Глоссарий по общей психологии

Библиотека Гумер

— обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.

— игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше.

— действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

— приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

— сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях

— неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.

— одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

— нарушение памяти: ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия — забывание травмирующих событий.

— отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

— сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

— безразличие ко всему.

— зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

— деятельность психики на основе образования ассоциаций.

— повышенная утомляемость и раздражительность.

— стереотипное достраивание образа

— уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

— непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверх сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

— действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.

— непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям.

— избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.

— психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

— типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы.

— полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

— личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.

— подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

— изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

— оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: — произвольное — связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; — постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

— представляет собой средство мышления в уме.

— готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

— внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

— самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата.

— это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

— локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

— отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.

— разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.

генетическая конструкция организма индивида.

состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

— общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами.

совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, которые присущи различным этапам развития группы.

— длительное пребывание группы в ограниченном пространств отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях.

— выработка общего группового мнения у какой-либо категории людей.

ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

групповой выбор одной из альтернатив поведен со сдвигом к определенному риску.

объединение в группу по интеллектуальному уровню развития когда индивидуальные мотивы деятельности совпадают с общими социальными ценностями.

— негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.

— превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации.

господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

отношение человека к себе и отношение к нему общества.

система высших нематериальных ценностей.

негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

— цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.

процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.

— регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях.

— состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.

— самоотнесение субъекта к определенной социальной- группе.

психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

своеобразие психики отдельного человека.

— совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

— устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

— сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

— эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием.

— метод исследования жизненного пути и психологического времени конкретной личности.

представляет качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности.

— смысловой аспект социального взаимодействия.

— стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц.

— рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

— возникшие ложные воспоминания.

— столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны.

— организационно замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, которая действует на основе узкогрупповых интересов.

— скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

— систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод.

— признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с

принятием им решения в определенных ситуациях.

— приоритет в межличностных отношениях.

— индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

— склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

— идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

— погружение сознания в предмет или представление, достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации.

— смысл совершения какого-то действия.

— потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении.

— рациональное объяснение субъектом причин своего поведения.

— обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

— полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений

— состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психической ослабленности.

— неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

— психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия неврастения невроз навязчивых состояний.

— состояние эмоциональной неустойчивости и тревожности.

— немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям друг людей, часто возникающий во время возрастных кризисов.

— общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении.

— психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

раздел психологии, изучающий психические особенное лиц. страдающих умственной отсталостью.

— способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями.

совокупность отличительных свойств конкретного объекта, на основании которых и происходит его опознание.

определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования.

— соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности, социальному контролю.

отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения.

психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

— процесс сохранения и организации опыта.

— безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью.

— опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

вызывающие обострение самосознания или личностной самоанализа.

— положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения.

— постижение значения и смысла какого-то явления.

величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений.

— сознательный акт поведения индивида.

— источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния.

образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

— установка, которая блокирует адекватное отражение определенных явлений.

— стартовый элемент сложного волевого действия.

— осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.

противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

— субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

— состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида.

временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности.

— глубокое патологическое нарушение человеческой психики.

— наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

— патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности.

— химические соединения и природные продукты, которые могут повлиять на изменение психики, к их числу относятся успокаивающие, стимулирующие активность, дезорганизующие и т. д.

— наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами.

— функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.

— приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния.

разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.

субъективная оценка явления по определенной шкале.

— уменьшение напряжения, расслабление.

самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения.

— социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.

— целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.

— представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

— повышение сенсорной чувствительности в процессе упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

— предел ее работоспособности.

— высшая форма психики, которая присуща человеку.

— отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

— графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью осиометрического теста при исследовании межличностных отношений.

— отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.

индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.

упрошенный и устойчивый образ социального объекта.

— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

— негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения.

— характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности — скорости и интенсивности различных реакций.

— социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

— конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

— совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

— теория и практика организации познавательного поиска в ннформацнонно дефицитных исходных ситуациях.

— сила внешнего проявления чувств конкретного субъекта.

импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления.

свойство индивида, характеризующее преимущественное отражение и качество эмоционального состояния.

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие — признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

— общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении.

Источник:
Библиотека Гумер
Библиотека Гумер — книги для студентов и преподавателей
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Termins/term.php

Глоссарий по общей педагогике

Авторитарность (от лат. аutoritas – влияние, власть) – соц.психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитарное воспитание – тип воспитания, применяющий формы взаимодействия взрослого и ребенка в педагогическом процессе, имеющие элемент долженствования.

Адаптация социальная – гибкое приспособление индивида к условиям социума.

Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разнообразных способностей и возможностей, включающая в себя весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических. Впервые создана Е.А.Ямбургом в форме многопрофильного комплекса № 109 г.Москвы.

Аккредитация – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам сертификата государственного образца об определенном уровне образования, на включение в систему централизованного государственного финансирование и на пользование гербовой печатью. Свидетельство об аккредитации выдается на основании лицензии и свидетельства об аттестации образовательного учреждения.

Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

Активность личности (от лат. Activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества: проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Актуализация – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.

Алгоритм– предписание, задающееся на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

Андрогогика– 1) новое название педагогики; 2) раздел педагогики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека. Основоположник — К.Д.Ушинский, он ввел этот термин в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Антропоцентризм – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией. Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н.Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационной, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогами (организаторами внеклассной работы) разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом.

Воспитание– 1) в широком соц. смысле – социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов; 2) в широком педаг. смысле – целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами (в этом смысле понятие «воспитание» тождественно понятию «образование»); 3) в узком педаг. смысле – специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего – нравственных. В этом смысле употребляется как «чистое» воспитание (термин А.С.Макаренко).

Воспитательная система школы – совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления.

Государственный образовательный стандарт – 1)основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. 2)основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3)обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания.

Гуманистическое воспитание – воспитание, в основе которого – опора на мотивационный компонент психики, — либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).

Движущие силы процесса воспитания – постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия между возможностями развивающейся личности и требованиями со стороны социума, ближайшего окружения (внешние противоречия); либо между возможностями и потребностями личности (внутренние противоречия).

Дидактика – теория образования и обучения; отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека.

Дифференциация в обучении и воспитании — выделение определенных типологических групп учащихся и разработка применительно к этим группам специфических приемов, способов, методов обучения и воспитания, построение определенной логики изучения учебного материала, применение специфических методов контроля, оценивания и т.д.

Зона ближайшего развития (ЗБР)– расхождение между уровнем актуального развития (ребенок может решить задачу самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основании учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т.д.

Коллектив(от лат. сollectivus –собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, определенной структурой. А.С.Макаренко выделены признаки, этапы и принципы развития коллектива.

Коллективное творческое дело (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики, разработанной И.П.Ивановым. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное планирование дела посредством «мозгового штурма», творческое коллективное выполение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Коменский Ян Амос (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель, основоположник педагогики как науки. Основные труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Разработал возрастную периодизацию (детство – до 6 лет, отрочество – до 12 лет, юность – до 18 лет, возмужалость – до 24 лет), дал научное и теоретическое обоснование педагогических принципов (природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала), разработал научные основы классно-урочной системы, создал первые в мировой практике учебники для первоначального обучения «Открытая дверь всех языков», «Чувственный мир в картинках».

Методы воспитания – общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Натурцентризм — научная концепция (система взглядов) на воспитание, в которой целью воспитания является раскрытие задатков, заложенных природой. Основной принцип – дифференциация обучения и воспитания.

Образовательный ценз – обязательный уровень образования, принятый и закрепленный законодательными актами на данной территории в данное время.

Обучение – целенаправленный и специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов), формирование мировоззрения, развития потенциальных возможностей и опыта творческой деятельности обучаемых в определенной предметной области.

Парадигма педагогическая (от греч. рaradeigma – пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. ученым Т.Куном.

Полипарадигмальность — признание допустимости существования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели формирования личности, а, соответственно, — и модели образовательного процесса, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания, отличающиеся между собой принципиально как по целям и содержанию, законам и закономерностям, так и по механизму действия и проявления, а, следовательно, — и по результату.

Принципы педагогические – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Впервые разработаны Я.А.Коменским. К числу наиболее известных относятся принципы доступности, наглядности, систематичности и последовательности, научности и пр.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее индивидуальной деятельности по освоению окружающего мира.

Содержание образования и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношения и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей воспитуемых, формирование их мировоззрения, морали, поведения.

Социоцентризм— научная концепция (система взглядов), в основе которой – социальный заказ на формирование личности. Основные принципы – унификация, оптимизация, интенсификация образовательного процесса, опора на универсальные законы развития личности.

Теоцентризм — научная концепция (система взглядов), в основе которой объективно-идеалистическое понимание человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа. Основная цель воспитания – движение к объективному Абсолюту (универсальному и неизменному), основной принцип воспитания – духовность.

Управление образованием – 1) как организация – сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры федерального, регионального, муниципального управления образованием, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) как процесс – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У.О. включает в себя: планирование, организацию, руководство и контроль.

Урок– динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени. Отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим – структуру учебного года.

Учебная программа– нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих освоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У.п. бывают типовые, вариативные, рабочие, модифицированные, авторские. Существует два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

Философия воспитания– раздел педагогики, занимающийся разработкой метапедагогических проблем воспитания в зависимости от философского осмысления и понимания сущности, природы и смысла человеческого существования.

Формирование личности– первый этап развития личности, процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды.

Школа– социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности, государства.

*Глоссарий составлен на основе Педагогического словаря (Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь., М.: ACADEMA, 2000).

Источник:
Глоссарий по общей педагогике
Авторитарность (от лат. аutoritas – влияние, власть) – соц.психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и
https://studopedia.ru/9_58401_glossariy-po-obshchey-pedagogike.html

Глоссарий по общей психологии

Шизофрения (англ. schizophrenia; от греч. schizo – расщепляю, раскалываю + phren – душа) – психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций. В качестве единого заболевания это расстройство было выделено нем. психиатром Э. Крепелином (1896), который назвал его dementia praecox (раннее слабоумие). Рос. психиатр В. Х. Кандинский (1887) описал подобное заболевание под названием «идеофрения», а С. С. Корсаков (1891) – под названием «дизнойя». Название «Ш.» дал швейцарский психиатр Э. Блейлер.

Риск заболевания Ш. особенно высок в подростковом возрасте (в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни). На возраст 10–19 лет приходится 31–32 % дебютов Ш.; риск заболевания у мальчиков в 1,5 раза выше, чем у девочек.

Для объяснения основных механизмов развития Ш. предложен ряд гипотез. В соответствии с концепцией психогенеза, в основе заболевания лежат психотравмирующие факторы, действующие, как правило, в раннем детском возрасте, а также неблагоприятные соц. условия развития ребенка.

Согласно концепции аутоинтоксикации, ведущая роль в патогенезе Ш. отводится нарушениям обмена веществ. В дальнейшем эта концепция была развита в мембранотропную гипотезу, согласно которой одним из существенных звеньев патогенеза Ш. является нарушение клеточных мембран головного мозга, что приводит к нарушению углеводно-энергетического обмена нервных клеток, накоплению биогенных аминов и нарушению процесса проведения нервного импульса. В ряде исследований было показано, что при Ш. уменьшено число межсинаптических контактов в отдельных участках головного мозга по сравнению с нормой. Согласно аутоиммунной концепции, Ш. вызывается действием тканевых антигенов головного мозга на нервные клетки. В соответствии с допаминовой гипотезой, Ш. вызывается избытком допамина (медиатора лимбической системы) в определенных структурах мозга.

Источник:
Глоссарий по общей психологии
Шизофрения (англ. schizophrenia ; от греч. schizo – расщепляю, раскалываю + phren – душа) – психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к
https://testometrika.com/glossary/schizophrenia/

Глоссарий по общей психологии

Интуиция (англ. intuition от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).

И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта, называемое «хорошей И.».

Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом «шаге») может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см. Мышление дискурсивное). Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.

Добавление ред.: Понятие о непосредственном познании (в смысле отсутствия логических умозаключений, т. е. недискурсивном), происходящем как мгновенное постижение (узрение, озарение) истины, было введено древнегреч. философами (эпикурейцы, Филон Александрийский и Плотин) под именем «эпиболэ». Боэций в V в. перевел это слово на лат. язык словом intuitus. Этот перевод позднее вошел в философскую традицию (особенно благодаря Канту) и перешел в психологию.

Источник:
Глоссарий по общей психологии
Интуиция (англ. intuition от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных
https://testometrika.com/glossary/intuition/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES