Идеальный образ определение

Идеалы в жизни человека

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть…

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, смелостью и отзывчивостью.

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

Источник:
Идеалы в жизни человека
Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть…
http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/idealy-v-zhizni-cheloveka.html

Идеальный образ определение

Идеал — это наивысшая цель, которую человек стремится достичь в результате какой-то своей деятельности. Одно из важных мест в человеческом сознании посидають представление об идеальных условиях жизни людей, идеальное общество и идеальные человеческие отношения. Такие представления человека называют общественными идеалами. Общественные идеалы отображались в легендах о «золотом возрасте», в представлениях о рае или об обществе, в котором люди могли бы свободно удовлетворить свои потребности. Такие идеалы, которые демонстрируют нам силу и богатство человеческой фантазии, но очень оторванные от реальности и остаются практически недосягаемыми, называются утопиями. В этих утопиях могут быть воплощены самые прекрасные человеческие мечты, но реализовать их на практике невозможно.

Одним из человеческих свойств есть способность не просто познавать мир таким, которым он есть, но и изменять его в своем сознании. Создание идеалов является высшим проявлением такого отображения. Идеал — это представление или понятие человека о самой совершенной форме какого-то предмета или явления, о найдосконалиші условия человеческой жизни, общество или самого человека. Человек сознательно создает для себя определенный идеал, на который она ориентируется в процессе своей жизнедеятельности. Идеал человека не остается неизменным. Он изменяется на разных этапах жизни и на разных этапах исторического развития.

Задание идеалу заключается в том, чтобы направить нашу деятельность в нужное направление на осуществление соответствующих изменений в близлежащей среде и в самих себе. В каждом мировоззрении производится свой идеал человека. В мифологии этот идеал воплощался в обидах Геракла, Прометея, Афродиты и других героев и богов. В религии идеальными людьми считаются святые, которые всю свою жизнь посвящают служению Богу. Идеалов много и объяснять их можно по-разному, но что касается современного гуманизма, то он ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримисть к насилию.

Представление об идеале человека зависит от социально-экономических принципов общественной жизни и уровня духовного розвитку личности. В своем воображении человек рисует образ идеала, который вдохновляет ее на совершенствование самой себя, своей деятельности, своих поступков и эмоций.

Человек воспитывается в обществе и проходит все стадии социализации. В результате ценностного отображения действительности в человеческом сознании создается представление и понятие о мире. Человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения своих потребностей.

Первый образ идеала ребенок находит в сказках и мечтает в будущем подражать своим героям. В юности личность строит свое идеальное «я», которое является необходимым моментом человеческого самоопределения. Важность собственного идеала определяется самореализацией и самоусовершенствованием личности. Если человек своевременно определился, какой бы она хотела быть и кем хотела бы стать, то это является залогом осуществления ее мечт о самоусовершенствовании. Для этого человеку важно определиться в своих сугубо человеческих свойствах — моральных, интеллектуальных и социальных. Прогрессивные достижения современной цивилизации позволяют человеку удосконалитися, в полной мере реализовать свои способности, заинтересованность и интересы.

Идеальный образ своего будущего «я» позволяет человеку направить все свои усилия для собственного совершенствования. Образ «я» — это установка относительно самого себя: представление о своей внешности, способностях, значимости (самоуважение, самокритичность, самолюбие или само недооценивание); стремление быть понятным, вызывать симпатию, уважение, скрыть недостатки. Идеальный образ для суспильства— это разносторонне развитой человек, который является гармоничной личностью. Гармоничная личность — это человек, который находится в единстве с миром и сама с собой. Для каждого человека важно, чтобы ее идеал и самоусовершенствование не шли вразрез с идеалами определенного общества.

Источник:
Идеальный образ определение
Понятие идеала
http://soulsick.ru/content/view/649/53/

Идеальный образ определение

Идеал (от греч. ібеа) — образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных.

Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия труда, инструменты и проч. Единственным из всех известных нам явлений, говорил Кант, действующих по внутренней целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.

Для человека характерно свободное, т. е. сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе.

Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т. п. Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг по пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

Единственно, где идеал как непосредственно созерцаемый образ «совершенства» и «завершенности» может быть дан, это — в искусстве, в художественном творении гения. Здесь достигается «примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального (характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего и проч. Поэтому идеал выступает как прекрасное. Если «характеристичное» (индивидуальное) преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура. Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное» (среднеобщее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не художественно-эстетический, а лишь школьно-академический образ.

Из этого понимания идеала развились эстетические и философскотеоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале на непосредственно политической проблематике, ясно показал, что под категорическим императивом на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов перед лицом закона, а под «эмпирическими» условиями его осуществления —1 реальное сословное неравенство, расцененное как «безнравственное» состояние общества и индивида.

Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования» как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюционных концепций (например, религиозноэтического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ганди* и далее — вплоть до учений современных правых социалистов). Этот идеал направлен одним острием против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим — против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт с точки зрения нравственного императива; он ничуть не лучше того состояния, против которого он направлен.

Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного» идеала, сравнил исследователей идеи нравственного самоусовершенствования с благороднейшим человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остается, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит. Абсолютное бессилие абстрактного нравственного императива перед лицом эмпирических условий его осуществления (непосредственно перед лицом сословно-феодального неравенства и всей его культуры — теоретической, эстетической, моральной, бытовой и т. д.) заставило Гегеля искать другой путь решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить логический фундамент этой концепции — теорию «чистого разума».

Для Канта идеал теоретического разума, т. е. всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т. е. в полном тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одно и то же время и в одном и том же отношении». Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического императива рассудка, т. е. в виде запрета логического противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет. Поэтому выявление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности знания, указывающий теоретическому разуму, что его претензия «объять необъятное» (т. е. вещь в себе) обречена на вечную неудачу.

Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?

Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорический императив) с позиций историзма. Против них он заставляет свидетельствовать историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса, «1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство» *.

История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический императив были тем идеалом, к которому изначально стремилась история человечества. Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося духа (мышления). Диалектическое противоречие, т. е. столкновение двух взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих тезисов, есть поэтому не «фикция», не «иллюзия», не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять «вещь в себе», а его «естественная», имманентная ему форма и закономерность развития, а потому и форма постижения «вещи в себе».

Действительный идеал науки — это понимание «вещи в себе» как единства противоположностей, как живого, развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния.

Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель против Канта,— это не застывшая мертвая «вещь», а «суть дела» — категория, диалектически противоречивая природе духа.

В результате гегелевское учение об идеале оказалось в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный образ которого задан в «Науке логики», диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как идеал, преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеческого материала.

Поэтому Гегель под видом единственно возможного в земных условиях «воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпйрию, которая ему исторически была дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру «гражданского» — буржуазного — общества, а далее ее надстройку — конституционную монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма государства или как система, воплощающая этот идеал единственно возможным в национально-немецких условиях способом.

Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики. Это было абсолютно необходимым последствием и выводом из идеалистической диалектики. Соответственно идеал человека для Гегеля — это уже не всесторонне и гармонически развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом совершенно безразлично, кем эта личность является во всем остальном — чиновником или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической предпосылки идеального (т. е. диалектически мыслящего) человека эта теория идеала увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую. Разумеется, что ближе всего к идеалу с этой точки зрения стоит представитель диалектической логики. Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный кретинизм, возводит уродство в добродетель.

Условия же, обеспечивающие всесторонне гармоническое развитие личности в современном (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького античного полиса с его демократией. Большие размеры «современных» государств и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократическую организацию общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной, т. е. соответствующей идеалу, формой является только иерархически-бюрократическая система управления общественными делами. Против этой стороны гегелевской философии государственного права и была направлена критика Гегеля «слева», левогегельянская версия диалектики и учения об идеале.

С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского учения об идеале гегелевский идеал органически враждебен коммунистическому идеалу, принципиально несовместим с ним. В силу этого выход из тупика, в который неумолимо попадала идеалистическая концепция идеала, был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революционной борьбой пролетариата и порвала с формальноюридическим представлением о «равенстве» и об условиях развития личности.

Рассмотрев буржуазную ограниченность как кантовско-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их критике с позиций пролетариата, Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его подлинная «природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т. е. идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.

Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый идеал буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретноисторическая форма экономического неравенства — капиталиста и наемного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономических отношений и предполагает абсолютное рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике, и ведет к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот идеал вовсе не так заманчив, как для философа — идеолога буржуазии.

Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории оказались учения социалистов-утопистов — Фурье, Сен-Симона, Оуэна. В противоположность реальному положению человека внутри буржуазного общества утописты провозгласили социалистический идеал общественного устройства, основанного на принципах общественной собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне гармоническое развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума и справедливости, хотя, по существу, их идеал был отражением интересов пролетариата в буржуазном обществе.

В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания идеала и его отношения к «теперешнему состоянию», к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.

Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние. В этом — вся суть диалектико-материалистического понимания идеала.

Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ желаемого, но не реального состояния, не императив, который противостоит эмпирической действительности и условиям места и времени, как что-то вне их и против них стоящее. Это — сама действительность в полном теоретическом синтезе ее имманентных противоречий, т. е. с точки зрения тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного, как априорного императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистического толкования диалектики идеала и действительности от идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы.

Конкретный состав идеала дается, таким образом, только научным анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В чем и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного идеала.

В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об идеале, марксистско-ленинское понимание идеала и его отношение к действительному развитию общества предполагает осуществимость идеала — при условии, разумеется, его адекватности действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистско-ленинское учение об идеале отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени общественно-человеческого развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному в идеале, этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова л снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав идеала вырабатывается по ходу развития общественной деятельности, т. е. является исторически творимым, т. е. творимым историей.

Этот процесс конкретизации идеала (коммунистического строя) очень ясно прослеживается на эволюции теоретических и практических представлений об образе коммунистического строя. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными и зримыми, более конкретными становятся черты его образа, складывающегося уже сегодня в труде миллионов. Идеал коммунизма включает в себя представление не только о конечной цели, но и о средствах, о путях ее достижения. Именно в этом — конкретность и жизненная сила этого идеала.

Идеал теоретического познания (науки) излагается в диалектикоматериалистической теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма-ленинизма. Эстетически-художественный идеал разрабатывается мировым искусством и задается индивиду через его эстетическое развитие, через потребление сокровищ мирового искусства.

Поздно говорить о политическом идеале, о нравственном идеале и т. д. Деятельность индивида (а потому и форма его продукта) всегда «отклоняется» от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам идеал, скорректированный условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется, особенностями личности индивидуума и т. д. То же самое относится и к реализации идеала в специфически национальных условиях развития целых стран, народов и т. д. В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального.

Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от идеала, как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически или эстетически выверенный идеал. Иначе этот идеал так и останется неосуществимым «благйм намерением», разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности. В марксистско-ленинском понимании идеал выступает как активная форма общественного сознания, организующая массу индивидуальных сознаний и воли вокруг решения одной, исторически назревшей задачи, проблемы. Таков в наши дни идеал коммунизма.

Источник:
Идеальный образ определение
ИДЕАЛ: Идеал (от греч. ібеа) — образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую … — — — Шпаргалки.com
http://xn--80aaivjfyj3e.com/filosofiya-kulturyi/ideal-118069.html

Идеальный образ определение

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаемнечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждениемчеловека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чегочеловек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а чтоон может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.

Источник:
Идеальный образ определение
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в
http://psy.wikireading.ru/40954

Идеальный образ: социокультурные детерминанты и функции Текст научной статьи по специальности — Культура

Идеальный образ: социокультурные детерминанты и функции Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Глухова О. Г.

В статье рассматривается идеальный образ и его связь с идеальным , определение в филосо фии и науке идеального и идеального образа, прикладной характер и его социальные функции, со циокультурная природа.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Глухова О.Г.,

IDEAL MODEL: SOCIAL CULTURAL DETERMINANTS AND PHUNCTIONS

This article considers ideal model and its relations to ideal, differ in the philosophy and science definition of the ideal and ideal of model, applied character and its social functions and social nature. Key words: idea, eidos, ideal, ideal model.

