, в первую очередь, стереотипы организации жизни. Например, привычка грызть ногти не повлияет на будущее человека, а вот откладывание жизненно важных целей на потом действительно задерживает людей на пути к успеху. Такие вот привычки организации жизни и создают каркас для жизненного сценария, влияя на судьбу! С чего же начать работу с этими глобальными паттернами?

Ещё в юности я увлёкся психологией, а прочитав книги Э. Берна, впервые задумался о том, что наш жизненный сценарий может быть основным препятствием, который не позволяет продвигаться вперед. Берн, к сожалению, не оставил чёткой технологии изменения сценария. А я и сейчас продолжаю размышлять над этими идеями, но уже, став доктором психологических наук, совершенно на других основаниях. Посвятив более 15 лет изучению данной темы в теории и на практике, постоянно работая с клиентами, я значительно изменил и расширил свои представления о жизненно важных привычках. В итоге всё это привело меня к созданию своего научного и одновременно практико-ориентированного метода, который опирается на лучшие идеи и инструменты «большой психологии»: работы А. Адлера, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Эрика Берна и многих других.

Мы не будем далее углубляться в историю психологии — замечу лишь, что целый ряд выдающихся исследователей касались проблемы «способов жить» человека, указывая на чрезвычайную важность их понимания для личностной эффективности.

Именно из этих многочисленных работ была рождена моя концепция «Системное формирование жизненного пути личности», в которой я предлагаю различать следующие понятия: «жизненный путь», «жизненные стратегии», «жизненный сценарий», «образ жизни», «жизненный стиль», наполнив каждое из них конкретным и не совпадающим с другими понятиями содержанием. Иначе все они являются лишь синонимами одного и того же предмета рассмотрения. Кроме того, действенно менять что-либо в опыте человека можно, только если понимаешь и различаешь главное: на какую подструктуру влияешь («из чего это состоит») и как она устроена («каковы связи между компонентами»)! Иными словами, чтобы помогать людям менять себя и свою жизнь, необходимо точно знать, на что эффективнее всего оказывать воздействие и как лучше всего это делать.

В моём представлении адлеровское понимание стиля жизни больше подходит к описанию жизненных стратегий, чем к стилю жизни. Но его несомненная заслуга в том, что он первым сделал очень важный шаг: начал рассматривать то, как психологические особенности организации жизни влияют на будущее личности.

Что именно важно сделать человеку, который хочет стать хозяином и автором своей жизни, то есть самостоятельно и целенаправленно строить свой жизненный путь, не уповая на уготованную ему кем-то или чем-то судьбу?

Самое важное — сделать свой образ жизни отдельным предметом для самоанализа и изменить те привычки, которые самым значительным образом мешают продвижению вперед.

Я считаю, что жизненный стиль (ЖС) — это комплекс устоявшихся ежедневных привычек (паттернов) мышления и поведения в различных аспектах организации жизни человека, составляющий целостный образ жизни.

Это своего рода «молекула жизни», в которой отражены все свойства вещества — тех нитей, из которых создано полотно жизни! В ней, как в капле воды, отражён весь мир. Жизненный стиль — это такая единица измерения жизни, в которой проявлены все остальные её подструктуры: жизненные стратегии, варианты жизни, событийность жизненного пути и т.д.

Управление своим жизненным стилем — наиболее мощный ресурс перестройки себя и своей самоорганизации, путь к собственной уникальности и успеху. Его производными могут быть различные достижения, в том числе семейное счастье и финансовое благосостояние!

Именно жизненный стиль не позволяет большинству людей выйти из своей зоны комфорта и уж тем более из полосы неудач, обусловленной негативными установками жизненного сценария!

Для более детальной диагностики жизненно важных препятствий к построению личностного успеха я разработал специальный чек-лист, который поможет выявить индивидуальный профиль личностной уязвимости жизненного стиля:

«Профиль личностной уязвимости жизненного стиля»

  • Бесплановость (спонтанность большинства целей и событий) жизни.
  • Страх будущего, страх амбиций.
  • Откладывание на потом важных дел (прокрастинация).
  • Перфекционизм.
  • Склонность к незавершению дел и проектов.
  • Чрезмерно частая смена дел/проектов, работы.
  • Пустое времяпрепровождение/постоянный поиск легкой жизни.
  • Иллюзия получения удовольствия от жизни.
  • Одиночество/трудности общения.
  • Осуществление бесконечных обязательств.
  • Заорганизованность жизни и чрезмерный контроль.
  • Постоянное однообразие жизни от распорядка типичных дел.
  • Застревание в зоне комфорта.
  • Потерянность себя или отсутствие интереса/смысла жизни.
  • Иное.

Читатель может, проанализировав параметры чек-листа (поставив «галочки»), выявить свои самые важные слабые стороны организации жизни и начать размышлять над тем, как они связаны между собой.

Я заметил важнейший секрет: жизненные стили и составляющие личностной уязвимости являются каскадными структурами — именно в этом их особая сила.

Например, паттерн откладывания влияет и на пунктуальность, и на перенос жизненно важных целей… А в его основе может лежать перфекционизм. Все три паттерна как бы действуют в «круговой поруке», создавая капкан, из которого человеку трудно выбраться. И в таком случае многие усилия по изменению одного компонента сводят на нет всю работу за счет действия других, то есть сложность легко возвращается к исходному состоянию.

Образ жизни и профиль личностной уязвимости — довольно стабильные структуры, прочность которых определяется внутренними «кольцевыми связями». Для рестайлинга образа жизни важно знать закономерности их изменения. В частности, чтобы трансформировать профиль личностной уязвимости жизненного стиля, необходимо влиять на самый значимый, ключевой элемент и при этом трансформировать его связи (как правило, в каскадной структуре).

Многие люди сфокусированы на чём угодно, кроме собственной жизни! Они «серфят» в интернете, пропадают часами в сетях, работают «на дядю» за небольшие деньги, смотрят сериалы — на всё это у них находится достаточно времени! А вот глубоко изменить свою жизнь и построить лучшую версию себя у них не хватает ресурсов: сил, времени и, прежде всего, ключевых знаний. В этом нет их вины, в этом их беда.

Дело в том, что, если человек не умеет «правильно» думать о предмете изменения, он обычно не может эффективно на него воздействовать практически! Вот почему я люблю выражение «нет ничего практичнее, чем умная теория». У народов севера есть 78 слов, обозначающий белый снег! Поэтому они могут легко описать окружающую их реальность, свободно действовать в ней, различая все эти сорта снега! Мышление, речь и действия очень сильно взаимосвязаны между собой!

Поэтому для обогащения образа жизни необходимо узнать язык описания жизненных стилей, тогда будет легко замечать истинные причины проблем и достижений!

Для этих целей я разработал авторскую модель «Базовые компоненты жизненного стиля»! Она включает 15 основных жизненных стилей, которые программируют образ жизни каждого из нас!

Чтобы было понятно, о каких именно составляющих идет речь, я напомню читателю самый известный пример жизненного стиля. Уверен, что почти все слышали метафору про условное разделение людей на «сов» и «жаворонков»! Возникает множество вопросов… Какой стиль лучше для продуктивности работы? Кем являются выдающиеся достигаторы в этой классификации? Возможно ли «совам» стать «жаворонками»? Как быстро можно достичь изменений? Какой метод наиболее эффективен и т.д.? В своём методе я нашел множество интересных обобщений, которые являются ответами на важнейшие вопросы понимания и изменения образа жизни.

В целом технология обогащения образа жизни (жизненных стилей) включает следующие этапы:

  • Создание фотографий «день-неделя-месяц-год».
  • Выявление ежедневных «привычек жить».
  • Определение индивидуальных жизненных стилей.
  • Выявление профиля личностной уязвимости.
  • Определение ключевого фактора трансформации жизненного стиля.
  • Трансформация ключевого фактора: паттерна личностной уязвимости.

Более 15 лет подобную работу я осуществлял в рамках индивидуального консультирования, а затем по просьбам многочисленных учеников и клиентов разработал двухдневный тренинг «Перезагрузка образа жизни».

Источник:
Индивидуальный жизненный стиль
Коучинг жизненного пути личности — Андрей Плигин
http://coaching-psy.ru/kak-stat-dizajnerom-sobstvennogo-zhiznennogo-stilya/

Понятие — жизненный стиль — в психологическом консультировании (стр

Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании (стр. 1 из 4)

Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цельэтой работы помощь клиентув понимании иосознании им себя, происходящий с ним изменений,умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Основные принципы психологического консультирования:

безоценочность и доброжелательность;

ориентация на систему ценностей клиента;

осторожность с советами;

разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

активная позиция клиента.

Безоценочностьконсультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведениеконсультанта, которое обеспечило быу клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношениек тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.

Доброжелательностьконсультанта по отношению к клиенту также обеспечиваетнеобходимый терапевтический климати означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:

умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;

Ориентация на систему ценностей клиентаозначает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношениеконсультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не долженпривносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей,а также не должен подвергать сомнениюценностные ориентации клиента.

Принцип осторожности с советамиконсультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту советпо тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственностьза исход проблемыине формирует у клиента чувства ответственности за свою жизньи поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.

Анонимность и конфиденциальностьозначает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашатьсяим без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то навредитьданному конкретному клиенту.

Исключениемизэтого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочияи обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждогоиз участников консультационного процесса.

Разграничение личных и профессиональных сторонв пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиентаи работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения(дружеские, сексуальные) и т.п.

Принцип активности позиции клиентабазируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

Глава 1. Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании

1.1 Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

В психологическом консультировании наиболее часто встречаются следующие методы терапевтического воздействия:

работа со снами, образами и символами клиента,что включает в себяанализ и проигрывание отдельных эпизодов из снов,а также их исследование; анализ образов исимволов, которые продуцирует клиент;

работа с метафорами,притчами, сказкотерапшя— метафорическая репрезентация действительности, ориентированная на бессознательный уровень личности клиента, может использоваться в работенад текущей проблемой клиента или с расширением осознания себя и картины мира в целом;

работа с жизненным стилем личности: исследование и анализ определенных схем и сценариев жизни, которые избрал для себя индивид;исследование их влияния на личностьи возникающие внутренние и внешние конфликты; коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценариев и стилей;

метод исследования ранних воспоминаний — изучение и анализ: картины детстваклиента;значимых, травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;

телесно-ориентарованные методы работы— ряд методов, направленных: на осознаваниесвоей телесности; снятие блоков и зажимов; формирование у клиента умения быть в контакте со своим телом;

психодраматические методы работы— методики. направленные: на проигрывание;

эмоциональное реагирование;завершение ситуаций и конфликтов, содержащихся в опыте клиента и отражающихся в его настоящем;

работа с модальностями— системами восприятия органами чувств:зрением, слухом, осязанием, кинестетикой(телом, движением);

творческие методы— обширный набор терапевтических методов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностику проблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение.К этим методам могут быть отнесены:

арт-терапия(рисунок, скульптура и т. п.);

• библиотерапияи т. п.

1.2 Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании

Понятие индивидуального жизненного стилябыло введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.

Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:

формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности;

часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности;

устойчив,то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;

формируется под влиянием творческих способностей личности,ее креативного Я ;

ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;

в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.

Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем:

профессионального самоопределения,предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей средесо всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;

сотрудничества и дружбы,вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничатьс окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества;

любви и супружества,предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.

Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба — выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.

А Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:

1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.

2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть.

3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека.

4. Этические убеждения — личный этический кодекс.

Мозак выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:

1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

3. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

4. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

Источник:
Понятие — жизненный стиль — в психологическом консультировании (стр
Влияние СМИ на жизненный стиль личности. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании. Формирование и типы жизненного стиля. Категория анализа ранних детских воспоминаний. Основные методы исследования жизненного стиля личности.
http://mirznanii.com/a/198427/ponyatie-zhiznennyy-stil-v-psikhologicheskom-konsultirovanii

Стили индивидуальной жизни

Стиль жизни – это совокупность ценностей и норм, которыми индивид постоянно руководствуется в своем поведении.

Стиль жизни необязательно осознается в полном своем объеме, чаще он представляет собой те незаметные для самого человека очки, через которые он рассматривает свою деятельность и деятельность других людей. Стиль жизни усваивается главным образом не на основе размышления, а в процессе подражания другим и следования традиции, в результате почти неощутимого, но тем более эффективного давления той среды, в которой действует индивид.

В процессе социализации общество навязывает индивиду не только определенный стиль мышления и характерный для этого общества строй чувств, но и определенный, считаемый уважаемым и достойным стиль жизни. Не каждый индивид принимает господствующий в его среде стиль жизни. Но тот, кто не намерен прятаться в щелях социальной структуры, а, напротив, стремится преуспеть в своей деятельности и заслужить одобрение окружающих, принимает господствующий в его среде и тем более в обществе в целом стиль жизни.

Можно выделить два крайних стиля индивидуальной жизни, между которыми располагаются разнообразные промежуточные варианты – пассивный и активный. При пассивном стиле жизнь воспринимается как данность, в которую не нужно вносить особых изменений; жизнь следует прожить так же, как жили предки, руководствуясь в первую очередь традицией и здравым смыслом, не претендуя на многое, не выделяя каких-то особых целей, ради которых стоило бы жертвовать всем другим. Активный стиль предполагает решительное вмешательство в жизнь с намерением изменить ее, преследование немногих, но крупных целей, реализация которых хотя и требует известных жертв, но способна принести ощутимые новые результаты.

К пассивному стилю жизни склоняются в большинстве своем индивиды доиндустриального, или традиционного, общества. Две крайние формы индустриального, модернизированного общества – капитализм и социализм, – напротив, приветствуют активный стиль жизни. Здесь речь идет, конечно, об общей тенденции, а не о каком-то жестком правиле. Люди, явно предпочитающие активный стиль жизни, имеются и в традиционном обществе, хотя и составляют меньшинство; тех, кто очевидным образом тяготеет к пассивному стилю жизни, достаточно и в индустриальном обществе, хотя они и не стоят в нем на первом плане.

Активный стиль жизни склоняет человека к отделению главного от второстепенного с намерением использовать свои силы для решения главных проблем, принося в жертву второстепенные интересы. Коротко говоря, такой стиль жизни толкает человека к известному самоограничению и даже к аскетизму.

В самом общем смысле аскетизм – это пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, умозрительного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п. ради поставленной высокой цели. В более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.д. для обеспечения приоритета духовного над материальным, умозрительного над реальным. Понятый широко, аскетизм имеет онтологические основания, поскольку опирается на определенное мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях, о месте человека в мире и т.д. Возвеличивание умозрительного мира, входящее в суть аскетизма, предполагает предельно широкое утверждение ценностей этого мира в реальном мире.

Аскетизм может быть умеренным и крайним. Примерами крайнего аскетизма переполнены жизнеописания святых и выдающихся революционеров, жертвовавших своим здоровьем, чувствами, привязанностями, бытовыми благами ради поставленной перед собой большой цели. В обычной жизни аскетизм имеет, как правило, умеренную форму. Тот аскетизм, к которому постоянно тяготеет активный стиль жизни, является чаще всего сдержанным, умеренным аскетизмом, только отдаленно напоминающим аскетизм святого или революционера.

И капитализм, и социализм подталкивают своих индивидов к активному стилю жизни, и значит, к аскетизму. Социализм делает это, однако, гораздо более настойчиво, чем капитализм, и навязывает своим сторонникам гораздо более жесткий аскетизм. Более резкая форма социалистического аскетизма диктуется также бедностью основной массы населения социалистических стран и крайним экспансионизмом социалистических государств. Грандиозная, но материально неразрешимая задача утверждения социализма в мировом масштабе предполагает, можно сказать, чрезвычайный аскетизм.

Нужно отметить, что к аскетизму тяготеет не только социализм, но и в определенной мере всякое коллективистическое общество.

Активизм индивидов капиталистического общества направлен на совершенно иные, можно сказать, противоположные цели, чем социалистический активизм. Кроме того, если при социализме активный стиль жизни требуется буквально от каждого, при капитализме такой стиль во многом соответствует кругу профессиональных обязанностей и является делом достаточно свободного выбора. Аскетизм, предполагаемый активностью индивидов капиталистического общества, имеет более мягкие формы, чем аскетизм социалистического общества.

Активный стиль жизни, приветствовавшийся нарождающимся капитализмом, детально проанализировал в свое время М. Вебер. Он называл его «мирским аскетизмом» и непосредственно выводил из религиозного аскетизма, а именно из аскетизма протестантизма. Для капитализма, согласно Веберу, необходим особый строй мышления, «который хотя бы во время работы исключал неизменный вопрос, как бы при максимуме удобства и при минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок, – такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, призванием». Изменение строя мышления и выработку нового отношения к труду Вебер выводил из религиозной Реформации, под влиянием которой сложились определенные элементы культуры капитализма, нормативная сторона характерного капиталистического поведения.

Суждения о предпринимательстве и капитале подразумевают не персональный избыток предпринимательской энергии, не морально индифферентную склонность, а именно этически окрашенную норму, регулирующую весь уклад жизни. Максима «Зарабатывание денег – мой долг, в этом – моя добродетель и источник моей гордости и уважения ко мне со стороны сограждан» выражает понимание накопления богатства не как индивидуальной склонности пли прихоти, а как долга.

Капиталистической системе норм поведения Вебер противопоставляет систему норм поведения традиционного общества. Согласно традиционалистской точке зрения, человек по натуре стремится не к зарабатыванию все больших и больших денег, он стремится просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать постольку, поскольку это необходимо для поддержания такого образа жизни. В традиционной культуре нет мотива к повышению производительности и приумножению капитала. Это – культура разумной достаточности, отношение к деньгам характеризуется здесь этически окрашенным правилом: иметь деньги не позорно, но недостойно уделять им слишком большое внимание, недостойно превращать их в самоцель, постоянно посвящать свою жизнь приумножению капитала.

Таким образом, капитализм одобрительно относится к активному стилю жизни и сопровождающему его умеренному аскетизму. Посткапитализм мало что меняет в этой ориентации индивида на активный стиль жизни, лишая, однако, приумножение капитала того сверхпочетного ореола, который оно имело в период расцвета капитализма.

Подводя итог обсуждению стилей индивидуальной жизни, можно еще раз отметить, что обе крайние формы индустриального общества – социализм и капитализм – выдвигают в качестве своего идеала активный стиль жизни, хотя и делают это с разной силой. Аскетизм, предполагаемый таким стилем жизни, при капитализме является достаточно умеренным, в то время как при социализме он способен приобретать самые жесткие формы.

Источник:
Стили индивидуальной жизни
Стиль жизни – это совокупность ценностей и норм, которыми индивид постоянно руководствуется в своем поведении. Стиль жизни необязательно осознается в полном своем объеме, чаще он представляет
http://studme.org/1350082625980/filosofiya/stili_individualnoy_zhizni

Типы жизненных стилей личности

А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей:

Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка — превосходства (пример — юные правонарушители, наркоманы).

Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное — получить от других как можно больше.

Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.

Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса — это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи — работу, дружбу, любовь.

Понятие жизненного сценария было введено в психологию Э. Берном— основателем трансактного анализа — одного из направлений в теории личности и психотерапии. Жизненный сценарийпонимается как определенный жизненный план, похожий на спектакль, который личность вынуждена иг­рать.

Жизненный сценарий имеет следующие особенности:

• формируется на основе позиций, принятых ребенком в детстве через родительское программирование. Родительское програм­мирование понимается как посыл сообщений с определенными знаками плюса или минуса как вербального, так и невербально­го характера, охватывающих большинство сфер жизни человека.

Формированию определенного жизненного сиенария в личностной, коммуникативной, профессиональной и других сферах могут способствовать послания родителей, например:

— «Ты прямо артист»;

— «Тебе ни за что не добиться высоких результатов в этом спорте»;

— «С твоими данными не рассчитывай выйти замуж»;

— «У тебя прямо талант к рисованию»;

— «Ты очень красива и без труда выйдешь замуж» и др.;

• современная концепция жизненных сценариев утверждает, что вы­бор и решение следовать тому или иному сценарию возникает у человека как реакция, ответ на реальные или воображаемые ро­дительские послания, и, таким образом, человек сам создает свой сценарий, а следовательно, может изменить его.

2. Сценарии жизни, так же как и жизненные стили, могут иметь раз­личные проявления и по-разному осуществляться в поведении че­ловека. Характер жизненного сценария зависит от характера сце­нарных сообщений, которые использовались в родительском про­граммировании.

Родительские сценарные сообщения могут быть:

конструктивными,которые способствуют формированию позитивного жизненного сценария личности, включающего адекватную самооценку и уровень притязаний, адекватные установки и паттерны поведения, а также схемы взаимодействия с окружающими людьми.

