Характеристика условий жизни

Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах

Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах. Урбанизация и здоровье.

Достаточная площадь и объём помещений, внутреннее благоустройство, физическое состояние, химический состав и микронная обсеменённость воздуха, интенсивность тепловой, видимой и УФ радиации, наличие шума и т.д.

Алгоритм: Ориентация здания. Характеристика окр территории. Наличие сан-охр зон. Характеристика здания (год, этажи, стены, кровля). Характеристика входов и лестниц. Соответствие перечня помещений требованиям УВС ВС РФ. Внутренняя отделка. Объём спальни на человека. Высота. Коечность. Характеристика вентиляции и форточек. Характеристика отопления, микроклимата, естественного и искусственного освещения, водоснабжения, канализации. Хар-ка сушилок, бытовок. Обеспеченность мебелью. Характеристика санитарного состояния помещений. Чистота постельного белья, его сменность. Обеспеченность ЛС мылом и пр.

Выбор территории. Расстояния между зонами и объектами, санитарные разрывы, размеры строительных земельных участков, взаиморасположение объектов. Ориентация объектов по сторонам света. Планировка. Зоны: жилая, казарменная, парка ВВТ, складская,

1. Строгая планировка и зонирование.

2.Природоохранные и гигиенические мероприятия.

3.Инженерное оборудование и благоустройство, способствующие обеспечению сангиг условий.

4. Обеспечение функциональных связей.

5. Сфера обслуживания городка.

«Планировка и застройка ВГ» ВСН 34-94 МО РФ

«Общевойсковые здания» ВСН 35-94 МО РФ

«О введении в действие норм расквартирования ВЧ, учреждений и ВВУЗов» Приказ МО РФ №102 от 28.01.2000

Городки: жилые, казарменные, штабные, учебные, производственные, медицинские, складские. Зоны: жилая, хозяйственная, складская, казарменная, парка ВВТ. Малые – до 1000, средние – до 3000, большие – до 10000, крупные – свыше 10000.

Выбор территории. Площади зон, их взаиморасположение (обеспечение санитарно – гигиенических мероприятий по охране воздуха, почвы, воды от загрязнения, по ограничению уровня шума, вибрации, ЭМИ). Соблюдение сан-гиг правил по условиям проживания людей в конкретно климатической зоне.

Источник:
Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах
Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах. Урбанизация и здоровье. Достаточная площадь и объём помещений, внутреннее благоустройство, физическое состояние, химический
http://lektsii.com/1-88553.html

Здоровый образ жизни: составляющие и общая характеристика условий его формирования

Здоровый образ жизни: составляющие и общая характеристика условий его формирования.

Справедливо отмечал выдающийся ученый, хирург Николай Амосов, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Поэтому, современный человек должен осознавать новую формулу жизни: «Забота о здоровье — обязанность каждого». Понятно, что выработка соответствующего отношения к здоровью важнейшее условие оздоровления общества.

Образ жизни человека является фактором, что на 50% приводит к ее здоровья. Образ жизни — это привычки, выработанные годами.

Он вытекает из позиции «я» и мировоззрения индивида. Человек, такой и образ жизни. В образе жизни заложено традиции семьи, народа, то есть, образ жизни — это «слепок» социальных, психологических и других отношений, господствующих в обществе.

Современный человек достаточно осведомлена о том, что вредно, что полезно, что существуют болезни и как их лечить, но полностью не владеет знаниями по вопросам, как быть здоровым.

В этом вопросе одних знаний недостаточно, необходимы уверенность, достижения и наработки, которые вошли бы в культуру, быт, нравы людей. Если раньше наши предки жили в тесном общении с природой, работали синхронно с природными ритмами, согласно им строили свой режим жизни, то сейчас люди живут в ритме производственного процесса. Этот ритм и наработки цивилизации способствуют снижению адаптационных возможностей человека, ухудшают возможности функциональных систем в целом заставляют забыть, что человек — часть природы.

Образ жизни — биосоциальное категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизни человека и характеризуется их трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения.

Образ жизни в значительной степени обусловлен социальными и экологическими условиями, а также зависит от мотивов деятельности человека, особенностей его психики и функциональных возможностей организма.

