Глоссарий по возрастной психологии

Возрастная психология (стр

ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

4ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА

СЕГМЕНТ 1. 2.1 О младенцах от 0 до 2-х лет

Сегмент 2. 2.2 О раннем детстве от 2-х до 4-х лет

Сегмент 1. 3.1 О середине детства от 5 до 7 лет

Сегмент 2. — 3.2 О конце детства от 8 до 12 лет

Сегмент 3. – 3.3 О подростках от 13 до 17 лет

Сегмент 1 — 4.1 Юность (18-22 года)

Сегмент 2. — 4.2 Переход от юности к взрослению ( 23-30 лет)

Сегмент 3. — 4.3 Переходный возраст (30-35 лет)

ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Сегмент 1. — 6.1 О пожилом возрасте (51-65 лет)

Сегмент 2. – 6.2 О старости (старше 65 лет)

“Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку”, — говорил дурак.

“Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю”,

“Чем больше я узнаю, тем больше я люблю”, — говорил человек.

Проблемы возрастной психологии подчинены основной теме – становлению человека, формированию жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование в непростом, постоянно меняющемся мире.

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотник обнаружил мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень разны:при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого ореха подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

В начале XIX века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, — следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя.

Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. История Виктора порождает серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы.

Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или же приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал» и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции и его мотивации тоже были иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный багаж, необходимый для того, чтобы вести себя как подобает человеку?

Тем не менее, он относительно быстро научился передвигаться на двух ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное, овладел, хотя и в зачаточной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна.

Какова же роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума? Это один из вопросов, лежащих в основе понимания человеческого поведения.

Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нем известно? Был ли он нормальным или нет?

Безусловно, да — до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел выжить на протяжении стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации к этому образу жизни. Но люди, ежедневно соприкасавшиеся с Виктором после того, как тот был найден, утверждали обратное, поскольку он жил и реагировал не так, как они. Вот еще одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать поведение человека: на какие критерии следует опираться при определении нормы? Нередко мы обращаемся к своим собственным схемам мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В этом случае мы легко можем посчитать сумасшедшим того, кто ведет себя в соответствии с обычаями, присущими другим культурам, как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы перестаем его понимать. Но существуют ли абсолютные критерии?

Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания общей психологии человека, и, в том числе, возрастной психологии, когда речь идет о развитии любого человека в разные периоды его жизни.

Каждый человек неповторим. Уже в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения — результатов непрерывного взаимодействия трех факторов: генетического наследства, культурной среды и, в особенности, обстоятельств жизни, определяющих уникальность человека еще в большей степени, чем два первых фактора.

Каждому возрасту присущи свои психофизиологические особенности. Рассматривая развитие человека, можно подробно останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построено большинство руководств по возрастной психологии. В таких руководствах делается попытка дать возможно более точное представление о каждом периоде жизни человека путем описания его физических, умственных, аффективных и социальных аспектов; после рассмотрения одного жизненного периода по такой же схеме описывается следующий. Хотя такой подход к описанию истории личности и позволяет получить целостное представление о ее развитии в данном возрасте, все же он не дает непрерывной картины эволюции каждой из сторон личности на протяжении жизни.

Вот почему обычно исследователи возрастной психологии рассматривают, как эволюционируют от рождения до смерти различные особенности индивидуума, акцентируя внимание на критических периодах этой эволюции. В первую очередь прослеживается ход физического и полового развития человека с момента рождения до смерти, затем точно так же рассматривают его умственное и нравственное развитие, а потом останавливаются на различных подходах к изучению развития личности и, наконец, на социальном развитии человека.

Определение возрастной психологии, как науки.

Место возрастной психологии в повседневной жизни людей.

Вечные проблемы возрастной психологии.

Возрастная психология — это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов-отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст — от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология — это о стариках). Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить. Кроме того, появляется вечный философский вопрос — вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

Источник:
Возрастная психология (стр
Наука "возрастная психология". Раннее детство: до 4-х лет. Психология детства 5-12 лет. О подростках 13-17 лет. От юности (18-22) к взрослению (23-30). Переходный возраст (30-35). Психология зрелого возраста. Старость: пожилые 51-65, старше 65 лет.
http://mirznanii.com/a/197318/vozrastnaya-psikhologiya

Возрастные кризисы 3

Общие признаки возрастных кризисов………………………………………..9

2 Характеристика возрастных кризисов различных периодов развития………..13

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому специалистов – психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и т.д. Поэтому и возникло такое направление в общей психологии как возрастная психология, которая изучает особенности развития психики на различных возрастных этапах.

Кризис — это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Есть ряд так называемых нормативных кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис одного года, трех лет, переходного возраста.

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все они связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа «Зачем я живу? Для кого?» Вторая важная черта кризиса — это проблема личной свободы, борьба за нее на всех этапах жизни.

Вход в кризис — это начало этого математического уравнения. Главное — правильно сократить компоненты уравнения, найти эквивалентный обмен.

1. Психологическая характеристика возрастных кризисов

Возрастные кризисы – условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

1.2.Общие признаки возрастных кризисов

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З.Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л.Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец). 2

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов,

крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить

момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея;

трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время по-

служила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается

строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание

количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это

время связана с мучительными переживаниями;

негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в

отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная,

нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько

теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические

периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Л. С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (напри-

мер, чувства голода);

Кризис не относится к числу острых.

острый интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он

выглядит в глазах других. У девочек проявляется интерес к нарядам; мальчики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в

конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет:

негативизм — реакция не на содержание предложения взрослых, а на

то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки

упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

своеволие — стремится все делать сам;

протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает

ругаться, дразнить и обзывать родителей;

деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис семи лет напоминает кризис одного года — это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как ин­туитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

снижение продуктивности в учебной деятельности;

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем

это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из

семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это

трудное и острое протекание наблюдается у 20 % подростков;

ребенок — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %;

негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностносмысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. 1

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середины жизни» и кризис старости. Самая большая сложность в организации психологической поддержки взрослых – это нацелить человека на работу с самим собой. Достаточно часто наблюдается проекция кризиса на окружение, и в этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. 1

Проблема кризисов – одна из мало разработанных, перспективных и актуальных проблем психологии. Л иния человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их структура, психологическое содержание, динамика протекания, вероятные пути выхода их них. Также рассмотрены особенности каждого из возрастных кризисов детства и взрослости.

Источник:
Возрастные кризисы 3
Тема: Возрастные кризисы 3. Тип: Реферат. В работе есть: приложения 6 шт. Язык: русский. Разместил (а): Голодный. Размер: 42 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому специалистов – психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и т’
http://www.coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B_3

Глоссарий по возрастной психологии

— закономерности развития и роста детей от рождения до юношеского возраста; а также

— феномены зрелости, старения, психологию зрелого и старого возрасти и др.

Гештальтпсихология — направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов.
Зоопсихология — раздел психологии, исследующий отражение действительности мозгом животных, особенности их поведения в конкретных проявлениях, эволюционном и индивидуальном развитии.
Нейропсихология — раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга.
Общественные науки — совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.
Парапсихология — направление в психологии, изучающее:

— экстрасенсорные способы приема и передачи информации; и

— формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма.

Психобиология — дисциплина, изучающая проблемы, требующие психологического и биологического анализа.
В концепции психобиологии А.Майера психические заболевания являются индивидуальными динамическими реакциями человека, возникающими вследствие чрезмерных напряжений, конфликтов, вызванных биологическими и социальными причинами.
Психогенетика — дисциплина, предметом которой является исследование процесса формирования индивидуальных психических особенностей человека.
Психогигиена — наука, лежащая на стыке медицинской психологии и медицины и нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека.

От греч.Psyche — душа + Diagnostikos — способный распознавать

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психотерапия — комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека с целью:

— психологической коррекции психики людей с психическими расстройствами;

— психологической помощи психически здоровым людям при решении их проблем.

Различают клиническую и личностно-ориентированную психотерапию.
Психофизиология — область психологии и физиологии, изучающая объективно регистрируемые сдвиги физиологических функций, сопровождающих психические процессы восприятия, запоминания, мышления, эмоций и т.п.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности:

— поведения человека в социальной организации;

— взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;

— развития нравственно-психологического климата в коллективе;

— возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений;

— возникновения и разрешения межличностных конфликтов;

— лидерства и индивидуального стиля деятельности;

— поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.

Специальная психология — отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями психического развития.
Трансакционный анализ — направление в психологии, разработанное в 1950-е года Э.Берном и включающее:

— структурный анализ (теория эго-состояний);

— собственно трансакционный анализ деятельности и общения;

— анализ психологических игр;

— скриптоанализ = анализ жизненного сценария (скрипта).

Уголовная психология — отрасль психологии, исследующая психическую структуру личности правонарушителя: личность в ее совокупности и характер преступника, а также его психическое отношение к преступлению.

От З.Фрейд — 1856-1939, австрийский психолог и психиатр

— Сознание — Предсознательное — Бессознательное (1905г.); или

— Я — Оно — Сверх Я (уточненная концепция, 1920-е).

Фрейдизм трактует психику человека как сферу господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию, которые:

— маскируясь, проникают в сознание, постоянно угрожая единству «Я»;

— определяют формирование личности и ее поведение;

— становятся причиной неврозов и психозов.

Экзистенциальная психология — направление в гуманистической психологии, исходящее из уникальности личного опыта конкретного человека несводимого к общим схемам.

— изучающая психологические явления и процессы, связанные с производственными отношениями; и

— решающая задачи повышения эффективности экономической деятельности людей психологическими методами.

Источник:
Глоссарий по возрастной психологии
— закономерности развития и роста детей от рождения до юношеского возраста; а также — феномены зрелости, старения, психологию зрелого и старого возрасти и др. Гештальтпсихология —
http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPxo)urujo9

Глоссарий по возрастной психологии

При подготовке подборки использовались самые различные источники.

Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Автономная речь(Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.) — один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

Акселерация(от лат. aссеleratio — ускорение) — наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.

Аффективные дети — дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение. Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей. Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других — снижение уровня притязаний, сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера.

Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С.Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и кризис юношеский.

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С.Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Капризы детей — стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что-то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.

Латерализация функций головного мозга — процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. Для человека характерно, что специализация полушарий мозга происходит вплоть до 14-16 лет. До 12 лет еще не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий мозга, поэтому при поражении левого полушария не происходит нарушений речевой деятельности. Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности полушарий в отношении речи, слуха, зрения, право- или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых центров.

Младенческий возраст — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка.

Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З.Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э.Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б.Эльконина — смена ведущих типов деятельности.

Пренатальное развитие — внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

Сензитивные периоды развития(от лат. sensus — чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

Сенсорный эталон — понятие, разработанное А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.

Этап первого полугодия — период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями.

Этап второго полугодия — период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативно-деловым. В рамках этого ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами.

Источник:
Глоссарий по возрастной психологии
При подготовке подборки использовались самые различные источники. Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во
http://babyborn.narod.ru/glossary.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

CATEGORIES