Текст научной работы на тему «Идеальный образ: социокультурные детерминанты и функции»

Глухова О. Г., Донецький нацюнальний медичний ушверситет iM. М. Горького 1ДЕАЛЬНИЙ ОБРАЗ: СОЦ1ОКУЛЬТУРН1 ДЕТЕРМ1НАНТИ I ФУНКЦП

В cmammi розглядаеться ?деалъний образ та його взаемозв ‘язок з ?деалъним, в1докремлюеться в фшософп та науц дефiнiцiя iдеалъного й iдеалъного образу, прикладний характер та його сощ-алът функцп, сощалъна природа.

Ключовi слова: iдея, iдеал, iдеалъне, iдеалъний образ.

Глухова О. Г., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ФУНКЦИИ

В статъе рассматривается идеалъный образ и его связъ с идеалъным, определение в философии и науке идеалъного и идеалъного образа, прикладной характер и его социалъные функции, со-циокулътурная природа.

Ключевые слова: идея, идеал, идеалъное, идеалъный образ.

Glukhova O. G., Horkyi Donetsk State Medical University IDEAL MODEL: SOCIAL CULTURAL DETERMINANTS AND PHUNCTIONS

This article considers ideal model and its relations to ideal, differ in the philosophy and science definition of the ideal and ideal of model, applied character and its social functions and social nature.

Key words: idea, eidos, ideal, ideal model.

Актуальность идеального насчитывает тысячелетия, начиная с античности. Идеальный объект науки — фундаментальное направление исследования в философии. Концепция идеального образа — один из частных аспектов идеального объекта. В связи с этим цель нашего исследования — в общих чертах представить понимание идеального в философии. Задача работы — показать объем и содержание понятия идеального образа, очертить его прикладной характер на уровне индивида и социума.

Пройдя многовековую историю, идеальное, начинаясь с таких понятий, как «эйдос», «идея», «идеал», превратилось на сегодняшний день в «парадигму человеческого познания», во «внутреннюю форму языка познания», в «Единое» для любого вида познания».

Проблема идеального в отечественной философии представлена рядом авторов: О. Барт, В. Барулин, Т. Васильева, Г. Дрепа, Д. Дубровский, Э. Ильенков, А. Коблов, А. Ласточкин,

© Глухова О. Г., 2012

М. Лифшиц, К. Любутин, Н. Оконская, В. Орлов, Д. Пивоваров, И. Утробин и др.

В свое время Э. Ильенков об идеальном сказал так: «Идеальное» или «идеальность» явлений — слишком важная категория, чтобы обращаться с нею бездумно и неосторожно» [2, с. 17]. «Идеальное» — это отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь.

Исследуя гносеологические корни идеального, приходим к следующему заключению: идеальное — философская категория, противоположность материального, реального. В идеалистической традиции идеальное понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). В материалистической традиции идеальное понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме идеальное трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как

общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).

В Большой советской энциклопедии — идеал (филос.) — (от франц. ideal, от греч. idea -идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно. Идеал (филос) представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического существования.

Когда мы говорим о творческом потенциале сознания (т. е., оно не только отражает, но и творит мир), то анализ объективно приводит к категории «идеальное». При этом категория идеального не является синонимом сознания, психики и субъективного. Понятие идеальности используется для характеристики специфического бытия объекта, чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта. «Идеальное» — это отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь. В «Капитале» К. Маркса «Идеальное -это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

В современной литературе существует три концепции идеального (Д. Дубровского, Э. Ильенкова и М. Лифшица). По Д. Дубровскому, идеальное — это явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида; органом идеального является головной мозг общественно развитого человека; идеальное отождествляется с совокупностью образов сознания; сказать «идеальный образ» или «субъективное переживание», суть одно и то же; носитель идеального — нейроди-намический код, пока еще слабо исследованный; сознание воспроизводит образы (это виртуальное пространство) и двигается от пункта к пункту [2, с. 117]. По Э. Ильенкову: идеальное — объективированная мыслительная форма; идеальное — это деятельная способность человека; идеальное — первично по отношению к сознанию [3, с. 247]. М. Лифшиц различает понятия «идеи» и «идеального»; идея — это «ум-

ственное сознание», «акты сознания»; идеальное — это образцы, эталоны [4, с. 73].

Одной из актуальных проблем теории познания является выяснение природы и механизмов появления идеальных образов.

Понятие образа широко используется разными видами знания. В философии образ — одно из основных понятий материалистической диалектики, которым обозначают форму существования материального в идеальном, сложного обобщения объективного в субъективном. Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нем или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.

Образ в психологии — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.

Образ в математике — результат (у) отображения прообраза (х) для заданных отображения (функции), и записывается как у=(Б)х.

Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художественный образ -всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов, это также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Образ — порядок, способ, метод, организация. Образ жизни (социология) — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Образ диска (англ. diskimage) — компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы и данных, находящихся на диске. Образ оптического диска — файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска. Образ ПЗУ (англ. ROM image) — файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ, например, из картриджа игровой приставки, из ПЗУ компьютера, ПЗУ игрового автомата и т. д.

Образ в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека,

Если говорить об идеальных образах как об онтологических формах и гносеологическом векторе познания, то идеальные образы — это воображение, представление, воля, идеалы, идеи, вера, восприятие, любовь, страсть. Они формируются при помощи сказок, ритуалов, мифов, магии, игры, ценностей, любви. Это онтологические формы идеального образа (т. е. формы бытия, существования людей) и гносеологический вектор познания данного феномена.

«Идеальные образы» — это основание («Единое») человеческого познания, которое уже в литературе (Т. Кудряшова) было названо как ВФЯП — внутренней формой языков познания. Все виды познания (наука, искусство и т. п.) восходят к этому «Единому», о котором можно говорить как о методологическом потенциале и парадигме научного познания.

Сложность исследования идеальных образов заключается в противоречивости самого процесса познания, а именно в том, что познание переводит материальное в свою противоположность — идеальное. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой. Идеальный образ — это всегда информация, знание и результат познания.

В гносеологии выделяются две ступени познания — чувственная и рациональная (а также интуиция как особый момент связи чувственного и рационального). Обе эти ступени — информационные, и ведут к формированию идеального образа. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: непосредственность (прямое воспроизведение объекта); наглядность и предметность возникающих образов; воспроизведение объектов на уровне явления, т. е. их внешних сторон и свойств. Особенность ощущений в том, что они несут информацию об отдельных свойствах и сторонах объекта (цвет, запах и т. д.), но само по себе это еще не дает цельной картины объекта познания.

Восприятие, как синтез ощущений, формирует целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. А наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление.

Рациональное познание (работа левого полушария) — более сложный способ отражения действительности посредством мышления. К нему относятся понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие -логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. Оно -начало и конец любого цикла осмысления действительности. Суждение — это мысль, связывающая понятия и отношения между различными вещами и их свойствами. Суждения строят систему науки. Умозаключение — это вывод из взаимосвязанных суждений. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории — наибо-

лее развитые и глубокие логические образы действительности.

Одним из актуальных направлений философии идеального является вопрос о связи идеала, идеального образа с мировоззрением и сознанием.

Наглядно-образное мышление является объектом исследования многих наук и видов знания — нейропсихологии, нейрофизиологии, психолингвистики, философии, культурологии, этики, эстетики и др.

Психологи пишут, что мышление — это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Само мышление делится на наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Как видим, идеалы также являются основой духовной жизни личности. Как известно, сознание (духовное, бездуховное) проявляет себя в своей форме — мировоззрении. Мировоззрение также сложно структурированная система, куда входит и идеал. Идеалы могут быть научно обоснованными, иллюзорными, достижимыми и совсем нереальными. Как правило, они обращены в будущее и в этом плане высту-

пают в виде идеального образа, представления, желания, мечты, которые подчиняют чувства, волю, совесть, диктуют поступки людей. Наличие идеала в мировоззрении определяет его специфическое функционирование уже на уровне сознания, то есть, идеал через идеальный образ формирует опережающее отражение (свойство сознания), как силу, которая не только отражает окружающую действительность, но и ориентирует на ее изменение в приближении к своему идеальному образу. Когда идеала нет или он себя исчерпал, то в действие вступают воображение, представление, мечта, интерес, характер, воля, желание и т. п.

Мотив как идеальный образ также присутствует в структуре сознания, побуждает сознание к активности, деятельности, к преобразованию мира. Мотив, как утверждают ученые, -внутри человека. Другими словами, мотив — это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Но это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии А. Леонтьев, лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. «Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности — наполнения её содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень», т. е. в мотив. [1, с. 98].

Психология также утверждает, что лидером не рождаются. Лидером становятся. Первый человек, с которым общается ребенок и начинает осознавать себя как личность — мать. Мать первая, кто развивает интеллект ребенка. Ребенок, как любой детеныш, с первого дня, не осознавая, копирует все хорошее и плохое, что видит у матери и окружающих его людей. Первые впечатления ребенка впечатываются в подсознание (с молоком матери), как догмы поведения человека в обществе на бессознательном уровне, которые почти невозможно изменить в течение жизни. Если мать демонстрирует ребенку образы культурной реализации естест-

венных инстинктов — он вырастет культурным человеком, если мать не владеет этими образами, он вырастет с проблемами поведения и для себя, и для общества. Затем учитель является дальнейшим трансформатором, способным преобразовывать образы в знаки и знаки в образы. Цель обучения в школе — этому научиться. Без опоры на лидеров школа с этим никогда не справится.

Идеальный образ имеет место и в структуре идеологического конфликта.

Одной из актуальных проблем украинской культурологии является изучение связи между сознанием украинца (славянина) и предметами их народной культуры. Народный образ в свадебных обрядах украинцев — это еще один пример функционального назначения идеального образа в социуме. Образ народа всегда был главным актуальным аспектом народного творчества украинцев, в том числе и свадебного об-

ряда. К этому можно добавить украинский рушник как идеальный образ языческого мировоззрения, а также проблема идеального образа в современных теориях любви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Залещук, В. Г. Проблема идеального в современной научной философии. / В. Г. Залещук. -Пермь, 2004. — 209 с.

2. Дубровский, Д. И. Психические явления и мозг / Д. И. Дубровский. — М. : Наука, 1971. — 386 с.

3. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Философия и культура. — М. : Политиздат, 1991. — С. 229-274.

4. Лифшиц, М. Диалог с Эвальдом Ильенковым (Проблема идеального) /Э. Лифшиц. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 183 с.

Поступила в редколлегию 29.02.2012. Принята в печать 02.03.2012.

Источник:
Идеальный образ: социокультурные детерминанты и функции Текст научной статьи по специальности — Культура
В статье рассматривается идеальный образ и его связь с идеальным, определение в филосо фии и науке идеального и идеального образа, прикладной характер и его социальные функции, со циокультурная природа.
http://cyberleninka.ru/article/n/idealnyy-obraz-sotsiokulturnye-determinanty-i-funktsii

Образ «идеального человека» и особенности его воспитания

Образ «идеального человека» и особенности его воспитания

Секция: Социальная психология

XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Образ «идеального человека» и особенности его воспитания

THE IMAGE OF THE «IDEAL MAN» AND ESPECIALLY HIS UPBRINGING

Anna Sidorova

student, The Irkutsk national research technical University, Russia, Irkutsk

Ключевые слова: образ «идеального» человека; воспитание; нормы; ценности

Keywords: image of the «ideal» person; education; norms; values.

Идеал – образ человека, являющегося образцом для других. Идеал рассматривается многими науками как нечто недостижимое, то к чему необходимо стремиться. Идеал человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В идеале нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы удовлетворить свои желания и осуществить мечты.

С точки зрения психологического подхода «идеальный человек» воспитывается в обществе и проходит все стадии социализации. В результате ценностного отображения действительности в человеческом сознании создается представление и понятие о мире.

Поиск «идеальных» людей волновал различных авторов, начиная с Платона и до современных исследователей [1, с. 119]. В этой связи теоретической основой нашего исследования выступают работы и концепции различный авторов в области социологии и психологии: теория идеальных типов Макса Вебера, концепция личности, Э. Фромма, работы в области обучения и воспитания Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма.

Идеал идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей. Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.).

В этом и заключается основное противоречие, которое мы выявили в ходе исследования. С одной стороны, современная семья является носителем традиционных идеалов, эти идеалы проговариваются и декларируются и, даже, может быть, частично воплощаются в практике семейного воспитания. С другой стороны влияние среды и ее факторов исключить невозможно, даже закрываясь в диаспорах и семейных кругах. Причем чем выше уровень жизни семьи, тем больше она включена в системы современных отношений, с их стремлением к индивидуализации и глобализации.

Такое противоречие порождает формирование идеала как некого гибрида, вбирающего в себя и требования современности, и традиционные ценности. Мы может сейчас наблюдать процесс трансформации традиционного идеала человека и формирование неких новых его черт.

В сравнении с идеалом человека, описанным в литературе, выделенным в ходе теоретического анализа и полученными результатами эмпирического анализа можно выделить следующие отличия. Теоретический подход к определению идеального человека ориентирован на формирование духовных качеств человека, таких как свобода выбора, личностный и духовный рост, самосовершенствование, эстетическое и художественное мироощущение. Опрошенные молодые люди рассуждали более прагматично, они рассматривали в основном качества необходимые для жизни и адаптации в обществе – стрессо устойчивость, уверенность, спокойствие и т. д. В настоящее время конкурентно способность сильно повысилась поэтому нужно много времени уделять карьере, работе. Именно поэтому так необходимо воспитывать в себе нужные качества, а без самоконтроля, достижение которого для многих так сложно, в условиях семьи, быта невозможно.

В методологии Вебера теория была важнее опыта, дедуктивное размышление опережало индуктивное обобщение. Чтобы в эмпирическом хаосе выявить повторяющиеся в разные исторические периоды устойчивые черты поведения, Вебер сконструировал свои идеальные типы – домохозяйство, бюрократию, предприятия, которые и позволили превратить социологическое исследование в сравнительно-историческое. С их помощью он намеревался выяснить, в какой мере эмпирическая реальность расходится с теоретической конструкцией.

Идеальный тип использовался Вебером как инструмент научного открытия, с помощью которого он намеревался выявить:

а) сходное в различных исторических событиях (это первый шаг на пути к причинно-следственному объяснению);

б) различное в череде похожих явлений (это позволяло отказаться от унылых универсальных схем эволюции, а заодно и от функционализма Дюркгейма).

Критикуя Дюркгейма, Вебер писал, что функциональный подход является в социологии не главным, а дополнительным методом исследования. Почему? Да потому что королей, солдат или рабочих Дюркгейм рассматривал не как социально-исторические типы, обладающие сложной внутренней структурой и богатым историческим содержанием, а всего лишь как роли и элементы, функционально связанные между собой.

Идеал нравственный – понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Если ограничиваться рамками функционального подхода, полагал Вебер, то недолго скатиться в пропасть домыслов и абстрактных спекуляций. Функциональный анализ не дает социологу главного – понимания логики и смысла поступков людей. Сведение социологического подхода к функциональному основано, уверен Вебер, на нашем невежестве, т.е. неполном знании предмета. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось па совершенно однозначную цель. Реальное поведение чрезвычайно редко. и то только приближенно соответствует конструкции идеального типа».

Современная молодежь должна обладать высокими адаптационными качествами личности, так как возросла конкуренция в социуме, приходится бороться за комфорт, это отнимает много времени, поэтому семья уходит на второй план. Поэтому одним из главных критериев «идеального человека» в современном обществе является успех в профессиональной самореализации [3].

В современном обществе с высоким темпом жизни сложно соотносить семейную жизнь по всем канонам своих традиций. Именно поэтому сейчас стали популярны такие услуги как «игровая детская комната», «платный детский сад» и т.д. [2, C. 52]

Источник:
Образ «идеального человека» и особенности его воспитания
Сидорова А.А. Образ «идеального человека» и особенности его воспитания // XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
http://nauchforum.ru/conf/psy/xiv/30358

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (31)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Кейсы по конфликтологии Мини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенстваМини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенства Автор: Дмитрий… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (6)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (5)

COMMENTS