Характеристика человека в обществе

Роли человека в обществе

В ряде общественных наук, говоря о статусе человека, употребляется еще один характерный термин «роль человека». Это понятие определяет основные направления в поведении человека, обладающего определенным статусом.

Наиболее полно роли человека в обществе рассмотрены у американского социолога Т. Парсонса. Т. Парсонс разделил все роли человека на четыре группы:

  • по масштабу (имеющая или не имеющая конкретные границы)

Например, роли ребенка (подчиняющая) и роли родителей (отвечающие за ребенка) имеют четкие границы. Роли родителей по отношению к друг другу и по отношению к государству более разнообразны. Они включают взаимные права и взаимные обязанности: заботится о близких, о государстве, работать т.д.

  • по степени формализации (имеющая или не имеющая конкретные социальные границы)

Деятельность многих людей в обществе имеет четкие формальные социальные границы. Например, врач лечит, учитель учит, чиновник осуществляет административную работу. Зная эти границы человек никогда не будет их нарушать. Например, к чиновнику мы не пойдем лечиться.

  • по видам мотивации (личная или частная)

Например, личная мотивация – это собственное желание хорошо учиться, быть примерным учеником. Желание родителей, что бы ребенок хорошо учился, был примерным учеником, является примером частной мотивации.

Наши роли могут нам достаться от родителей, тогда они носят название «предписанных». Например, репутация родителей, которая автоматически переходит на их детей. Но мы их может достигнуть за счет личных усилий, тогда они носят название «достигаемых». Например, родители могут не иметь высшего образования, но их ребенок может приобрести высшее образование. Это будет его личной («достигаемой») заслугой.

• гражданские (человек как житель своей страны: военнослужащий, избиратель)

• семейные (человек как ответственное лицо за свою семью: муж, жена)

Источник:
Роли человека в обществе
В ряде общественных наук, говоря о статусе человека, употребляется еще один характерный термин «роль человека»
http://sitekid.ru/chelovek/roli_cheloveka_v_obshchestve.html

Характеристика человека в обществе

Иллюстрация П. Павлинова

Образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «В дурном обществе»

«. я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. «

«. от Тыбурция, который занимал «с семейством» описанное выше подземелье. «

«. он был еще недостаточно стар. «

«. в широком некрасивом лице уличного оратора. «

«. наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо‑выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что‑то обезьянье. «

«. своею безобразной головой. «

«. прижалась к ногам этого урода. «

«. мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой. «

«. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по‑мужичьи. «

«. гладил жилистой рукой . «

«. его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову. «

«. пан Тыбурций, возвышаясь в своих лохмотьях. «

«. в зеленоватых глазах. «

«. глаза, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно. «

«. В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение. «

«. в одну секунду оглядел нас обоих своими острыми рысьими глазами. «

«. эти темные личности. «

«. Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. «

«. никто не знал, откуда они пришли в наш город. «

«. большинство обывателей не признавало за ним аристократического происхождения. «

«. пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех проблематических натур, не ужившихся в старом зaмке. «

«. о происхождении этого чудака. «

«. этого странного человека. «

«. его феноменальную ученость, которая всем была очевидна. «

«. такой поразительной учености. «

Тыбурций знает латинский язык и помнит наизусть тексты древних писателей и поэтов:

«. Когда же затем пан Тыбурций, подняв глаза к потолку, начинал декламировать длиннейшие латинские периоды. «

«. вместе с лукавством острая проницательность, энергия и недюжинный ум. «

«. Он говорил довольно добродушно. «

«. о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий. «

«. актера, изнеможенно отдыхавшего после тяжелой роли, которую он разыгрывал на житейской сцене. «

«. гаерство* этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль. » (*гаерство — шутовство)

«. клянусь богородицей, лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из‑за этого. «

У пана Тыбурция есть двое детей — Валек и Маруся. Судя по всему, дети являются приемными, так как об их происхождении ничего не известно:

«. к моим оборванным беднягам. » (Тыбурций о детях)

«. Никто не мог бы также сказать, откуда у пана Тыбурция явились дети <. > мальчик лет семи <. > и маленькая трехлетняя девочка. » (о Валеке и Марусе)

«. Это был мальчик лет девяти. » (судя по всему, на момент знакомства с главным героем Валеку уже 9 лет)

«. не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей. «

«. он ласково гладил жилистой рукой ее белокурые волосы. » (о Марусе)

Пан Тыбурций веселит публику в кабаках, чтобы заработать себе на жизнь:

«. Не было кабака во всем городе, в котором бы пан Тыбурций, в назидание собиравшимся в базарные дни хохлам, не произносил, стоя на бочке, целых речей из Цицерона, целых глав из Ксенофонта <. > громил Катилину или описывал подвиги Цезаря или коварство Митридата. «

«. веселого оратора городских кабаков. «

«. гаер, потешавший публику из‑за подачек. » (гаер — шут, весельчак)

«. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. «

«. им было необходимо воровать или умереть. «

«. отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. «

«. Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город. «

Источник:
Характеристика человека в обществе
Тыбурций рассказ В дурном обществе Короленко, Тыбурций образ, Тыбурций характеристика, Тыбурций В дурном обществе описание, Тыбурций внешность характер
http://www.literaturus.ru/2015/11/pan-Tyburcij-V-durnom-obshhestve-Korolenko.html

Характеристика человека в обществе

Общество — совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей.

Общество — это не совокупность индивидов, а особый социальный организм; не механическое скопление взаимодействующих индивидов, а совокупность целенаправленных связей и отношений, в которых находятся индивиды; общество — образованные в результате их взаимодействия социальные группы, общности и институты.

Для общества характерно:

• стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;

• производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;

• воспроизводство способа производства материальных благ;

• воспроизводство жизни — деторождение;

• духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).

Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:

1. Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.

2. Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.

3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.

4. Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.

В социологии существует ряд определений общества. Приведем некоторые из них.

• индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях, так считал Э. Дюркгейм;

• взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий — это мнение М. Вебера;

• система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности, так считал Т. Парсонс;

• исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, утверждал К. Маркс.

Общество как система

Система (от греч. система — целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Социальная система — совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют своеобразную социальную целостность и единство.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

а) социальные индивиды;

б) социальные общности;

в) социальные институты;

г) социальные связи;

д) социальные отношения;

е) социальная культура.

Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде:

1. Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды.

2. Социальные учреждения, общественные институты, организации.

3. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей.

4. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п.

Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):

• Поддержание ценностного образа взаимодействий.

Главные сферы (подсистемы) общества:

• Социальная (общество и его элементы)

• Духовная (культура, наука, образование, религия)

Экономическая сфера — это предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Это то, что позволяет обществу запустить имеющиеся в его распоряжении ресурсы в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей.

В экономической жизни общества непосредственно участвуют 50-60% населения, называемого экономически активным. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Экономика современной России носит преимущественно сырьевой характер и ориентирована на экспорт большей части добываемой в стране нефти и газа, а также сырой древесины.

Политическая сфера — это центральные, региональные и местные органы власти, армия и другие силовые структуры, налоговая и таможенная службы, которые в совокупности составляют государство, а также внепарламентские политические партии.

Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть больших социальных групп и ее использование для реализации их интересов и потребностей.

Духовная сфера включает в себя четыре подсистемы: культуру, науку, образование и религию. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и интернет, памятники культуры и истории.

Наука призвана открывать новые знания в технической, естественно-научной и гуманитарной областях.

Образование призвано передавать полученные знания последующим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать достижением народа.

Социальная сфера в широком смысле — это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения. Это системы здравоохранения и связи, культурно­фондовые учреждения, коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, магазины, предприятия общественного питания.

Социальная сфера в узком смысле включает в себя социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные и др.), а также органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения центрального и местного назначения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Успехи или провалы в одной сфере влияют на благополучие либо провалы в другой, особенно при игнорировании интересов большинства населения и ориентации на интересы кланов, группировок или отдельных слоев общества.

Каждая из сфер выполняет свою функцию и роль в обществе:

• экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом (базисом) общества;

• политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки;

• социальная и духовная сферы пронизывают всю пирамиду общества.

Марксистская социология выделяет в обществе базис и надстройку.

Экономический базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Политическая надстройка включает в себя идеологию, культуру, искусство, образование, науку, религию, политику, семью и является духовной основой общества.

Социальные изменения в обществе начинаются с преобразования производительных сил и их влияния на изменение характера производственных отношений и приводит к смене одного общественного строя другим в результате классовой борьбы — движущей силы истории.

Марксизм признает определенную роль базиса в развитии общества и его опосредованным влиянии на социальную, политическую и духовную сферы. Вместе с тем он не отрицает их обратное влияние на экономический базис.

Современные отечественные социологи (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко) полагают, что ни одна из четырех сфер общества не выступает в качестве единственного базиса, детерминирующего другие сферы. Все среды оказывают друг на друга одинаковое значимое влияние и являются равнозначными.

Источник:
Характеристика человека в обществе
3.1. Общество и его характеристика: основные социальные сферы
http://txtb.ru/129/9.html

Характеристика человека в обществе

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее

Источник:
Характеристика человека в обществе
Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка
https://studfiles.net/preview/5369074/page:4/

(Visited 10 times, 1 visits today)

CATEGORIES