Образ жизни включает три категории:

Уровень жизни — это экономическая категория, отражающая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни — это социальная категория, отражающая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть ту модель, которая отражает психологию и психофизиологию личности (социально-психологические категории).

По определению следует, что образ жизни является определяющим.

Наиболее полно взаимосвязь между образом и здоровьем изложены в понятии «Здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и (бытовых) жизненных функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентацию деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления своего здоровья. Таким образом, в основе ЗОЖ лежат социальные и биологические принципы.

К биологическим принципам относятся следующие:

— Образ жизни должен создаваться в соответствии с возрастом;

— Образ жизни должен обеспечиваться энергетически;

— Образ жизни должен быть усиливающим;

— Образ жизни должен быть ритмичным;

— Образ жизни должен быть ненапряженным.

К социальным принципам относятся следующие:

— Образ жизни должен быть эстетичным;

— Образ жизни должен быть нравственным;

— Образ жизни должен быть волевым.

Здоровый образ жизни — это такой стиль существования, при котором, через применение определенных средств воздействия на организм и его окружение, уровень жизнедеятельности организма становится оптимальным, постепенно совершенствуется, использование потенциала организма происходит без повреждений, причем активность организма и его возможности сохраняются до глубокой старости.

Здоровый образ жизни — это режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха, общения.

Оздоровление организма включает:

— Осознание социальной и биологической значимости здоровья для человека;

— Оптимальный двигательный режим;

— Оптимальный психологический настрой, умение управлять своим эмоциональным состоянием;

— Отказе от вредных привычек;

— Соблюдение правил личной гигиены.

Планируя свой образ жизни человек должен согласовывать его со своей натурой, с природными ритмами, осознанным отношением ко всему, что происходит в нем самом и вокруг него.

Одним из самых важных факторов формирования здоровья является мотивация. Положительная мотивация для сохранения и усиления здоровья, формирования основ ЗОЖ сегодня в индивидуальном, так и в общественной жизни — недостаточная.

Поиски эффективных путей воспитания мотивации здоровья тесно связаны с воспитанием в себе установки на долгую здоровую жизнь. Эти установки должны опираться на сознание и резервы, которыми обладает организм человека.

Действенное, сознательное отношение к формированию ЗОЖ должно лежать в основе построения человеком стратегии на здоровье и долгую жизнь.

Всесторонний анализ взаимодействия человека с факторами среды при учете типа ее конституции позволил выделить четыре основных вида резервов здоровья каждого индивида — биологический, функциональный, психическое, социальное и найти средства их комплексной оценки.

Биологический резерв здоровья индивида составляет нереализованные возможности генотипа человека, можно выявить:

1. средством заключения родословной;

2. изучением отдельных генетических особенностей;

3. анализом репродуктивной функции.

Функциональный резерв здоровья составляет точно измерены степени изношенности Его основных гомеостатических систем на каждом отрезке онтогенеза. Этот резерв для каждой конкретной функциональной системы может быть оценен с помощью воздействия на нее дозированными физическими нагрузками, а для человека в целом — степенью соответствия ее паспортного и биологического здоровья. Общим признаком интенсивной расходы функционального здоровья человека является степень ее усталости после выполнения конкретной общественно полезной работы.

Под психическим резервом здоровья человека понимают степень соответствия черт характера, темперамента, способностей индивида, профиль его общественно полезному труду.

Под социальным резервом человеческой личности понимают уровень ее общественного признания в рамках недооценки или переоценки ее руководящих, исполнительных, организаторских и других способностей.

Образ жизни также включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтелектуальна, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в котором можно выделить экологическое положение, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини и макросреды быт и устройство своего жилья.

Отсюда, можно сделать вывод, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни, словно опосредованно влияют на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с устройством, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос: Ваш материальное благополучие; социологическая соответствует качеству Вашей жизни; социально-экономическая — это Ваш уклад жизни; социально-психологическая — это стиль Вашей жизни.

Рассмотрены категории является руслом для определения здорового образа жизни, влияющие на состояние здоровья человека.

Итак, здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ ? главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровлением с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и средства повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают благодаря этому успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Источник:
Здоровый образ жизни: составляющие и общая характеристика условий его формирования
Здоровый образ жизни: составляющие и общая характеристика условий его формирования. Справедливо отмечал выдающийся ученый, хирург Николай Амосов, что в большинстве болезней виновата не природа,
http://studbooks.net/85491/bzhd/zdorovyy_obraz_zhizni_sostavlyayuschie_obschaya_harakteristika_usloviy_formirovaniya

Статистика условий жизни, труда и отдыха

Характеристика статистических показателей, используемых в анализе уровня и условий жизни населения. Сущность применения индексного метода в международной статистике труда. Особенность коэффициентов трудовых динамических данных в России в 1998-2013 годах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Статистические показатели, используемые в анализе уровня и условий жизни населения

2. Показатели трудовой статистики в России в 1998-2013 гг

В последние годы в мировой статистической практике уделяется все более пристальное внимание вопросам изучения благосостояния и условий жизни населения.

Для изучения условий жизни населения наряду с официальными статистическими показателями разрабатывается серия социальных индикаторов, которые характеризуют эти условия с точки зрения восприятия и степени удовлетворенности ими отдельных лиц. Такой подход представляет собой относительно новую область исследований и получает в последние годы все более широкое распространение в странах Европы, а также в отдельных странах Содружества.

Статистика условий жизни охватывает широкий круг вопросов, среди которых можно выделить следующие: образование (достигнутый уровень образования, доступность образовательных услуг, получение дополнительного образования, участие в различных образовательных программах); здоровье (ограничение работоспособности, оценка состояния здоровья, доступность услуг здравоохранения, обращение в медицинские учреждения и др.); жилищные условия (характеристики состояния жилья, его месторасположение; обеспеченность населения жильем, благоустройство жилищного фонда); состояние природной среды; экономическая активность (занятость и безработица), условия труда (полная и неполная занятость), транспортная доступность, удовлетворенность работой; социальная мобильность; географическая мобильность (смена места жительства, обучение и работа в других регионах);

1. Статистические показатели, используемые в анализе уровня и условий жизни населения

Условия жизни (среда обитания) включают в себя следующие компоненты:

а) природные условия, которые воздействуют на население непосредственно (например, на здоровье и самочувствие человека) и опосредованно — через требования к жилищу, одежде, питанию, планировке поселений, возможности отдыха и т. д. Изучая их, необходимо иметь в виду то, что они подвергаются сильному антропогенному воздействию, «очеловечиванию»;

б) условия трудовой деятельности (уровень развития и структура хозяйства на данной территории, санитарно-гигиенические и социально-бытовые условия труда, возможность выбора мест приложения труда и т. п.);

в) условия обслуживания (ассортимент, качество и возможности получения услуг здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, культурного, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и т.д.);

г) уровень жизни, выражающийся в доходах населения и его обеспеченности материальными благами;

д) «социокультурные условия» (характеристики культуры жизнеобеспечения (жилище, пища, одежда), а также обычаи, традиции, сложившиеся на данной территории нормы поведения и т. п.);

е) характер расселения (людность населенного пункта, его функции и положение в системе расселения (близко или далеко от крупного города, административного центра, автодорог и т. д.), от которых зависит почти весь комплекс условий жизни населения).?7?

Всю совокупность перечисленных компонентов можно условно разделить на две группы: природные и социально-экономические (или общественные) условия жизни населения.

Природные условия — природные процессы и тела, которые воздействуют на людей как биологических существ или на производство своими физическими и химическими свойствами, геометрической формой, но при этом не расходуются, не присваиваются человеком (в отличие от природных ресурсов).

Однако грань между природными условиями и природными ресурсами в значительной степени условна и размыта. Природные ресурсы могут также выступать в качестве условий для развития отдельных видов хозяйственной деятельности населения.

Природные условия представляют собой набор компонентов: геологических, орографических, климатических, гидрологических, почвенных, биологических. Их различное сочетание на отдельных территориях определяет пейзажное разнообразие.

Под социально-экономическими условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры).

