Идеальный образ желаемого результата

Осознанный образ предвосхищаемого результата — это

Осознанный образ предвосхищаемого результата — это. Осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение

Человек — существо разумное и наделенное тем, чего нет у животных, а именно — поиском смысла жизни. Цель и смысл бытия — вещи взаимосвязанные и идут друг за другом: сначала цель, а потом и смысл. Вот почему так важно определиться со своими целями. Кроме этого, важно понять, что же такое цель.

Осознанный образ предвосхищаемого результата — это и есть цель. Другими словами можно сказать, что цель — это мысленная визуализация конечного результата. То есть нужно представить себе, причем как можно ярче и натуральнее, то, что мы хотим иметь в итоге. И не важно, какой это результат, будь то хорошо оплачиваемая работа или стройная фигура. Именно цель, которая понятна наиболее отчетливо, и поможет нам достичь конечного результата.

Если туманна и неясна цель, осознанный образ предвосхищаемого результата не удается никак воссоздать в своем воображении, то и результат будет соответствующий или же просто никакой. Цели очень важны в жизни любого человека, ведь, достигая их, мы повышаем нашу самооценку, значимость и принадлежность к социуму, в котором все мы нуждаемся.

Как было уже сказано выше, осознанный образ предвосхищаемого результата просто необходим, когда речь идет о какой-либо цели в жизни. Известный американский психолог Альберт Бандура, который вплотную занимался изучением этого вопроса, выделил несколько важных аспектов, характеризующих оптимально поставленную цель. К ним относятся следующие:

  • Конкретика и ясность. Осознанный образ предвосхищаемого результата — это и есть цель, которая понятна, а не расплывчата. В противном случае достижение результата было бы затруднено.
  • Близость. Если цель очень далека, то образ ее результата достаточно трудно представить, что уже заранее обрекает конечную цель на провал.
  • Трудновыполнимость, но достижимость. Должна быть золотая середина. С одной стороны, слишком легкая цель заставляет расслабляться, а слишком тяжелая дает стойкое ощущение беспомощности.
  • Поэтапность, что дает ощущение маленьких побед на каждом из этапов, а также помогает достаточно легко справляться с неудачами.

Знаменитый автор теории решения изобретательских задач также сформулировал характеристики той цели, которая способна удовлетворить любого индивидуума.

К этим характеристикам относятся следующие:

  • Конкретность и практичность. Без этих двух составляющих цель превращается во что-то трудновыполнимое и в конечном итоге ненужное. Должна быть четкая последовательность действий, а также четкое понимание смысла действий.
  • Новизна либо в новых путях достижения результата, либо в самой неповторяемости цели.
  • Опережение своего времени. Цель не должна идти в ногу со временем, она должна его опережать, а насколько — решать конкретному человеку.
  • Значительность и полезность обществу. Цель должна быть благородной и нести общественно-полезную нагрузку, в противном случае достижение ее не принесет благих результатов тому, кто к ней так стремился.

Если характеристики цели, представленные Альбертом Бандурой, носят общий характер, поэтому они подходят широким группам людей, то характеристики Альтшулера — для более узкого круга лиц, которые вносят значительный вклад в науку и историю человечества. Вот почему, если принимать во внимание, что осознанный образ предвосхищаемого результата — это и есть конечная цель, важно, чтобы он отвечал всем вышеуказанным характеристикам и аспектам.

Когда цель уже ясна и понятна, можно считать, что это огромное достижение на пути ее реализации. Без понимания цели невозможно вообще чего-либо достичь в жизни.

Теперь обратимся к алгоритму постановки цели. Какие же этапы нужно проиграть в своем уме на пути реализации цели? Итак, конкретика уже есть, теперь важно сформулирвать цель таким образом, чтобы ответственность за ее воплощение лежала целиком и полностью только на вас. В противном случае всегда будет иметь место лазейка перевалить меру ответственности на других, а потом их же и обвинить в том, что достижение цели провалено. Вот почему нужно полагаться лишь на самого себя, не принимая во внимание третьих лиц.

Далее необходимо воссоздать мысленно тот момент, когда цель уже будет достигнута. Можно сказать, что осознанный образ предвосхищаемого результата — это и есть почти достигнутая цель, вот поэтому важно постараться удерживать этот образ как можно дольше. Это и будет та мотивация, которая необходима для достижения цели.

Наши эмоции и чувства во время мысленного проигрывания конечного результата будут служить индикатором того, насколько цель выбрана правильно и будет восполнять наши внутренние потребности в итоге.