Примером таких родительских сообщений могут быть невербалъные «поглаживания», не носящие оценочного характера:

— «Я уверена, что тебе удастся это сделать»;

— «Как хорошо, что ты именно такой»;

— «Какой ты у нас молодец» и т. п.;

• деструктивными,которые формируют негативный жизненный сценарий, включающий в себя негативные поведенческие и эмо­циональные установки в отношении себя и других, мешающие индивиду адаптироваться в окружающей среде. В самых край­них формах деструктивные высказывания ведут к трагическим сценариям самоубийства, асоциального поведения и т. п.
При­мером таких родительских сообщений могут быть высказывания:

— «Уж лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы»;

— «Ты ведешь себя, как типичный преступник»;

— «Тебя ожидает будущее уголовника, если ты не изменишь свое поведение» и т. п.;

• непродуктивными,которые не способствуют формированию у индивида позитивного жизненного сценария, а ориентируют его на непродуктивные способы взаимодействия с реальностью и с самим собой, формируют неадекватную самооценку, установки и паттерны поведения, заставляя индивида использовать нена­дежные пути адаптации к среде и способы удовлетворения воз­никающих потребностей.

Примером такого родительского про­граммирования могут служить высказывания:

— «С таким характером не жди ничего хорошего в своей жизни»;

— «Ты совершенно никчемный человек»;

— «С такими внешними данными не рассчитывай на удачное за­мужество»;

— «С твоими мозгами ты не достигнешь ничего в этой жизни» и т. п.

Формирование того или иного сценария зависит также и от среды, в которой существует и развивается индивид.На осно­вании типа среды можно выделить следующие виды сценариев:

• культурныесценарии, предполагающие наличие в жизненном сценарии индивида общих установок и паттернов поведения, предписанных той или иной культурой, например существующее в какой-либо культуре определенное отношение к браку и раз­водам может способствовать такому жизненному сценарию ин­дивида, при котором он будет строить свою семейную жизнь в соответствии с принятыми общекультурными стереотипами;

• субкультурныесценарии, которые предполагают влияние на формирование того или иного жизненного сценария норм и традиций определенного субкультурного сообщества, например ценности так называемого «среднего класса», к которому при­надлежит семья ребенка, могут способствовать у него формиро­ванию определенного отношения к карьере, к браку и т. п.;

• семейныесценарии, то есть повторение определенного сценария в семье из поколения в поколение, могут оказывать существенное влияние на индивидуальный жизненный сценарий личности, например «тяжелая женская доля» всех женщин семейного кла­на, или определенные традиции в выборе профессионального жизненного пути, когда все мужчины семьи выбирают одну и ту же профессию;

• индивидуальныесценарии, то есть те сценарии, которые являют­ся уникальными для каждого конкретного человека и формиру­ются как под воздействием культурных, субкультурных и семейных стереотипов, так и под влиянием родительского программирова­ния или вопреки таковому, например жизненный сценарий «не­удачник» или сценарий «единственного ребенка в семье» и т. п.

Индивидуальные жизненные сценарии могут быть двух основных видов:

• жизнь по сценарию, когда индивид строит свою жизнь в полном соответствии с родительским программированием и на основе того индивидуального сценария, который был у него сформи­рован под воздействием культуры, субкультуры, семейных ми­фов и сценариев;

• жизнь по антисценарию, предполагающему отрицание индиви­дом родительских сценарных сообщений и построение такого ин­дивидуального жизненного сценария, который полностью от­личается от культурных, субкультурных, семейных установок и т. п., например стремление дочери к карьере, притом что мать является домохозяйкой и именно эти ценности и установки прививались дочери с раннего детства.

В работе с жизненными стилями и сценариями клиента кон­сультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария,в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:

поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента,изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;

коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.

2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиентас целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:

осознание клиентом своего жизненного стиляи сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;

проживание определенных моментов и событий из прошлого,способствовавших формированию стиля жизни;

выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведенияи функционирования клиента;

обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия,которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.

3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности.

Можно выделить следующие методы исследования:

• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:

— локус жалобы клиента;

— состояние клиента в прошлом и настоящем;

— сфера профессиональной деятельности;

— информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

— наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

— характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;

— болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болез­ням, какие болезни были в роду клиента;

— отношения клиента с противоположным полом в детстве;

— страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

• анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонст­рируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

• анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

• метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошло­го опыта и влияния на него окружения;

• изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

• изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к кото­рым принадлежит клиент;

• проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;

• анализ переноса клиента;

• психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и про­анализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуаль­ном (методика горячего стула, использование психодраматиче­ских техник в пространстве индивидуального консультирова­ния) взаимодействии с другими людьми;

• анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

• метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий ис­следовать и проанализировать основу, на которой был сформиро­ван жизненный стиль и сценарий клиента.

Источник:
Типы жизненных стилей личности
А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей: Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка —
http://mydocx.ru/10-140259.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES