Глоссарий психологических терминов

LJ Magazine

* Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

* В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.

* Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

* Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ , 2001 г.

* Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности.

* И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.

* И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.

* Краткий словарь психологических терминов.

* Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.

* Н.Корсакова, Л. Московичюте. Клиническая нейропсихология, глоссарий по книге

* Педагогические тесты. Термины и определения. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ. — М, 2001 г.

* Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т

* Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

* Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

* С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование.

* С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

* Словарь по профориентации и психологической поддержке.

* Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.

* Т.Б. Фадеева. Психические и нервные болезни: справочник врача.

* «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)

* Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

* Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. — М, 2003 г.

* Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу.

* М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.

* Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.

* Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.

* Психоаналитические термины и понятия СловарьПод ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.

* Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.

* Р.Шиффер. Психология ощущений, глоссарий к книге, 2004 г.

* Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге

* Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.

* Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

* Юридическая психология словарь терминов.

* Психологический календарь: этот месяц в психологии, 2000 г.

* Классификация психических расстройств МКБ-10.Исследовательские диагностические критерии

* Классификация психических расстройств МКБ-10.Клинические описания и диагностические указания

* Л. Балабанова. Судебная патопсихология (термины книги), Изд-во "Сталкер", 1998. — 432 с.

* Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

* Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенков, Н.И.Снежневский, А.В.

* Ю.Александровский.Краткая характеристика основных психических заболеваний и наиболее часто встречающихся при пограничных психических расстройствах психопатологических проявлений

* А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).

* А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы.

* В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

* Глоссарий основных терминов К .Г. Юнга, 2002 г.

* Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

* Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге.

* Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г.

* Е. Ильин. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь

* К.Юнг. Словарь терминов.

* Краткий словарик по психиатрии, 2002 г.

* Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".

* Л.Пергаменщик. Кризисная психология. Глоссарий к книге, 2002 г.

* М.Эми. Психотерапия как духовная практика//Глоссарий, 2003 г.

* Небольшой Словарик терминов НЛП, 2004 г.

* Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия, проект www.transgender.ru

* Р. Бендлер. Краткий глоссарий НЛП.

* Р. Комер.Общая психология:глоссарий.

* Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге.

* С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон.

* С.В.Березин, К.С. Лисецхий, М.Е.Серебрякова. Словарь психологических терминов.

* Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой.

* Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП.

Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП.

— набор лингвистических приемов и вопросов, которые устанавливают связь между языком и внутренним опытом.

Источник:
LJ Magazine
Национальная психологическая энциклопедия vocabulary.ru/dictionary/489/symbol/%F0/ ТЕРМИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ [22] * Б. Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия. * Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. * В. Зеленский. Словарь…
https://cialis2010.livejournal.com/2346.html

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Абилитация — первоначальное формирование нарушенной спо­собности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития).

Абулия — нарушение волевой регуляции поведения.

Агнозия нарушение восприятия, вызванное поражением коры головного мозга (утрачивается способность к анализу и синтезу по­ступающей информации).

Аграмматизм — нарушение речевой деятельности, проявля­ющееся в неправильном использовании грамматических средств языка.

Аграфия — нарушение письма (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова).

Адаптация — в широком смысле понимается как приспособле­ние человека к окружающим условиям.

Адаптация психологическая приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциаль-ной среде) в соответствии с требованиями этого общества и соб­ственными потребностями, мотивами и интересами.

Адаптация социальная- процесс активного приспособления индивида к требованиям общества.

Адинамия пассивность, отсутствие деятельности.

Акалъкулия нарушение способности к счету.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга.

Алексия (дислексия) частичное (полное) нарушение процес­сов чтения.

Алогизм — нарушение мышления, при котором суждения не сле­дуют законам логики.

Амнезия — расстройство памяти, неспособность к воспомина­нию.

Анамнез — подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.

Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной литературе практиче­ски не используется).

Аномальный ребенок ребенок, имеющий значительные откло­нения от нормального физического и психического развития (в со­временной литературе практически не используется).

Апраксин — нарушение произвольных целенаправленных движе­ний и действий, не являющееся следствием параличей и парезов.

Артикуляция деятельность речевых органов, связанных с про­изнесением звуков речи.

Асинхрония развития — диспропорциональное психическое развитие.

Астения повышенная утомляемость, неспособность к дли­тельному умственному и физическому напряжению.

Атаксия расстройство координации движений.

Аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнуто­стью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостыо в контак­тах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдель­ный клинический синдром Л. Каннером (1943).

Афазия — полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония — неспособность к звучной и громкой речи при сохран­ности шепотной.

Афразия неспособность построить осмысленную фразу.

Аффект сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью.

Безбарьерная среда комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.

Брадилалия (брадифразия) патологическая замедленность речи.

Вернике центр — центр восприятия речи.

Гидроцефалия — водянка головного мозга, выражающаяся в на­коплении спишю-мозговой жидкости в полости черепа.

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внима­ния) — синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспо­собности к целенаправленному и организованному поведению, кон­центрации внимания на объекте.

Гипокинезия — снижение двигательной активности.

Гипоксия кислородное голодание организма.

Глухие (неслышащие) дети— это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

Госпитализм глубокое психическое и физическое нарушение, возникающее в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита внимания к нему, общения и воспитания.

Гуманизация ориентация учебного процесса на потребности и возможности каждого ребенка, обеспечение социализации лич­ности, приобретение профессиональных компетенций, постижение духовного богатства личности, гуманитарной миссии человека.

Дактилология вид речи, когда каждой букве алфавита соот­ветствует определенное положение пальцев руки.

Декомпенсация рецидив (повторение, возврат) функциональ­ных нарушений, т.е. процесс, обратный компенсации.

Деменция — распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности.

Депривация — психическое состояние, возникающее в резуль­тате длительного ограничения возможностей; может характеризо­ваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоцио­нальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дети с трудностями в обучении — дети с нарушениями психи­ческого развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Детский церебральный паралич — поражение двигательных центров мозга, вследствие чего наблюдаются различные психомо­торные нарушения.

Дефект — физический или психический недостаток, вызыва­ющий нарушения в развитии (в современной литературе практиче­ски не используется).

Дефектология — интегрированная область научного знания, со­единяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическос направления исследований процессов развития, обучения и носии-тания детей с особенностями психофизического развития.

Диагностика (педагогическая) — процесс определения резуль­татов деятельности ребенка и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Дизартрия нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной ин­нервацией речевого аппарата.

Дисграфия частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) рече­вого аппарата.

Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процес­сов чтения.

Дисморфобия болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Жестовый язык (жестовая речь) самобытная лингвистиче­ская система, являющаяся основным средством обучения и обще­ния неслышащих.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Заикание (логоневроз) нарушение темпо-ритмической орга­низации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состояни­ем мышц речевого аппарата.

Интеграция — в широком смысле: включение человека в соци­альную жизнь; в узком смысле: включение ребенка или детей с осо­бенностями психофизического развития в обычною школу.

Интегрированное обучение и воспитание — организация спе­циального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

Инфантилизм — сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.

Компенсация — возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состояний за счет пере­стройки или усиленного использования сохранных функций.

Коррекция — система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефек­тов (в современной литературе практически не используется).

Лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятству­ющие получению образования без создания для этого специальных условий.

Логопедия — наука о нарушениях речи, а также методах их вы­явления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логоррея — бессвязный речевой поток.

Логофобия стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.

Микроцефалия — значительное уменьшение размеров черепа и головного мозга.

Мутизм — отказ от речевого общения.

Нарушения речи собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Негативизм — любое необоснованное, немотивированное со­противление воздействию других людей.

Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо:

норма индивидуальная — индивидуальные особенности разви­

тия и саморазвития ребенка;

норма предметная — знания, умения и действия, необходимые

ученику для овладения данным предметным содержанием програм­

мы (отражается в стандартах образования);

норма социально-возрастная — показатели интеллектуального

и личностного развития школьника (психологические новообразо­

вания), которые должны сложиться к концу определенного возраст­

Нормальное развитие относительно гармоничное равновесие; между многими возможными разнообразными отклонениями и не­правильным формированием, что свойственно любому развитию.

Обучение на дому — организация специального образования, при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.

Общее недоразвитие речи — системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Олигофрения — отставание в умственном развитии органическо­го генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).

Олигофренопедагогика отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррек­ции развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Патология биологический процесс появления нового каче­ства, болезненного состояния.

Патронаж: — особый вид помощи ребенку, его родителям, пе­дагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспита­нием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Педагогическая запущенность устойчивое отклонение в со­знании и поведении детей, обусловленное отрицательным влияни­ем среды и недостатками воспитания.

Педагогическая интеграция — комплекс педагогических мер, направленных на формирование способности к усвоению учебного материала и овладению способами учебных действий детьми с осо­бенностями психофизического развития. »

Педагогическая поддержка — система средств в деятельно­сти педагога, которая обеспечивает оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном разви­тии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Пограничная умственная отсталость — состояние между нормальным психическим развитием и легкой степенью интеллек­туальной недостаточности (в современной литературе практически не используется).

Психический дизонтогенез различные формы нарушений он­тогенеза (развития индивида).

Психодиагностика область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция — направление реабилитационной и коррек-ционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом разви­тии личности.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — коллегиальный орган, осуществляющий выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизонтогенеза с целью определения образовательного маршрута (программы разви­тия), соответствующего психофизическим возможностям ребенка.

Психолого-медико-педагогическое обследование изучение с использованием специальных методов и методик индивидуаль­ных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и со­стояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.

Психолого-педагогическое сопровождение — комплексный способ поддержки ребенка, предполагающий взаимодействие с ним в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психопатия патология характера, при которой у человека на­блюдается практически необратимая выраженность свойств, пре­пятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Ранняя комплексная помощь — система мер, включающая вы­явление, обследование, коррекцию физических и (или) психиче­ских нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с осо­бенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях се­мьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Реабилитация восстановление нарушенных функций орга­низма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Ребенок с особенностями психофизического развития — лицо с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет.

Ретардация — отставание в развитии.

Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизношспия, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строе­нии речевого аппарата.

Сензитивный возраст — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятель­ности, формирования определенных психических функций.

Синдром раннего детского аутизма — клиническая модель осо­бого искаженного варианта нарушения психического развития, при котором отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно.

Синкинезия дополнительные движения, непроизвольно при­соединяющиеся к произвольным (движения рук при ходьбе).

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками.

Слепота наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты централь­ного зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зри­тельных функций.

Слепые (незрячие) подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.

Социализация двусторонний процесс, предполагающий фор­мирование способностей личности к жизнедеятельности в обще­стве на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.

Специальное учреждение образования — учреждение образо­вания, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Специальные условия для получения образования условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные програм­мы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптирован­ная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицин­ские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ ли­цами с особенностями психофизического развития.

Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая со­бой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — предметная об­ласть дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний о воспитании и обучении лиц с на­рушением зрения.

Тифлотехника теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям с нарушениями зрения и прак­тическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структу­ры нарушенных зрительных функций.

Тяжелые физические и (или) психические нарушения — физи­ческие и (или) психические нарушения, подтвержденные в поряд­ке, установленном законодательством, выраженные в такой степе­ни, что Получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной про­фессиональной подготовки.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, наступающее в результате органического пора­жения клеток коры головного мозга.

Учреждение образования общего типа — учреждение образова­ния, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физи­ческих и (или) психических нарушений, препятствующих получе­нию образования без создания специальных условий.

Физические и (или) психические нарушения — отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержден­ные в порядке, установленном законодательством.

Фонетико-фонематическое недоразвитие нарушение фор­мирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Шрифт Брайля — специальный объемный, рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем (1829) для чтения и письма незря­чими.

Этиология — учение о причинах болезни.

Эхопраксия — подражательное автоматическое повторение дви­жений и действий других людей.

Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. Минск, 2007.

Дефектология. Словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. М., 2005.

Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика ум­ственного развития детей / С.Д. Забрамная. М„ 1995.

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно­стями психофизического развития (специальном образовании)» 2004.

Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.В. Кукушина. Ростов н/Д, 2002.

Специальная педагогика / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Специальная психология / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М, 2003.

Источник:
ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Абилитация — первоначальное формирование нарушенной спо­собности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития). Абулия —
https://lektsii.org/1-7228.html

Глоссарий психологических терминов

  • Словарь содержит около 34 000 терминов по общей, социальной, инженерной, педагогической психологии, психофизике, патопсихологии и др.
  • Словарь содержит около 20 000 терминов по общей, социальной, по которым проводился отбор английской психологической терминологии. Словарь.
  • Глоссарии терминов бюро переводов. и дополняют глоссарии на русском, английском, немецком, французском, итальянском, от того, будет ли работать в дальнейшем над переводами тот же переводчик или другой. Словарь терминов и сокращений в авиации · Глоссарий юридической психологии.

Словари в составе версий для англо-русский и русско- английский ABBYY Lingvo x6. Русско- английский словарь по психологии. Словарь содержит. СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Оглавление: Аа Бб Вв Гг Дд Ии. Термин введён автором словаря английского языка Р. Роже в 1852 году.

Словари и энциклопедии на Академике. терминов по микробиологии · Русско- английский психологический словарь · Русско- английский Литературная энциклопедия · Словарь литературных терминов · Терминологический.

2-е издание, стереотипное. Словарь содержит около 20 000 терминов по общей, социальной, инженерной, педагогической психологии, психофизике, патопсихологии и др. психологическим дисциплинам. В их число вошли также термины из областей, смежных с психологией (физиологии, медицины, анатомии, философии, логики и др. Словарь предназначен для научных работников, переводчиков, преподавателей, аспирантов и студентов психологических факультетов.

Предлагаемый «Англо-русский словарь по психологии» является первой попыткой обобщить и систематизировать накопленный опыт по переводу англоязычной психологической литературы. Актуальность создания такого словаря единодушно признается всеми специалистами. Действительно, без ознакомления со все растущим объемом работ по психологии, издаваемых на английском языке за рубежом, трудно критически оценить и усвоить новейшие достижения в этой области. В ходе работы над словарем возникли большие сложности теоретического и практического плана. Видимо, следует остановиться на этом подробнее, так как объем и структура словаря непосредственно связаны с их решением.

В. настоящий словарь включена наиболее употребительная терминология по упомянутым разделам. Вторая проблема касается отделения терминов от нетерминов, четкой границы между которыми, как известно, провести нельзя. При отборе словника терминами считались:. а) слова, используемые исключительно в языке науки, в данном случае—психологии, для обозначения научных понятий. Это слова типа conditioning—формирование условных рефлексов, научение, frustration — фрустрация, abience —избегание, реакция избегания;.

б) слова общелитературного языка, используемые в психологических текстах в несколько ином значении (напр. learning—научение, runway—зоопсих. коридор между стартовой и финишной камерой);. в) слова общелитературного языка, используемые как термины (напр. emotion—эмоция, memory—память);. г) слова-термины, созданные из морфем латинского происхождения (напр.

palinmnesis—ретроградная память, palilalia—словесная персеверация). Эти слова могут принадлежать к разным частям речи, но подавляющее большинство их—имена существительные, так как основная функция термина—быть единицей номинации. Наряду с терминами-словами в психологической терминологии много терминов-словосочетаний, состоящих в основном из двух компонентов. В словарь они включались по ведущему компоненту, являющемуся их лексико-грамматическим центром. Третья проблема—это проблема отношения к «авторским» терминам. Поскольку психологическая терминология еще находится в стадии становления, многие психологи создают свои термины и даже целые системы терминов.

Их перевод и понимание обычно вызывают большие затруднения. В словарь включены «авторские» термины психологов, взгляды и идеи которых получили значительное распространение, оказали и продолжают оказывать заметное влияние на развитие соответствующих областей психологии. Среди них следует отметить К.

Левина, З. Фрейда, К. Юнга и др.

Критерием для включения «авторских» терминов в словарь служил факт фиксации их в имеющихся англоанглийских толковых психологических словарях. В словарях такого рода термины неизменно сопровождаются пояснением, указывающим на их принадлежность конкретному автору. Четвертая проблема касалась отношения к «варваризмам». По возможности они исключались из словаря.

Вместе с тем влияние на английскую и американскую психологию ряда иноязычных психологических школ было и остается столь сильным, что англоязычные авторы продолжают включать без всякого изменения и пояснения такие термины-варваризмы в текст своих работ. Например, это относится к таким терминам немецкой гештальтпсихологии, как Anregung —. побуждение, стимул; Anschauung — созерцание; Antrieb — побуждение, импульс.

Термины-варваризмы включались в словарь с соответствующими пометами (нем. —немецкий язык, фр.

—французский язык и т. ) лишь в том случае, если они зафиксированы в имеющихся англо-английских толковых психологических словарях. Пятая проблема связана со сложностями перевода включенных в словарь терминов. Поскольку понятийный аппарат советской и зарубежной психологии не всегда совпадает, дать английскому термину русский термин-эквивалент оказалось не всегда возможным.

В тех случаях, когда соответствующие термины в русской психологической терминологии отсутствуют, толкование английского термина дается описательно. В словаре принята американская система орфографии. В конце словаря даются списком сокращения и условные обозначения, используемые в англоязычной психологической литературе, а также основных монографиях и периодических изданиях, по которым проводился отбор английской психологической терминологии. Словарь предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также для переводчиков психологической литературы. Во всех случаях, когда включенные в данный словарь термины не фиксировались ранее англо-русскими словарями и справочниками, автор обращался за помощью к специалистам, работающим в соответствующих областях.

За ценные консультации выражается глубокая признательность преподавателям факультета психологии Ярославского университета проф. М. С. Роговину, доц. А.

И. Давыдову, докт. психол. наук А. В.

Карпову, канд. психол. наук В. А. Мазилову, канд. психол.

наук В. И. Чиркову и др. а также сотрудникам Института психологии РАН И. О. Александрову, В. А.

Барабанщикову, М. В. Бодунову, А.

К. Боковикову, А. В. Брушлинскому, С. К.

Солодкову, Н. В. Тарабриной и др. Большую помощь и содействие на всех этапах работы оказывали руководство факультета психологии, кафедра иностранных языков Ярославского университета и член-корр. АПН РФ, докт. психол. наук В.

Д. Шадриков. Научное редактирование словаря осуществлено член-кор. АН СССР, докт. психол. наук Б. Ф.

Ломовым. Все критические замечания и предложения просим направлять по адресу: Издательство «РУССО», 117071, Москва, Ленинский пр-т, д.

15, оф. 323. Тел. /факс 237-2502. О пользовании словарем. Ведущие термины расположены в алфавитном порядке, при этом термины, состоящие из слов, пишущихся через дефис, следует рассматривать как слитно написанные слова.

Для составных терминов принята алфавитно-гнездовая система. По этой системе термины, состоящие из ведущих и определяемых слов следует искать по ведущим словам.

Например, термин age group следует искать в гнезде group. При этом основное слово в гнезде заменяется тильдой (-). Исключение составляют те случаи, когда в составном термине второй компонент иностранного происхождения вне составного термина не употребляется, как, например, laissez fair фр. невмешательство, попустительство. Такого рода составные термины включены в словарь по первому компоненту.

Пояснения к русским переводам даны в круглых скобках. Например, phenylpyruvic amentia фенилкетонурия (слабоумие, обусловленное недостатком одного из энзимов). В круглых скобках дана и факультативная (необязательная) часть английского термина и русского перевода.

Например, altitude (training) chamber барокамера. Синонимы английского термина и перевода помещены в квадратные скобки. Слово или группа слов в квадратных скобках могут быть употреблены вместо слова или группы слов, стоящих непосредственно перед скобками.

Например, perception [perceptive, perceptual] mechanism можно читать perception mechanism, perceptive mechanism, perceptual mechanism. Во избежание повторения толкования синонимичных терминов даются ссылки.

Например, mass activity см. mass action. В переводах принята следующая система разделительных знаков: близкие значения отделены запятой, более далекие—точкой с запятой, различные значения — цифрами, а различные части речи с одинаковым семантическим содержанием разделены параллельками (//). Список помет и условных сокращений. окует.

Источник:
Глоссарий психологических терминов
Словарь содержит около 34 000 терминов по общей, социальной, инженерной, педагогической психологии, психофизике, патопсихологии и др. Словарь содержит около 20 000 терминов по общей,
http://medicbolotov.weebly.com/blog/anglijskij-slovarj-psihologicheskih-terminov

Глоссарий психологических терминов

Здесь Вы найдете словарь терминов по психологии. Глоссарий психологических терминов многое другое в онлайн журнале Психолоджи ( Psychologies).

  • Психологический словарь терминов. Современное состояние психологической науки. Новые психологические термины, значение психологических.
  • Немов Р. Психология скачать электронные книги. ЗАРАЖЕНИЕ — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к.
  • Краткий словарь психологических терминов. психологическая энциклопедия включает в себя более тридцати словарей глоссариев справочников по.
  • Крук Инна — Толковый словарь психиатрических терминов, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt :: Электронная библиотека.

В словаре представлены толкования основных терминов и понятий, клинической психологии Киевского НИИ общей и судебной психиатрии.

Главная Для неспециалистов Словарь психиатрических терминов Словарь Агорафобия (МКБ 300.2) –в настоящее время термин используется для.

Краткий словарь психологических терминов. психологическая энциклопедия включает в себя более тридцати словарей глоссариев справочников по психологии психиатрии возможность поиска по отдельным или всем словарям.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.

Психологический словарь, термины на букву А. А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я · Агнозия · Агнозия зрительная · Агорафобия.

1. Вадим Моисеевич Блейхер, Инна Вадимовна Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. (около 3000 терминов, 1995 г.) Оглавление.

Источник:
Глоссарий психологических терминов
Здесь Вы найдете словарь терминов по психологии. Глоссарий психологических терминов многое другое в онлайн журнале Психолоджи ( Psychologies). Психологический словарь терминов. Современное
http://lizisvetaberdo.weebly.com/blog/slovarj-psihologicheskih-terminov-onlajn

(Visited 14 times, 1 visits today)

CATEGORIES