Если чувства носят отрицательный характер, вам неуютно и дискомфортно, это сигнал того, что что-то неправильно. В таком случае нужно вернуться назад, сначала на один этап, и вновь проверить свои эмоции и чувства. Если вновь есть ощущение дискомфорта, значит, следует что-то поменять. Возможно, что изменение потребуется еще в самом начале при постановке цели.

Если с эмоциями все в порядке, нет никакого негатива, можно смело идти дальше.

После того как пройдены все предыдущие этапы, можно еще провести одну проверку того, что цель была выбрана верно. Попробуйте представить свою жизнь после того, как цель уже достигнута. Что изменится в жизни и в отношениях между близкими и друзьями? Осознанный образ предвосхищаемого результата называется целью, поэтому этот образ и поможет вам понять, правильный ли выбор вы сделали.

Если на душе остается спокойствие и твердая убежденность в том, что путь, который вы избрали — ваш, можно смело двигаться к воплощению цели. И результат вас уже не разочарует!

Источник:
Осознанный образ предвосхищаемого результата — это
Человек — существо разумное и наделенное тем, чего нет у животных, а именно — поиском смысла жизни. Цель и смысл бытия — вещи взаимосвязанные и идут друг за другом: сначала цель, а потом и смысл. Вот почему так важно определиться со своими целями.
http://fb.ru/article/157845/osoznannyiy-obraz-predvoshischaemogo-rezultata—eto-osoznannyiy-obraz-predvoshischaemogo-rezultata-na-dostijenie

Урок 2


Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Источник:
Урок 2
Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять
http://4brain.ru/time/celi.php

Цель как ресурс стрессоустойчивости

Цель — это мысленная модель желаемого результата деятельности, идеальный образ будущего. Цель может стать мощной мотивирующей и вдохновляющей силой. На выбор цели оказывают влияние социальные нормы и ценности, мода, стереотипы, конкретная ситуация и многое другое, но ответственность за выбор цели всегда лежит на самом человеке.

Однако, несмотря на естественность и необходимость четкой постановки цели (в частности, цели карьеры), люди на удивление редко уделяют этому достаточно внимания. А между тем «впечатление величия, уверенности и сложности, ведущие успешного человека по жизни, берут начало из чувства цели и ощущения своей самоценности». Человек должен ясно представлять будущий результат своих усилий, чтобы выбрать адекватный способ и средства его достижения.

Поставленная цель станет двигателем жизни, если она сформулирована позитивно. Кроме того, человек должен точно определить для себя, что именно является индикатором ее достижения: награда, материальное поощрение, признание родителей, обожание детей, внутреннее чувство победы и/или какое-либо ощущение (например, запах кожи директорского кресла, обладателем которого вы мечтаете стать), которое поможет точно узнать, что вы добились успеха. Также необходимо определить время, контекст получения желаемого.

Цели должны отвечать современным требованиям, что дает возможность в изменившихся обстоятельствах корректировать и свою цель. Цель не должна противоречить основным ценностям человека. Кроме того, если цель организации и цели отдельных ее сотрудников противоречат друг другу, может пострадать эффективность работы самой организации, возникнуть проблемы с дисциплиной, с мотивацией, конфликты в коллективе, наступить эмоциональное выгорание членов коллектива.

Эффективному целеполаганию могут препятствовать слишком большое количество целей («целевая жадность»), отсутствие приоритетов, нереалистичность целей, расплывчатые временные рамки, трудность измерения результатов, противоречивость целей, отрыв их от мотивации. Чем конкретнее сформулирована цель, тем реальнее результат.

Конкретно сформулированная цель может быть разбита на задачи, обладающие следующими признаками:

  • конкретность пространственно-временных характеристик (время, место, качество выполнения);
  • измеримость;
  • привлекательность.

В 1954 году Питер Друкер разработал теорию «Управление по целям» (или управления при помощи постановки цели), в соответствии с которой главная ориентация организации — это ориентация не на способ, а на цель (регулярно адаптируемую) компании, из которой вытекают цели персонала. Данная концепция диктует необходимость четкой постановки цели организации (с привлечением к процессу формулировки сотрудников всех уровней: менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев), определение срока ее достижения, обратную связь для сотрудников об их продуктивности.

Иерархия целей предприятия создается таким образом: на всех уровнях организации определяются цели, затем делятся на подцели, координирующие общую цель и связанные друг с другом. Управление по целям способствует формированию командного духа компании, создает условия для саморазвития, самоконтроля и принятия ответственности работников за достижение цели, повышает продуктивность организации.

Однако данный подход является актуальным не только для повышения эффективности работы предприятия, но и для усиления степени стрессоустойчивости сотрудников, так как, по мнению К. Маслач (2001), незнание общей цели организации, расхождение целей сотрудников и компании ведет к эмоциональному выгоранию работников (и как следствие — к потерям компании).

Наш опыт проведения тренингов показал, что сотрудники одной организации далеко не всегда мог назвать цель предприятия или имеют о ней весьма расплывчатые понятия. Это в конечном итоге не дает им возможности скорректировать собственные цели, с тем чтобы работа в компании не была для них разрушительным фактором.

Поэтому, если руководство хочет мотивировать сотрудников на работу, прежде всего необходимо узнать, каких целей они хотят достичь для себя, а затем только осуществлять управление по целям. Это поможет организации добиться успехов с наименьшими потерями, а сотрудникам — избежать эмоционального выгорания и наиболее полно реализовать собственные возможности.

Наличие значимой для человека цели является важнейшим личностным ресурсом, который помогает человеку в трудную минуту и дает внутреннюю поддержку.

Как показывает психотерапевтическая практика, люди не всегда могут пользоваться этим важным ресурсом, поскольку для постановки цели необходимо преодолеть некоторые психологические барьеры. Это же требует определенных усилий, работы над собой и анализа своей настоящей жизненной ситуации. Какие же барьеры встают перед нами?

Он обратил внимание, что наибольшее количество смертей приходится на канун праздников. Это было связано с тем, что люди часто связывали сроки своего освобождения с какими-то событиями из будущего. Они говорили: «Ну, к Рождеству нас обязательно должны освободить» и месяцами ждали наступления Рождества. Если же Рождество не приносило столь желанных перемен, то заключенные теряли надежду, заболевали и умирали. Те, кто выживал, как правило, ставили перед собой иные цели.

Франкл описывает историю одного ученого, у которого война прервала столь важные для науки эксперименты. Этот мужчина все время повторял: «Я должен выжить, чтобы продолжить мои эксперименты». Другой заключенный, потерявший во время бомбежки маленькую дочь, говорил, что он не может умереть, потому что должен найти ее после освобождения, так как все родные девочки погибли. Идея создания логотерапии оформилась у Франкла во время пребывания в концлагере, и именно эта идея во многом помогла ему выжить. Франкл пишет, что, когда ему было особенно трудно, он представлял себя в зале Венского психоаналитического общества, в котором он много раз бывал раньше. Он ясно видел себя в смокинге, окруженным коллегами, которым он с трибуны читает доклад о новом направлении в психотерапии.

Чем сегодня нам могут помочь наблюдения Франкла? Ясно, что цель становится мощным фактором защиты, если эта цель:

  1. Личностно значима для человека.
  2. Ее выполнение зависит в большей степени от наших собственных усилий, чем от усилий других людей.
  3. Цель является долговременной, перспективной. То есть невозможность выполнить эту цель в настоящем не уменьшает ее значимости для будущего.
  4. Представив себя достигшим цели, человек действительно чувствует себя счастливым в этот момент. Это условие особенно важно, так как часто люди подсознательно не хотят достигнуть чего-либо из-за зависти коллег и знакомых или представляя те жертвы, на которые придется идти, чтобы достичь цель.

Важна и экологическая проверка цели. Это требование предполагает, что человеку, сформулировавшему для себя какую-либо цель, следует подумать, не причинит ли он вреда своему окружению достигнув поставленной цели.

Важным ресурсом стрессоустойчивости является умение переформулировать проблему в цель. Например: «Я терпеть не могу своегоначальника» — это проблема. «Я хочу быть спокойной и контролировать себя в те моменты, когда он несправедливо «наезжает» на меня» — это цель, которая указывает, что я должна изменить в своем поведении для решения данной проблемы.

В. А. Ананьев указывает на существование двух жизненных стратегий, которыми пользуются люди, — «западной» и «восточной». Западная модель характеризуется четким просчетом шагов, ведущих к цели, она свойственна рациональным людям. При построении этой модели мы используем левое полушарие. Восточная модель предполагает, что если человек внутренне готов к какому-либо событию, то оно обязательно произойдет («Когда ученик созрел, то учитель обязательно появится»). Обе стратегии важны для гармонизации нашей жизни. Видимо, в идеале мы должны использовать обе стратегии. То есть, имея четкий план и двигаясь по его ступеням, мы должны быть внимательны к тому, какие коррективы вносит в наш план жизнь.

Источник:
Цель как ресурс стрессоустойчивости
Цель — это мысленная модель желаемого результата деятельности, идеальный образ будущего.
http://www.klerk.ru/boss/articles/291575/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (29)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Кейсы по конфликтологии Мини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенстваМини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенства Автор: Дмитрий… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (6)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (5)

COMMENTS