Социально-экономические условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (парикмахерских, салонов красоты, бань, прачечных, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей.

Понятие «условия жизни» часто смешивают с двумя другими — уровнем и качеством жизни. Их изучение также представляется необходимым для учета при отборе показателей, характеризующих условия жизни.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, широко используемых в научной литературе. Но при этом не существует его однозначного определения. Имеющиеся определения акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: производства, потребления, доходов, стоимости жизни, потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер. Часто условия жизни фигурируют в качестве отдельных компонентов в составе уровня жизни.

Значительные изменения в подходах к пониманию и изучению условий жизни прослеживаются и в историческом аспекте, что связано с эволюцией общественного развития и изменением социального заказа для науки. Ранее, еще в советские времена, внимание ученых было направлено преимущественно на вопрос сглаживания диспропорций в условиях и качестве жизни между городом и деревней, широко использовалось понятие благосостояния как показателя качества жизни населения. Теперь речь идет в основном об изменении классовой структуры общества, борьбе с бедностью, преодолением больших диспропорций в классовом неравенстве и неравенстве между регионами, а также об обеспечении равного доступа к благам.

Итак, условия жизни населения — это совокупность компонентов природно-антропогенной системы определенной территории, которые в своем взаимодействии формируют внешнюю среду, где происходит непосредственная жизнедеятельность людей. Условия жизни представляют собой результат совместного воздействия факторов окружающей среды на человека, которые определяют качество населения (здоровье, уровень образования и культуры и т.д.), возможности формирования и развития личности человека, а также его повседневное поведение и образ жизни.

Сводка и группировка информации по статистике труда позволяет получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего анализа. При этом также используются методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Наряду с абсолютными показателями, выражающими объемы и уровни происходящих явлений и процессов в именованных числах, рассчитываются и относительные величины, к которым относятся:

относительные величины динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);

относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения данной страны);

относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период, относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);

относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стране);

относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).

Весьма важным для характеристики явлений и процессов в области труда является расчет средних величин. Средние позволяют определить значение изучаемого признака, которое является общим, характерным для всех единиц изучаемой совокупности (например, средний уровень заработной платы работников).

Расчет показателей вариации дает возможность определить степень колеблемости изучаемого признака, т.е. характеризовать однородность данной совокупности в отношении данного признака. Наиболее важными статистическими характеристиками при изучении вариации являются дисперсия и среднее квадратическое отклонение.

Тесноту взаимосвязи показателей статистики труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т д). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%).

В международной статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).

Для изучения тенденций явлений и процессов, происходящих в сфере труда и трудовых отношений, международная статистика труда применяет метод анализа динамических рядов. Выявленные при этом тенденции в динамике развития показателей статистики труда служат исходным материалом для их интерполяции (нахождения неизвестных уровней внутри исследуемого ряда динамики) и экстраполяции тренда (прогнозирования).

При осуществлении классификации единиц изучаемой совокупности по нескольким признакам международная статистика труда использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).

Результаты сбора, обработки и анализа статистической информации представляются обычно в виде статистических таблиц и графиков (диаграмм и статистических карт). Общая теория статистики разрабатывает общие принципы построения этого инструментария. Международная статистика труда использует эти принципы при изложении промежуточных и окончательных итогов анализа показателей статистики труда.

2. Показатели трудовой статистики в России в 1998-2013 гг

Для того, чтобы определить, какой из двух показателей — издержки на рабочую силу или производительность — лидирует, а какой отстает, не требуется никаких сложных вычислений. Для этого достаточно проследить, как менялась во времени доля оплаты труда в ВВП (или в валовой добавленной стоимости, если речь идет об отдельных видах экономической деятельности). В первом приближении это позволяет получить ответ на главный из интересующих нас вопросов. Очевидно, что здесь существует жесткая логическая связь: если доля оплаты труда повышается, то, значит, издержки на рабочую силу растут быстрее (снижаются медленнее) производительности; если доля оплаты труда сокращается, то, значит, они растут медленнее (снижаются быстрее) нее.

В экономической литературе этот показатель известен под названием реальных удельных трудовых издержек (RULC — real unit labor costs). Он показывает, какой процент в стоимости единицы продукции (точнее — в одном долларе или одном рубле валовой добавленной стоимости) составляют затраты на рабочую силу. В табл. 1 представлена динамика реальных удельных трудовых издержек в российской экономике на протяжении 1997-2012 гг. по данным СНС. Оценки приводятся в трех альтернативных вариантах: в первом случае — это общая доля оплаты труда в ВВП (включая скрытую оплату); во втором — это доля официальной оплаты труда в ВВП (за вычетом скрытой оплаты, но с включением отчислений на социальное страхование работников); в третьем — это доля официальной заработной платы в ВВП (за вычетом как скрытой оплаты, так и отчислений в социальные фонды).

Данные о динамике общей доли оплаты труда в ВВП (первый столбец) позволяют сделать несколько важных выводов. Первый: в движении RULC мы не наблюдаем никакого устойчивого долговременного тренда. В начале рассматриваемого периода он равнялся 51,3%, в конце оставался примерно таким же — 50,4%. Как следствие, говорить о каком-либо устойчивом отставании динамики производительности от динамики реальной оплаты труда не представляется возможным, поскольку кумулятивные приросты обеих этих переменных в период 1997-2012 гг. практически совпадали. Это предполагает, что в 2012 г. в относительном выражении (в единицах выпускаемой продукции) рабочая сила обходилась российским предприятиям не дороже (даже несколько дешевле), чем в 1997 г.

Таблица 1. Доля оплаты труда в ВВП в рыночных ценах, 1997-2012 гг., %

Общая доля оплаты труда в ВВП

Доля официальной оплаты труда в ВВП (без скрытых выплат)

Доля официальной заработной платы в ВВП (без отчислений в социальные фонды)

Второй: в российских условиях доля оплаты труда в ВВП подвержена частым и достаточно сильным краткосрочным колебаниям. На протяжении шести из пятнадцати анализируемых лет она снижалась, на протяжении девяти — повышалась, причем во многих случаях очень значительно (на 5-8 %). Средняя величина годового снижения составляла 3 % ВВП, средняя величина годового прироста 2 %.

В последующие годы показатель RULС возобновляет движение вверх, но вплоть до кризисного 2009 г. продолжает оставаться значительно ниже уровня, исходно наблюдавшегося в 1997 г. В 2009 г. фиксируется мощный скачок, в результате которого доля оплаты труда в ВВП одномоментно выросла более чем на 5 %, достигнув рекордного значения за весь рассматриваемый период — 52,6%. В первые посткризисные годы она, напротив, начинает сползать вниз, что свидетельствует о новом туре относительного удешевления рабочей силы. В 2012 г. примерно половина ВВП приходилась на оплату труда, что было ниже показателя 1997 г., но выше показателя 2008 г.

Четвертый: проциклическая динамика в поведении показателя RULС, характерная для 1990-х годов, сменилась в 2000-е годы контрциклической.

Последний столбец в табл. 1 отражает долю в ВВП официальной заработной платы (без отчислений на социальное страхование работников). Из этих данных видно, что поддержание сравнительной дешевизны российской рабочей силы было во многом обеспечено снижением отчислений предприятий в социальные фонды. Так, если в начале рассматриваемого периода на такие отчисления приходилось почти 12% ВВП, то в конце — менее 8%. Если бы не это, то затраты предприятий на рабочую силу были бы сейчас заметно выше (в относительном выражении), чем в исходном 1997 г.

Все представленные в табл. 1 показатели рассчитывались по отношению к ВВП в рыночных ценах. Интерес представляют также аналогичные показатели, но рассчитанные по отношению к ВВП в основных ценах. Это связано с тем, что для получения оценок по отдельным секторам (к которым мы перейдем позднее) используются данные о валовой добавленной стоимости в основных ценах. Оценки ВВП в рыночных ценах отличаются от его оценок в основных ценах на сальдо налогов и субсидий на продукты. За рассматриваемый период доля этого компонента в ВВП увеличилась с 9% до почти 15%.

В результате при переходе от оценок ВВП в рыночных ценах к его оценкам в основных ценах динамика RULС становится несколько иной. Так, начиная с 2009 г. общая доля оплаты труда оказывается в таком случае устойчиво выше, чем в исходном 1997 г. (57,5-60,5% против 56,5%). Однако такое соотношение наблюдается только для полных трудовых издержек, т.е. при включении в их состав скрытых выплат. Если же говорить об официальной оплате труда, то ее доля по отношению к ВВП в основных ценах в конце рассматриваемого периода продолжала оставаться ниже (на 1-3 %), чем в его начале. статистический жизнь индексный трудовой

Оценки RULC, рассчитываемые по отношению ко всему ВВП, могут давать смещенное и неточное представление о динамике этого показателя. Поскольку они строятся для всей экономики в целом, то включают не только корпоративный сектор, но также сектор государственного управления и сектор домашних хозяйств. Но услуги, оказываемые государством, не получают рыночной оценки и фактически учитываются в рамках СНС по затратам. Что касается сектора домашних хозяйств, то его участники получают вознаграждение в виде смешанных доходов, деление которых на доходы от труда и доходы от капитала производится методом вменения, что делает такие оценки достаточно условными.

Поэтому более точное представление о динамике RULC могут давать оценки, рассчитываемые исключительно для корпоративного сектора, для которого таких измерительных проблем не возникает. Результаты расчета для него представлены в табл. 3. Мы видим, что в корпоративном секторе российской экономики на протяжении последних полутора десятков лет также отмечалось снижение удельных трудовых издержек. В целом эти оценки оказываются очень близки к оценкам, которые мы получаем при использовании данных о ВВП в основных ценах (они также представлены в табл. 2).

Таблица 2 Доля оплаты труда корпоративного сектора российской экономики, 1997-2011 гг., %

Общая доля оплаты труда в ВВП

Доля официальной оплаты труда в ВВП (без скрытых выплат)

Доля официальной заработной платы в ВВП (без отчислений в социальные фонды)

Изменения в показателе RULC могут происходить под действием двух факторов: во-первых, за счет сдвигов в секторальной структуре экономики в пользу более или, наоборот, менее трудоемких видов экономической деятельности и, во-вторых, за счет уменьшения или увеличения доли оплаты труда внутри отдельных секторов. В случае России вклад этих факторов оказывается примерно одинаковым. Расчет с использованием данных об официальной оплате труда показывает, что изменения в уровне удельных трудовых издержек, имевшие место в период 2002-2012 гг., были примерно на 45% обусловлены сдвигами в секторальной структуре экономики и примерно на 55% сдвигами в структуре распределения первичных доходов внутри отдельных секторов.

Таблица 3. Доля оплаты труда добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения, электроэнергии, газа и воды, 2002-2012 гг, %

Добыча полезных ископаемых

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Общая доля оплаты труда в ВДС

Доля официальной оплаты труда в ВДС (без скрытых выплат)

Доля официальной заработной платы в ВДС (без отчислений в социальные фонды)

Общая доля оплаты труда в ВДС

Доля официальной оплаты труда в ВДС (без скрытых выплат)

Доля официальной заработной платы в ВДС (без отчислений в социальные фонды)

Общая доля оплаты труда в ВДС

Доля официальной оплаты труда в ВДС (без скрытых выплат)

Доля официальной заработной платы в ВДС (без отчислений в социальные фонды)

Масштабы относительного удешевления рабочей силы в добывающих производствах были просто фантастическими: общая доля оплаты труда этого сектора сократилась более чем в два с половиной раза — с 37,5% в 2002 г. до 14,3% в 2012 г. Это предполагает, что на протяжении большей части этого периода темпы прироста производительности намного превосходили здесь темпы прироста издержек на рабочую силу. Переломными вновь оказываются 2004 и 2005 г., когда показатель RULC сократился сначала 14 %, а затем еще на 6 %. В годы, предшествующие последнему экономическому кризису, он демонстрировал тенденцию к постепенному росту, однако в посткризисный период вновь пошел резко вниз. Столь «дешевой» (в относительном выражении) рабочей силой, как в 2011-2012 гг., российская добывающая промышленность не располагала никогда.

Поскольку согласно оценкам Росстата, ненаблюдаемая экономическая деятельность в добыче полезных ископаемых практически отсутствует, для большинства лет значения RULC с учетом скрытой оплаты труда и без ее учета совпадают. Что же касается выплат в социальные фонды, то, как следует из табл. 3, их доля у добывающих производств также сократилась за рассматриваемый период почти втрое — с 9,4% в 2002 г. до 3,2% в 2011 г.

Обращаясь к обрабатывающим отраслям, мы видим сходную, хотя и не столь драматическую картину. Общая доля оплаты труда этого сектора сократилась с 56,8% в начале рассматриваемого периода до 50,9% в его конце. Сокращение доли официальной оплаты труда было еще более сильным: с 49% в 2002 г. до 38% в 2012 г. Иными словами, в настоящее время предприятия обрабатывающих производств «официально» тратят на оплату рабочей силы примерно на четверть меньше, чем в начале 2000-х годов. Частично это было связано с существенным сокращением отчислений на социальное страхование работников: если в 2002 г. у предприятий обрабатывающих производств на это уходило почти 13% из всей суммы валовой добавленной стоимости, то в 2012 г. — только 8%.

Единственным сектором промышленности, в котором явно выраженного тренда к относительному удешевлению рабочей силы не наблюдалось, были производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Хотя определенное снижение отмечалось и здесь: если в 2002 г. предприятия этого сектора из каждого рубля валовой добавленной стоимости тратили на оплату труда более 50 копеек, то в 2012 г. — 48 копеек. Таким образом, небольшая экономия все же имела место. Основное отличие динамики показателя RULC в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды от его динамики в добывающих и обрабатывающих производствах оказывается связано с тем, что в кризисном 2009 г. доля оплаты труда этого сектора упала (почти на 8 %). В двух других секторах ситуация, как мы видели, была обратной.

Итак, во всех секторах российской промышленности в 2002-2013 гг. наблюдалось удешевление рабочей силы, если измерять ее стоимость в единицах производимой предприятиями продукции: сверхактивное — в добыче полезных ископаемых; весьма ощутимое — в обрабатывающих производствах; слабое, но все же заметное — в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Это предполагает, что на протяжении рассматриваемого десятилетия во всех этих секторах производительность росла быстрее, чем реальная заработная плата.

При переходе на более высокий уровень дезагрегирования по отдельным видам экономической деятельности мы получаем сходные результаты.

Как видим, тренд к относительному удешевлению рабочей силы не ограничивался каким-то сравнительно небольшим набором отраслей. Он носил фактически универсальный характер, захватывая подавляющее большинство различных сегментов российской промышленности.

В табл. 4 для разности между годовыми темпами роста реальной оплаты труда и производительности мы приводим два ряда оценок: первый, полученный «корректным» методом (с привлечением данных об изменении номинального ВВП, номинального фонда оплаты труда, численности занятых и дефляторе ВВП), и второй, полученный «упрощенным» методом (с использованием данных только о доле оплаты труда в ВВП). Мы видим, что в подавляющем большинстве случаев «огрубленные» оценки почти не отличаются от «точных».

Таблица 4. Разность между годовыми темпами роста реальной оплаты труда и производительности в российской экономике: альтернативные оценки, 1998-2012 гг., %

«Корректный» метод с использованием полного набора данных

Источник:
Статистика условий жизни, труда и отдыха
Характеристика статистических показателей, используемых в анализе уровня и условий жизни населения. Сущность применения индексного метода в международной статистике труда. Особенность коэффициентов трудовых динамических данных в России в 1998-2013 годах.
http://otherreferats.allbest.ru/economy/00752467_0.html

Характеристика семьи

Характеристика семьи. Образец характеристики на семью

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Социальный статус семьи.
  4. Материальная обеспеченность ее членов.
  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования — это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Источник:
Характеристика семьи
Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, смысловые блоки характеристики, как собрать информацию и на что обратить особое внимание.
http://fb.ru/article/274400/harakteristika-semi-obrazets-harakteristiki-na-semyu

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES